РОБЕРТ II Благочестивый - РО́БЕРТ II Благочестивый (Robert le Pieux) (ок. 970, Орлеан - 20 июля 1031, Мелен), король Франции из династии Капетингов (см. КАПЕТИНГИ) (Робертинов) с 996 по 1031. Сын Гуго Капета (см. ГУГО КАПЕТ) и Адели Аквитанской. Коронован при жизни отца в конце декабря 987 в церкви Сент-Крус в Орлеане (см. ОРЛЕАН).
Учился в реймсской (см. РЕЙМС) школе у монаха Герберта Аврилакского (впоследствии папы Сильвестра II (см. СИЛЬВЕСТР II)), за свои огромные по тем временам познания прослывшего чернокнижником. Герберт был сведущ в геометрии, механике, астрономии и музыке, ему приписывают введение арабских цифр и изобретение часов с маятником. Роберт II был образован, знал латынь, любил книги и музыку. Воспитателем Роберта был Гуго де Бове, ставший позднее (с 997/998) графом-палатином короля и почти десять лет занимавшего эту должность (ум. 1008), несмотря на явное нежелание знати видеть его на этом влиятельно посту.
В 988 взял в жены Розалию-Сюзанну Итальянскую (дочь короля Италии Беренгария, вдова графа Фландрии Арнуля II, ум. 1003), получившую в приданное Монтрей. Брак, по всей вероятности, оказался весьма непродолжительным и длился не более года, но был расторгнут лишь в 992 (по другим данным - в 996). Основной причиной для этого стала бездетность уже немолодой Розалии (у которой был сын от первого брака - Бодуэн Бородатый). Второй супругой Роберта II стала Берта Бургундская (дочь бургундского (см. БУРГУНДИЯ (историческая область)) короля Конрада Мирного и вдова Нерра, графа Фулька), которая принесла королю в качестве приданного права на Бургундское герцогство. Этот брак имел для короля неприятные последствия. Берта была его родственницей в шестом колене, но главным было не кровное, а духовное родство: король крестил одного из ее сыновей. В 998 собор, созванный папой Григорием V, отлучил короля Франции от церкви и потребовал немедленного расторжения брака. Король долго сопротивлялся, согласившись расторгнуть брак лишь в 1001. Причины этого шага остались неясны, возможно, главную роль сыграли династические соображения - после четырех лет брака у короля еще не было наследника. Берта осталась жить во дворце и до своей смерти в 1017 была очень близка к королю.
Третьей женой Роберта II в 1002 (1003) стала Констанция Арльская (986-1032, дочь графа Тулузского Гийома I). С ней ко двору прибыло много знати с юга, что очень не нравилось прежним придворным. При королевском дворе сложились две партии: старой королевы Берты и новой королевы Констанции. Противникам Констанции удалось навязать свою точку зрения, и о королеве сохранилась лишь дурная слава. О ней говорили как о женщине, известной своим невыносимым нравом, скупой, властной и тщеславной, с высокомерием относившейся к добрым делам супруга и высмеивавшей его набожность. Констанция родила королю дочь Адель (ок. 1003), которая была выдана замуж в 1027 за Нормандского герцога Ричарда III, и четверых сыновей: Гуго (1007); Генриха I (см. ГЕНРИХ I (французский король)) (1008), Роберта (1011), Эда (ок. 1013). Старший сын Гуго был коронован в Компьене (см. КОМПЬЕНЬ) в 1019. Попытавшись реально править в королевском домене (см. ДОМЕН), столкнулся с сопротивлением королевы и, встав во главе группы молодых людей, принялся грабить владения отца. В 1025, благодаря вмешательству епископа Шартра (см. ШАРТР) Фулберта примирился с отцом, но умер 17 сентября того же года. Вопреки желанию королевы, стремившейся увидеть на троне третьего сына Роберта, в 1027 был коронован Генрих I.
Роберту II удалось сохранить единство королевского домена и даже увеличить его. Отказавшись признать права Ота-Гильома, пасынка последнего Бургундского герцога Генриха (третий сын Гуго Великого и дядя Роберта, ум. 1002), и решившись на долгие годы войны (1003-16), добился присоединения к домену Бургундского герцогства. Сын и наследник Роберта Генрих I претендовал на эти земли и выступил против отца, объединившись со своим младшим братом Робертом в 1030. В результате Генрих все же получил герцогство в апанаж (см. АПАНАЖ). Примирение с отцом состоялось, но вскоре после его смерти Генрих I отказался от герцогства в пользу Роберта, ставшего родоначальником Бургундской династии.
Роберт II был не самым богатым и влиятельным сеньором, его уровень соответствовал, скорее, местному князю среднего достатка. Под властью короля находились графства и владения Робертинов между Орлеаном (см. ОРЛЕАН) и Парижем (см. ПАРИЖ), занимавшие стратегически выгодное положение на пересечении торговых путей, а также Этамп, Ла-Шатр, Санлис, Корбей, Вандом, Монтрей, графства Дре и Мелен (с 1016); разветвленная сеть аббатств, важнейшими среди которых были Сен-Дени и Сен-Мартен в Туре (см. ТУР (город)), а также Флери. От Каролингов (см. КАРОЛИНГИ) были унаследованы контроль над несколькими малыми графствами по рекам Уаза (см. УАЗА) и Об (см. ОБ (река)), дворцы в Компьене, Аттиньи и Вербери, важные епископства: Реймс, Санс, Лан, Орлеан, Париж, Бове (см. БОВЕ (город)), Лангр (см. ЛАНГР), Шалон (см. ШАЛОН-СЮР-СОН), Нуайон, Шартр. За пределами домена королевская власть признавалась лишь постольку, поскольку король выступал как сюзерен (верховный сеньор): улаживал конфликты между своими вассалами, опекал их детей в случае их гибели, предводительствовал на войне.
Считается, что Роберт был уже наделен даром французских королей - мог исцелять золотушных своим прикосновением. Этот дар проявлялся после помазания государя.
Король покровительствовал клюнийцам (см. КЛЮНИЙСКИЙ ОРДЕН). Ко времени его правления относятся одно из самых ранних свидетельств о преследованиях и сожжениях еретиков. В начале 1020-х гг. Орлеан и Тулузу охватило еретическое движение, последователи которого исповедовали, по-видимому, учение манихеев. По решению собора, созванного в Орлеане в 1022, десять отказавшихся отречься от своих взглядов еретиков, в числе которых был и Этьен, духовник королевы Констанции, были приговорены к сожжению заживо.
Благодаря монаху Эльго из Флери, который оставил описание жизни короля (ок. 1030), известно, что Роберт II был высокого роста, немного сутулым, полноватым, с длинным лицом и густой бородой, с мягким взглядом. В моральном плане предстает как человек смиренный и мягкий, добродетельный и благочестивый, приветливый друг бедняков.