Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

тейя

Синонимы к слову тейя

сущ., кол-во синонимов: 2

Словарь иностранных слов

ТЕЙЯ (греч.). Одна из титанид.

Сканворды для слова тейя

- Этот последний готский король Италии погиб в сражении с войсками Юстиниана I.

Полезные сервисы

тейяк

Словарь галлицизмов русского языка

ТЕЙЯК а, м. Tayac. арх. Культура Западной Европы. Средний палеолит. Предшествовала и сосуществовала с мустье. Отщепы без ручных рубил. Матюшин. Тейяк .. термин, применяем к ряду довольно аморфных нижне и среднепалеолитических индустрий отщепов, в которых отсутствуют ручные рубила и орудия с тщательной ретушью. Первоначально термин употреблялся для индустрии нижних слоев Ла-Микок.., но затем был распространен на индустрии очень широкого хронологического и географического диапазона. Брей. Тейякский ая, ое. point de Tayac, англ. Tayac point. арх. Тейякское острие. Соффер 1991.

Полезные сервисы

тейяр де шарден (teilhard de chardin) пьер

Большой энциклопедический словарь

Тейя́р де Шарде́н (Teilhard de Chardin) Пьер (1881-1955), французский теолог, палеонтолог, археолог, философ, католический богослов. Член ордена иезуитов (1899), священник (1911). Один из первооткрывателей синантропа близ Пекина (1929). Более 20 лет прожил в Китае. Выделяя три стадии эволюции материи - «преджизнь» (литосфера), «жизнь» (биосфера) и «феномен человека» (ноосфера; термин введён совместно с Э. Леруа), конечной её целью считал достижение духовного единства человечества в некоем сверхсознании, интерпретируемом в то же время как мистическое тело Христа. Из-за неортодоксального характера этой концепции был лишён церковными властями права преподавания и публикации своих философско-богословских сочинений. Умер в Нью-Йорке.

Полезные сервисы

тейяр де шарден пьер

Энциклопедический словарь

Тейя́р де Шарде́н Пьер (Teilhard de Chardin) (1881-1955), французский геолог, палеонтолог, археолог, философ и католический богослов. Член ордена иезуитов, священник (1911). Один из первооткрывателей синантропа близ Пекина (1929). Развил концепцию «христианского эволюционизма», сближающуюся с пантеизмом (см. Ноосфера). Оказал влияние на обновление доктрины католицизма.

* * *

ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН Пьер - ТЕЙЯ́Р ДЕ ШАРДЕ́Н (Teilhard de Chardin) Пьер (1881-1955), французский палеонтолог, философ и теолог. Один из первооткрывателей синантропа (см. СИНАНТРОПЫ) . Развил концепцию «христианского эволюционизма», сближающуюся с пантеизмом (см. Ноосфера (см. НООСФЕРА)). Оказал влияние на обновление доктрины католицизма.

Большой энциклопедический словарь

ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН (Teilhard de Chardin) Пьер (1881-1955) - французский палеонтолог, философ и теолог. Один из первооткрывателей синантропа. Развил концепцию "христианского эволюционизма", сближающуюся с пантеизмом (см. Ноосфера). Оказал влияние на обновление доктрины католицизма.

Энциклопедия Кольера

ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН Пьер (Teilhard de Chardin, Pierre)

