Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

стрельна

Энциклопедический словарь

Стре́льна - комплекс дворцово-парковых ансамблей XVIII - первой половины XIX вв. В 1961 в административном отношении Стрельна присоединена к Петродворцу. Деревянный Петровский дворец (1718, возобновлён в 1750 и 1834-40; барокко), Большой дворец (1720-1802) с регулярным Нижним парком.

* * *

СТРЕЛЬНА - СТРЕ́ЛЬНА, комплекс дворцово-парковых ансамблей 18 - первой половины 19 вв., пригород Санкт-Петербурга (см. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ). С 1997 муниципальное образование в составе Петродворцового района Санкт-Петербурга. Срельная приобрела особое значение в связи созданием здесь «морской» резиденции Президента России.

Мыза Стрельна вблизи речки Стрелки, впадающей в залив, существовала на протяжении столетий, была оставлена за Петром I (см. ПЕТР I Великий) (наряду с Петергофской мызой), в которой Петр собирался устроить «Русскую Версалию (см. ВЕРСАЛЬ)». Уже в 1707 здесь существовали особые «хоромы», предназначенные для остановок Петра I, и церковь. Вскоре был построен деревянный дворец, вблизи которого разбили сад и устроили два фонтана. Это был первый дворцово-парковый ансамбль Стрельны. В 1714 началось строительство второго ансамбля с большим регулярным парком. Для создания водоема, способного обеспечить действие значительного количества фонтанов, по замыслу Петра I в 1715 Стрелку перегородили плотиной, и образовался обширный пруд (ныне Орловский). Первый генеральный план стрельнинского ансамбля был разработан в 1716 Б. К. Растрелли (см. РАСТРЕЛЛИ Бартоломео Карло). Осенью 1716 все работы по Стрельне были переданы архитектору Ж. Б. Леблону (см. ЛЕБЛОН Жан Батист Александр). В течение двух лет Леблон развернул работы по планировке сада, рытью и отделке каналов и посадке деревьев. В 1719 строительство в Стрельне возглавил архитектор Н. Микетти. Он завершил формирование композиции Стрельнинского дворца, заложенного в июне 1720. В 1721 руководство строительством царской резиденции было поручено М. Г. Земцову (см. ЗЕМЦОВ Михаил Григорьевич), который продолжал работы по проекту Микетти. Земцов оставался главным архитектором «стрельнинского строения» около 20 лет. В 1747-61 гг. всеми работами руководил архитектор В. В. Растрелли (см. РАСТРЕЛЛИ Варфоломей Варфоломеевич). В 1797 Стрельнинский дворец и парк перешли в собственность сына Павла I, Константина (см. КОНСТАНТИН ПАВЛОВИЧ). В конце 18 и начале 19 вв. работы в Стрельне вели В. Бренна (см. БРЕННА Виктор Францевич), А. Н. Воронихин (см. ВОРОНИХИН Андрей Никифорович), а в 1850-х годах - А. И. Штакеншнейдер (см. ШТАКЕНШНЕЙДЕР Андрей Иванович). В 1847 Стрельнинский ансамбль стал летней резиденцией сына Николая I Константина Николаевича (см. КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ). С этого времени дворец и парк получили официальное наименование Константиновского.

После революции дворец был передан детской школе-колонии, а его последний владелец - великий князь Дмитрий Константинович - расстрелян. С 28 сентября 1941 по 19 января 1944 Стрельна находилась в зоне фашистской оккупации. Гитлеровские войска нанесли Стрельне и ее паркам значительный ущерб: сожгли деревянную церковь петровского времени, Большой стрельнинский дворец, повредили деревянный Петровский дворец.

После колонии сюда въехало Арктическое училище, которое просуществовало во дворце до начала 90-х гг. После тут была мебельная фабрика, часть помещений сдавалась в аренду. За дворцом никто не следил. С 1990-х гг. его взяло на баланс Управление делами президента. Дворец, по сути, был возведен заново; некоторые помещения впервые были выстроены так, как когда-то замышлялось архитектором.

На первом этаже Константиновского дворца открыт музейный зал, на втором этаже - «протокольная часть»: Овальный, Мраморный, Голубой залы. В подвалах восстановлены гроты и воссозданы существовавшие здесь ранее винные погреба. Для приемов предназначены 20 двухэтажных коттеджей, похожих на мини-дворцы и находящихся здесь же, на территории комплекса. Интерьеры коттеджей создавали мастера из 20 российских городов (Москвы, Владимира, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Владивостока и др.).

К числу основных памятников Стрельны относятся: двухэтажное здание вокзала (1857; архитектор Н. Л. Бенуа (см. БЕНУА Николай Леонтьевич)); Большой (Константиновский) дворец; Стрельнинский парк (общая площадь 45 га) с сетью каналов и прудов (самые старые водоемы были созданы в 1717-20 гг.); деревянный дворец Петра I; Орловский парк (1830-40 гг.); здание почтовой станции (1784-85 гг. по проекту Н. А. Львова (см. ЛЬВОВ Николай Александрович) и В. И. Волкова). К Стрельне тяготеет ансамбль бывшей Троице-Сергиевской пустыни, сложившейся в 18-19 вв. на месте дачи, принадлежавшей царевне Екатерине Иоанновне. В 1756-63 гг. по проекту Д. Трезини (см. ТРЕЗИНИ Доменико) здесь был разбит регулярный парк площадью 10 га; построены здания собора, Трапезной, Братский и Настоятельский корпуса, Инвалидный дом.

