Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

самоцветы

Энциклопедический словарь

Самоцве́ты - термин, введённый А. Е. Ферсманом в 20-х гг. XX в. для обозначения драгоценных камней, в том числе и бесцветных. Часто применяется в более широком смысле по отношению как к драгоценным, так и к поделочным камням.

* * *

САМОЦВЕТЫ - САМОЦВЕ́ТЫ, термин, введенный А. Е. Ферсманом (см. ФЕРСМАН Александр Евгеньевич) в 20-х гг. 20 в. для обозначения драгоценных камней, в т. ч. и бесцветных. Часто применяется в более широком смысле по отношению как к драгоценным, так и к поделочным камням.

Большой энциклопедический словарь

САМОЦВЕТЫ - термин, введенный А. Е. Ферсманом в 20-х гг. 20 в. для обозначения драгоценных камней, в т. ч. и бесцветных. Часто применяется в более широком смысле по отношению как к драгоценным, так и к поделочным камням.

Гуманитарный словарь

САМОЦВЕ́ТЫ - драгоц., полудрагоц. и поделочные камни, добываемые и обрабатываемые в России.

В отличие от Зап. Европы, Ср. Азии и Ср. Востока, в России культура камня появилась позднее и развивалась медленнее. Первые минералог. сведения можно найти в "Изборнике" Святослава (1073), где были описаны нек-рые свойства камня: цвет, твердость, лечебные качества. Декорат. камни на Руси пользовались большой популярностью, но в осн. были привозными, за исключением жемчуга (декорат. материал органич. происхождения), к-рый в России был в изобилии. В сер. 17 в. началась добыча рус. драгоц. камня: в 1635 на Урале был обнаружен малахит, а неск. позднее по рекам Вост. Сибири - месторождения сердоликов, агатов, халцедонов и яшм. Но основное развитие добыча и обработка камней получили при Петре I. В 1700 был учрежден в Москве особый Приказ горн. дел, в 1718 замененный Берг-Коллегией. В Тобольске находилось начальство для управления уральскими и сибирскими горн. з-дами. Петр I положил начало и минералог. коллекциям, к-рые находились в Минеральном кабинете АН, в 1912 преобразованном в Минералогич. музей. При Петре I были открыты месторождения горн. хрусталя, раухтопаза, аметистов, бериллов.

В 1765 была организована, по сути дела, первая минералогич. эксп. В Ильменских горах был обнаружен амазонит, в р-не оз. Байкал - лазурит.

Совершенствовалось мастерство обработки камня, чему способствовали школы при з-дах, организ. сподвижниками Петра I Георгом Геннином и Василием Татищевым, где, помимо разных горн. специальностей, обучали и гранильному иск-ву. На Урале научились гранить бериллы, топазы, горн. хрусталь, полировать яшмы, малахит и др. В 1725 в Петергофе была открыта "Алмазная мельница" (позднее Петергофская гранильная ф-ка), специализирующаяся на обработке камней, а с кон. 18 в. - на изготовлении декорат. изделий из яшмы, агата и др., работах в технике флорентийской мозаики и т. н. русской мозаики; огранка же самоцветов сосредоточивается в руках частных ювелиров. В 1774 построены Екатеринбургская гранильная и Колыванская (Алтай) ф-ки. Лучшие декорат. строит. мат-лы использовались при стр-ве Петербурга, разнообр. уральские С. применялись во внутр. отделке дворцов (Зимний, Строгановский, Мраморный и др.) и соборов (Исаакиевский) Петербурга, во дворцах Павловска, Гатчины, Царского Села. На весь мир известен уральский малахит, из к-рого изготовлены вазы, столешницы, подсвечники, письм. приборы: в Зимнем дворце есть Малахитовый зал (впервые же малахит. гостиная была построена О. Монферраном для дома Демидовых). Всемирное признание имеет рус. яшма, идущая на изготовление столешниц, колонн, торшеров.

В 1817 в Петербурге было создано Минералог. об-во, способств. поискам новых минералов. В 1829-50-х гг. были открыты месторождения изумрудов, топазов, хризолитов, алмазов и др. драгоц. камней. Рус. мастера добились больших успехов в их обработке и создании ювелирных изделий. На 1-й Всемирной выставке в Лондоне зрителей поразила рус. экспозиция, где были представлены диадема с 3-мя тыс. драгоц. камней, коллекция урал. С. (Демидова), большие малахит. двери.

Во 2-й пол. 19 в. прославилась фирма К. Фаберже, к-рая делала разл. украшения из драгоц. и полудрагоц. камней, работала и по заказам царской семьи.

