1.
ПОЮ1, поюсь, поёшь, поёшься. наст. вр. от петь, петься.
2.
ПОЮ2, поишь. наст. вр. от поить.
глаг. (греч. ᾄδω) воспеваю, прославляю в песнях. Пойте Господеви в гуслех, в гуслех и гласе псаломском (Пс. 97, 4-5).
I пою́
петь, диал. пе́ю, пе́ешь, укр. пíяти, пíю, блр. пець, пе́ю, др.-русск. пѣти, пою, ст.-слав. пѣти, поС ᾄδειν, ψάλλειν (Супр.), болг. поя́, пе́я, сербохорв. пjе̏вати, словен. pẹ́ti, pójem, чеш. pěti, pěji, zpívati, слвц. sрiеvаt᾽, польск. рiаć, pieję, śpiewać, др.-польск. рiеć, роję, в.-луж. spěwać, н.-луж. spiwaś. Отсюда певе́ц, пету́х, пе́сня.
Дальнейшие сближения недостоверны. Предполагали связь с греч. παιάν, ион. παιήων, атт. παιών, -ῶνος "пеан, гимн в честь Аполлона, который начинается словами ἰη παιήων"; см. Шрадер-Неринг 1, 187; Видеман, ВВ 28, 38; Младенов 540, но ср. Буазак 738 (с литер.); Гофман, Gr. Wb. 249. Кроме этого, сравнивали с гот. fаiаn "порицать, осуждать", греч. ἔμπαιος "сведущий, понятливый" (Траутман, Germ. Lautg. 32; Видеман, там же); против см. Уленбек (РВВ 30, 273), Файст (135 (с литер.)), Гофман (там же). [Слав. pěti, роjǫ должно объясняться как первонач. каузатив от глаг. piti, русск. пить, ср. тождество форм пою́ "даю пить" и пою́ "издаю голосом музыкальные звуки". Переход значений "поить" > "петь, воспевать" восходит, т. обр., к языческому обряду жертвенного возлияния. Ср. родство др.-инд. juhóti "льет" и hávatē "призывает". См. Трубачев, ВСЯ, 4, 1959, стр. 135 и сл.; то же см. "Slavistična Revija", 11, 1958, стр. 225 и сл. - Т.]
II пою́
пои́ть, см. пои́ть.
ПОЮЗЖАТЬ, -жу, -жишь; сов., кого-что с чем, на чем и без доп.
Использовать, употребить, попользоваться.
Можно твою книжечку поюзжать?
Я тебя с этим делом поюзжаю.
От юзжать.
сов. неперех. разг.
В течение некоторого времени совершить действие, названное соответствующим беспрефиксным глаголом.
поюли́ть, поюлю́, поюли́м, поюли́шь, поюли́те, поюли́т, поюля́т, поюля́, поюли́л, поюли́ла, поюли́ло, поюли́ли, поюли́, поюли́вший, поюли́вшая, поюли́вшее, поюли́вшие, поюли́вшего, поюли́вшей, поюли́вших, поюли́вшему, поюли́вшим, поюли́вшую, поюли́вшею, поюли́вшими, поюли́вшем, поюлённый, поюлённая, поюлённое, поюлённые, поюлённого, поюлённой, поюлённых, поюлённому, поюлённым, поюлённую, поюлённою, поюлёнными, поюлённом, поюлён, поюлена́, поюлено́, поюлены́
ПОЮРОДСТВОВАТЬ, поюродничать, прикидываться несколько времени юродивым, напустить на себя дурь, юродство.
