Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.
Уважаемый пользователь, сайт развивается и существует только на доходы от рекламы - пожалуйста, отключите
блокировщик рекламы.
Недавно искали
текстовые композиционно-речевые нормы
Лингвистические термины
Нормы, включающие правила формальной организации текста:
1) мотивированную последовательность частей в развертывании содержания, их логичность и пропорциональность, эффективность зачина и концовки, оправданный выбор композиционно-речевых приемов;
2) соблюдение языковых норм, важных для понимания текста адресатом: фонетических, орфоэпических, орфографических, пунктуационных, лексических, морфологических, синтаксических, словообразовательных, стилистических.
В художественных текстах допускаются эстетически оправданные отступления от языковых норм.
Т.к.-р.н. определяются:
1) фактором адресата;
2) интенциями автора;
3) соотнесенностью с языком (кодом);
4) спецификой канала связи (в проекции на модель речевой коммуникации). Они формируются на основе вербально-семантического, тезаурусного и мотивационного уровней языковой личности автора и адресата. Т.к.-р.н. связаны со следующими коммуникативными качествами речи: уместностью, богатством, точностью, ясностью, выразительностью, логичностью. Они формируют связность текста и его модальность, его системные качества: интегративность, структурность, информативность, регулятивность.
Аанализа текста
Нормы, включающие правила формальной организации текста:
1) мотивированную последовательность частей в развертывании содержания, их логичность и пропорциональность, эффективность зачина и концовки, оправданный выбор композиционно-речевых приемов;
2) соблюдение языковых норм, важных для понимания текста адресатом: фонетических, орфоэпических, орфографических, пунктуационных, лексических, морфологических, синтаксических, словообразовательных, стилистических.
В художественных текстах допускаются эстетически оправданные отступления от языковых норм.
Т.к.-р.н. определяются:
1) фактором адресата;
2) интенциями автора;
3) соотнесенностью с языком (кодом);
4) специфика канала связи (в проекции на модель речевой коммуникации).
Они формируются на основе вербально-семантического, тезаурусного и мотивационного уровней языковой личности автора и адресата. Т.к.-р.н. связаны со следующими коммуникативными качествами речи: уместностью, богатством, точностью, ясностью, выразительностью, логичностью. Они формируют связность текста и его модальность, его системные качества: интегративность, структурность, информативность, регулятивность.
текстовые нормы формирования содержательного плана
Лингвистические термины
Соотнесенность текста с действительностью. Опираются на вербально-семантический и тезаурусный уровни языковой личности автора и потенциального адресата, определяют:
1) точность;
2) уместность;
3) смысловую завершенность;
4) отдельность;
5) цельность текста;
6) информативность;
7) интегративность.
Данные нормы предполагают соответствие содержательного плана текста теме, идее (авторскому замыслу); этическим и эстетическим нормам, принятым в обществе в рамках данной сферы.
Аанализа текста
Соотнесенность текста с действительностью. Опираются на вербально-семантический и тезаурусный уровни языковой личности автора и потенциального адресата, определяют:
1) точность;
2) уместность;
3) смысловую завершенность;
4) отдельность;
5) цельность текста;
6) информативность;
7) интегративность.
Данные нормы предполагают соответствие содержательного плана текста теме, идее (авторскому замыслу); этическим и эстетическим нормам, принятым в обществе в рамках данной сферы.
текстовые нормы, связанные с техническим оформлением текста
Лингвистические термины
Нормы, предполагающие точность цитирования и оформления сносок, статистических данных, библиографии. Они включают деление текста на абзацы, обоснованный выбор дополнительных графических средств, шрифта и т.п. Данный тип норм отражает своеобразие канала связи автора и адресата в проекции на модель речевой коммуникации. Они ориентированы на мотивационный и тезаурусный уровни языковой личности адресата, определяют точность и ясность речевых сообщений;
Нормы, предполагающие точность цитирования и оформления сносок, статистических данных, библиографии. Они включают деление текста на абзацы, обоснованный выбор дополнительных графических средств, шрифта и т.п. Данный тип норм отражает своеобразие канала связи автора и адресата в проекции на модель речевой коммуникации. Они ориентированы на мотивационный и тезаурусный уровни языковой личности адресата, определяют точность и ясность речевых сообщений; формируют цельность и модальность текста, его регулятивность и информативность.
Текстовые ошибки - вид ошибок, связанных с нарушением правил эффективного (для восприятия и понимания) построения текста. Т. о. проявляются в непродуманном расположении частей текста, нарушении логической связи между ними, в непоследовательности избранного способа развертывания содержания текста и т. д.
В.Н. Мещеряков
Методические термины
ТЕ́КСТОВЫЕ ОШИ́БКИ.
Ошибки, связанные с нарушениями норм и правил построения текста. Выражаются в неправильном расположении частей текста, нарушении логической связи между ними, непоследовательности изложения содержания и др.
Вид упражнений, которые в отличие от фонетических, лексических, грамматических упражнений опираются не на отдельные языковые единицы, а на текст как результат речевой деятельности. Лингвистической основой Т. у. служат современная теория текста, теория речевой деятельности, синтаксис текста.
Т. у. подразделяются на:
a) работу учащихся с готовым текстом (языковой анализ текста, выделение из текста сложных синтаксических целых и работа с ними, анализ встречающихся в тексте единиц языка с точки зрения их значения и употребления, перестройка текста, составление плана к тексту, пересказ и письменное изложение текста);
б) составление текста самими учащимися (определение темы текста, написание сочинения, тезисов, реферата и др.). Упражнения в сочинении, например, подразделяются по видам текста (описание, повествование, рассуждение), по стилям и жанрам. Т. у. могут быть устными и письменными, аудиторными и домашними, коллективными и индивидуальными.