I м. разг.
Цветок розы [роза I 2.].
II м.
Булочка с загнутыми внутрь углами.
РО́ЗАН, розана, муж.
1. Цветок розы (разг.).
2. То же, что роза в 1 знач. «Георгины и кусты розанов, еще без цвета… как будто медленно росли вверх.» Л.Толстой.
3. Круглая булочка с загнутыми внутрь углами.
4. перен. употр. для обозначения миловидных детей, женщин (разг. фам.).
-а, м. устар.
То же, что роза.
Я еду мимо - сквозь листы Китайских розанов мелькает Рукав кисейный. Полонский, Прогулка верхом.
- Вот этот розан вчера еще почкой был, а теперь, посмотрите, как распустился. И. Гончаров, Обрыв.
Розан - и РОЗАНЧИК, а, м.
1. Роза.
► Вот этот розан вчера почкой был, а теперь, посмотрите, как распустился. // Гончаров. Обрыв //; В пакете лежали лицом к лицу пастелевый портрет его отца в молодости... и почти стертый портрет бледной женщины в белом платье с белым розаном в руке, - его матери. // Тургенев. Дворянское гнездо //
2. О миловидной женщине (разг.).
► Надеюсь, милая, и после свадьбы вы останетесь все таким же розаном. // Чехов. Учитель словесности //; [Анучкин:] - А как, позвольте узнать, Сицилия... [Жевакин: ] - А прекрасно!.. Этакие горы... и везде итальяночки, такие розанчики, вот так и хочется поцеловать. // Гоголь. Женитьба //
Á сущ см. Приложение II
(устар. роза)
И лежу я околдован.
Разве тем и виноват,
Что на белый циферблат
Пышный ро́зан намалеван.
И. Ф. А́нненский, Тоска маятника
В садах настурции и ро́заны,
В прудах зацветших караси, -
Усадьбы старые разбросаны
По всей таинственной Руси.
Н. С. Гумилев, Старые усадьбы
Сведения о происхождении слова:
Слово пришло в русский язык из немецкого, ср. Rósen с ударением на первом слоге.
1. ро́зан, ро́заны, ро́зана, ро́занов, ро́зану, ро́занам, ро́зан, ро́заны, ро́заном, ро́занами, ро́зане, ро́занах
2. ро́зан, ро́заны, ро́зана, ро́занов, ро́зану, ро́занам, ро́зана, ро́занов, ро́заном, ро́занами, ро́зане, ро́занах
см. роза
ро́зан
Из нем. (der) Rosen, м. (напр., у Ганса Сакса и др.; см. Гримм 8, 1163), наряду с Rose (устное сообщение К. Кнутссона). Другие считали исходным им. мн. нем. Rоsеn (Булич, устно) или предполагали влияние слов типа баклажа́н, майора́н (Преобр. II, 210). Вероятнее всего объяснение Кнутссона.
розан
- а, м. (нем. Rosen < Rose роза < лат. - см. роза).
устар. и разг. Цветок розы.
Розанчик -
1) уменьш. к р.;
2) булочка с загнутыми внутрь углами.
РОЗАНИЛИН, розанилина, муж. (от лат. rosa - роза и слова анилин) (хим., тех.). Красящее вещество, получающееся при окислении сырого анилина и служащее для окраски тканей и бумаги в красные цвета.
розанили́н, розанили́ны, розанили́на, розанили́нов, розанили́ну, розанили́нам, розанили́ном, розанили́нами, розанили́не, розанили́нах
РОЗАНИЛИН а, м. rosaniline f., нем. Roanilin. хим., техн. Красящее вещество, получающееся при окислении сырого анилина и служащее для окраски тканей и бумаги в красные цвета. Уш. 1939. Розанилин сообщает заметное окрашивание количеству алкоголя, вес которого в сто миллионов раз превышает его вес. Слово 1879 3 2 157. При смешении его <хрозанилина> с небольшим количеством хлористоводородистого розанилина, он дает так называемый фосфин (гранат). 1889. Андреев Сл. тов. Розаннилиновый ая, ое. Уш. 1939. - Лекс. Уш. 1939: розанили/н.