(1881-1955), французский геолог, палеонтолог и философ. Будучи священником Римско-католической церкви, Тейяр пытался осуществить синтез христианского учения и теории космической эволюции. Его идеи, соединяющие в себе науку, философию и христианский мистицизм, были изложены в посмертно изданных трудах, вызвавших широкий отклик и споры. Мари Жозеф Пьер Тейяр де Шарден, дальний родственник Вольтера, родился 1 мая 1881 в замке Сарсена в Пюи-де-Дом близ Клермон-Феррана на юге Франции. Окончив иезуитский коллеж в Монже, вступил в орден иезуитов в 1899. С 1901 по 1905 изучал философию и готовился стать священником в иезуитской обители на острове Джерси. В 1905-1908 находился в Каире, где преподавал физику и химию и заинтересовался палеонтологией - млекопитающими эпохи эоцена. В 1908 вернулся в Англию, где изучал теологию в Гастингсе. Стал священником в 1911. Затем был направлен в Париж и стажировался в Парижском музее у М.Буля, одного из самых известных палеонтологов того времени. В Первую мировую войну служил во французской армии санитаром-носильщиком. В 1922 Тейяр получил докторскую степень по палеонтологии в Сорбонне. В 1922-1926 преподавал геологию в Католическом институте в Париже, однако его интерпретация первородного греха в применении к эволюции человека была сочтена отклоняющейся от ортодоксального учения, и ему было предписано покинуть стены института и отправиться в Тяньцзинь вместе с Э.Лисаном, выдающимся ученым-палеонтологом, также принадлежавшим к ордену иезуитов. Всю оставшуюся жизнь Тейяр провел в ссылке, вначале в Китае, а затем в США. В 1929, участвуя в стратиграфических работах на раскопках в Чжоукоудяне близ Пекина, Тейяр был одним из ученых, обнаруживших синантропа (Homo erectus), и получил широкое признание благодаря анализу этой находки. Еще большую славу ему и А.Брейлю принесло открытие в 1931 того, что синантроп пользовался примитивными орудиями и огнем. Во время Второй мировой войны Тейяр продолжал работать в оккупированном японцами Пекине, однако его действия были строго ограничены. В 1946 он вернулся в Париж. Посетил Рим и безуспешно пытался добиться разрешения опубликовать свои философские и теологические сочинения. Тем не менее эссе и лекции Тейяра ходили в списках и оказали значительное влияние на научное сообщество. В 1952 он стал сотрудником Фонда антропологических исследований Уэннера - Грена в Нью-Йорке. Умер Тейяр де Шарден в Нью-Йорке 10 апреля 1955. Согласно Тейяру, эволюция - космический, целенаправленный процесс, в ходе которого материя-энергия, составляющая Вселенную, прогрессивно развивается в направлении возрастающей сложности и духовности. Частицы первобытного хаоса находились первоначально в состоянии бесконечного разнообразия. Пройдя последовательные этапы, на которых происходил их синтез, они соединились в такие сложные сущности, как атомы, молекулы, клетки и организмы. Наконец, в человеческом теле нервная система достигла такой степени сложного единства, что возник самосознательный, целеустремленный и морально ответственный разум. Таким образом, жизнь, разум, дух и свобода возникли из материальной матрицы, и человек начал обретать способность к сознательному контролю над собственными действиями. Направленность и прогресс очевидны в эволюции материи-энергии, которая привела к образованию Земли и формированию литосферы, превратившейся благодаря эволюции живых существ в биосферу. В свою очередь биосфера, вследствие эволюции разумных существ, стала ноосферой (от греч. nous - разум). Тейяр был убежден, что эволюция не закончилась на человеке как индивидууме, но продолжается по мере того, как человечество объединяется в сообщества с возрастающей дифференциацией индивидуальных функций и соответственно увеличивающейся степенью взаимозависимости, - тенденция, необычайно ускоренная современной технологией, урбанизацией, телекоммуникациями и развитием вычислительной техники. Глобальная сеть знаний, исследований и чувство взаимозависимости людей образуют то, что Тейяр называл ноосферой. Эволюционный процесс он графически изображал как "конус пространства - времени", в основании которого помещал множественность и хаос, а на вершине - точку последнего объединения в сложное единство, "точку Омега". Для Тейяра точка Омега есть Бог, который благодаря силе Своего притяжения дает направление и цель прогрессивно эволюционирующему синтезу. В процессе эволюции Тейяр видел естественное приуготовление к сверхприродному порядку, указанному Иисусом Христом. Когда в ходе эволюции материя-энергия истощит весь свой потенциал к дальнейшему духовному развитию, конвергенция космического природного порядка и сверхприродного порядка приведет к "парусии", Второму Пришествию Христа, "уникальному и наивысочайшему событию, в котором Историческое соединится с Трансцендентным". Божье сотворяющее Слово (Logos), имманентное природе с самого начала, есть синтезирующая сила, которая "творит, объединяя", приводя элементы во все более невероятные сочетания вопреки тенденции к энтропии. Благодаря воплощению в историческом Христе Слово Божье обнаружило свою эволюционную мощь в высшей форме - личной любви. В самопожертвовании Христа раскрывается Божья любовь к человеку, призыв отвратиться от греха (эгоцентрического сопротивления божественной объединяющей любви), чтобы сконцентрироваться на Христе, истинном "центре всех центров". Воскреснув, Христос продолжил свое движение как "космический Христос" к последнему полюсу притяжения (Омеге), приводя людей их собственным волеизъявлением в органическое единство друг с другом с центром во Христе. Тем самым верующие люди избавляются от господства низшей, биологической детерминации. Таким образом, основой и завершением научной космогонии Тейяра является его теология, пронизанная глубокой верой и личным благочестием философа, его видением Церкви как сообщества людей, вдохновленных возвышающим и общиннопостроительным влиянием Иисуса Христа. Церковь, следовательно, является "головным отрядом эволюционирующего человечества". Однако, с точки зрения Тейяра, учение Церкви зачастую выражается в терминах слишком статичного и дуалистичного мировоззрения, разрывающего природу, историю, спасение человека и сверхприродную благодать Божью. Поскольку человек призван сотрудничать в завершении Божьего творения, вера должна подвигать его не на бегство от материи и истории, а на стремление к воссоединению с Богом через посвящение себя жертвенной задаче продвижения процесса творения и создания подлинно человеческого сообщества. Тейяр оставил два больших труда: Феномен человека (Le Phnomne humain, 1955) - книга, обращенная к людям с научным складом ума; Божественная среда (Le Milieu divin, 1957) - труд, написанный для религиозно-ориентированного читателя. Другие работы Тейяра - Возникновение человека (L'Avenir de l'homme, 1956); Взгляд в прошлое (La Vision du pass, 1957) и Наука и Христос (Science et Christ, 1965) - представляют собой сборники эссе и лекции.

ЛИТЕРАТУРА

Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1965

Иллюстрированный энциклопедический словарь

ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН (Teilhard de Chardin) Пьер (1881 - 1955), французский палеонтолог, философ, теолог. Один из первооткрывателей ископаемого человека - синантропа. Развил концепцию "христианского эволюционизма", сближающуюся с пантеизмом. Оказал влияние на обновление доктрины католицизма.

Полезные сервисы

тейярдизм

Словарь галлицизмов русского языка

ТЕЙЯРДИЗМ а, м. teihardisme m. Концепция философа, ученого и католического теолога П. Тейяра де Шардена ( P. Teihard de Chardin, 1881-1955), сторонника радикального обновления христианского вероучения в соответствии с современной наукой на основе теории эволюции .. Социальные воззрения носят гуманистический характер. Является наиболее влиятельной концепцией современной теологии, противостоящей неотомизму. Веденина 1997.

Полезные сервисы

тейят постериор

Синонимы к слову тейят постериор

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

тейят приор

Синонимы к слову тейят приор

сущ., кол-во синонимов: 2

Полезные сервисы