СИТРОЕН - СИТРОЕ́Н (Citroen, полн. Automobiles Citroёn) - французская автомобильная компания, входит в корпорацию PSA Peugeot-Citroen, головной офис фирмы находится в парижском пригороде Нейи-сюр-Сен. Компания основана в 1919 Андре Ситроеном (см. СИТРОЕН Андре) как Societe anonyme Andre Citroen с целью массового производства недорогих автомобилей.
Вслед за первой моделью Citroen 10CV компания выпустила Citroen 5CV - четырехцилиндровую малолитражку без передних тормозов, с четвертьэллиптическими рессорами спереди и сзади. Эта машина была лишена лишенная претензий, но была способна ездить по сельским дорогам. В производстве автомобилей компания использовала методы Генри Форда (см. ФОРД Генри). Первые таксомоторы «Ситроен» появились в 1921, а к 1933 90% парижских такси были этой марки. В 1925 Ситроен представил легковой автомобиль В-10 - первый французский автомобиль с цельнометаллическим кузовом, за которым последовали модификации В-12 и В-14.
В 1932 была представлена модель Citroen Traction Avant, созданная при участии Ки Жавеля. Огромные для периода Великой депрессии финансовые затраты на продвижение этой удачной, продававшейся до 1957 в различных модификациях модели (переднеприводной, что было крайне редко для того времени), привели Андре Ситроена к утрате контроля над собственным предприятием. Компания перешла под контроль группы «Мишлен» (Michlen). Одна из последних модификаций Traction Avant 15CV образца 1951 имела шестицилиндровый двигатель объемом 2866 куб.см и максимальную скорость 130 км/ч. Этот автомобиль использовал комиссар Мегрэ в экранизациях произведений Сименона (см. СИМЕНОН Жорж). В 1955 на Парижском автосалоне был представлен автомобиль Citroen DS. Эта машина, достаточно вместительная, недорогая и безопасная, пользовалась большим успехом. Впервые примененная гидропневматическая подвеска обеспечивала ей плавность хода, а также давала возможность приподнимать кузов при переезде через препятствия. В 1967 выпущена более мощная версия DS-21 для президента Франции (см. ФРАНЦИЯ) Шарля де Голля (см. ГОЛЛЬ Шарль де).
В 1966 «Ситроен» и немецкая фирма NSU совместно разрабатывали автомобиль с двигателем Ванкеля, но созданная совместная компания «Комотор» (Comotor) просуществовала недолго. В 1965 в «Ситроен» влился в «Панар-Левассор», а с 1976 «Ситроен» входит в концерн «Пежо (см. ПЕЖО)-Ситроен» (PSA Peugeot Citroen) на правах самостоятельного отделения, сохраняющего свою марку легковых автомобилей, при этом «Панар-Левассор» стал крупнейшим в мире производителем бронированных автомобилей. Инженеры компании вносят большой вклад в развитие автомобильной техники. В 1989 они представили гидрактивную подвеску третьего поколения, которая автоматически адаптируется в зависимости от дорожного покрытия и стиля вождения.
Продолжая линию на сочетание комфорта, изящества и экономичности, компания в 1998-2000 гг. представила новые модели Citroen C6 Lignage и Citroen C3 Lignage. Крыша Modutop, чей дизайн навеян достижениями авиационной промышленности, дает новые возможности для вместимости и комфорта. Сотрудничество с Россией - давняя традиция компании, некогда изготовлявшей специальные автомобили для царского двора.
Помимо легковых автомобилей Citroen вместе с родственной ей компанией Peugeot, выпускает несколько семейств грузовиков легкого класса. Все модели обеих фирм унифицированы, причем конструктивно и внешне мало чем отличаются друг от друга. Спецификой машин Citroen остается повышенная комфортность и улучшенное внутреннее оформление. Новинкой 2004 стала обновленная гамма фургонов Citroen Jumpy с принципиально новой передней облицовкой.
Основная часть автомобилей поставляется в страны Западной Европы и Восточной Европы. Поставки осуществляются также в страны Латинской Америки и Китай. В 2005 модельный ряд «Cитроена» обновился за счет появления компактного городского автомобиля Citroen C1 и представительского седана Citroen C6.