нареч. качеств.-обстоят.
Так, как характерно для профессионалов.
Ant:
нареч. к профессиональный.
[Валериан Иванович] после спектакля сказал, что, мол, играет актер вполне профессионально. Астафьев, Кража.
Профессиона́льно-техни́ческие учи́лища (ПТУ), в Российской Федерации основное звено системы профессионально-технического образования. Созданы в 1959. Ведут подготовку квалифицированных рабочих кадров для отраслей народного хозяйства на базе общеобразовательной, неполной и полной средней школы. Срок обучения 1-3 года в зависимости от уровня общеобразовательной подготовки, полученной до поступления в училище. В конце 90-х гг. свыше 4 тыс. училищ в системе Министерства образования Российской Федерации (около 2 млн. учащихся).
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УЧИЛИЩА (ПТУ) - в Российской Федерации основное звено системы профессионально-технического образования. Создано в 1959. Ведут подготовку квалифицированных рабочих кадров для отраслей народного хозяйства на базе общеобразовательной, неполной и полной средней школы. Срок обучения 1-3 года в зависимости от уровня общеобразовательной подготовки, полученной до поступления в училище. В нач. 90-х гг. св. 4 тыс. училищ в системе Министерства образования Российской Федерации (св. 2 млн. учащихся).
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УЧИЛИЩА (ПТУ) - ПРОФЕССИОНА́ЛЬНО-ТЕХНИ́ЧЕСКИЕ УЧИ́ЛИЩА (ПТУ), в Российской Федерации основное звено системы профессионально-технического образования. Создано в 1959. Ведут подготовку квалифицированных рабочих кадров для отраслей народного хозяйства на базе общеобразовательной, неполной и полной средней школы. Срок обучения 1-3 года в зависимости от уровня общеобразовательной подготовки, полученной до поступления в училище. В нач. 90-х гг. св. 4 тыс. училищ в системе Министерства образования Российской Федерации (св. 2 млн. учащихся).
ПРОФЕССИОНА́ЛЬНО-ТЕХНИ́ЧЕСКИЙ, -ая, -ое. Относящийся к техническим профессиям. Профессионально-техническое образование. Профессионально-техническое училище (училище, дающее техническое образование, ПТУ).
{{профессиона́льно-техн{}и{}ческий}} -ая, -ое. Относящийся к специальному техническому образованию. П-ое обучение. П-ое училище (дающее рабочую специальность).
Профессиона́льно-техни́ческое образова́ние - система подготовки квалифицированных рабочих кадров для отраслей народного хозяйства в профессионально-технических училищах и путём обучения на производстве. В Российской Федерации ведётся на базе общеобразовательной, неполной и полной средней школы.
* * *
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ПРОФЕССИОНА́ЛЬНО-ТЕХНИ́ЧЕСКОЕ ОБРАЗОВА́НИЕ, система подготовки квалифицированных рабочих кадров для отраслей народного хозяйства в профессионально-технических училищах и путем обучения на производстве. В Российской Федерации ведется на базе общеобразовательной, неполной и полной средней школы.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - система подготовки квалифицированных рабочих кадров для отраслей народного хозяйства в профессионально-технических училищах и путем обучения на производстве. В Российской Федерации ведется на базе общеобразовательной, неполной и полной средней школы.
Профессиона́льное заболева́ние - связано с систематическим и длительным воздействием вредного фактора, свойственного данной профессии, либо особых условий труда, характерных для того или иного производства или профессии. В Российской Федерации список профессиональных заболеваний утверждается в порядке, определяемом правительством.
* * *
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ - ПРОФЕССИОНА́ЛЬНОЕ ЗАБОЛЕВА́НИЕ, связано с систематическим и длительным воздействием вредного фактора, свойственного данной профессии, либо особых условий труда, характерных для того или иного производства или профессии. В Российской Федерации список профессиональных заболеваний утверждается в порядке, определяемом правительством.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ - связано с систематическим и длительным воздействием вредного фактора, свойственного данной профессии, либо особых условий труда, характерных для того или иного производства или профессии. В Российской Федерации список профессиональных заболеваний утверждается в порядке, определяемом правительством.