- Производное анилина, представляющее собой коричневато-красные кристаллы, образующее при воздействии кислот легко растворимые соли.
РОЗАНИЛИНОВЫЙ, розанилиновая, розанилиновое (хим., тех.). прил. к розанилин. Розанилиновые красители.
розанили́новый, розанили́новая, розанили́новое, розанили́новые, розанили́нового, розанили́новой, розанили́новых, розанили́новому, розанили́новым, розанили́новую, розанили́новою, розанили́новыми, розанили́новом, розанили́нов, розанили́нова, розанили́ново, розанили́новы, розанили́новее, порозанили́новее, розанили́новей, порозанили́новей
РОЗАНОВ РОЗОВ
Излюбленные в духовных семинариях "цветочные" фамилии. Розов - от "роза". Почему не Розин? Вероятно, под влиянием прилагательного "розовый". Впрочем, прибавление к слову женского рода мужского притяжательного суффикса не редкость в таких исскуственных фамилиях. (Ф)
- На одном из дорогих ему сердцу «опавших листьев» он написал: «У англичан хороши чемоданы, а у русских - народные пословицы».
- Кто из великих русских философов родился в Ветлуге?
РОЗАНОВ Алексей Юрьевич - РО́ЗАНОВ Алексей Юрьевич (р. 1936), российский палеонтолог, действительный член Российской академии наук (2008; член-корреспондент с 1997). Основные работы по древнейшим скелетным организмам - археоциатам (см. АРХЕОЦИАТЫ), биостратиграфии, ранним этапам эволюции биосферы; заложил основы бактериальной палеонтологии. С 1992 директор Палеонтологического института РАН (Москва).
Ро́занов Алексей Юрьевич (р. 1936), палеонтолог, член-корреспондент РАН (1997). Фундаментальные исследования древнейших скелетных организмов, в том числе примитивных беспозвоночных археоциат. Один из создателей бактериальной палеонтологии. Труды по палеогеографии, палеобиогеографии и стратиграфии венда и кембрия, по эволюции ранней биосферы и др.
Ро́занов Борис Сергеевич (18961979), хирург, заслуженный деятель науки РСФСР (1957). Ученик С. С. Юдина. Профессор ЦИУ врачей (195370). Труды по вопросам неотложной хирургии, хирургии пищевода, желудка, печени, поджелудочной железы и др. Предложил дренаж средостения через диафрагму, метод пластики общего жёлчного протока.
РО́ЗАНОВ Вас. Вас. (1856-1919) - писатель, критик, публицист, философ. Окончил ист.-филол. ф-т Моск. ун-та (1882). В течение мн. лет учительствовал в провинции (Брянск, Елец). С 1893 служил в Петербурге, с 1899 - проф. литератор, постоянный сотр. газ. "Новое время", публиковался также в газ. "Русское слово", ж. "Мир иск-ва", "Вопросы философии и психологии", "Новый путь" и др. Наследие Р. чрезвычайно многообразно. Он автор филос. трактата "О понимании" (1886), ист.-лит. иссл. о Ф. М. Достоевском "Легенда о Великом инквизиторе" (1891), многочисл. критич. статей о Н. В. Гоголе, А. С. Пушкине, М. Ю. Лермонтове, писателях-славянофилах, символистах и др., ст. на филос.-религ. (сб. "Религия и культура", 1899; "Около церковных стен", 1906), пед. (сб. "Сумерки просвещения", 1899) темы, путевых очерков ("Русский Нил", 1907; "Итальянские впечатления", 1909), полит. публицистики ("Когда начальство ушло", 1910). Наиб. известной и оригин. частью его наследия стала своеобразная трилогия: "Уединенное" (1912), "Опавшие листья", короб 1 и 2 (1913-15), в к-рой разрабатывается жанр фрагмента, короткой дневниковой записи, фиксирующей мгновенное, сиюминутное состояние сознания - мысль, эмоцию, ситуацию. Этот жанр Р. продолжает культивировать в кн. "Сахарна" (1913, при жизни не публ.) и в цикле статей "Апокалипсис нашего времени" (1917-18), где отражено его восприятие рев-ции как вселенской катастрофы. "Провокационность" лит. поведения Р. (он одноврем. публиковался в изд. прямо противоположной общест. ориентации), резкость и даже скандальность его критич. оценок вызывали не менее резкое противодействие, упреки в беспринципности и цинизме. В то же время многие, даже полемизирующие с Р. писатели отмечали его "огромнейший талант" (М. Горький), "самый большой дар в русской прозе" (Н. А. Бердяев).