поюро́дствовать, поюро́дствую, поюро́дствуем, поюро́дствуешь, поюро́дствуете, поюро́дствует, поюро́дствуют, поюро́дствуя, поюро́дствовал, поюро́дствовала, поюро́дствовало, поюро́дствовали, поюро́дствуй, поюро́дствуйте, поюро́дствовавший, поюро́дствовавшая, поюро́дствовавшее, поюро́дствовавшие, поюро́дствовавшего, поюро́дствовавшей, поюро́дствовавших, поюро́дствовавшему, поюро́дствовавшим, поюро́дствовавшую, поюро́дствовавшею, поюро́дствовавшими, поюро́дствовавшем
ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ - «ПОЮ́ЩИЕ ГИТА́РЫ», российский вокально-инструментальный ансамбль. Первый в истории отечественной популярной музыки профессиональный коллектив, давший имя всему жанру ВИА и послуживший образцом для многочисленных последователей и эпигонов.
Группа появилась в середине 1960-х гг. в Ленинграде, когда Анатолий Васильев (выпускник дирижерско-хорового отделения Ленинградской консерватории, в прошлом известный джазмен, а в 1957-65 гитарист ансамбля «Дружба» п/у А. Броневицкого) приблизить советскую эстраду (см. ЭСТРАДА) к западным стандартам. В составе: Анатолий Васильев (гитара, вокал); Евгений Броневицкий (бас, вокал); Владимир Калинин (гитара, вокал); Лев Вильдавский (фортепиано); Галина Баранова (вокал); Сергей Лавровский (барабаны) «Поющие гитары» опробовали свою программу на посетителях черноморских турбаз, а в ноябре 1966 официально - с успехом - представили ее на одной из наиболее популярных площадок города - в Механическом институте. На том этапе программа состояла из инструментальных номеров и гитарных обработок популярных мелодий («Полюшко-поле», «Тачанка» и т. п.), сделанных Васильевым, песен разных авторов (в частности, Андрея Петрова), а также звезд бит-музыки (см. БИТ-МУЗЫКА); их сильными сторонами были эффектное вокальное многоголосие и остроумная театрализация многих песен. Следующие полтора года шло интенсивное формирование репертуара группы и ее состава.
В 1968 на «Мелодии» вышла первая пластинка ансамбля, основу которой составили инструментальные пьесы Васильева в манере британских бит-групп и несколько вокальных номеров, в том числе их первый хит «Сумерки». Летом 1969 в группу пришел клавишник и певец Юрий Антонов (см. АНТОНОВ Юрий Михайлович), песни которого помогли «Поющим гитарам» существенно обновить свой репертуар.
Изменение политического и культурного климата в СССР на рубеже 1960-70-х гг. отразилось и на коллективе. Группа больше не записывалась и не выступала в столицах, месяцами гастролируя по провинции. Состав продолжал меняться. В творческом отношении это был далеко не лучший период в истории коллектива. В целом в это время «Поющие гитары» все дальше отходили от первоначальной концепции - исполнять собственную или оригинально обработанную музыку. Репертуар с течением времени заполнили конъюнктурные и безликие поделки многочисленных ремесленников от эстрады, стремившихся заработать на интересе молодежи к новому жанру. Коллектив создал универсальную формулу для сотен ВИА, появившихся в конце 60-х и первой половине 70-х гг. Сохраняя - чисто формально - внешние признаки рок-группы (см. РОК-МУЗЫКА) (инструментарий, состав, усиление звука, коллективный вокал, некоторые аранжировочные приемы), большинство ВИА едва ли представляло интерес с художественной точки зрения.
Стремясь уйти от рутины и собственных штампов, в середине 1970-х гг. группа обратилась к крупным формам, поставив вернувшие им успех первые в отечественной истории зонг-оперы (см. РОК-ОПЕРА) «Орфей и Эвридика» (1975) и «Фламандская легенда». Для участия в театральных постановках состав группы был радикально обновлен: пришли вокалисты А. Асадуллин, В. Цакадзе и И. Понаровская (см. ПОНАРОВСКАЯ Ирина Витальевна), гитаристы С. Шнейдер и Валерий Бровко, бас-гитарист В. Васильев и барабанщик А. Герштейн. «Орфей и Эвридика» была записана на пластинку и вышла двойным альбомом (1980).
