Объединение производных слов, имеющих одну и ту же производящую базу и находящихся на одной и той же ступени деривации. Члены парадигмы объединены общим семантическим компонентом, но различаются:
1) формантами и 2) словообразовательными значениями
Например:
синева
синь
синюха
синий синенький
синеватый
синеть
синить
синяк
От одного производящего слова образуется пучок дериватов, объединенных радиальными отношениями
В парадигму не входит производящее слово.
Наряду с конкретными, выделяются типовые словообразовательные парадигмы. Например, русские дериваты, мотивированные зоонимами, образуют парадигмы, состоящие из следующих компонентов:
1) наименование самки;
2) наименование детеныша;
3) название мяса животного;
4) название помещения или пространства, связанного с животным;
5) наименование лиц по отношению к животным;
6) уменьшительные образования;
7) уменьшительно-оценочные образования;
8) увеличительные образования;
9) притяжательные прилагательные;
10) относительные прилагательные;
11) глаголы со значением "производить на свет";
12) глаголы со значением "вести себя подобно тому, кто назван мотивирующим словом"
олениха
олененок
Олень оленина
оленевод
оленище
олений
Не все конкретные парадигмы обладают типовым набором компонентов, но использование типовой парадигмы позволяет:
1) выявить языковые лакуны - "пустые места" в словообразовательной и лексической системах;
2) определить словообразовательный потенциал различных частей речи, лексико-грамматических разрядов и лексико-семантических групп;
3) выявить дефектные парадигмы;
4) спрогнозировать появление нового слова.
Объединение производных слов, имеющих одну и ту же производящую базу и находящихся на одной и той же ступени деривации.
Члены парадигмы объединены общим семантическим компонентом, но различаются:
1) формантами
2) словообразовательными значениями.
Например: синий → (сине-ва, синь, синюха, синенький, синеватый, синеть, синить, синяк). От одного производящего слова образуется пучок дериватов, объединенных радиальными отношениями. В парадигму не входит производящее слово. Наряду с конкретными, выделяются типовые словообразовательные парадигмы.
Например, русские дериваты, мотивированные зоонимами, образуют парадигмы, состоящие из следующих компонентов:
1) наименование самки;
2) наименование детеныша;
3) название мяса животного;
4) название помещения или пространства, связанного с животным;
5) наименование лиц по отношению к животным;
6) уменьшительные образования;
7) уменьшительно-оценочные образования;
8) увеличительные образования;
9) притяжательные прилагательные;
10) относительные прилагательные;
11) глаголы со значением «производить на свет»;
12) глаголы со значением «вести себя подобно тому, кто назван мотивирующим словом».
Олень → (олениха, олененок, оленина, оленевод, оленище, олений).
Не все конкретные парадигмы обладают типовым набором компонентов, но использование типовой парадигмы позволяет:
1) выявить языковые лакуны - «пустые места» в словообразовательной и лексической системах;
2) определить словообразовательный потенциал различных частей речи, лексико-грамматических разрядов и лексико-семантических групп;
3) выявить дефектные парадигмы;
4) спрогнозировать появление нового слова.