В. В. Розанов. Худ. Л. Бакст
Ро́занов Василий Васильевич (1856-1919), русский писатель, публицист и философ. Бессюжетная эссеистско-дневниковая проза представляет собой нерасчленённый сплав бытового и философского, политического и интимного, трагического и «пошлого» (книги «Уединённое», 1912, «Опавшие листья», тт. 1-2, 1913-15). Религиозно-экзистенциальное умонастроение сочетается с критикой христианского аскетизма, апофеозом семьи и пола, в стихии которого Розанов видел первооснову жизни; культ национальных истоков. Литературно-критические работы о Н. В. Гоголе, Ф. М. Достоевском, М. Ю. Лермонтове. Эссеистика: сборники «Библейская поэзия» (1912), «Литературные изгнанники» (1913) и «Апокалипсис нашего времени» (1917-18; опубликован не полностью; о трагическом завершении российской истории в октябре 1917).
* * *
РОЗАНОВ Василий Васильевич - РО́ЗАНОВ Василий Васильевич (1856-1919), русский писатель, публицист и философ. Бессюжетная эссеистско-дневниковая проза представляет собой нерасчлененный сплав бытового и философского, политического и интимного, трагического и «пошлого» (книги «Уединенное», 1912, «Опавшие листья», т. 1-2, 1913-15, «Апокалипсис нашего времени», 1917-18). Религиозно-экзистенциональное умонастроение сочетается с критикой христианского аскетизма, апофеозом семьи и пола, в стихии которого Розанов видел первооснову жизни; культ национальных истоков. Литературно-критические работы о Н. В. Гоголе, Ф. М. Достоевском, М. Ю. Лермонтове. Эссеистика: сборники «Библейская поэзия» (1912), «Литературные изгнанники» (1913) и «Апокалипсис нашего времени» (1917-18; о трагическом завершении российской истории в октябре 1917).
РОЗАНОВ Василий Васильевич (1856-1919) - русский писатель, публицист и философ. Бессюжетная эссеистско-дневниковая проза представляет собой нерасчлененный сплав бытового и философского, политического и интимного, трагического и "пошлого" (книги "Уединенное", 1912, "Опавшие листья", т. 1-2, 1913-15, "Апокалипсис нашего времени", 1917-18). Религиозно-экзистенциональное умонастроение сочетается с критикой христианского аскетизма, апофеозом семьи и пола, в стихии которого Розанов видел первооснову жизни; культ национальных истоков. Литературно-критические работы о Н. В. Гоголе, Ф. М. Достоевском, М. Ю. Лермонтове. Эссеистика: сборники "Библейская поэзия" (1912), "Литературные изгнанники" (1913) и "Апокалипсис нашего времени" (1917-18; о трагическом завершении российской истории в октябре 1917).
