прил.
Основанный на рассмотрении явлений с точки зрения сопоставления их в историческом плане.
СРАВНИ́ТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ, сравнительно-историческая, сравнительно-историческое (научн.). Отличающийся сравнительным и историческим рассмотрением явлений. Сравнительно-исторический метод.
{{сравни́тельно-истор{}и{}ческий}} -ая, -ое. Основанный на сравнительном и историческом рассмотрении явлений. С. метод исследования. С-ое литературоведение.
-ая, -ое.
Основанный на сравнительном и историческом рассмотрении явлений.
Сравнительно-исторический метод исследования. Сравнительно-историческое литературоведение.
Сравни́тельно-истори́ческий ме́тод - метод исследования, позволяющий выявлять с помощью сравнения общее и особенное в исторических явлениях, ступени и тенденции их развития. Получил широкое распространение в исторической науке, языкознании, этнографии, социологии, юриспруденции, литературоведении.
* * *
СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОД - СРАВНИ́ТЕЛЬНО-ИСТОРИ́ЧЕСКИЙ МЕ́ТОД, метод исследования, позволяющий выявлять с помощью сравнения общее и особенное в исторических явлениях, ступени и тенденции их развития. Формы сравнительно-исторического метода: сравнительно-сопоставительный метод (раскрывает природу разнородных объектов), историко-типологическое сравнение (объясняет сходство различных по своему происхождению явлений одинаковыми условиями генезиса и развития), историко-генетическое сравнение (объясняет сходство явлений как результат их родства по происхождению) и др. Широкое распространение сравнительно-исторический метод получил в исторической науке, языкознании, этнографии, социологии, юриспруденции, литературоведении.
СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ метод - метод исследования, позволяющий выявлять с помощью сравнения общее и особенное в исторических явлениях, ступени и тенденции их развития. Формы сравнительно-исторического метода: сравнительно-сопоставительный метод (раскрывает природу разнородных объектов), историко-типологическое сравнение (объясняет сходство различных по своему происхождению явлений одинаковыми условиями генезиса и развития), историко-генетическое сравнение (объясняет сходство явлений как результат их родства по происхождению) и др. Широкое распространение сравнительно-исторический метод получил в исторической науке, языкознании, этнографии, социологии, юриспруденции, литературоведении.
Сравни́тельно-истори́ческий ме́тод -
совокупность приёмов и процедур историко-генетического исследования
языковых семей и групп, а также отдельных языков, используемая в сравнительно-историческом языкознании для
установления исторических закономерностей развития
языков. С.‑и. м. - важнейший инструмент познания истории языков.
С помощью С.‑и. м. прослеживается диахроническая
эволюция генетически близких языков на основе доказательства общности их
происхождения. Основной целью С.‑и. м. является воссоздание модели праязыковых состояний (см. Праязык) отдельных семей и групп родственных языков
мира, их последующего развития и членения на самостоятельные языки, а
также построение сравнительно-исторических описаний (грамматик и словарей)
языков, входящих в ту или иную генетическую общность. К числу главных
приёмов относятся: определение генетической принадлежности языковых
данных, установление системы соответствий и аномалий на разных уровнях в
сравниваемых языках, моделирование исходных праязыковых форм
(архетипов), хронологическая и
пространственная локализация языковых явлений и состояний и
предпринимаемая на этой основе генеалогическая классификация языков. Сравнение как
универсальный приём лингвистического исследования в С.‑и. м.
является доминирующим. Конкретные приёмы и процедуры базируются на
системном анализе, поскольку сравнению подлежат не частные явления, а
языковые системы. Наиболее существенным является принцип ретрогностики,
т. е. накопление знаний о предшествующих этапах исторического
развития языков. Важнейшей процедурой С.‑и. м. служит реконструкция первоначальных и промежуточных
языковых состояний, осуществляемая посредством установления соответствий
на всех уровнях языка. Наибольшую эффективность в установлении
закономерностей исторического развития родственных языковых систем
С.‑и. м. обнаруживает на фонетико-фонологическом и морфологическом уровнях. Направление исследований
при этом может быть как ретроспективным, т. е. идти от исторически
засвидетельствованного состояния к первоначальному, так и
проспективным - от первоначального состояния к более позднему. Большую
роль играет при этом выбор основы для сравнения. Как правило, это язык с
древнейшей письменной традицией. В индоевропеистике такую роль долго играл санскрит, который в ряде современных
исследований сменён хетто-лувийскими
языками. Современная сравнительно-историческая методика
лингвистических исследований широко использует и приёмы других
методов - типологического, квантитативного, вероятностного,
филологического и метода моделирования. Лингвогеографические, или ареальные, приёмы исторического изучения языков
являются составной частью С.‑и. м. Они подчинены задачам воссоздания
картины диалектного членения праязыковых
общностей и выявлению ареальных связей между языками, составляющими эти
общности. В тех же языковых группах или семьях, где отсутствуют
старописьменные памятники, С.‑и. м. опирается на данные современных
языков и диалектов. См. также Метод в
языкознании.
