Энциклопедический словарь
Серапио́н Влади́мирский (? - 1275), древнерусский писатель, архимандрит Киево-Печерского монастыря, с 1274 епископ Владимирский. Автор «Слов», в которых показал тяготы монголо-татарского ига и выразил надежду на освобождение Руси.
* * *
СЕРАПИОН ВЛАДИМИРСКИЙ - СЕРАПИО́Н ВЛАДИ́МИРСКИЙ (ум. 12 июля 1275), древнерусский проповедник, писатель, епископ Владимирский (1274-75).
С 1249 по 1274 архимандрит Киево-Печерского монастыря. Под 1274 в летописи сообщается о приезде Серапиона из Киева во Владимир вместе с митрополитом Кириллом. С 1274 по решению собора 1273 или 1274 гг. Серапион становится епископом Владимира, Суздаля и Нижнего Новгорода (по другим данным - Владимира и Ростова Великого).
Достоверно Серапиону принадлежат пять слов-поучений, дошедших до нас в рукописях 14-15 вв. (возможно включение в их число «Поучения к попам», входящего в состав Кормчих книг (см. КОРМЧИЕ КНИГИ)). Их сквозными темами являются падение нравов и христианского благочестия, борьба за духовное очищение народа в преддверии и в период монголо-татарского ига. В сочинениях Серапиона получает законченный вид так называемая древнерусская «теория казней»: стихийные бедствия и нашествие татар трактуются как божья кара за грехи междоусобиц, нравственное оскудение и уклонение общества к язычеству. Необходимость покаяния, веры в могущество Бога, сохранения моральной чистоты и стойкости являются необходимыми условиями для возрождения Руси.
Первое слово (одно из названий: «Поучение о потрясении [землетрясении], да отступим от зла») написано Серапионом ок. 1230 г. после разрушительного землетрясения 3 мая 1230 (возможна другая датировка: после 1258, когда также произошло сильное землетрясение). Кроме данного стихийного бедствия, в слове упоминаются такие грозные предзнаменования наступающих бед, как солнечное и лунное затмения 1206 и 1207 гг. и кометы 1223 и 1230 гг. Остальные слова написаны в 1274-1275. Они отразили настроения русского общества в годы монголо-татарского нашествия.
Слова Серапиона отличает объективная манера повествования: так, автор выступает против необоснованных казней волхвов, которым приписывались засуха и порча урожая, а также против весьма распространенных в Новгороде обычаев испытывать обвиняемого водой и не хоронить самоубийц и утопленников.
Изысканное риторическое мастерство, ритмическая организация речи и динамика произведений Серапиона гармонически соединяются с особой лиричностью, простотой и ясностью языка.
Серапион похоронен в Успенском соборе Владимира. Его имя редко упоминается в церковной литературе, но в народе до 19 в. ему поклонялись как одному из заступников в тяжелых житейских обстоятельствах.
Большой энциклопедический словарь
СЕРАПИОН ВЛАДИМИРСКИЙ (?-1275) - древнерусский писатель, архимандрит Киево-Печерского монастыря, с 1274 Владимирский епископ. Автор "Слов", в которых показал тяготы монголо-татарского ига и выразил надежду на освобождение Руси.
Гуманитарный словарь
СЕРАПИО́Н ВЛАДИ́МИРСКИЙ (ум. 1275) - писатель, архимандрит Печерского мон. в Киеве (1249-74). В 1274 поставлен митр. Кириллом II во гл. Владимиро-Суздальской епархии. Похоронен в Успенском соб. во Владимире.
С. приписывается пять "Слов". Четыре читаются под его именем в сб. 16 в. "Златая цепь". Пятое известно лишь в сост. Паисиевского сб. 15 в. В. А. Клебанов приписывал С. "Поучение к попам", входящее в состав Кормчих книг. "Слова" С. постоянно включались в Измарагды, часто в Златоусты и др. сб. пост. состава, но тогда они обычно надписывались именами др. авторитетных церк. авторов.
Точной датировки написания "Слов" С. нет. В первом упоминается землетрясение в Киеве. Одно из них было в 1230, др. - в 1258. Скорее всего, в "Слове" С. имеется в виду последнее.
Произв. С. появились в эпоху тат.-монг. нашествия. В них отразилась глубина того полит. и нравств. кризиса, к-рый переживала в то время Русь. В первом "Слове" С. призывает своих слушателей обратить внимание на знамения, к-рые показывает Бог, и покаяться. Второе и третье тоже посвящены теме покаяния. Здесь С. уже не говорит о землетрясениях и городе, а рисует картину запустения Руси, разоренной монголами. Тат. нашествие С. в соответствии с давней трад-ей воспринимает как кару за грехи. Он сурово обличает пороки своих сограждан, жадность, жестокость, утверждая, что даже язычники лучше относятся друг к другу, чем христиане. В четвертом и пятом "Словах" С. обличает языч. обычаи.
"Слова" С. отличаются большой эмоциональностью, прозрачностью и ясностью яз., к-рые создают впечатление безыскусно построенной фразы, подражающей устной речи. На самом деле внутр. структура "Слов" сложна, изысканна и построена по сложным риторич. правилам. Такое сочетание создает характерный худож. облик произв. С.
Лит.: Петухов Е. Серапион Владимирский, рус. проповедник 13 в. СПб., 1888; Памятники лит-ры Др. Руси 12 в. М., 1981; Клебанов В. А. О Серапионе Владимирском как возможном авторе "Поучения попам" // Тр. Отд. др.-рус. лит-ры / Ин-т рус. лит-ры АН СССР. Л., 1958. Т. 14.
Полезные сервисы