Большой энциклопедический словарь

СТРЕЛЬНА - комплекс дворцово-парковых ансамблей 18 - 1-й пол. 19 вв. В 1961 в административном отношении Стрельна присоединена к Петродворцу. Деревянный Петровский дворец (1718, возобновлен в 1750 и 1834-40; барокко), Большой дворец (1720-1802) с регулярным Нижним парком.

Гуманитарный словарь

СТРЕ́ЛЬНА - комплекс дворцово-парк. ансамблей на берегу Финского зал. между СПб. и Петергофом. Стр-во началось при Петре I, намеревавшемся сделать С. главной летней резиденцией. В 1715 началось создание сада (проекты Б. де Растрелли, 1716, Ж.-Б. Леб-лона, 1717, работами руководил франц. садовый мастер Д. Броке, 1719-22), с 1720 строился Большой дворец (проект Н. Микетти, строившего С. до 1722, работы продолжали на основе его проекта М. Г. Земцов, П. М. Еропкин и др.). Работы были прекращены из-за невозможности одноврем. вести стр-во крупных резиденций вместе с соседним Петергофом, в к-ром оказалось легче устроить фонтаны.

Созданная в те годы планировка грандиозного парка с каналами сохранилась и является самой сложной и изысканной среди садов петровской эпохи. Дворец поставлен на кромке естественного уступа параллельно линии берега и обращен к морю. В цоколе его террасы устроен грот (переделанный в 1790-х гг.). От подножия уступа к морю ведут три канала, ориентированных на центр и края дворца; вост. канал служит руслом подведенной к нему р. Кикенки, в зап. впадает р. Стрелка. Эти три канала соединяет четвертый, проложенный перпендикулярно и вместе с центр. каналом разделяющий сад на 4 прямоуг. части, к-рые при взгляде из дворца кажутся квадратными. Немного не доходя до моря, Кикенкин канал сворачивает и идет вдоль его берега перпендикулярно своему прежнему направлению до Стрелки, еще раз соединяя все три канала. Т. о., два дальних от дворца садовых квадрата являются о-вами. На оси дворца, против среднего канала, прибрежный канал разветвляется, образуя остров, к-рый сам Петр I засадил соснами. Соединившиеся в зап. части парка каналы Кикенки и Стрелки впадают в море.

Четырехчастная структура Нижнего сада восходит к архаич. структуре европ. монастыр. садов, символизирующих Эдем. Это значение акцентировано тем, что место главных аллей занимают каналы, и тем самым буквально воспроизводится образ Райского сада с его четырьмя реками.

Дворец в С. был единственным грандиозным зданием среди петровских дворцов. Его достроил в 1751-60 В. В. Растрелли. Это 3-этажное здание почти в ширину сада, со сложной барочной пластикой фасадов; в его центре первый этаж прорезает открытая трехчастная аркада, соединяющая Ниж. и Верх. сады - единственная в петерб. архитектуре. Над нею в оба сада выходят огромные балконы центр. зала 2-го этажа. В 19 в. в центре кровли поставлена башенка-бельведер, откуда открываются бесконечно далекие виды на земли и воды во все стороны света.

Заброшенная имп. резиденция с кон. 18 в. становится великокняжеской. Ее первым владельцем был вел. кн. Константин Павлович. Дворец был перестроен и наконец полностью отделан А. Н. Воронихиным, переделавшим также террасу и грот, сохранив их барочный облик, в 1797-1802. Когда длившееся 80 лет стр-во было завершено, дворец сгорел.

После пожара 1803 дворец восстановлен Л. Руска. Сохранились (в основном воссозданные заново после Вел. Отеч. войны) два парадных зала: центр. Мраморный и бальный Голубой. Оба зала принадлежат к лучшим интерьерам петерб. ампира.

После Константина Павловича С. переходит 2-му сыну Николая I ген.-адмиралу Константину Николаевичу, и с этого времени дворец и парк офиц. именуются Константиновскими.

Ниж. (Константиновский) сад С., как и все сады эпохи барокко под Пб., со временем превратился в обширную рощу старых свободно растущих деревьев, с основными дорожками ист. регулярной планировки, а рядом с ним был устроен англ. парк. В 1847-50 дворец перестраивался А. И. Штакеншнейдером. В этом дворце родился вел. кн. Константин Константинович, през. АН, писавший стихи под криптонимом К. Р.

В С. сохранились также дерев. Петровский дворец (1710-е гг., автор неизвестен), усадьба кн. А. Ф. Орлова (1833-36, арх. П. С. Садовников, с одной из лучших романтич. руин). Между С. и Петергофом, по берегу Финского залива - великокняж. усадьбы сер. 19 в. Михайловка (дворец - арх. Г. А. Боссе, фантазия на итал. ренессансные мотивы, первый в России большой дворец свободной планировки) и Знаменка (дворец - арх. Штакенштейдер, шталмейстерский корпус - Боссе, все в стиле Растрелли).

После рев-ции во всех этих резиденциях размещались детские колонии, в т. ч. знаменитая "Республика ШКИД" - это колония "Красные зори" в Михайловке.

Дворцы и парки значит. пострадали в ходе боевых действий во время обороны Ленинграда в 1941-44. Восстановлены только внешний облик здания и единичные интерьеры. В 1970-х гг. Константиновский парк был вырублен с целью "воссоздания исторического облика" на петровское время.

Комплекс дворцового ансамбля Стрельны. Арх. Б. К. и В. В. Растрелли, Ж.-Б. Леблон и др.

Комплекс дворцового ансамбля Стрельны. Арх. Б. К. и В. В. Растрелли, Ж.-Б. Леблон и др.

Грамматический словарь

Стре́льна ж 1*а

Полезные сервисы