Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.
Уважаемый пользователь, сайт развивается и существует только на доходы от рекламы - пожалуйста, отключите
блокировщик рекламы.
прагматическая адаптация
Переводоведческий словарь
Полезные сервисы
прагматическая грамматика
Лингвистические термины
Понятия лингвистики
Полезные сервисы
прагматическая история
Словарь иностранных слов
Полезные сервисы
прагматическая компетенция
Методические термины
ПРАГМАТИ́ЧЕСКАЯ КОМПЕТЕ́НЦИЯ.
Совокупность знаний, правил построения высказываний, их объединения в текст (дискурс), умения использовать высказывания для различных коммуникативных функций, умения строить высказывания на иностранном языке в соответствии с особенностями взаимодействия коммуникантов. Выражается в способности построения высказывания в соответствии с коммуникативной и прагматической целью.
П. к. составляют
a) знание правил построения высказывания, их объединения в текст (компетенция дискурса),
б) умение использовать высказывания для выполнения различных коммуникативных функций (функциональная компетенция),
в) умение последовательно строить высказывание в соответствии со схемами взаимодействия (компетенция схематического построения речи). Компетенция дискурса включает умение упорядочить предложения в единый связный текст с учетом темы, известной / новой информацией, стиля и регистра общения, воздействия на собеседника и др. Овладение учащимися П. к. включает следующие аспекты: степень адаптации к речевым ситуациям, умение вести диалог, развитие темы высказывания, целостность и связность высказывания. (Общеевропейские компетенции..., 2003).
Полезные сервисы
прагматическая омонимия
Педагогическое речеведение
Прагматическая омонимия - использование одного и того же коммуникативно-речевого приема (лигвистического средства) для осуществления различных коммуникативных намерений. С различными намерениями говорящий может использовать, например, риторический вопрос (отрицательные и положительные эмоциональные оценки, привлечение внимания, выражение иронии, сарказма и пр.), обычную вопросительную конструкцию (для «настоящего» вопроса; «Зачем ты это сделал?» и для выражения упрека или (и) осуждения). В различных культурах традиции речевого поведения не всегда совпадают, и возникающая при межкультурных контактах П. о. приводит к нарушению понимания. Так, в специальной литературе описан следующий пример: муж-японец был приведен в ярость тем, что в ответ на его фразу Зачем ты это сделала? его жена-немка стала подробно объяснять мотивы своего поступка; в японской традиции супружеского общения это воспринимается как попытка жены найти себе оправдание, что недопустимо: женщина в такой ситуации должна сохранять молчание, демонстрируя покорность и раскаяние. В общении взрослых и детей отмечены сходные нарушения понимания, основанные на П. о.: например, подростки могут весьма нервно реагировать на фразы типа надень шапку, не забудь свитер и пр. Для родителей такие высказывания - варажение заботы, а для ребенка - проявление чрезмерной опеки, желания властвовать, напоминание о несамостоятельности, посягательство на независимость. Непонимание может носить и намеренный характер. Так, если мать произносит: Чьи это носки на столе? (высказывание по форме вопросительное, хотя прагматическое его значение иное - это выражение упрека и требование убрать вещь), то ответом может быть фраза вроде Ну, мои, не сопровождающаяся требуемым действием. В этом случае имитируется нарушение понимания: высказывание матери интерпретируется в соответствии с его формой - как вопрос, требующий ответа, а не как требование, побуждающее к действию.
Лит.: Sinclair J., Coulthard R. Towards an Analysis of Discourse. - L., 1975; Tannen D. Conversational Style. - New Jersey, 1988.
А. К. Михальская
Полезные сервисы
прагматическая педагогика
Методические термины
Полезные сервисы
прагматическая санкция
Большой энциклопедический словарь
Словарь иностранных слов
Полезные сервисы
прагматическая санкция 1438 года
Энциклопедический словарь
Полезные сервисы
прагматическая санкция 1713
Энциклопедический словарь
Полезные сервисы
прагматическая санкция 1713 года
Энциклопедический словарь
ПРАГМАТИЧЕСКАЯ САНКЦИЯ 1713 года - ПРАГМАТИ́ЧЕСКАЯ СА́НКЦИЯ 1713 года (Sanctio pragmatica), закон о престолонаследии в австрийской монархии Габсбургов (см. ГАБСБУРГИ) , изданный Карлом VI (см. КАРЛ VI Габсбург). Устанавливал нераздельность габсбургских земель, разрешал их наследование дочерями монарха при отсутствии у него сыновей.
