Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

тинто

Словарь галлицизмов русского языка

ТИНТО ? Французские ординарные вина. которыя привозятся сюда не прямо из Франции. Аликант.., бастр. петерсимен, тинто. Тариф 1766. Тариф 1782.

Словарь иностранных слов

ТИНТО (исп. и ит.). Красное испанское вино, выделываемое из такого темного и густосочного винограда, что это вино идет на подкрашивание других вин и им можно даже писать.

Сканворды для слова тинто

- Имя итальянского кинорежиссёра Брасса.

Полезные сервисы

тинтовый

Этимологический словарь

ти́нтовый

черно-ти́нтово вино́ "испанское вино темного цвета" (Державин). Из исп. vinо tintо "темное испанское вино"; ср. тинто из Аликанте, Tinto di Rota и др. Связано с предыдущим, буквально "окрашенное (в темный цвет)".

Полезные сервисы

тинтометр

Синонимы к слову тинтометр

сущ., кол-во синонимов: 1

Словарь галлицизмов русского языка

ТИНТОМЕТР а, м. tintomètre m. Фотоколориметр. Пищепром.

Полезные сервисы

тинторетто

Грамматический словарь

Тинторе́тто ф. 0

Сканворды для слова тинторетто

- Последние тридцать лет своей жизни он работал для братства Сан Рокко, расписав, в частности, главное здание братства — скуолу ди Сан-Рокко — несколько десятков полотен и плафонов, включая огромное «Распятие» размером 7 на 22 метра.

- Знаменитый венецианский художник Якопо Робусти был сыном красильщика, за что и получил это своё прозвище.

Полезные сервисы

тинторетто (tintoretto) якопо

Большой энциклопедический словарь

ТИНТОРЕТТО (Tintoretto) (наст. фам. Робусти - Robusti) Якопо (1518-94), итальянский живописец. Представитель венецианской школы Позднего Возрождения. Драматические монументальные полотна насыщены динамикой, контрастами света и тени, повышенной одухотворенностью образов (цикл панно в Скуола ди Сан-Рокко в Венеции, 1565-88).

Полезные сервисы

тинторетто якопо

Энциклопедический словарь

Тинторе́тто Якопо (Tintoretto), настоящая фамилия Робусти (Robusti) (1518-1594), итальянский живописец. Один из ведущих мастеров венецианской школы Позднего Возрождения. Драматические монументальные полотна насыщены динамикой, контрастами света и тени, повышенной одухотворённостью образов (цикл панно в Скуола ди Сан-Рокко в Венеции, 1565-88).

* * *

ТИНТОРЕТТО Якопо - ТИНТОРЕ́ТТО (Tintoretto) (наст. фам. Робусти, Robusti) Якопо (1518-94), итальянский живописец. Представитель венецианской школы (см. ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА (в искусстве)) Позднего Возрождения (см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)). Драматические монументальные полотна насыщены динамикой, контрастами света и тени, повышенной одухотворенностью образов (цикл панно в Скуола ди Сан-Рокко в Венеции, 1565-88).

* * *

ТИНТОРЕ́ТТО (Tintoretto) Якопо (наст. фамилия Робусти, Robusti) (29 сентября1518, Венеция - 31 мая1594, там же), итальянский живописец; наряду с Джованни Беллини (см. БЕЛЛИНИ Джованни), Джорджоне (см. ДЖОРДЖОНЕ), Тицианом (см. ТИЦИАН) и Паоло Веронезе (см. ВЕРОНЕЗЕ Паоло) является одним из крупнейших представителей венецианской школы (см. ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА (в искусстве)) 15-16 вв.

Личность и окружение. Ранние годы

Был сыном красильщика шелка, отсюда прозвище «Тинторетто» (маленький красильщик). Еще в детстве пристрастился к рисованию углем и пользовался красками отца для своих живописных опытов на стене дома. Первый биограф художника Ридольфи сообщает о детстве художника: «чтобы лучше изучить приемы наложения красок, Тинторетто бегал всюду, где что-нибудь окрашивали и расписывали, и часто принимал участие в работах маляров». Из источников известно об участии молодого Тинторетто в росписи ряда фасадов, он начинал также как декоратор свадебных кассоне (см. КАССОНЕ).

