Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

сознательно

Толковый словарь

нареч. качеств.

1. Отдавая себе отчет в том, как следует действовать.

2. перен.

Совершая что-либо обдуманно, намеренно.

Энциклопедический словарь

СОЗНА́ТЕЛЬНО см. Созна́тельный.

Академический словарь

нареч. к сознательный (во 2 и 4 знач.).

Современный педагог старается, чтобы ребенок воспринимал добрые начала не из страха, не из желания отличиться или получить награду, а сознательно. Чехов, Дома.

- Вы слишком сознательно меня мучили, чтоб я вам в эту минуту мог простить. Достоевский, Братья Карамазовы.

Синонимы к слову сознательно

1. см. разумно 1.

2. см. намеренно

предумышленно, специально, преднамеренно, осознанно, с открытыми глазами, с заранее обдуманным намерением, назло, осмысленно, злостно, умышленно, с намерением, с умыслом, злонамеренно, прогрессивно, нарочно, обдуманно, разумно, намеренно

неизм.

1.

намеренно

с намерением

преднамеренно

умышленно

с умыслом

предумышленно

нарочно

специально

2.

осмысленно

осознанно

Тезаурус русской деловой лексики

Антонимы к слову сознательно

бессознательно

инстинктивно

интуитивно

машинально

несознательно

подсознательно

случайно

стихийно

Полезные сервисы

сознательно, намеренно совершающий предосудительно

Синонимы к слову сознательно, намеренно совершающий предосудительно

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

сознательно-практический метод обучения (спмо)

Методические термины

СОЗНА́ТЕЛЬНО-ПРАКТИ́ЧЕСКИЙ МЕ́ТОД ОБУЧЕ́НИЯ (СПМО).

Один из ведущих методов обучения иностранным языкам в условиях вузовского обучения (название было предложено в 60-е гг. известным советским психологом и методистом Б. В. Беляевым (Беляев, 1965), который дал психологическое обоснование метода. По утверждению Б. В. Беляева, этот метод является сознательным, так как в процессе занятий предполагается осознание учащимися значения языковых форм, необходимых для общения, но в то же время метод является практическим, ибо решающим фактором обучения признается иноязычно-речевая практика. Лингвистическая концепция метода базируется на идеях Л. В. Щербы (1974). В С.-п. м. о. выделяются четыре цели обучения (практическая, общеобразовательная, воспитательная, развивающая), три объекта обучения (язык, речь, речевая деятельность), утверждается направленность занятий на овладение средствами и деятельностью общения, приоритет принципов сознательности и практической направленности обучения, важность учета родного языка учащихся в процессе овладения иностранным языком, что дает основание некоторым специалистам определять метод как сознательно-сопоставительный.

Большое значение для разработки лингвистической концепции метода имели суждения Л. В. Щербы об активной и пассивной грамматике, о важности сопоставительного изучения языков для более глубокого проникновения не только в изучаемый, но и в родной язык, об общеобразовательном значении иностранного языка, о целесообразности выделения словарных (знаменательных) и строевых элементов языка и о значимости строевых слов при практическом владении языком. В свете лингвометодических взглядов Л. В. Щербы, получивших дальнейшее развитие и конкретизацию в связи с достижениями современной лингвистики (Рожкова, 1983; Гак, 1988; Аракин, 1958; Смирницкий, 1970), лингвистические основы занятий по С.-п. м. о. формулируются следующим образом:

1) учитываются особенности родного языка учащихся, что способствует, с одной стороны, преодолению отрицательного воздействия (интерференции) родного языка при изучении иностранного и использованию положительного переноса из родного языка на изучаемый - с другой;

2) обучение проводится на синтаксической основе с выделением предложения как минимальной речевой единицы (единицы общения);

3) используется практический подход к овладению грамматическими средствами языка;

4) средства общения изучаются в объеме, отвечающем целям и задачам обучения, и в этой связи проводится минимизация таких средств;

5) обеспечивается концентризм в подаче и расположении лексико-грамматического материала;