Следующий театральный опыт (мюзикл (см. МЮЗИКЛ) «Скачки») оказался неудачным, уход ведущих исполнителей и хроническая текучесть состава пагубно отразились на художественном уровне спектаклей; попытка вернуться на сцену с песенной программой тоже не добавила группе популярности. В начале 1980-х гг. группу покинул и сам Васильев. В 1986 ансамбль (уже с новым художественным руководителем А. Федченко) поставил собственную версию рок-оперы (см. РОК-ОПЕРА) А. Рыбникова (см. РЫБНИКОВ Алексей Львович) и А. Вознесенского (см. ВОЗНЕСЕНСКИЙ Андрей Андреевич) «Юнона и Авось», а в 1988 на базе «Поющих гитар» был создан музыкальный театр «Рок-Опера» с ориентацией на постановку крупных произведений (опер, мюзиклов и т. п.). Первым опытом в этом новом качестве стала русскоязычная версия рок-оперы Э. Ллойд Веббера (см. ЛЛОЙД ВЕББЕР Эндрю) и Т. Райса «Jesus Christ Superstar» (1989). Многие участники группы позже добились индивидуального успеха как певцы, композиторы, аранжировщики и дирижеры (Ю. Антонов, А. Асадуллин, И. Понаровская, А. Паулавичус, Г. Клеймиц, В. Бровко и др.).
Весной 1997 «Поющие гитары» неожиданно для многих воссоединились и дали серию с воодушевлением принятых публикой концертов со своим репертуаром тридцатилетней давности.
Андрей Бурлака
прил., кол-во синонимов: 38
акынствующий (1)
басящий (1)
величающий (11)
возвеличивающий (13)
вокализирующий (1)
вторящий (13)
выводящий (37)
выпевающий (3)
выщелкивающий (4)
говорящий (108)
голосящий (11)
горланящий (11)
заливающийся (21)
заяривающий (3)
исполняющий (31)
кудахтающий (4)
ликующий (15)
монотонно поющий (1)
мурлыкающий (8)
мурлычущий (8)
напевающий (6)
орущий (19)
певец (95)
певучий (7)
певчий (10)
подпевающий (11)
подтягивающий (33)
попевающий (1)
припевающий (2)
прославляющий (14)
радующийся (16)
разливающийся (16)
распевающий (7)
славословящий (17)
славящий (12)
тянущий (84)
фальшивящий (7)
щелкающий (22)
басящий, подтягивающий, славящий, мурлычущий, выпевающий, прославляющий, горланящий, фальшивящий, вторящий, заливающийся, напевающий, подпевающий, ликующий, голосящий, мурлыкающий, величающий, возвеличивающий, разливающийся, говорящий, тянущий, славословящий, певчий, вокализирующий, попевающий, радующийся, певучий, распевающий, орущий, исполняющий, выводящий
прил., кол-во синонимов: 11
возносящий до небес (11)
восхваляющий (20)
выхваливающий (11)
выхваляющий (12)
нахваливающий (14)
поющий хвалы (11)
превозносящий (18)
расхваливающий (18)
славословящий (17)
хвалящий (24)
выхваляющий, восхваляющий, выхваливающий, расхваливающий, славословящий, превозносящий до небес, поющий хвалы, возносящий до небес, нахваливающий, превозносящий, хвалящий
прил., кол-во синонимов: 11
возносящий до небес (11)
восхваляющий (20)
выхваливающий (11)
выхваляющий (12)
нахваливающий (14)
поющий дифирамбы (11)
превозносящий (18)
расхваливающий (18)
славословящий (17)
хвалящий (24)
прил., кол-во синонимов: 8
возвеличивающийся (12)
выпевающийся (3)
затягивающийся (44)
исполняющийся (35)
напевающийся (3)
распевающийся (3)
славословящийся (14)
славящийся (12)