Биографы (Джорджо Вазари (см. ВАЗАРИ Джорджо), Боргини, Ридольфи) рассказывают о скромном быте Тинторетто, столь не похожем на шумный и пышный образ жизни его старшего современника Тициана или его друга Веронезе. Вместе со своей обширной семьей Тинторетто занимал скромное жилище близ церкви Санта-Мария дель Орто (Венеция), которую он сам расписал и где впоследствии был похоронен. Заказчиками мастера часто были религиозные и филантропические братства. Известный своим бескорыстием, он неоднократно предлагал свои услуги государству и Церкви с единственным условием, чтобы ему были оплачены холст и краски: грандиозный цикл в Скуола ди Сан-Рокко (Венеция) был выполнен им единолично за ничтожную плату - ежегодную ренту в 100 дукатов.

Современники ценили Тинторетто за острый ум, простой открытый нрав. К узкому кругу его друзей принадлежали выдающиеся венецианские гуманисты, ученые и музыканты - Даниэле Барбаро, братья Вениер, Лодовико Дольчи, Джузеппе Царлино и др. Известно также, что Тинторетто отличался большим музыкальным дарованием, прекрасно играл на различных музыкальных инструментах и любил устраивать всякого рода музыкально-сценические инсценировки.

В 1545/46 Тинторетто побывал в Риме и Мантуе, все остальные годы он безвыездно работал в Венеции. В 1550 Тинторетто женится на Фаустине деи Вескови, его дети от этого брака, рано умершая Мариэтта и старший сын Доменико, помогали отцу в мастерской и оставили самостоятельные работы, младшая дочь Оттавия вышла замуж за художника Франческо Кассер, продолжившего традиции мастерской после смерти учителя.

Имена учителей Тинторетто не подтверждены документально. Своих идеальных вдохновителей и предшественников Тинторетто назвал сам, написав на дверях своей мастерской девиз: «Рисунок Микеланджело (см. МИКЕЛАНДЖЕЛО Буонарроти), колорит Тициана». Пребывание Тинторетто в мастерской Тициана было, однако, кратковременным: через несколько дней после вступления Тинторетто в мастерскую, Тициан, увидев его рисунки, тотчас же предписал своему помощнику отпустить Тинторетто из мастерской. Что послужило причиной этого, как и последующей враждебности всего кружка Тициана, Пьетро Аретино (см. АРЕТИНО Пьетро) и Якопо Сансовино, (см. САНСОВИНО Якопо) осталось неизвестным. Для самого же Тинторетто Тициан был воплощением «золотого века» венецианской живописи, вершиной ее славы и великолепия, в ранний период его творчества искусство великого венецианца оказало на него самое прямое и сильное воздействие.

Быстрый темп работы, смелые и свободные приемы письма, то, что Тинторетто в значительной степени был самоучкой, создали у многих его современников представление о якобы беглой, поверхностной и небрежной манере его живописи. Однако именно Тинторетто, в отличие от всей предшествующей практики венецианской живописи, чрезвычайно большое значение придавал рисунку. Тинторетто любил говорить, что «краски можно купить на Риальто, тогда как искусство рисования достигается лишь упорной работой». Известно также, что художник подробно изучал анатомию. С ранней юности до глубокой старости он упражнял свой глаз рисованием не только с натуры, но и со скульптуры и манекенов; при мастерской художника имелось богатое собрание слепков.

«Тайная вечеря» и «Чудо св. Марка»

Первые самостоятельные произведения Тинторетто (начиная с 1539, две мифологические картины для плафона, выполненные по заказу Аретино в 1545, «Тайная вечеря» для Сан-Маркуола, 1547) обнаруживают связь молодого мастера с классическими традициями венецианской живописи - отчасти с Тицианом, в большей мере с Парисом Бордоне и Бонифачио Веронезе. Однако манера широкого эскизного мазка, сложность ракурсов, выбор очень высокого горизонта, сочетание богатого узора линий и цвета со сдержанностью колорита говорят о развивающейся зрелой манере мастера. В его ранних произведениях впервые появляются легкие, почти прозрачные фигуры дальнего плана, чуть намеченные легкой сетью прозрачных мазков, - прием, придающий живописи Тинторетто особую одухотворенность.

В 1548 по заказу Скуола ди Сан-Марко была написана картина «Чудо св. Марка» (в настоящее время в Венецианской Академии). На картине изображен момент, когда св. Марк спускается с неба, чтобы спасти от пыток раба, ослушавшегося своего хозяина и пришедшего молиться на могилу святого. «Чудо св. Марка» является как бы итогом исканий молодого мастера и своего рода синтезом тех воздействий, которые на него оказали живопись Тициана и других венецианцев, искусство Микеланджело, римско-флорентийский маньеризм (см. МАНЬЕРИЗМ). Картина построена на диагоналях и кривых взлетах композиции, смелых ракурсах и неожиданных позах; колорит - на чисто венецианских противопоставлениях густых сверкающих тонов переднего плана и нейтрального фона. Тяга к трагическим конфликтам, пластической мощи и страстной динамике форм и цвета роднит Тинторетто с Микеланджело.

