ж.
Распределение светлых и теневых штрихов, пятен как средство передачи в живописи объемности изображаемого.
ж.
Распределение светлых и теневых штрихов, пятен как средство передачи в живописи объемности изображаемого.
СВЕТОТЕ́НЬ, светотени, жен. (живоп.). Распределение светлых и теневых штрихов, пятен на картине как средство изображения в живописи (напр. для передачи объемности изображаемых предметов).
СВЕТОТЕ́НЬ, -и, жен. В живописи и графике: распределение различных по яркости цветов и оттенков, светлых и тёмных штрихов.
| прил. светотеневой, -ая, -ое.
СВЕТОТЕ́НЬ -и; ж. Иск. Распределение светлых и теневых штрихов, пятен как средство передачи объёмности изображаемого.
◁ Светотенево́й, -а́я, -о́е. С. рисунок. С-ое изображение. С. переход в рисунке.
-и, ж. иск.
Распределение светлых и теневых штрихов, пятен как средство передачи в живописи объемности изображаемого.
СВЕТОТЕ́НЬ - прием изобр. иск-ва, выражающийся в распределении, градации светлых и темных тонов, а также разл. по степени яркости цветов и оттенков одного цвета. С. придает предмету объемность, позволяет включить его в световозд. среду. Градации С. соотносятся с освещением, формой предмета, фактурой. Характер С. выявляет выразительность произв.
СВЕТОТЕНЬ
Термины и выражения, относящиеся к разным отраслям иску сства, в русском литературном языке имели разное происхождение и разную судьбу. Особенно широкое переносное применение получили в XVIII и начале XIX вв. термины живописного искусства. В силу тех социальных условий, в которых развивалась русская живопись в XVIII и в начале XIX вв., значительная часть профессиональной терминологии русских художников была народного, русского происхождения.
Слово светотень относится к живописной терминологии. Оно обозначает `распределение светлых и теневых штрихов, пятен на картине как средство изображения в живописи, игру света и тени'. Этот термин не вошел ни в один из толковых словарей русского языка до академического словаря 1847 г. Здесь находим: «Светотень, и, с. ж. Худ. Смешение света с тенью; оттенка» (cл. 1867-1868, 4, с. 222). Ср. у И. И. Лажечникова в романе «Последний новик» (ч. 1, гл. 4): «Всякая фигура имеет свой свет и свою тень».
Любопытно, что в русском литературном языке 20-30-х годов XIX в. наряду со словом светотень употреблялось в том же значении слово тьмосвет (ср. тип словосложения: свистопляска, кислосладкий и т. п.). Например, в «Художественной газете», издававшейся Н. В. Кукольником, в статье «О различных частях живописи» (из третьей части краткого руководства к познанию изящных искусств, издаваемого на счет Общества поощрения художеств В. Лангером) есть такое определение: «Освещением, или тмосветом называется совокупность света и теней; или, точнее, - выражение различных действий и изменений света, смотря по свойству и силе его, по форме и положению предметов» («Художественная газета» на 1837 г., № 13 (июнь), с. 214). Ср. также: «Живопись, в применении к практике, заключает в себе четыре существенные части: сочинение (композицию), рисунок, освещение (тмосвет) и колорит, или расцвечивание» (там же, с. 213).
Слово тмосвет в словаре 1847 г. не отмечено. Есть все основания думать, что слово светотень укрепилось в русском литературном языке XIX в. не позднее 30-х годов. Оно представляет собою образование по типу таких моделей, как богочеловек, овцебык и т. п. Оно служило для передачи франц. clair-obscure и могло складываться не без влияния этого выражения. Ср. нем. Halbdunkel; ср. полутень.
В. И. Даль в свой словарь помещает слово светотень как общеизвестный термин: «Светотень художн. полутень, разные оттенки, степени, смесь тени и света» (сл. Даля 1882, 4, с. 159).
В русском литературном языке второй половины XIX в. слово светотень получило широкое распространение за пределами живописного диалекта.
Статья ранее не публиковалась. Печатается по машинописи (2 стр.) с авторской правкой (4 стр. разного формата). - И. У.