РОЗАНОВ Василий Васильевич (1856-1919), русский философ, писатель, публицист, религиозный мыслитель. Родился в городе Ветлуга Костромской губернии 20 апреля 1856. Ранняя смерть отца лишила семью относительного материального благополучия. Последовали годы "жизни на грани нищеты". "Я вышел из мерзости запустения", - писал впоследствии Розанов. После смерти матери Розанова воспитывал его старший брат. Гимназическое образование Розанов завершил в Нижнем Новгороде. Среди духовных наставников юного Розанова - Белинский, Писарев, Добролюбов, а также популярные в России в 1860-1870-е годах Милль, Фохт, Бокль. Розанов окончил историко-филологический факультет Московского университета (1878-1882). В течение одиннадцати лет после окончания университета работал учителем гимназии в провинции. В 1893 переехал в Петербург и работал чиновником. В 1899 он оставил службу и стал постоянным сотрудником "Нового времени" А.С.Суворина, где и работал вплоть до закрытия газеты в 1917. Первый значительный философский труд Розанова - О понимании: Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания (1886). Книга на встретила никакого отклика, что стало серьезным потрясением для автора. "Встреть книга какой-нибудь привет, - я бы на всю жизнь остался "философом". Но книга ничего не вызвала... Тогда я перешел к критике, публицистике...", - вспоминал Розанов. "Понимание" в книге Розанова - универсальное метафизическое начало, "потенциально" способное определить цельность знания и бытия, единство "познающего, познавания и познаваемого". Именно понимание связывает, реально преодолевая всяческий дуализм, "параллельные" миры бытия и разума. Раскрыть то, что уже дано в сознании, "но только закрыто еще, непознанное" - это, по Розанову, и является основной задачей философского разума. Неповторимый розановский литературный стиль формируется в 1890-е годы, когда он, обосновавшись в Петербурге и поддерживая близкие отношения с видными представителями российского консерватизма (Страховым, Леонтьевым, Рачинским и др.), все силы отдает публицистике. При всех изменениях мировоззренческой позиции Розанова, его, как и Леонтьева, можно считать "идейным консерватором". Он был таковым, когда утверждал, что формирование личности определяется "типом жизни" и что только в религии человек получает "полноту сознания о себе", а истинной школой в конечном счете является семья. В русле консерватизма он рассуждал о возможностях "отсечения" русско-славянского мира от Запада, погружающегося в духовный и культурный кризис. Не прошел Розанов-консерватор и мимо марксизма, отметив его идеологическое сходство с народничеством. Критически относился к литературному декадентству, усматривая его корни в западном реализме и натурализме. Центральной философской темой в творчестве зрелого Розанова становится его оригинальная метафизика пола. В 1898 в одном из писем он формулирует свое понимание пола: "Пол в человеке - не орган и не функция, не мясо и не физиология - но зиждительное лицо... Для разума он не определим и не постижим: но он Есть и все сущее - из Него и от Него". Непостижимость пола никоим образом не означает его ирреальности. Напротив, пол, по Розанову, есть самое реальное в этом мире и остается неразрешимой загадкой в той же мере, в какой недоступен для разума смысл самого бытия. "Все инстинктивно чувствуют, что загадка бытия есть собственно загадка рождающегося бытия, т.е. что это загадка рождающегося пола". В розановской метафизике человек, единый в своей душевной и телесной жизни, связан с Логосом, но связь эта имеет место не в свете универсального разума, а в самой интимной, "ночной" сфере человеческого бытия: в сфере половой любви. Розанову было чуждо то метафизическое пренебрежение родовой жизнью, которое в истории европейской и русской мысли представлено многими яркими именами. Философ-платоник, певец Вечной Женственности Вл.С.Соловьев сравнивал процесс продолжения рода человеческого с бесконечной вереницей смертей. Розанов же каждое рождение считал чудом - раскрытием связи земного мира с миром трансцендентным: "узел пола - в младенце", который "с того света приходит", "от Бога его душа ниспадает". Любовь, семья, рождение - это для Розанова и есть само бытие, и он готов был говорить об "онтологии" половой любви. Розановская апология телесности, его отказ видеть в теле, и прежде всего в половой любви, нечто низшее и тем более постыдное, в гораздо большей степени спиритуалистичны, чем натуралистичны. Розанов постоянно подчеркивал духовную направленность своей философии: "Нет крупинки в нас, ногтя, волоса, капли крови, которые не имели бы в себе духовного начала", "пол выходит из границ естества, он - вместе естественен и сверхъестественен" и т.п. Религиозная позиция Розанова с течением времени претерпела серьезные изменения. В конце 1890-х годов он, сопоставляя стоицизм и христианство, утверждал: "Стоицизм есть благоухание смерти, христианство - пот, муки и радость рождающей матери, крик новорожденного младенца... Христианство - без буйства, без вина и опьянения - есть полная веселость, удивительная легкость духа, никакого уныния...". Позднее он приходит к выводу, что "из подражания Христу... в момент Голгофы - образовалось неутомимое искание страданий" Лично глубоко религиозный и никогда не отрекавшийся от православия (уже в последние годы жизни, отвечая на упреки в христоборчестве, заявляет, что "нисколько не против Христа"), Розанов видит суть религии в мироотрицании: "Из текста Евангелия естественно вытекает только монастырь... Иночество составляет метафизику христианства". Привязанный сердцем и умом ко всему земному, верящий в святость плоти, Розанов жаждал от религии прямого и непосредственного спасения и признания (отсюда тяготение к язычеству и Ветхому Завету). Путь через Голгофу, через "попрание" смерти Крестом, этот путь христианства представлялся позднему Розанову едва ли не равносильным отрицанию бытия вообще. Последние годы жизни Розанова прошли в Сергиевом Посаде. Умер Розанов в Сергиевом Посаде 5 февраля 1919, похоронен в Гефсиманском скиту рядом с К.Н.Леонтьевым.