6) принцип функциональности рассматривается в качестве ведущего при организации и подаче учебного материала;

7) основу занятий по грамматике составляют модели предложений, группируемые в соответствии со структурно-семантическим подходом. Психологическое обоснование концепции С.-п. м. о. было предложено с позиций теории деятельности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев), трактующей деятельность как систему, для которой характерно наличие мотивированности, целеустремленности и иерархичности строения. С позиции теории деятельности углубленную разработку получил основной объект обучения на занятиях по языку - речевая деятельность (И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев), а также путь обучения, считающийся оптимальным для занятий по С.-п. м. о. - «путь сверху» (путь сознательного усвоения речевых операций с последующей их автоматизацией). 3начительное влияние на психологическое обоснование метода оказала также теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин). На основе названной теории предпринимались попытки определить систему ориентиров, усвоение которых обеспечивает практическое овладение языком. Основными методическими положениями С.-п. м. о. считаются следующие:

1) овладение видами речевой деятельности осуществляется взаимосвязанно;

2) обучение организуется в последовательности от приобретения знаний к речевым навыкам и умениям;

3) осознание языковых фактов происходит по мере усвоения способов их применения в речевом общении;

4) учебный материал разграничивается на активный и пассивный и усваивается дифференцированно в результате выполнения специальных упражнений (языковых, речевых);

5) учитывается родной язык учащихся. Концепция метода реализована в большом числе учебников и учебных пособий. С.-п. м. о. сохраняет позиции ведущего метода при пролонгированном обучении языку и установке на практическое овладение языком через осознание его структуры. Его следует считать оптимальным методом обучения на занятиях со студентами-филологами, для которых язык является не только средством общения, но и средством профессиональной деятельности. В связи с развитием интенсивных методов обучения и формированием концепции коммуникативного иноязычного образования (Е. И. Пассов) в последние годы все больше внимания уделяется различным вариантам сознательно-практического метода, ориентирующего на овладение языком как средством общения в сжатые сроки и в рамках конкретного профиля обучения (разговорный язык, язык делового общения и др.). (Гальскова, Гез, 2004; Гез, Фролова, 2008; Капитонова и др., 2008; Колкер и др., 2001; Основные направления..., 1972; Соловова, 2002;).

Полезные сервисы

сознательно-сопоставительный метод обучения

Методические термины

СОЗНА́ТЕЛЬНО-СОПОСТАВИ́ТЕЛЬНЫЙ МЕ́ТОД ОБУЧЕ́НИЯ.

Метод обучения языку, предусматривающий осознание учащимися значения языковых явлений и способов их применения в речевой деятельности, а также опору на родной язык для более глубокого проникновения в родной и изучаемый языки. Опирается на общие с сознательно-практическим методом обучения лингвистическую и психологическую концепции. Считается ведущим методом обучения иностранным языкам в высшей школе, готовящей преподавателей языка. В преподавании русского языка как иностранного концепция метода наиболее последовательно реализуется в учебниках и пособиях, ориентированных на родной язык учащихся. Концепция С.-с. м. о. в преподавании иностранных языков получила обоснование в работе (Миролюбов, 1998), а применительно к преподаванию РКИ в ряде публикаций (Вагнер, 2001; Капитонова и др., 2008).

Полезные сервисы

сознательность

Толковый словарь

ж.

отвлеч. сущ. по прил. сознательный II 3., 4.

Толковый словарь Ушакова

СОЗНА́ТЕЛЬНОСТЬ, сознательности, мн. Нет, жен.

1. отвлеч. сущ. к сознательный в 3 знач. Сознательность поступка.

2. Способность, уменье отдавать себе отчет в окружающей действительности и в том, как надлежит действовать. «Нет и быть не может таких трудностей и таких препятствий, которые не преодолела бы, так или иначе, сознательность, активность и заинтересованность рабочих масс.» Ленин. «Наши съезды всегда освещали далеко вперед назревшие задачи партии и всегда были крупным этапом в подъеме коммунистической сознательности масс, в коммунистическом воспитании трудящихся.» Молотов.