Профессиона́льное образова́ние - овладение определенными знаниями и навыками по конкретной профессии и специальности. В Российской Федерации основной путь получения профессионального образования - обучение в профессионально-технических, средних специальных учебных заведениях (на базе полного или неполного среднего образования) и в вузах (на базе полного среднего образования). Практикуется подготовка рабочих на производстве, а также курсовое обучение. Рабочие и специалисты обновляют профессиональные знания и навыки в учреждениях по переподготовке и повышению квалификации.
* * *
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ПРОФЕССИОНА́ЛЬНОЕ ОБРАЗОВА́НИЕ, овладение определенными знаниями и навыками по конкретной профессии и специальности. В Российской Федерации основной путь получения профессионального образования - обучение в профессионально-технических, средних специальных учебных заведениях (на базе полного или неполного среднего образования) и в вузах (на базе полного среднего образования). Практикуется подготовка рабочих на производстве, а также курсовое обучение. Рабочие и специалисты обновляют профессиональные знания и навыки в учреждениях по переподготовке и повышению квалификации.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - овладение определенными знаниями и навыками по конкретной профессии и специальности. В Российской Федерации основной путь получения профессионального образования - обучение в профессионально-технических, средних специальных учебных заведениях (на базе полного или неполного среднего образования) и в вузах (на базе полного среднего образования). Практикуется подготовка рабочих на производстве, а также курсовое обучение. Рабочие и специалисты обновляют профессиональные знания и навыки в учреждениях по переподготовке и повышению квалификации.
Профессиональное образование
(vocational education), образование, необходимое для конкретного вида деят-ти. В индустриальных странах потребность в неквалифицированной раб. силе сократилась и выросло число раб. мест в проф. (профессия), техн., коммерч. и адм. секторах. П.о. традиционно было связано с торговлей и ремеслами: молодые люди на неск. лет поступали в ученики к работодателям. Сегодня центр П.о. переместился с раб. мест в учреждения среднего и высшего образования, а его финансирование и обеспечение - от работодателей к гос-ву. Обучение большинству специальностей сочетает освоение трудовых навыков с учебой в техн. или академич. учебном заведении. В Германии 9 из 10 молодых людей, не поступивших в высшие учебные заведения, получают П.о., к-рое планируется на нац. и местном уровнях тремя комитетами: представителей пр-ва, работодателей и профсоюзов. В ряде стран проф. навыки группируют в т.н. семейства профессий с тем, чтобы люди, меняя работу, могли легко переквалифицироваться. В др. странах пропагандируется образование, основанное на компетентности, обеспечивающее и опред. навыки, и возможность изменения специальности. В развивающихся странах, где дети обычно работают с ранних лет, очень немн. обучаются по офиц. программе П.о., а спец. образование, необходимое для таких профессий, как врач, адвокат или инженер, для них и вовсе недостижимо из-за высокой стоимости. Учебные места для получения специальностей техников, медсестер, учителей часто ограничены. Во всем мире медленно, но стабильно растет число женщин, овладевших престижными профессиями в науке, технике, юриспруденции и бизнесе. Также становится очевидным, что одной профессии часто бывает недостаточно, необходимо продолжение образования.
ПРОФЕССИОНА́ЛЬНОЕ ОБРАЗОВА́НИЕ.
Процесс трудовой подготовки личности, обеспечивающий ее ориентацию в мире профессий и овладение конкретной специальностью. В Законе РФ «Об образовании» в редакции 1996 г. зафиксированы соответствующие уровни образования: начальное, среднее и высшее П. о. В педагогических вузах П. о. включает следующие специальности: «преподаватель языка», «переводчик», «лингвист, специалист в области межкультурной коммуникации». Педагогические аспекты П. о. составляют предмет профессиональной педагогики - отрасли педагогической науки, изучающей научные основы образовательного процесса на всех уровнях П. о. и во всех типах профессиональных учебных заведений.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - подготавливающее к какой-либо профессии; в частности - ремесленное, художественное, техническое и сельскохозяйственное образование.
Профессиональное педагогическое слушание - это такое умение слушать, которое в полной мере способствует эффективному общению учителя с учащимися в различных коммуникативных ситуациях (при фронтальном опросе, при слушании ответа учащегося с целью оценивания этого ответа, при слушании в ситуации общения с классом, с учеником, вне урока и т. п.).
Выделяются следующие особенности П. п. с:
Учитель слушает одного ученика, одновременно слушая весь класс (слышит рабочий и выделяет нерабочий шум, воспринимает реплики учащихся с места, наблюдает за тем, слушают ли говорящего другие ученики и т. п., т. е. одновременно со слушанием осуществляет другие виды деятельности: наблюдение, анализ ситуации в классе).