ЛИТЕРАТУРА
Спасовский М.М. В.В.Розанов в последние годы своей жизни. Берлин, 1939 Розанов В.В. Сочинения, тт. 1-2. М., 1990 Розанов В.В. Уединенное. М., 1990 Розанов В.В. Собрание сочинений, тт. 1-6. М., 1994-1995
Ро́занов Владимир Николаевич (18721934), хирург, профессор (1931), Герой Труда (1923). Работал в московской Больнице имени С. П. Боткина. Труды по вопросам патологии толстой кишки, пластики черепа, ампутаций конечностей и протезирования, резекции пищевода и др.
Ро́занов Евгений Григорьевич (р. 1925), архитектор, народный архитектор СССР (1983), действительный член РАХ (1983). Застройка центральных площадей в Ташкенте (1975), Туле и Владивостоке (обе 1983-84), театры в Курске (1983) и др., санаторные комплексы в Крыму (1979) и др. Дом Советов в Туле (1984) - все с коллективом авторов. Государственная премия СССР (1975, 1980).
* * *
РОЗАНОВ Евгений Григорьевич - РО́ЗАНОВ Евгений Григорьевич (р. 1925), российский архитектор, народный архитектор СССР (1983), действительный член АХ СССР (1983). Застройка центральных площадей в Ташкенте (1975), Туле и Владивостоке (обе 1983-84), театры в Курске (1983) и др., санаторные комплексы в Крыму (1979) и др. Дом Советов в Туле (1984) - все с коллективом авторов. Государственная премия СССР (1975, 1980).
РОЗАНОВ Евгений Григорьевич (р. 1925) - российский архитектор, народный архитектор СССР (1983), действительный член АХ СССР (1983). Застройка центральных площадей в Ташкенте (1975), Туле и Владивостоке (обе 1983-84), театры в Курске (1983) и др., санаторные комплексы в Крыму (1979) и др. Дом Советов в Туле (1984) - все с коллективом авторов. Государственная премия СССР (1975, 1980).
РО́ЗАНОВ Ив. Никанор. (1874-1959) - книговед, библиофил, лит.-вед. Родился в г. Моршанске Тамбовской губ. С 1918 проф. Моск. ун-та. В 1919-41 Р. заведовал отд. истории книги в б-ке Ист. музея в Москве. В 1945-53 работал в Ин-те мир. лит-ры им. А. М. Горького, в 1941-59 возглавлял секцию фольклора СП СССР. Начал печататься с 1900. Автор более 300 работ о творчестве рус. поэтов с 18 в. до наст. времени. Наиб. крупные его тр.: "Русская лирика" (1914), "Песни русских поэтов" (1936), "Русские песни 19 в." (1944). Р. принадлежит и ряд книговедч. работ: "Книга и люди в 19 в." (1925), "О редкой книге: (По материалам личной библиотеки автора)" (1959); им составлено неск. заметных рекомендат. библ. пособий, в т. ч. "Путеводитель по русской литературе 19 века" (1927) и "Путеводитель по современной русской литературе" (1929). Р. собрал уникальную б-ку рус. поэзии 18-20 вв., к-рая после смерти собирателя была передана его женой К. А. Марцишевской в дар Гос. музею А. С. Пушкина в Москве.
