нареч, кол-во синонимов: 1
проблематично (27)
ПРОБЛЕ́МНО-ПОИСКО́ВЫЙ МЕ́ТОД ОБУЧЕ́НИЯ.
Общедидактический метод обучения, получивший в 70-е гг. широкое распространение в практике преподавания различных дисциплин, в том числе и иностранных языков. В процессе работы с использованием метода применяются следующие приемы обучения: создание на уроке проблемных ситуаций; организация коллективного обсуждения возможных подходов к их разрешению; выполнение упражнений, предусматривающих различные формы общения преподавателя и учащихся, максимально приближенные к условиям реальной коммуникации.
В частности, рекомендуются упражнения, получившие в методике преподавания иностранных языков название «инициативные» (Скалкин, 1981), которые формируют умения начать разговор, заинтересовать партнера по общению, привлечь внимание собеседника и т. д. Существуют различные варианты метода: проблемное изложение учебного материала, проблемные беседы, выполнение упражнений проблемно-поискового характера и т. д. П.-п. м. о. нельзя рассматривать в качестве универсального и единственно правильного метода обучения при попытке активизировать внимание и поисковую деятельность учащихся. Этот метод требует тщательной подготовки преподавателя и значительных затрат учебного времени. Поэтому на занятии следует сочетать П.-п. м. о. с другими методами обучения, руководствуясь при этом целью занятий, имеющимися у преподавателя учебными материалами, учитывая этап обучения. См. также проектная методика.
ПРОБЛЕ́МНОЕ ОБУЧЕ́НИЕ (англ. problem education).
Обучение, предусматривающее создание на уроке проблемных ситуаций и обсуждение возможных подходов к их решению, в ходе которого обучаемые учатся применять ранее усвоенные знания и приобретенные навыки и умения и овладевают опытом (способами) творческой деятельности. Организованный преподавателем способ активного взаимодействия учащегося с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания. В ходе совместной деятельности учащийся не просто перерабатывает информацию; усваивая новое, он переживает этот процесс как субъективное открытие, как постижение и понимание новых фактов, принципов, как личностную ценность, обусловливающую развитие познавательной мотивации, интереса к содержанию предмета. В П. о. моделируются условия исследовательской деятельности и развития творческого мышления учащегося. В ходе П. о. применяются проблемно-поисковые методы обучения, предполагающие проблемное изложение учебного материала и его закрепление, вовлечение учащихся в активную речевую деятельность с использованием различных приемов.
П. о. способствует более осмысленному и самостоятельному овладению знаниями, по этой причине такое обучение чаще всего применяют с целью развития навыков творческой учебно-познавательной деятельности. На занятиях по языку П. о. получило распространение в качестве средства активизации творческих возможностей учащихся как на стадии введения учебного материала, так и на стадии его закрепления в процессе речевой практики. Наибольшее влияние на развитие современной концепции П. о. оказала работа Дж. Бруннера «Процесс обучения» (русский перевод 1962). В отечественной науке П. о. начало интенсивно разрабатываться в 60-е гг. XX в. в связи с поиском способов активизации и стимулирования познавательной деятельности учащихся, развития их самостоятельности. Исходными при разработке теории П. о. стали положения теории деятельности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев). Были предложены способы создания проблемных ситуаций в различных учебных предметах и найдены критерии оценки сложности проблемных познавательных задач. На занятиях по языку идеи П. о. реализуются в ходе использования ролевых игр, имитирующих и воссоздающих различные ситуации общения, при обучении в сотрудничестве, при опоре на центрированный на ученике подход к обучению. Различаются три уровня П. о.:
a) проблемное изложение материала, при котором преподаватель сам ставит проблему и находит ее решение;
б) преподаватель ставит проблему, а поиск ее решения осуществляется совместно с учащимися;
в) творческое обучение, предполагающее активное участие учащихся в формулировании проблемы и поиске ее решения. Эта форма обучения наиболее целесообразна при организации и проведении учебно-исследовательской и научной работы, а на занятиях по практике языка при использовании дедуктивного метода в процессе объяснения нового материала. Здесь учащиеся подводятся к логическому выводу на основе наблюдения над фактами языка. Показатель эффективности П. о. - существенное повышение качества усвоения учебного материала и возможностей его практического применения.
ПРОБЛЕМНОСТИ ЗАКОН -
всеобщий закон развития истории человечества, всех сторон его жизни, сформулирован составителем словаря. Закон проявляется в постоянном осознании и разрешении отдельной личностью, коллективами и социальными группами людей системы противоречий в субъект-субъектных и субъект-объектных отношениях посредством решения задач в различных видах социальной деятельности. Жизнь людей, в сущности, есть постоянное осознание и разрешение массы противоречий как проблем, как решение теоретических или практических задач по развязыванию противоречий, по поиску путей их софийной гармонизации.
-и, ж.
Свойство по знач. прил. проблемный.
Проблемность вопроса. Проблемность доклада. Проблемность в обучении.
ПРОБЛЕМНОСТЬ и, ж. poblème m. Свойство, качество проблемного; наличие проблемы, проблем в чем-л. БАС-1. - Лекс. БАС-1: пробле/мность.