прил.
соотн. с сущ. смысл 1., связанный с ним
СМЫСЛОВО́Й, смысловая, смысловое (линг.). прил. к смысл в 1 знач. Смысловые оттенки.
-а́я, -о́е.
1. Связанный с мыслью, с деятельностью рассудка.
Смысловая память.
2. Относящийся к внутреннему содержанию, значению чего-л.
Смысловая характеристика слова. Смысловая сторона картины.
смыслово́й, смыслова́я, смыслово́е, смысловы́е, смыслово́го, смысловы́х, смыслово́му, смысловы́м, смыслову́ю, смыслово́ю, смысловы́ми, смыслово́м, смыслова́, смыслово́, смысловы́, смыслове́е, посмыслове́е, смыслове́й, посмыслове́й
смысловой анализ - одна из обязательных операций переводчика при восприятии исходного текста; имеет своей целью определение смысла и выделение инвариантной информации. При смысловом анализе исходного текста используются известные методы смыслового анализа: метод выбора слова с наибольшей информационной нагрузкой, метод трансформации, метод выбора рельефного слова.
1. Изучение ключевых лексических средств и словесно-художественное структурирование текста в целом.
2. Изучение языковой доминанты текста (стилистической или эстетической).
3. Поуровневое изучение текста, при котором лексический уровень является приоритетным.
4. Изучение динамики микротем и формирующихся на их основе смысловых оппозиций [Н.А. Купина, 1983].
5. Анализ смысла текста на основе "универсальных смыслов" произведения (пространство, время, человек, событие) [И.Я. Черпухина, 1987: 7].
6. Анализ смыслового развертывания текста на основе лексической макроструктуры и выделения лексических микроструктур "по вертикали" (текстовых парадигм) и "по горизонтали" (на уровне текстовой синтагматики). Рассмотрение смысловых отношений дополнения, усиления и контраста, манифестируемых лексическими микроструктурами: словами, оборотами, высказываниями, блоками высказываний. Выделение ассоциативно-смысловых полей ключевых лексических единиц.
1. Изучение ключевых лексических средств и словесно-художественное структурирование текста в целом.
2. Изучение языковой доминанты текста (стилистической или эстетической).
3. Поуровневое изучение текста, при котором лексический уровень является приоритетным.
4. Изучение динамики микротем и формирующихся на их основе смысловых оппозиций [Н.А. Купина, 1983].
5. Анализ смысла текста на основе «универсальных смыслов» произведения (пространство, время, человек, событие) [И.Я. Черпухина, 1987: 7].
6. Анализ смыслового развертывания текста на основе лексической макроструктуры и выделения лексических микроструктур «по вертикали» (текстовых парадигм) и «по горизонтали» (на уровне текстовой синтагматики). Рассмотрение смысловых отношений дополнения, усиления и контраста, манифестируемых лексическими микроструктурами: словами, оборотами, высказываниями, блоками высказываний. Выделение ассоциативно-смысловых полей ключевых лексических единиц.
СМЫСЛОВО́Й БАРЬЕ́Р (от фр. barrière - преграда, препятствие).
Трудности, связанные с пониманием содержания высказывания, включая содержание прецедентных текстов. Недопонимание, возникающее между людьми и связанное с тем, что, используя в общении друг с другом одни и те же слова, они вкладывают в них различный смысл. Причиной С. б. могут быть как недостаточный уровень владения языком, так и невысокий уровень страноведческой и социокультурной компетенции обучающихся. На занятиях по языку С. б. преодолевается в ходе лингвострановедческого комментирования текста (см. лингвострановедческий комментарий), а также обращения к словарям и справочной литературе.