Декорат. камни широко использовались в стр-ве, ими облицованы станции моск. и ленингр. метрополитенов. В 1936 для Парижской выст. на Свердловской (Екатеринбургской) гранильной ф-ке изготовлена карта СССР пл. 18 кв. м, где терр. страны, геогр. и пром. объекты обозначены драгоц. и полудрагоц. камнями.

В 1954-55 в Вост. Сибири, в Якутской АССР открыты круп. месторождения алмазов. В Забайкалье обнаружен новый декорат. камень - чароит.

Мн. облицовочные мат-лы дают Хибины, Вост. Саяны (нефрит), Украина, Карелия, Вост. и Зап. Сибирь (мраморы, агат, халцедон, аквамарин, горный хрусталь). Но уральские камни самые лучшие по цвету и др. качествам. Ценятся урал. изумруды, топазы, аметисты, горн. хрусталь, александрит, турмалин, зеленый гранат (демантоид). Богаты урал. месторождения яшмы. Урал. мастерам посвящены сказы П. Бажова.

Поговорки

Ставить самоцветы под глаза кому. Жарг. мол. Шутл. Избивать кого-л. до синяков. Максимов, 85.

Сканворды для слова самоцветы

- Российский ВИА под руководством Юрия Маликова.

Полезные сервисы

самоцветы (ансамбль)

Энциклопедический словарь

САМОЦВЕТЫ (ансамбль) - «САМОЦВЕ́ТЫ», российский вокально-инструментальный ансамбль (Москва). Основан в 1971. Добившись первоначального успеха с серией мелодичных номеров в бит (см. БИТ-МУЗЫКА)-традициях, с течением времени «Самоцветы» переключились на банальную и безликую псевдо-патриотическую лирику, стали почти хрестоматийным примером музыкального конформизма, неоднократно меняли состав и распались в середине 1980-х гг., превратившись в явный анахронизм.

«Самоцветы» организовал в 1971 выпускник Московской Консерватории певец и композитор Юрий Маликов. В состав ансамбля вошли выпускник рижского музыкального училища и отделения эстрадной режиссуры ГИТИС Юрий Петерсон (гитара, вокал), выпускник Гнесинского училища Валентин Дьяконов (гитара), Алексей Шачнев (бас), выпускник Воронежского музыкального училища Сергей Березин (клавишные), Геннадий Жарков (труба), Ирина Шачнева (вокал) и Николай Михайлов (барабаны, вокал). ВИА выступал с концертами в Москве, в октябре 1972 выступил на музыкальном фестивале в Дрездене (в то время ГДР), записывал пластинки и выступал на радио и телевидении. Осенью 1975 фактически весь состав ансамбля ушел от своего художественного руководителя и в том же году был реорганизован под названием «Пламя».

Маликов набрал новых музыкантов. С тех пор через ряды «Самоцветов» прошло множество известных музыкантов: Александр Барыкин, Евгений Казанцев, Валерий Хабазин, популярный композитор-песенник Вячеслав Добрынин, певец и пародист Владимир Винокур и т. д. К 1977 состав «Самоцветов» на время стабилизировался: Маликов, Валерий Хабазин (гитара), Сергей Беликов (бас, вокал), Виталий Кретов (клавишные), Владимир Пресняков (саксофон), Владимир Беседин (труба), Владимир Полонский (барабаны), вокалисты Е. Кобзева, А. Брандов и Е. Курбаков. Годом позже эмигрировавшего в США Хабазина на короткое время сменил Владимир Кузьмин. К началу 1980-х гг. популярность группы заметно пошла на убыль. Более сильные музыканты уходили, чтобы реализовать себя в новых группах, появлявшихся на профессиональной сцене после рок-фестиваля в Тбилиси (1980).

Недолгий подъем «Самоцветов» в начале 1980-х гг. в связи с возвращением в их ряды Сергея Беликова вылился в несколько пластинок, на которых изрядно постаревшие музыканты пытались найти себя в новом качестве, однако после 1986 они окончательно пропали из виду. В 1996 несколько участников группы конца 1970-х гг. объединились, чтобы дать серию ностальгических концертов в Москве. Хотя ныне о «Самоцветах» вспоминают довольно редко, сыновья двух его музыкальных лидеров, Юрия Маликова и Владимира Преснякова - Дима Маликов и Владимир Пресняков-младший - сегодня играют значительную роль на отечественной поп-сцене.

В 2005 ВИА «Самоцветы» отпраздновал 35-летний юбилей, а художественному руководителю ансамбля Юрию Маликову в 2007 было присвоено звание народного артиста РФ.

В настоящее время под именем «Самоцветы» выступают два состава солистов ансамбля разных лет: в одном - Е. Преснякова, О. Слепцов, А. Нефедов, Г. Власенко и в другом - И. Шачнева, Е. Курбаков, В. Дьяконов, В. Белянин.

Андрей Бурлака

Полезные сервисы