Ро́занов Иван Никанорович (1874-1959), литературовед. Профессор МГУ (с 1918). Брат М. Н. Розанова. Работы по истории русской поэзии, вопросам стихосложения. Собрал уникальную библиотеку русской поэзии (хранится в Музее А. С. Пушкина в Москве).
* * *
РОЗАНОВ Иван Никанорович - РО́ЗАНОВ Иван Никанорович (1874-1959), российский литературовед. Брат М. Н. Розанова. Работы по истории русской поэзии, вопросам стихосложения.
РОЗАНОВ Иван Никанорович (1874-1959) - российский литературовед. Брат М. Н. Розанова. Работы по истории русской поэзии, вопросам стихосложения.
РО́ЗАНОВ Матв. Никанор. (1858-1936) - лит.-вед. Брат И. Н. Розанова. Академик (с 1921). Представитель культурно-ист. школы в лит.-ведении. Окончил Моск. ун-т (1883). Первую науч. работу опубл. в 1884 - ""Гамлет" Шекспира и его истолкователи". Для науч. специализации и работы над дисс. темой был послан за границу: Гейдельберг, Страсбург, Париж. Слушал лекции Куно Фишера, Гастона Пайса, Эмиля Фагэ и др., работал в архивах Лондона, Берлина, Цюриха. С 1900 по 1929 преподает в разл. вузах (Моск. ун-т, Высшие жен. курсы и др.), защищает магистерскую дисс. "Поэт периода "бурных стремлений" Якоб Ленц. Его жизнь и произведения" (1901), через 10 лет докт. - "Жан-Жак Руссо и лит. движение к 18 в." (1910). С 1911 проф. Моск. ун-та. Основал романо-германское отд. ист.-филологич. ф-та Моск. ун-та по образцу аналогичного в Пб. ун-те, осн. А. Н. Веселовским. Один из организаторов Ин-та новых языков в Москве, чл. лит.-театр. комитета Моск. гос. Малого т-ра, чл. ред. совета изд-ва "Academia", для к-рого выполнил ряд стихотв. переводов (Данте, Гете и др.). Тр. Р. отличаются глубоким анализом соц. основы лит. явлений.
Соч.: Байронические мотивы в творчестве Лермонтова // Венок Лермонтову. М.; Пг., 1914; Очерки истории английской литературы. М., 1915; История французской литературы эпохи Просвещения. М., 1916; Пушкин и Данте // Пушкин и его современники. Л., 1928. Вып. 37; Об источниках стихотворения Пушкина "Из Пиндемонти" // Пушкинский сборник. М., 1930. Вып. 2; Пушкин и Петрарка // Московский пушкинист. М., 1930. Вып. 2.
Лит.: Жирмунский В. М. Академик М. Н. Розанов // Изв. АН СССР. Отд. Обществ. наук. 1937. № 4.
Ро́занов Матвей Никанорович (1858-1936), литературовед, академик РАН (1921) и АН СССР (1925). Профессор Московского университета (1911-29). Брат И. Н. Розанова. Представитель культурно-исторической школы. Основные труды по вопросам зарубежной литературы XVIII-XIX вв., о связях А. С. Пушкина с мировой литературой.
* * *
РОЗАНОВ Матвей Никанорович - РО́ЗАНОВ Матвей Никанорович (1858-1936), российский литературовед, академик АН СССР (1925; академик РАН с 1921). Брат И. Н. Розанова. Представитель культурно-исторической школы. Основные труды по вопросам зарубежной литературы 18-19 вв., о связях А. С. Пушкина с мировой литературой.
