ж.
1. Вступительная часть к музыкальному произведению.
2. Самостоятельная музыкальная пьеса, обычно для фортепьяно, не имеющая установленной формы.
3. перен.
То, что говорится, совершается перед чем-либо главным, как вступление.
ж.
1. Вступительная часть к музыкальному произведению.
2. Самостоятельная музыкальная пьеса, обычно для фортепьяно, не имеющая установленной формы.
3. перен.
То, что говорится, совершается перед чем-либо главным, как вступление.
ПРЕЛЮ́ДИЯ, прелюдии, жен. (от лат. praeludo - начинаю играть) (книжн.).
1. к чему. Вступительная часть к музыкальному произведению (муз.). Прелюдия к романсу.
2. Самостоятельное законченное, небольшого объема, музыкальное произведение (муз.). Прелюдии Шопена.
3. перен., к чему. Предвестие, преддверие, введение во что-нибудь. Прелюдия к новой войне.
ПРЕЛЮ́ДИЯ, -и, жен.
1. Вступительная часть музыкального произведения. П. к романсу. П. больших событий или к большим событиям (перен.).
2. Небольшое музыкальное произведение. П. для фортепьяно.
ПРЕЛЮДИЯ - жен., муз. введение, вступление в музыкальное сочинение, музыкальное предисловие, предыгра. Прелюдировать, играть прелюдию.
Прелюдия
-и, ж.
1) Вступление к музыкальному сочинению или небольшая самостоятельная пьеса, главным образом для клавесина, фортепьяно, органа.
Оркестровая прелюдия.
Прелюдия до мажор.
2) перен. Вступление, введение во что-л., а также предвестие чего-л.
Прелюдия ссоры.
Прелюдия грядущих событий.
Родственные слова:
прелю́д муз.
Этимология:
От латинского praeludere ‘играть предварительно, на пробу’.
Энциклопедический комментарий:
Первоначально прелюдия представляла собой небольшое вступление к какой-либо музыкальной пьесе, исполнявшееся на лютне, струнном клавишном инструменте или органе. С XVIII в. прелюдии стали создаваться и как самостоятельные пьесы главным образом для струнного клавишного инструмента. В то же время, прежде всего в творчестве И. С. Баха, сложился устойчивый малый цикл - фуга. Бах утвердил также тип большого цикла прелюдий и фуг, охватывающий все мажорные и минорные тональности. Подобные циклы создавались и впоследствии (напр. "24 прелюдии и фуги" Д. Д. Шостаковича для фортепьяно). Возник и цикл только прелюдий, также во всех тональностях (произведения Ф. Шопена, А. Н. Скрябина, К. Дебюсси, Д. Б. Кабалевского и др.).
Без прелю́дий - сразу, без вступления, без подготовки.
ПРЕЛЮ́ДИЯ1́, -и, ж
Музыкальный жанр, а также произведение, созданное в этом жанре, - небольшая самостоятельная пьеса для клавишного инструмента.
Он [Христофор Бах] написал на нотном листочке прелюдию и заставил Себастияна играть ее по нескольку часов в день, не показывая ему никакой другой музыки… (В. Одоевский).
ПРЕЛЮ́ДИЯ2́, -и, ж
Часть музыкального произведения, являющаяся вступительной.
Следующая затем в тетради пиеса была италиянская песня. Кити сыграла прелюдию и оглянулась на Вареньку (Л. Т.).
ПРЕЛЮ́ДИЯ -и; ж. [от лат. praeludere - играть предварительно]
1. Вступление к музыкальному произведению. Знаменитая прелюдия Вагнера.
2. Самостоятельная музыкальная пьеса, главным образом для фортепьяно, не имеющая установленной формы. П. Шопена.
3. чего или к чему. Введение, начало, предвестие чего-л. Всё это было только прелюдией грядущих событий. П. к откровенному разговору. Говорить без прелюдий (сразу, без предварительной подготовки).
* * *
прелю́дия - прелюд (средневек. лат. praeludium, от лат. praeludo - играю предварительно, делаю вступление), небольшая инструментальная пьеса (главным образом для клавесина, фортепьяно, органа) - вступительная (к фуге, в сюите у И. С. Баха) либо самостоятельная (у А. Н. Скрябина, С. В. Рахманинова, цикл пьес у Ф. Шопена).
