- Рассказ французского писателя Анатоля Франса.
рикер (ricoeur) поль
рикёр поль
Энциклопедический словарь
Рикёр Поль (Ricoeur) (р. 1913), французский философ, сочетающий принципы феноменологии с экзистенциализмом и персонализмом. Труды по этике, эстетике, истории философии.
* * *
РИКЕР Поль - РИКЕР (Ricoeur) Поль (1913-2005), французский философ, сочетавший принципы феноменологии с экзистенциализмом и персонализмом. Труды по этике, эстетике, истории философии.
Полезные сервисы
рикер поль
Энциклопедия Кольера
РИКЕР Поль (Ricoeur, Paul)
(р. 1913), французский философ, разрабатывающий герменевтический вариант феноменологии. Место, занимаемое им во французской философии, сопоставимо с местом, занимаемым Х.-Г.Гадамером в немецком философском сообществе. Поль Рикер родился 27 февраля 1913 в Валенсии (Испания). Получив образование в Сорбонне, в течение пяти лет преподавал философию в лицее. В начале Второй мировой войны стал солдатом французской армии, попал в плен, где начал работу над переводом Идей Гуссерля (Идеи I вышли в свет на французском в 1950 с комментариями Рикера). С конца войны до 1948 Рикер преподавал в Страсбурге, в 1956 получил приглашение в Сорбонну. В 1961, после смерти М.Мерло-Понти, к Рикеру перешло руководство "Архивом Гуссерля". В течение многих лет он вместе с Э.Мунье редактировал левокатолический журнал "Эспри". Политические и религиозные убеждения Рикера привели его в 1966 в университет Париж-Нантер. В 1969-1970 философ, занимавший пост декана, оказался "между двух огней" - маоистами, с одной стороны, и бюрократией - с другой. Политическое разочарование и жесткая оппозиция со стороны набиравшего силу структурализма побудили Рикера принять приглашение Чикагского университета, где он работал с 1970 по 1992. Темы, затрагиваемые Рикером, связаны друг с другом: Воля - Зло - Символ - Метафора - Повествование - Инаковость - Память. Первый том книги Вольное и невольное (Le volontaire et l'involontaire, 1950) представлял собой практическое применение теоретических основоположений М.Мерло-Понти, изложенных в Феноменологии восприятия. Исследование охватывает феномены от сознательно принимаемого волевого решения до непроизвольных сил жизни и неизменных элементов характера и влечений. Здесь, как и в более поздних работах, Рикер опирается на самые разные источники. Стиль феноменологического описания он заимствует из "эйдетической феноменологии" Гуссерля; в динамике изложения следует таким авторам, как Ф.Мен де Биран и Ж.Набер. Основными интуициями Рикер обязан религиозной экзистенциальной философии Г.Марселя и К.Ясперса. После завершения первого тома работы о воле главными темами его размышлений стали феномены греховности и вины. В 1960 вышло в свет двухтомное сочинение Поль Конечность и виновность (Finitude et culpabilit). Во время работы над вторым томом - Символика зла - произошел поворот Рикера к герменевтике: поскольку зло может быть постигнуто лишь в символах и мифах, оно заставляет искать окольных путей истолкования. Так возникает ряд герменевтических трудов Рикера, принесших ему всемирную известность. Первой из работ этого рода стала большая книга о Фрейде - Об интерпретации (De l'interprtation, 1965). Психоанализ Рикер понимает как своего рода "археологию" субъекта. "Антифеноменологическая" установка психоанализа, нацеленная не на редукцию к сознанию, а на редукцию сознания, позволяет этой исследовательской стратегии проникнуть в скрытый мир влечений, недоступный рефлексии. Однако "археологии" субъекта Рикер в конечном итоге противопоставляет "телеологию" субъекта - возвращение бессознательного в русло осознавания. Рикеровская "семантика желания" встретила резкий отпор со стороны Ж.Лакана и его сторонников. Полемика со структурализмом привела Рикера к новым идеям, изложенным в сочинении Конфликт интерпретаций (Le conflit des interprtations, 1969), в котором дается трактовка лингвистики Ф.де Соссюра и антропологии и мифологии К.Леви-Строса. Накал полемики постепенно сходит на нет в работах, написанных в основном в США, в которых Рикер обращается к аналитической философии языка. В исследовании Живая метафора (La mtaphore vive, 1975) внимание автора сосредоточено на поэтической силе метафоры, заключенной в ее способности не только придавать красоту уже известному предмету, но и открывать новые связи и отношения благодаря "видению как...". За этим сочинением следует трехтомный труд Время и повествование (Temps et rcit, 1983-1985), в котором Рикер разбирает различные теории времени (Аристотеля и Августина, Гуссерля и Хайдеггера). Путь исследования ведет от исторического и литературного повествования (за иллюстрациями автор обращается к великим романам о времени таких писателей, как Т.Манн, М.Пруст, В.Вульф) к "нарративному времени". В последнем из своих больших трудов - Я как другой (Soi-mme comme un autre, 1990) Рикер развивает герменевтику человеческого Я, в которой картезианскому поиску достоверности противопоставляются практические характеристики и этические свидетельства, а "инаковость" Я раскрывается как "инаковость" тела, другого и совести. Вытекающая отсюда этика ориентирована на баланс справедливости, в противоположность "этике другого" Э.Левинаса, исходящей из асимметрии Я и другого. Своеобразным обрамлением корпуса сочинений Рикера выступают его работы на политико-исторические темы (История и истина - Histoire et vrit, 1955), а также исследования по феноменологии (Феноменологическая школа - A l'ecole de la phnomnologie, 1986), теории деятельности (От текста к действию - Du texte l'action, 1986), теории права (О справедливости - Au juste, 1995) и, наконец, выступления по злободневным вопросам современности (Лекции, I-III - Lectures, 1991-1994).
ЛИТЕРАТУРА
Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика. М., 1995 Рикер П. Конфликт интерпретаций. М., 1995 Рикер П. Герменевтика и психоанализ. Религия и вера. М., 1996