Коммуникативные намерения во время слушания разнообразны: услышать, понять, выяснить основную мысль высказывания,
отметить детали и т. п. (коммуникативно-познавательные задачи); оценить сообщение, выяснить истинность/ложность информации, понять эмоциональное состояние ученика и т. п. (коммуникативно-оценочные задачи). Слушая, учитель выполняет несколько коммуникативных намерений.
Во время дискуссионного диалога в классе учитель - инициатор, а нередко коммуникативный лидер общения, а значит, он должен слышать всех высказывающихся учеников; обращать внимание класса на самые ценные суждения, направляющие диалог в нужное русло или придающие разговору особую остроту; вести дискуссию так, чтобы она была содержательной, последовательной, чтобы участвующие в споре неизбежно пришли к логическому концу - общему выводу или поставили новые вопросы.
Результатом П. п. с, кроме понимания сообщения, обязательно должно быть ответное действие, в том числе и говорение. Учитель чаще всего не может «отмолчаться» в ответ на высказывания учеников, он их оценивает, исправляет при необходимости, делает вывод или предлагает кому-то сделать его.
Слушание - активный процесс, трудная работа. Учитель-профессионал одинаково внимательно слушает своих подопечных и на первом уроке, и в конце рабочего дня.
Специфика П. п. с. заключается в том, что существует ряд чисто профессиональных трудностей слушания.
Необходимость оценивания ответов учащихся с разных точек зрения (в соответствии с нормами оценки устных ответов учащихся). Во время сообщений учащихся учитель должен: понять суждения учащегося, выяснить, как глубоко знает отвечающий материал; оценить ответ с точки зрения научности, логичности, последовательности, композиционного построения, наличия тезисов, аргументов, выводов; выявить ценность сообщения, заметить речевые и фактические ошибки: обратить внимание на особенности устной речи говорящего и т. п.
Обязательность полного владения нормами литературного языка. Нередко бывает, что учитель не слышит в речи учеников нарушений норм литературного языка, а исходя из положения о том, что соблюдение норм языка и речи учитель должен контролировать постоянно, он обязан отреагировать на любое отступление от норм. Однако в жизни мы часто наблюдаем иное. Здесь возможны следующие объяснения. Во-первых, иногда учитель замечает отступление от нормы, но не желает прерывать высказывание ученика, а потом по каким-то причинам не возвращается к замеченным ошибкам и недочетам. Во-вторых, бывают случаи, когда учитель не замечает нарушений норм, так как сам ими не владеет. В-третьих, учитель может сам владеть нормами, но не слышать их нарушения в речи учеников.
Необходимость свободного владения материалом предмета. В процессе общения на уроке бывают случаи, когда учитель, не имеющий достаточного профессионального опыта, не реагирует на фактические ошибки в сообщениях учащихся, что в идеале также недопустимо. Здесь также возможно предположить три причины: учитель сам не знает правильного ответа; учитель заметил неточность или ошибку, но не посчитал нужным исправить ее в ходе ответа (а потом забыл или отвлекся); учитель не услышал фактической ошибки.
Необходимость постоянной готовности доброжелательно воспринимать нестандартную информацию, оригинальные мысли в высказываниях учеников. Во время слушания учитель должен выполнять и другие задачи: контролировать действия класса, следить за дисциплиной, обдумывать дальнейший ход урока. Иногда это лишает учителя возможности вовремя прореагировать на «находки», оригинальный ход мыслей отвечающего ученика.
Необходимость сопереживания, способность к эмоциональному восприятию высказываний учащихся. Привычная обстановка урока, присутствие каждодневных учительских забот нередко не дают учителю «услышать настроение» в сообщениях учеников, собственное отношение ученика к тому, о чем он говорит, личностное восприятие проблем.
Лит.: Ушакова Т.Д. Особенности профессионального педагогического слушания // Филологический журнал: Лингвистика и речеведение. - Южно-Сахалинск, 1995.
Л.Е. Тумина
ПРОФЕССИОНАЛЬНОСТЬ, профессиональности, мн. нет, жен. (книжн.). Принадлежность к какой-нибудь профессии. Статистика профессиональности населения.
профессиона́льность, профессиона́льности, профессиона́льностей, профессиона́льностям, профессиона́льностью, профессиона́льностями, профессиона́льностях