Портреты

«Чудо св. Марка» завоевало Тинторетто широкую популярность в Венеции: он получает несколько официальных заказов, начинает работать в Прокурациях, во Дворце Дожей (см. ДВОРЕЦ ДОЖЕЙ), в ряде венецианских церквей и для различных религиозных братств, пишет большое количество портретов, которые ему заказывают монархи, дожи, высшая знать Италии.

В портретах Тинторетто привлекает, как и в природе и в жизни, не столько телесное, внешнее, сколько внутреннее, эмоциональное. Они совершенно бездейственны, а в поздние годы - как бы бестелесны. Всем портретам Тинторетто присуще благородство, серьезность, аристократизм («Мужской портрет с золотой цепью», Прадо, Мадрид), они далеки от всего обыденного; в них нет ничего случайного и мимолетного, но наряду с полной физической пассивностью, особенно в поздних портретах, им присуща необычайная острота и насыщенность духовного выражения («Альвизе Корнаро», Галерея Питти, Флоренция; «Себастьяно Вениер», Художественно-исторический музей, Вена). Глаза самых поздних портретов (например, «Автопортрет», Лувр) Тинторетто почти всегда смотрят на зрителя, но его не видят, потому что обращены в себя, в свой внутренний мир, причем эта замкнутость, уход в себя всегда окрашивается оттенком меланхолии или недоуменного вопроса.

Живопись 1560-х годов

Серия религиозных картин Тинторетто открывается одним из его шедевров - «Введением во храм» - на дверях органа в церкви Санта-Мария дель Орто. Отныне самыми излюбленными приемами Тинторетто становятся выбор точки зрения с очень низким горизонтом, построение картины в крутых диагоналях, стройные, удлиненные пропорции фигур с маленькой головой, светящиеся, сдержанные в гамме цвета.

Впечатляющая, захватывающая дух мощь пространства, головокружительные расстояния вверх и вдаль, необозримость человеческих масс характерны и для гигантских картин Тинторетто самого конца 1550-х годов для алтаря Санта-Мария дель Орто - «Поклонение золотому тельцу» и «Страшный суд». Движения и жесты то внезапно обрываются, то переплетаются или продолжаются в другой фигуре, жесты и позы - недосказанные, движения - затрудненные и порывистые.

В 1562 Тинторетто начинает свой знаменитый цикл, посвященный легенде о св. Марке («Похищение тела св. Марка», «Спасение сарацина», Венецианская Академия; «Опознание тела св. Марка», Галерея Брера, Милан). Заканчивается эта серия монументальных композиций «Тайной вечерей» в церкви Сан-Тровазо (1566).

В 1566 Тинторетто вместе с Тицианом, Андреа Палладио (см. ПАЛЛАДИО Андреа), Сансовино и Франческо Сальвиати (см. САЛЬВИАТИ Франческо) был избран членом Флорентийской Академии рисунка. В последующие годы он выполняет множество официальных заказов: во Дворце Дожей - большие композиции «Страшного суда» и «Битвы при Лепанто» (погибли при пожаре в 1577), участвует в украшении библиотеки св. Марка, выполняет ряд картонов для мозаик, пишет серию официальных портретов (например, ныне утраченный портрет французского короля Генриха III).

В 1560-е годы происходит сближение художника с Веронезе - отныне их будет связывать крепкая дружба. В эти же годы Тинторетто пишет «поэзии» - картины на мифологические сюжеты («Млечный путь», Лондон). Некоторые из них были призваны аллегорически прославлять Венецию: как царицу морей («Обручение Вакха с Ариадной»), ее военную мощь («Кузница Вулкана»), мудрость ее дипломатии («Минерва отстраняет Марса от Мира и Изобилия»), ее богатство и красоту («Меркурий и три Грации»).

Цикл картин для Скуола ди Сан-Рокко

Главной ареной деятельности Тинторетто в последние тридцать лет его жизни стали работы для братства Сан Рокко - 56 картин. Братство св. Роха (Скуола ди Сан-Рокко) было одним из самых влиятельных в Венеции и ставило своей задачей помощь бедным и больным. В 1564 братство решает приступить к украшению своего дворца и плафона большого зала и организует конкурс на лучший проект среди наиболее прославленных живописцев, в котором должны были принять участие Веронезе, Сальвиати и Таддео Цуккаро (см. ЦУККАРО Таддео). Конкурс не состоялся, так как Тинторетто предложил совету братства свою конкурсную картину «Св. Рох во славе» безвозмездно. С этого момента начинается все более тесное сближение мастера с братством, членом которого он становится в 1564, а в 1565 пишет первую картину для братства - «Распятие», самое большое в мире живописное полотно (7x22 м).

