м.
Уподобление по палатальности гласных звуков в слове корневому гласному, свойственное некоторым языкам (в лингвистике).
м.
Уподобление по палатальности гласных звуков в слове корневому гласному, свойственное некоторым языкам (в лингвистике).
СИНГАРМОНИ́ЗМ, сингармонизма, мн. нет, муж. (от греч. syn - вместе и harmonia - созвучие) (линг.). В некоторых, преим. тюркских языках - уподобление гласных звуков в слове корневому гласному.
Сингармони́зм (от греч. sýn - вместе и harmonía - созвучие), единообразное по составу гласных (иногда согласных) оформление слова как морфологической единицы. Присущ главным образом агглютинативным (см. Агглютинация) языкам.
* * *
СИНГАРМОНИЗМ - СИНГАРМОНИ́ЗМ (от греч. syn - вместе и harmonia - созвучие), единообразное по составу гласных (иногда согласных) оформление слова как морфологической единицы. Присущ главным образом агглютинативным (см. Агглютинация (см. АГГЛЮТИНАЦИЯ (образование грамматических форм))) языкам.
СИНГАРМОНИЗМ (от греч. syn - вместе и harmonia - созвучие) - единообразное по составу гласных (иногда согласных) оформление слова как морфологической единицы. Присущ главным образом агглютинативным (см. Агглютинация) языкам.
-а, м. лингв.
Уподобление гласных звуков в слове корневому гласному в тюркских и некоторых других языках.
[От греч. συν - вместе и ‛αρμονία - созвучие]
сингармони́зм, сингармони́змы, сингармони́зма, сингармони́змов, сингармони́зму, сингармони́змам, сингармони́змом, сингармони́змами, сингармони́зме, сингармони́змах
Сингармони́зм
(от греч. σύν - вместе и ἁρμονία - созвучие) - морфонологическое явление, состоящее в
единообразном вокалическом (иногда и консонантном) оформлении слова
как морфологической единицы.
В языках с сингармонизмом в структуре слова выделяется независимый
(доминирующий) компонент (обычно корень) и
зависимые компоненты (аффиксы). По тому, какой фонологический признак является основой
сингармонизма, различаются тембровый сингармонизм (по признаку ряда),
лабиальный сингармонизм (по огублённости), компактностный сингармонизм
(по подъёму, или раствору); в составе слова возможно сочетание двух
типов сингармонизма. Например, в венгерском языке ablak-hoz ‘к окну’, cipész-hez
‘к сапожнику’, küszöb-höz ‘к порогу’, вокализм показателя аллатива ‑hVz (см. Венгерский
язык) зависит от вокализма корня (передний - задний: ‑hoz/‑hez, лабиальный - нелабиальный: ‑hez/‑höz`). Сингармонизм присущ главным образом
агглютинативным языкам (см. Агглютинация), где он обеспечивает целостность и
отдельность словоформы, действуя как
«цементирующее средство» (И. А. Бодуэн де Куртенэ), и в этой функции
сингармонизм соотносится с ударением
индоевропейских языков. Конкретный тип
сингармонизма зависит от характера вокалической и просодической системы языка; в урало-алтайских языках с их
тембровым богатством гласных представлен
тембровый и лабиальный сингармонизм, в ряде нигеро-конголезских языков (например, ква), имеющих многоступенчатую градацию гласных
по подъёму, - компактностный сингармонизм, при котором в слове
возможны лишь гласные одной из двух серий - широкие или узкие (чётной
ступени - нечётной ступени). Многие сингармонические языки обнаруживают
отклонения от идеальной схемы сингармонизма, что проявляется в наличии
нейтральных гласных (часто e, i), способных встречаться как в
переднерядных, так и в заднерядных словах; сингармонизм часто не
распространяется на префиксы и на сложные слова, в которых каждый
компонент имеет свой сингармонический рисунок. С сингармонизмом
иногда сближают такие явления, как умлаут в древних германских
языках, но он напоминает сингармонизм лишь фонетически, отличаясь функционально. Понятие
сингармонизма шире, чем обычно отождествляемое с ним понятие
гармонии гласных, так как сингармонизм может выражаться и в
консонантной гармонии (как в некоторых индейских
языках Северной Америки).
Черкасский М. А., Тюркский вокализм и сингармонизм, М.,
1965;
Виноградов В. А., Типология сингармонических тенденций в
языках Африки и Евразии, в кн.: Проблемы африканского языкознания, М.,
1972;
Issues in vowel harmony, Amst., 1980.
В. А. Виноградов.
сингармонизм (др.-греч. σύν âместе + άρμονια связь, созвучие)
Явление, наблюдаемое в основном, в тюркских языках, финно-угорских, состоящее в том, что гласным корня каких-л. слов определяется характер последующих гласных в аффиксах этого же слова. Например: oda комната - odalar комнаты (турец.). Сингармонизм (или гармония гласных) как позиционный фонетический процесс основывается на двух особенностях:
1) слово в тюркских и финно-угорских языках начинается с корня и суффиксы приклеиваются последовательно - один за другим: оглы сын, оглылар сыновья, оглылара - к сыновьям (узб.); шкаф, шкафлар - шкафы, шкафларга - к шкафам;
2) противопоставленность гласных переднего и заднего ряда, в связи с чем, например, в киргизском, в словах встречаются гласные одного ряда: ата - отцы, орой - грубый, унутчаак - забывчивый, но кишиллер - люди, донголок - колесо. Как видим, сингармонизм как раз и состоит в том, что в одном и том же слове все гласные должны быть одного и того же ряда - или переднего, или заднего.
сингармонизм (от греч. syn - вместе + harmonia - связь, созвучие) (гармония гласных). Уподобление последующих гласных в аффиксах какого-либо слова предшествующим гласным корня того же слова (явление, характерное для тюркских языков). Так, аффикс множественного числа турецкого слова oda (комната) - lar (с гласным а под влиянием конечного гласного корня-основы), т. е. комнаты - odalar’. аффикс с тем же значением для слова ей (дом) ,- ler (с гласным е под влиянием того же корневого гласного), т. е. дома - euler. ср. также в венгерском языке: leves - суп, levesek - супы; saldto - салат, saldtdk - салаты.
СИНГАРМОНИЗМ а, м. гр. syn вместе + harmonia созвучие. В языкознании - уподобление по палатальности гласных звуков в слове корневому гласному, свойственное некоторым языкам. БАС-1. Сингармонизм характерен для тюркских языков. Крысин 1998. - Лекс. СИС 1937: сингармони/зм.
СИНГАРМОНИЗМ [< гр. syn - вместе + harmonia - связь, созвучие] - лингв. приспособление, АККОМОДАЦИЯ аффиксных гласных корневым в некоторых языках (напр., в турецком языке выбор суффикса множественного числа lar либо ler зависит от корневого гласного: oda - «комната», odalar - «комнаты»; ev - «дом», evler - «дома»).