Толковый словарь Ожегова

СОЗНА́ТЕЛЬНОСТЬ, -и, жен.

1. см. сознательный.

2. Умение, способность правильно разбираться в окружающей действительности, определять своё поведение. Проявить с.

Словарь существительных

СОЗНА́ТЕЛЬНОСТЬ, -и, ж

Совокупность свойств, качеств, помогающих человеку правильно разбираться в окружающей действительности, определяя свое поведение.

Мы ждали от вас той высокой сознательности и беззаветности революции, которую вы сейчас здесь проявили! (Плат.).

Энциклопедический словарь

СОЗНА́ТЕЛЬНОСТЬ -и; ж.

1. к Созна́тельный. С. решений. С. действий.

2. Умение, способность правильно понимать, разбираться в окружающей действительности; чувство долга, ответственности, причастности к окружающей действительности. Высокая с. Политическая с. С. населения, молодёжи, рабочих. Проявить с. Обладать, отличаться сознательностью. Взывать к сознательности кого-л.

Академический словарь

-и, ж.

1. Свойство по знач. прил. сознательный.

Сознательность решений. Сознательность действий.

2. Умение, способность правильно понимать и оценивать окружающее.

- Великий труд вынесли наши женщины в войну. И работали с великой сознательностью, понимали, как нужен их труд советской власти. Шолохов, Слово о Родине.

Толковый словарь

Сознательность, и, ж. одобр.

Умение, способность правильно понимать и оценивать окружающее.

* Политическая сознательность. одобр.

• Рост политической сознательности и активности рабочих. КПСС в рез., т. 3, 268. Формы вовлечения народностей Крайнего Севера в социалистическое строительство менялись в зависимости от роста политической сознательности самого населения. Степанов, 52.

* Коммунистическая сознательность. одобр.

• Чем выше культурный уровень народа, тем выше его коммунистическая сознательность. Агитатор, 1959, № 20, 14. Воспитание коммунистической сознательности у тружеников социалистического общества. ХО, 287. Идеологическая работа партии должна быть направлена на выработку коммунистической сознательности у трудящихся. ИКПСС, 610.

Орфографический словарь

созна́тельность, -и

Формы слов для слова сознательность

созна́тельность, созна́тельности, созна́тельностей, созна́тельностям, созна́тельностью, созна́тельностями, созна́тельностях

Синонимы к слову сознательность

сущ.

осмысленность

осознанность

Антонимы к слову сознательность

Идиоматика

высокая сознательность

Морфемно-орфографический словарь

созна́/тельн/ость/.

Грамматический словарь

созна́тельность ж 8a

Сканворды для слова сознательность

- Чувство долга, ответственности.

- Обдуманность намерений.

Полезные сервисы

сознательность в обучении

Методические термины

СОЗНА́ТЕЛЬНОСТЬ В ОБУЧЕ́НИИ.

Дидактический принцип (см. принцип сознательности), выдвинутый в XVII- XVIII вв. педагогами Я. А. Коменским, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци и получивший развитие в современной педагогике; проявляется в понимании изучаемого материала, способности пользоваться приобретаемыми знаниями, навыками, умениями в решении практических задач и объяснении новых фактов, в осознании самих процессов умственной и практической деятельности, последовательности применяемых при этом приемов и операций.

Дидактические средства, обеспечивающие сознательное овладение знаниями, навыками, умениями, органически включаются в общий процесс развития познавательных сил учащихся (памяти, воображения, речи, мышления), формирования таких черт личности, как инициативность, настойчивость и др. К компонентам сознательности относят овладение приемами самостоятельной умственной деятельности, дающими учащимся возможность приобретать новые знания путем самообразования, участвовать в исследовательских работах. Высшим проявлением С. в о. является успешное применение полученных знаний, навыков, умений на практике, способность глубоко и всесторонне анализировать явления действительности, опираясь на приобретенный опыт.

Полезные сервисы