В 1576 Тинторетто возвращается к работам в Скуола ди Сан-Рокко и обязуется к празднику святого закончить и принести в дар братству центральную и самую крупную композицию плафона - «Медный змий». В 1577 он заканчивает еще две картины, довольствуясь оплатой стоимости холста и красок, и в том же году обращается к братству с новым предложением - обязуется закончить украшение плафона и написать ряд картин для церкви братства, 10 картин для украшения стен верхнего этажа, выполняя не менее 3 картин в год. В качестве компенсации за эту огромную работу он просит ничтожную годовую пенсию в 100 дукатов. В 1578-81 живописец выполняет 10 композиций в верхнем зале, в 1582-84 работает над стенными композициями нижнего зала («История Марии»). Заканчивается цикл картиной «Встреча Марии с Елизаветой» (1588) на главной лестнице.

На потолке верхнего зала сосредоточены события Ветхого Завета, стены отведены эпизодам Нового Завета, причем художник распределяет отдельные события не в исторической последовательности, а по тематическим центрам, подчеркнутым тремя большими композициями на плафоне: живая вода - «Моисей, источающий воду из скалы», хлеб насущный - «Сбор манны», сила духа, преодолевающая болезни и смерть, - «Медный змий». Драматическое напряжение нарастает от краев к середине зала, где центр плафона занимает огромная композиция «Медный змий», обрамленная двумя пророческими видениями - «Лестницей Иакова» и «Видением Иезекииля», а на противоположных стенах друг другу соответствуют наиболее насыщенные светом образы «Воскресения» и «Вознесения».

В десятилетний период работы над верхним и нижними залами Скуола ди Сан-Рокко Тинторетто выполняет ряд исторических картин: так называемый «цикл Гонзага» (1580, Мюнхен), 4 батальные композиции в зале Большого Совета во Дворце Дожей (1581-84), «Битву при Заре» (1584-87). Тогда же, в 1588-90, мастер создает свой шедевр «Битву архангела Михаила с сатаной».

Поздние произведения

К последним годам жизни художника относится работа над картинами для церкви Санта-Мария Маджоре. Среди них главное место занимает «Тайная вечеря», написанная в год смерти художника (1594). Ни один художник не возвращался так часто к теме Тайной вечери (картины для Сан-Маркуоло, 1547; Сан-Симионе, около 1560; Сан-Тровазо, около 1565; Сан-Поло, 1578 и др.). Впервые в искусстве итальянского Возрождения (см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)) Тинторетто изображает не традиционный, драматический момент предсказания предательства («Один из вас предаст меня»), а мистический момент утверждения таинства («Сие есть Тело Мое»). Последняя «Тайная вечеря» Тинторетто стала высшим воплощением духовного кредо художника, его завещанием.

Энциклопедия Кольера

ТИНТОРЕТТО Якопо (Tintoretto)