* * *
ПРЕЛЮДИЯ - ПРЕЛЮ́ДИЯ (прелюд) (ср.-век. лат. praeludium, от лат. praeludo - играю предварительно), вступление (см. ВСТУПЛЕНИЕ) к какому-либо музыкальному сочинению или небольшая самостоятельная пьеса, главным образом для клавесина, фортепьяно, органа. Создаются циклы прелюдий и фуг (см. ФУГА) , а также одних прелюдий.
ПРЕЛЮДИЯ (прелюд) (ср.-век. лат. praeludium - от лат. praeludo - играю предварительно), вступление к какому-либо музыкальному сочинению или небольшая самостоятельная пьеса, главным образом для клавесина, фортепьяно, органа. Создаются циклы прелюдий и фуг, а также одних прелюдий.
-и, ж.
1. Вступление к музыкальному произведению.
Опере «Сорочинская ярмарка» предшествовала оркестровая прелюдия «Жаркий день в Малороссии». Римский-Корсаков, Летопись моей музыкальной жизни.
|| перен.; чего или к чему.
Введение, начало, предвестие чего-л.
Мне казалось, что и минувшая война, и разливающаяся, как вешние воды, революция являются только прелюдией к еще более грозным событиям. Новиков-Прибой, Цусима.
Вдали, начинаясь отдельными выстрелами, сухим треском автоматов, --- разворачивалась прелюдия ночного боя. Вершигора, Люди с чистой совестью.
2. Самостоятельная музыкальная пьеса, гл. образом для фортепьяно, не имеющая установленной формы.
Прелюдия Шопена.
◊
Скрябиным создано множество небольших сочинений: прелюдий, экспромтов, этюдов. Панкратов, А. Н. Скрябин.
[От лат. praeludere - играть предварительно]
ПРЕЛЮ́ДИЯ, прелюд (ср.-век. лат praeludium от praeludo - играю предварительно, на пробу; франц. prélude, итал. preludio, англ. prelude, нем. Praludium, Vorspiel) - жанр инстр. музыки, связ. с традициями исполнит. импровизации и представлявший собой в 15-16 вв. свободное инстр. (клавирное, органное или лютневое) вступление к катол. или протестант. хоралу, мотету, мадригалу и т. д., подготавливающее тональность последующей композиции и создающее контраст ее структурной оформленности. Генетич. память жанра сохраняется и в П. эпохи барокко, к-рыми открываются дву- и многочастные циклы (П. и фуга, сюита), хотя оппозиция бесструктурности - структурности реализуется здесь в условиях полной письм. фиксации муз. текста и воплощается через разл. типы фактурной орг-ции материала (напр., гомофонная или фигурационная П. и полифонич. фуга). Новый этап в истории жанра связан с эпохой романтизма, открывшего эстетич. ценность фрагмента как способа запечатлеть неповторимое эмоц. переживание. В этих условиях П. становится одним из центр. жанров малых форм, на основе к-рого создаются циклич. композиции с полным охватом тонального круга, - полнота эмоц. космоса воплощается в полноте космоса тонального (фп. циклы П. Ф. Шопена, К. Дебюсси, А. Н. Скрябина, С. В. Рахманинова, Д. Д. Шостаковича и др.). В творчестве композиторов 20 в. реанимируется вся историч. типология жанровых функций: П. трактуется и как вступление, и как самостоят. пьеса, и как развернутая композиция.
(начало, предвестие чего-л.). чего и к чему. Вдали, начинаясь отдельными выстрелами, сухим треском автоматов... разворачивалась прелюдия ночного боя (Вершигора). Мне казалось, что и минувшая война, и разливающаяся, как вешние воды, революция являются только прелюдией к еще более грозным событиям (Новиков-Прибой).
прелю́дия, прелю́дии, прелю́дий, прелю́диям, прелю́дию, прелю́дией, прелю́диею, прелю́диями, прелю́диях
ПРЕЛЮДИЯ (лат., praeludere - прежде играть). Произвольное число музыкальных фраз, служащих как бы вступлением к остальным частям музыкального произведения. Музыкальное предисловие. В фигуральном значении: то, что предшествует или подготовляет к какому-либо делу; начало.
- В музыке - вступление.
- Сейчас она является самостоятельной пьесой, а когда-то была всего лишь вступлением.
- Вступительная часть музыкального произведения.
- Фильм Фрэнка Капры «... к войне».
- Стихотворение русского поэта Аполлона Майкова.
- Подготовка к сексу.