РОЗАНОВ Матвей Никанорович (1858-1936) - российский литературовед, академик АН СССР (1925; академик РАН с 1921). Брат И. Н. Розанова. Представитель культурно-исторической школы. Основные труды по вопросам зарубежной литературы 18-19 вв., о связях А. С. Пушкина с мировой литературой.
РОЗАНОВ Михаил Григорьевич - Роза́нов Михаил Григорьевич, см. Огнев Н. (см. ОГНЕВ Н. (писатель))
Ро́занов Сергей Васильевич (18701937), кларнетист, педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР (1934). Один из организаторов и солист (192232) Персимфанса (первого симфонического оркестра без дирижёра). Профессор Московской консерватории (с 1916). Автор «Школы игры на кларнете» (ч. 12, 1940), методических трудов.
Василий Васильевич Розанов.
РОЗАНОВ Василий Васильевич (1856 - 1919), русский писатель, публицист, мыслитель. Начав с философского трактата "О понимании" (1886), перешел к свободному, сугубо личностному стилю философствования: статьи и рецензии (в основном в газете "Новое время"), собранные в книги "Литературные очерки" (1899), "Среди художников" (1914) и другие. Религиозная философия Розанова - своеобразный русский вариант "философии жизни", с культом земных радостей, пола, семьи и "бытового" человека, с критикой аскетических тенденций христианской морали ("Семейный вопрос в России", тома 1 - 2, 1903; "Темный лик", 1911). Философская критика, в том числе "Легенда о Великом инквизиторе" (1891), статьи об А.С. Пушкине, Н.В. Гоголе и др. В дневниковой прозе ("Уединенное", 1912; "Опавшие листья", 1913 - 15) бытовое переплетено с метафизическим, интимное с социальным. Книга "Апокалипсис нашего времени" (1917 - 18) - трагический "дневник писателя" о крахе российской державы.
- Российская актриса, исполнившая главную женскую роль в фильме «Анкор, ещё анкор!».
- Российская актриса, исполнившая роль Ларисы Петровны в фильме «Два дня».
- Российская актриса, исполнившая роль редактора журнала в фильме «Глянец».
- Российская актриса, исполнившая роль Нади в фильме «За прекрасных дам!».
- Российская актриса, исполнившая роль Симы-Гуливер в фильме «Интердевочка».
- Российская актриса, исполнившая роль Ольги в фильме «Ворошиловский стрелок».
- Российская актриса, исполнившая роль мамы Ивана в фильме «Ирония любви».
- Российская актриса, исполнивший роль матери Пользы в фильме «Стиляги».
Роза́нова Ирина Юрьевна (р. 1961), актриса, заслуженная артистка Российской Федерации (1996). В 1984-86 в Московском театре им. Владимира Маяковского, в 1988-91 в Театре-студии «Человек», в 1991-98 в Московском драматическом театре на Малой Бронной. Среди театральных ролей: Панночка («Панночка» Н. Н. Садур), Изабелла («Иллюзия» П. Корнеля), Гонерилья («Король Лир» У. Шекспира), Настасья Филипповна (трилогия по роману «Идиот» Ф. М. Достоевского: «Бесстыжая», «Рыцарь бедный», «Русский свет») и др. Снималась в фильмах: «Облако-рай», «Циники», «Анкор, ещё анкор!», «Петербургские тайны» (телесериал), «Мелкий бес», «Чёрная вуаль» и др.
* * *
РОЗАНОВА Ирина Юрьевна - РОЗА́НОВА Ирина Юрьевна (р. 1961), российская актриса. Работала в Московском театре им. Вл. Маяковского, театре-студии «Человек», в 1991-1998 в Московском драматическом театре на Малой Бронной. Играла Настасью Филипповну в трилогии по роману Ф. М. Достоевского «Идиот», в пьесах У. Шекспира, А. Володина, Н. Садур и др. В кино с 1985. Снималась в фильмах: В. Ю. Абдрашитова (см. АБДРАШИТОВ Вадим Юсупович) («Слуга», 1988), П. Е. Тодоровского (см. ТОДОРОВСКИЙ Петр Ефимович) («Интердевочка», 1989, «Анкор, еще анкор!», 1992), Н. Н. Досталя (см. ДОСТАЛЬ Николай Николаевич) («Облако-рай»; 1991, «Мелкий бес», 1995), в телесериале «Петербургские тайны» (1994-95) и др. Также сыграла в фильмах «Ворошиловский стрелок» (1999), «Дикарка» (2001), «Жизнь забавами полна» (2003). Снимается в телесериалах.