(1518-1594), итальянский живописец; наряду с Джорджоне, Тицианом и Веронезе один из величайших венецианских мастеров эпохи Возрождения. Родился в Венеции осенью 1518. Его настоящее имя - Якопо Робусти (Jacopo Robusti). Считается, что он учился у Тициана. Успех пришел к Тинторетто в 1548, и с этого времени до самой смерти в 1594 он вел спокойную, но деятельную жизнь в Венеции, работая над украшением церквей и государственных зданий. Первое крупное произведение Тинторетто, Чудо св. Марка (Венеция, галерея Академии), было создано в 1548 по заказу религиозного братства Скуола ди Сан Марко. В картине представлен драматичный момент, когда палач собирается убить раба молотом. Св. Марк спускается с неба, и молот чудесным образом ломается на глазах у изумленных палача и судьи. Фигура св. Марка показана в смелом ракурсе и выделена с помощью цвета и вспышки света. Светлые и темные пятна оживляют переднюю плоскость картины, контрастируя с бледными тонами дальнего плана. Легкость, с которой художник манипулирует цветом и светом, типична для живописцев венецианской школы. Все это Тинторетто дополнил блестящим рисунком и использованием жестких скульптурных форм; эта черта его стиля близка манере тосканских мастеров, таких, как Мантенья и Микеланджело. В самом начале своей творческой деятельности Тинторетто написал ряд портретов венецианцев. Первые из них еще напоминают по манере исполнения произведения Тициана; работы зрелого периода выполнены в более оригинальном стиле. Некоторые исследователи считают портреты лучшими творениями Тинторетто. В 1562 художник создал еще три картины для Скуола ди Сан Марко. На полотне Обретение тела св. Марка (Милан, галерея Брера) изображены три благочестивых венецианца, которые обнаружили тело св. Марка и перевезли его из Александрии, чтобы спасти от сожжения язычниками. В полутемном коридоре, уставленном гробами, св. Марк появляется над своими мощами, чтобы указать место их погребения. Цвет приглушен и подчинен мистическому свету, который едва касается краев предметов фосфоресцирующими отблесками. То же ощущение ирреальности наполняет картину Похищение тела св. Марка (1562, Венеция, галерея Академии). Молния пронзает небо над головами людей, несущих тело через площадь, на которую обрушиваются дождевые потоки. И снова мы проникаем в глубину пространства там, где формы кажутся случайно вырванными из темноты игрой света. Композиция Св. Марк, спасающий сарацина (Венеция, галерея Академии) построена с использованием пятен тени с фосфоресцирующими краями, с помощью которых передается ощущение хаоса морского шторма. В 1564 проходил конкурс на украшение здания Скуола ди Сан Рокко, на который художники должны были представить предварительные наброски. Тинторетто выиграл конкурс, показав на нем законченную живописную композицию. На полотне Распятие из цикла для Скуола ди Сан Рокко (1565) центральное место занимает образ Христа, торжествующего над неохватным миром. Изображение распятого Христа оказывается изолированным и находится в центре большого овала, образованного фигурами палачей и скорбящих.

ТИНТОРЕТТО. ПЕРЕНЕСЕНИЕ ТЕЛА СВ. МАРКА

ТИНТОРЕТТО. ПЕРЕНЕСЕНИЕ ТЕЛА СВ. МАРКА

Тинторетто был не только автором интерпретаций христианской истории, но и декоратором. В картине Происхождение Млечного Пути (Лондон, Национальная галерея), созданной после 1570, он использовал космогоническую легенду как повод для изображения контраста нежной мягкой плоти и тяжелых одежд. Размещение персонажей по кругу - любимый прием мастера - использовано им и в картине Вакх и Ариадна (1578, Венеция, Дворец дожей), одной из четырех композиций, которые должны были символизировать мудрость венецианских властей. В 1565-1588 Тинторетто создал цикл панно на библейские темы для Скуола ди Сан Рокко. Картина Медный змий - сложная композиция, в которой изображены сильные мускулистые тела, написанные в стилистике Микеланджело. В Поклонении волхвов подчеркнут "человеческий", гуманистический аспект происходящего: пастухи передают еду бездомной семье. В композиции Благовещение чудесное событие совершается в момент драматического напряжения, в почти натуралистически переданной обстановке. В картине Бегство в Египет действие происходит на фоне пышной растительности; Иосиф пригибает голову осла, чтобы Богоматерь могла сойти и отдохнуть. В 1570 Тинторетто начал самое монументальное из своих произведений - Рай (Венеция, Дворец дожей). Работа над этой огромной композицией, где изображено около пятисот персонажей, заняла у Тинторетто и его учеников десять лет. Предварительный эскиз картины находится в Лувре; большинство исследователей считают, что он лучше законченного произведения, слишком правильного и сухого. Картина Тайная вечеря (Венеция, церковь Сан Джорджо Маджоре) была создана между 1592 и 1594. На первый взгляд кажется, что ощущение чуда затмевается видом пиршества; жанровые детали переданы весьма подробно. Комнату наполняет сверхъестественный свет, головы Христа и апостолов окружают сияющие ореолы. Это полотно можно назвать итоговым произведением в творчестве Тинторетто.

ЛИТЕРАТУРА

Виппер Б.Р. Тинторетто. М., 1948

Полезные сервисы

тинторетто, якопо

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Якопо Тинторетто. Рождение Иоанна Крестителя. Ок. 1550. Эрмитаж.

Якопо Тинторетто. "Рождение Иоанна Крестителя". Ок. 1550. Эрмитаж.

ТИНТОРЕТТО (Tintoretto) (настоящая фамилия Робусти) Якопо (1518 - 94), итальянский живописец венецианской школы Позднего Возрождения. Драматические монументальные полотна, насыщенные динамикой, контрастами света и тени, повышенной взволнованностью и одухотворенностью образов (цикл панно в Скуола ди Сан-Рокко в Венеции, 1565 - 88).

Якопо Тинторетто. Апполон и Марсий.

Якопо Тинторетто. "Апполон и Марсий".

Полезные сервисы