Обсуждение закона о престолонаследии началось в апреле 1713 года на тайной конференции под председательством принца Евгения Савойского (см. ЕВГЕНИЙ Савойский). К этому времени в доме австрийских Габсбургов не осталось наследника мужского пола, зато было три императрицы (вдова Леопольда I, вдова Иосифа I (см. ИОСИФ I Габсбург) и жена Карла VI) и четыре принцессы (две дочери Леопольда I и две дочери Иосифа I). Война за испанское наследство (см. ИСПАНСКОЕ НАСЛЕДСТВО) , которая разгорелась из-за пресечения династии испанских Габсбургов показала опасность отсутствия законного наследника для целостности государства и тайная конференция предложила Карлу VI установить такой порядок наследования престола, «чтобы и в случае женского первородства это не привело к разделу империи».
19 апреля 1713 года император утвердил новый текст закона о престолонаследии - Прагматическую санкцию. Ее основными принципами стали неделимость земель австрийских Габсбургов и возможность занятия венского престола наследниками женского пола. Прагматическая санкция постановляла, что пока Карл VI будет бездетным, наследницей трона остается старшая дочь Иосифа I, а вслед за ней ее младшая сестра. Но когда в 1719 и 1722 годах дочери Иосифа I были отданы замуж за сыновей иностранных государей, Прагматическая санкция превратилась из внутрисемейного документа во внешнеполитический акт. Перед замужеством, дочери Иосифа I отказались от претензий на владения их дяди-императора. Это должно было обеспечить неделимость и неотделимость (indivilibiter et inseparabiliter) земель габсбургской монархии, а также право новой наследницы - дочери Карла VI Марии Терезии (см. МАРИЯ ТЕРЕЗИЯ) занять престол отца.
В 1720-1724 годах Прагматическую санкцию признали сословные сеймы земель габсбургской монархии. Карл VI стремился ее утвердить на международном уровне и опубликовал ее текст 6 декабря 1724 года. Усилия, направленные на внешнеполитическое признание Прагматической санкции, фактически являются первыми шагами в становлении общеевропейской правовой системы. Карл VI последовательно добился признания санкции от Испании (1725), России (1726), Бранденбурга (см. БРАНДЕНБУРГ (земля)) (1727), Голландии (1731), Англии (1731), рейхстага Священной Римской империи (см. СВЯЩЕННАЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ) и Дании (1732), Саксонии и Франции (1735). Лишь баварский курфюрст, муж второй дочери Иосифа I, не признавал Прагматической санкции, которая лишала его шансов на венский престол.
Как и опасался Карл VI, после его смерти в 1740 году наследственные права его дочери Марии Терезии стали оспариваться, что привело к Войне за австрийское наследство (см. АВСТРИЙСКОЕ НАСЛЕДСТВО). Лишь по условиям Ахенского мира 1748 года (см. АХЕНСКИЙ МИР 1748 года) Прагматическая санкция была окончательно признана.
Принятие санкции было вынужденным решением, но тем не менее, в том виде, в каком она была опубликована Карлом VI 6 декабря 1724 года, Прагматическая санкция входила в состав основных законов австрийской монархии и упорядочивала наследственное право вплоть до конца существования империи Габсбургов.
Полезные сервисы
прагматическая синонимия
Педагогическое речеведение
Прагматическая синонимия - использование различных лингвистических средств (коммуникативно-речевых приемов) для осуществления одного и того же коммуникативного намерения. Так, например, избежать разговора на неприятную тему можно с помощью противоположных коммуникативно-речевых тактик: или избыточной, «пустой болтовней» на любые темы, кроме действительно важной (это так называемая стратегия «дружелюбия»), или, напротив, подчеркнуто немногословным поведением, с помощью тактики, использующей сарказм и другие приемы отстранения (стратегия дистанцирования). Учитель может призвать к порядку или привлечь внимание различными средствами - от крика и стука по столу до молчания в неподвижной позе. Просьба может выражаться разнообразными средствами: побудительной конструкцией Закройте, пожалуйста, дверь!), предложением с глаголом-перформативом (Очень прошу, закройте дверь!), вопросительной конструкцией (Нельзя ли закрыть дверь?) или просто: А дверь? и еще проще- назывным предложением Дверь!, а также невербальными средствами: указательным жестом или взглядом ... Явление П. с, представляя для общения значительные выгоды (многообразие средств выражения, различающихся оттенками прагматического значения), чревато и определенными опасностями - возможными нарушениями понимания. Так, например, молчание или призыв к порядку (требование тишины) могут быть вовсе не замечены учениками (специально или ненамеренно). Избегают этого учителя, как правило, с помощью невербальных звуковых сигналов (стук по столу, хлопанье книгой, дверью и пр.) или высказываний, фиксирующих внимание учеников на значимости молчаливой паузы, означающих неслучайный характер молчания.
Лит.: Gilmore P. Silence and Sulking in Classroom // Perspectives of Silence. - New Jersey, 1985; Tannen D. Conversational Style. - New Jersey, 1988.
А. К. Михальская
Полезные сервисы
прагматическая функция (функция воздействия)
Лингвистические термины
Полезные сервисы
прагматическая эквивалентность
Переводоведческий словарь
Полезные сервисы