РОЗАНОВА Ирина Юрьевна (р. 1961) - российская актриса. Работала в Московском театре им. Вл. Маяковского, театре-студии "Человек", с 1991 в Московском драматическом театре на Малой Бронной. Играла Настасью Филипповну в трилогии по роману Ф. М. Достоевского "Идиот", в пьесах У. Шекспира, А. Володина, Н. Садур и др. В кино с 1985. Снималась в фильмах: В. Ю. Абдрашитова ("Слуга", 1988), П. Е. Тодоровского ("Интердевочка", 1989, "Анкор, еще анкор!", 1992), Н. Н. Досталя ("Облако-рай"; 1991, "Мелкий бес", 1995), в телесериале "Петербургские тайны" и др.
РОЗАНОВА Ольга Владимировна - РО́ЗАНОВА Ольга Владимировна (1886-1918), российская художница, одна из наиболее самобытных представительниц русского футуризма (см. ФУТУРИЗМ) . Активный член группы «Союз молодежи» (см. СОЮЗ МОЛОДЕЖИ). Ее живопись, развивавшаяся от кубистической вещности к абстракции, выделяется особой легкостью форм, яркостью колорита. Особой изысканности эти черты достигают в ее книжно-оформительских работах (напр., аппликациях в книге А. Е. Крученых (см. КРУЧЕНЫХ Алексей Елисеевич) «Вселенская война», 1916).
РОЗАНОВА Ольга Владимировна (1886-1918) - российская художница, одна из наиболее самобытных представительниц русского футуризма. Активный член группы "Союз молодежи". Ее живопись, развивавшаяся от кубистической вещности к абстракции, выделяется особой легкостью форм, яркостью колорита. Особой изысканности эти черты достигают в ее книжно-оформительских работах (напр., аппликациях в книге А. Е. Крученых "Вселенская война", 1916).
Ро́занцев Эдуард Григорьевич (р. 1931), химик-органик, заслуженный деятель науки и техники Российской Федерации (1994). Разработал (с 1959) органическую химию нитроксильных радикалов. Открыл (1961, совместно с М. Б. Нейманом) реакции свободных радикалов без затрагивания радикального центра. Труды в области стабилизации полимеров и биохимии. Государственная премия СССР (1977).
РО́ЗАНЧИК, розанчика, муж. (разг.). уменьш.-ласк. к розан. «Везде итальяночки, этакие розанчики, так вот и хочется поцеловать.» Гоголь.
РО́ЗАНЧИК, -а и РОЗАНЧИК, -а, муж.
1. см. розан.
2. Булочка с верхушкой в виде сходящихся лепестков.
РОЗА́НЧИК и {{stl_8}}ро́занчик{{/stl_8}}, -а, м
Кушанье, представляющее собой кусок теста с верхушкой в форме соединяющихся лепестков, испеченное в духовом шкафу.
Вам розанчиков намедни захотелось, маточка; так вот я вам их теперь посылаю (Дост.).
РОЗА́НЧИК, РО́ЗАНЧИК, -а; м.
1. Устар. Уменьш.-ласк. к Ро́зан.
2. Разг. только: роза́нчик. О прекрасной девушке в расцвете её молодости, красоты. Этакий р. вырос!
1. ро́занчик, ро́занчики, ро́занчика, ро́занчиков, ро́занчику, ро́занчикам, ро́занчик, ро́занчики, ро́занчиком, ро́занчиками, ро́занчике, ро́занчиках
2. ро́занчик, ро́занчики, ро́занчика, ро́занчиков, ро́занчику, ро́занчикам, ро́занчика, ро́занчиков, ро́занчиком, ро́занчиками, ро́занчике, ро́занчиках