ср.
Воспитание самого себя.
САМОВОСПИТА́НИЕ, самовоспитания, мн. нет, ср. (книжн.). Воспитательная работа над собой. «Не пролетариату, а некоторым интеллигентам в нашей партии недостает самовоспитания в духе организации и дисциплины…» Ленин.
САМОВОСПИТА́НИЕ, -я, ср
Интеллектуальная деятельность, заключающаяся в самостоятельном формировании личности, воспитании самого себя.
Для этого [чтобы приспособиться] нужно самовоспитание, отвыкнуть коситься, кто ест лишнее, запретить чревоопасные тюремные разговоры о еде и как можно больше подниматься в высокие сферы (Солж.).
-я, ср.
Воспитание самого себя.
Литература пролетариата - одно из проявлений его жизнедеятельности, его стремления к самовоспитанию. М. Горький, О литературной технике.
САМОВОСПИТАНИЕ -
сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности. Базируясь на активизации механизмов саморегуляции, оно предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, смыслов личностных. Самовоспитание - относительно позднее приобретение онтогенеза, связанное с определенным уровнем самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию. Оно базируется на адекватной самооценке, соответствующей реальным способностям человека, на критическом анализе своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей. По мере повышения степени осознанности оно становится все более значимой силой саморазвития личности. Оно находится в неразрывной взаимосвязи с воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования личности. Необходимые компоненты самовоспитания - самоанализ развития личностного, самоотчет и самоконтроль. В приемы самовоспитания входят самоприказ, самоодобрение и самовнушение.
самовоспита́ние, самовоспита́ния, самовоспита́ний, самовоспита́нию, самовоспита́ниям, самовоспита́нием, самовоспита́ниями, самовоспита́нии, самовоспита́ниях
САМОВОСПИТА́НИЕ (англ. self-development).
Сознательная и целенаправленная деятельность человека на совершенствование своих положительных качеств и преодоление отрицательных. Элементы С. имеются уже у дошкольников. В подростковом возрасте решающую роль в С. начинает играть самооценка. Важным мотивом С. становится недовольство собой в результате осознания своих недостатков, несоответствия своим идеалам (так называемый «комплекс неполноценности»). В юношеском возрасте С. приобретает более зрелый и целенаправленный характер благодаря возникшему осознанию своего места в мире, формированию осознанных мотивов. Эффективности С. способствует реалистическая самооценка, соответствующая реальным способностям и возможностям человека. С. - дело всей жизни человека.
- Способ улучшить «себя, любимого».
- Формирование человеком своей личности в соответствии с поставленной целью.