Мейе А., Сравнительный метод в историческом языкознании,
пер. с франц., М., 1954;
Вопросы методики сравнительно-исторического изучения индоевропейских
языков, М., 1956;
Климов Г. А., Вопросы методики сравнительно-генетических
исследований, Л., 1971;
Макаев Э. А., Общая теория сравнительного языкознания, М.,
1977;
Семереньи О., Введение в сравнительное языкознание, пер. с
нем., М., 1980.
В. П. Нерознак.
1) Метод исследования языков, основанный на понятии генетической общности и наличии семей и групп родственных языков;
2) сравнительно-исторический метод - метод, основанный на факте существования родственных языков, появившихся в результате развития праязыка.
Различие и сходство родственных языков объясняется как закономерное развитие одной и той же языковой основы. Сравнительно-исторический метод ориентирован не только на сравнение языков, но прежде всего на обнаружение развития родственных языков. Он (метод) основывается на понятии генетической общности, которое обусловлено наличием родственных языков.
Сравнительно- исторический метод подразделяется:
1) на сравнительно-историческое изучение родственных языков;
2) изучение исторических вариантов одного и того же языка.
Сравнительно-историческая методика исследования отличается от простого сопоставления:
а) факты извлекаются из всех родственных языков;
б) учитывается степень сравнения родства языков: при сравнении идут от близкородственных языков к языкам других родственных групп.
Основные приемы сравнительно-исторического метода:
а) установление генетического тождества сопоставляемых значащих единиц и звуков и отграничение фактов заимствования и субстрата;
б) реконструкция древнейших форм;
в) установление абсолютной и относительной хронологии,
Лингвистический метод (система научных приемов) восстановления незафиксированных прошлых языковых фактов путем их . сравнения с соответствующими более поздними фактами, известными по письменным памятникам или живому употреблению в сопоставляемых языках. Применение сравнительно-исторического метода способствует изучению вопроса о закономерностях развития языка в отдаленную эпоху, выявлению исконных слов языка и заимствований, а также путей проникновения последних, позволяет установить генетическое тождество языковых единиц, главным образом в области фонетики и морфологии, дает материал для решения отдельных проблем, которыми занимается сравнительно-историческое изучение языков (происхождение родственных языков, их взаимоотношения в ходе исторического развития, черты общности и различия в этом развитии и т. д.).
Сравнительно-исторический метод (компаративный метод, компаративизм) - Совокупность методик и процедур, используемых в сравнительно-историческом языкознании для установления родства между языками, генетической классификации языков, выявления закономерных межъязыковых фонетических (фонетический закон) и грамматических соответствий, восстановления исходных языковых форм, сводимых в систему праязыка, определение хронологических и пространственных характеристик праязыковых состояний, причин и путей исторической дифференциации языков и их эволюции. Основным приемом исследования в компаративизме является сравнение языковых фактов (звуки, звукосочетания, корни, аффиксы, флексии, целые слова, их грамматические формы, лексические значения, структурные схемы словосочетаний и предложений) для реконструкции их архетипов.
Филологический метод состоит в сравнении письменно засвидетельствованных фактов данного языка, относящихся к разным хронологическим уровням, выявлению на этой основе различий между ранними и поздними состояниями языка и установлению путей исторических языковых изменений.
Метод внутренней реконструкции, также имеющий дело с показаниями одного языка, опирается на сосуществование в языке в данный момент его развития фактов, разновременных по своему происхождению, что позволяет судить, какими были соотношения между формами в прошлом.
Метод внешней реконструкции, или собственно компаративный метод, основной в сравнительно-историческом языкознании, состоит в сличении показаний разных языков, определении обязательных соответствий между звуками и формами разных языков, восстановлении грамматической системы и словаря их предка - праязыка. В сравнительно-историческом языкознании весьма существенную роль играет использование показаний лингвогеографии и ареальной лингвистики.