Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.
Уважаемый пользователь, сайт развивается и существует только на доходы от рекламы - пожалуйста, отключите
блокировщик рекламы.
Недавно искали
священные камни
Энциклопедический словарь
СВЯЩЕННЫЕ КАМНИ - СВЯЩЕ́ННЫЕ КА́МНИ, камни, обладающие тонкой энергией, не менее чем от живого человека. В славянской мифологии (см. СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ (альтернативный подход)) они посвящались конкретным богам. Камни могли представлять бога сами по себе, находясь в одиночестве и обладая крупными размерами (так называемые «вмещающие камни»), либо, будучи средних размеров, объединялись в круг в храме (каждый из 8 «представительных» камней представлял своего бога), либо указывали дорогу к храму (камни-указатели), будучи средними или совсем маленькими.
Между городами Обручем и Житомиром на Украине по легенде святая Ольга построила церковь, якобы разрушенная языческими богами. Место языческого поклонения носит название «Ольгины бани» и состоит из больших девяти священных камней, имеющих названия; соответствующих названиям камней языческого храма.
Первоисточник выражения - романы Ф. М. Достоевского (1821 - 1881).
В романе «Подросток» (1875) слова Версилова: «Русскому Европа так же драгоценна, как Россия; каждый камень в ней мил и дорог. Европа так же точно была Отечеством нашим, как и Россия... О, русским дороги эти старые чужие камни, эти чудеса старого божьего мира, эти осколки святых чудес; и даже это нам дороже, чем им самим!»
В романе «Братья Карамазовы» (1879-1880) слова Ивана Карамазова, сказанные Алеше Карамазову: «Я хочу в Европу съездить, Алеша, отсюда и поеду; и ведь я знаю, что поеду лишь на кладбище... вот что!.. Дорогие там лежат покойники, каждый камень под ними гласит о такой горячей минувшей жизни, о такой страстной вере в свой подвиг, в свою истину, в свою борьбу и в свою науку, что я, знаю заранее, паду на землю и буду целовать эти камни, и плакать над ними, - в то же время убежденный всем сердцем моим, что все это давно уже кладбище, и никак не более».
Иносказательно: культурные, нравственные ценности европейской цивилизации.
Первоисточник выражения - романы Ф. М. Достоевского (1821 - 1881).
В романе «Подросток» (1875) слова Версилова: «Русскому Европа так же драгоценна, как Россия; каждый камень в ней мил и дорог. Европа так же точно была Отечеством нашим, как и Россия... О, русским дороги эти старые чужие камни, эти чудеса старого божьего мира, эти осколки святых чудес; и даже это нам дороже, чем им самим!»
В романе «Братья Карамазовы» (1879-1880) слова Ивана Карамазова, сказанные Алеше Карамазову: «Я хочу в Европу съездить, Алеша, отсюда и поеду; и ведь я знаю, что поеду лишь на кладбище... вот что!.. Дорогие там лежат покойники, каждый камень под ними гласит о такой горячей минувшей жизни, о такой страстной вере в свой подвиг, в свою истину, в свою борьбу и в свою науку, что я, знаю заранее, паду на землю и буду целовать эти камни, и плакать над ними, - в то же время убежденный всем сердцем моим, что все это давно уже кладбище, и никак не более».
Иносказательно: культурные, нравственные ценности европейской цивилизации.
СВЯЩЕННЫЕ МОНОГРАММЫ - СВЯЩЕ́ННЫЕ МОНОГРА́ММЫ, занимают важное место в христианской символике. Монограммы из двух или нескольких греческих и латинских букв появились еще в самом начале развития христианской культуры. Первой и наиболее известной считается «Хи-Ро» или «христограмма (см. ХРИСТОГРАММА)». Она представляет собой две первые буквы греческого написания имени Христос.
Другая монограмма - комбинация букв альфа и омега (первая и последняя буквы греческого алфавита) - использовалась для обозначения всемогущества и бесконечности Бога («Я есмь Альфа и Омега, начало и конец». Откр., 21:6). Одним из вариантов было размещение этих двух букв вместе с христограммой в круге - символе вечности. Часто омега писалась прописной, причем спрямленной, более легкой для написания, так что получалась «W». Иногда альфа составляла пару с «тау» - последней буквой еврейского алфавита.
Другой распространенной монограммой является IHS - это три буквы греческого имени Иисуса. С упадком Византии в средние века стали появляться другие монограммы с латинскими буквами, часто в комбинации с крестом. Среди них был In Hoc Salus («В этом (кресте) - спасение») и, напоминая о видении Константина, - In Hoc Signo, более полная форма In Hoc Signo Vinces («Сим победиши»), а также Iesus Hominum Salvator («Иисус, спаситель человечества»).
В православии традиционной является монограмма INRI - Иисус Назареянин Царь Иудейский (такую табличку прибили по приказу Пилата (см. ПОНТИЙ ПИЛАТ) в головах распятого Христа как бы в насмешку).
СВЯЩЕННЫЕ ОДЕЖДЫ, облачения священнослужителей во время богослужения. В православии Священные одежды: стихарь, риза (фелонь), саккос, орарь, епитрахиль, омофор, митра, пояс, набедренник, палица, и др.
СВЯЩЕННЫЕ СОСУДЫ, название предметов церковной утвари, применяемых в богослужении. В православии к Священным сосудам относятся: дискос, потир, дарохранительница и др., к которым не позволяется прикасаться мирянам и низшим чинам клира. Священные сосуды хранятся в особых помещениях храма.