Толковый словарь
Толковый словарь Ушакова
Толковый словарь Ожегова
Энциклопедический словарь
ТОНА́ЛЬНОСТЬ -и; ж.
1. Муз. Высота звуков лада, определяемая положением главного тона на той или иной ступени звукоряда. Т. до мажор. Т. си бемоль минор. Переход из одной тональности в другую. Изменить т.
2. Муз. Регистр голоса (обычно певческого). Низкая, высокая т. Элементы тональности. Издать романс в двух тональностях.
3. Основная эмоциональная настроенность литературного, драматического и т.п. произведения. Оптимистическая, трагическая, особая т. Т. стиха, рассказа. Определить т. романа. Придать лирическую т. спектаклю.
4. Иск. Сочетание основных цветовых тонов, оттенков; основной, преобладающий цвет, колорит чего-л. Мягкая, мрачная т. Т. пейзажа. Нарушение, изменение тональности картины.
* * *
тона́льность (музыкальн.), 1) высотное положение лада (ладотональность). В обозначении тональности указываются основной тон (тоника) и ладовое наклонение (например, до мажор, ля минор).
2) Ладовая структура, центральным элементом которой является консонирующее трезвучие (см. Мажор, Минор, Функции тональные). В широком смысле - лад, базирующийся на аккорде, в том числе на диссонансе в музыке XX в.
* * *
ТОНАЛЬНОСТЬ - ТОНА́ЛЬНОСТЬ, в музыке
1) высотное положение лада (см. ЛАД) (ладотональность). В обозначении тональности указывается основной тон (тоника (см. ТОНИКА) ) и ладовое наклонение (напр., до мажор, ля минор).
2) Ладовая структура, центральным элементом которой является консонирующее трезвучие (см. Мажор (см. МАЖОР), Минор (см. МИНОР (в музыке)), Функции тональные (см. ФУНКЦИИ ТОНАЛЬНЫЕ)). В широком смысле - лад, базирующийся на аккорде, в т. ч. на диссонансе (см. ДИССОНАНС) в музыке 20 в.
Большой энциклопедический словарь
Академический словарь
-и, ж.
1. муз.
Высота звуков лада, определяемая положением главного тона на той или иной ступени звукоряда.
Тональность до мажор. Тональность си бемоль минор.
◊
[Модуляция] есть переход одной тональности в другую. А. Серов, Русская народная песня как предмет науки.
2. муз.
Регистр голоса (обычно певческого).
Романсы издавались Беляевым в двух тональностях - для высокого и низкого голоса. Римский-Корсаков, Летопись моей музыкальной жизни.
3. иск.
Основная эмоциональная настроенность литературного произведения, пьесы, образа и т. п.
Решающим моментом в работе над ролью для меня всегда было определение ее тональности, ее основного звучания. Мичурина-Самойлова, Шестьдесят лет в искусстве.
Лирические отступления дают тональность роману. Лидин, Побежденное время.
4. иск.
Основной, преобладающий цвет, колорит, сочетание тонов на картине, способствующие созданию той или иной эмоциональной настроенности.
В вопросах цвета она, пожалуй, даже острее его разбиралась и замечала малейшее нарушение тональности. Матюшина, За дружбу.
Иллюстрированный энциклопедический словарь
Поговорки
Орфографический словарь
Стилистический словарь
ТОНАЛЬНОСТЬ (субъективная модальность, текстовая модальность, текстовая экспрессивность) - текстовая категория, в которой находит отражение эмоционально-волевая установка автора текста при достижении конкретной коммуникативной цели, психологическая позиция автора по отношению к излагаемому, а также к адресату и ситуации общения. Определяется ценностными воззрениями автора и характером речевого взаимодействия. Наряду с оценочностью рационального типа, Т. составляет часть комплексной категории субъектности речевого произведения.
Содержание Т. - субъективное авторское видение и психологическое самораскрытие автора, обладающее, по закону эмоционального заражения, эффектом усиленного воздействия на адресата. Частные семантические сферы Т., выражаемые различными языковыми и речевыми средствами, - это эмоциональная оценка, интенсивность (усилительность, параметрическая чрезмерность) и волеизъявление, при ведущей роли эмоциональных (эмотивных) составляющих. Средства их выражения многообразны. В их числе эмоциональные междометия, эмоционально-экспрессивная лексика, в том числе с суффиксами субъективной оценки, слова-интенсификаторы, прямые и переносные формы повелительного наклонения, средства экспрессивной фоники и синтаксиса, специальные приёмы выразительности (тропы и фигуры). К ним могут добавляться нейтральные языковые единицы с контекстной эмоциональной коннотацией, ритмические и другие речевые средства эмоциональной экспрессии, композиционные приёмы экспрессивности.
По типу речевого воздействия Т. делится на три вида: 1) мажор, мажорная Т. (отражение положительных оценок и эмоций, активная энергия, общий оптимистический настрой); 2) минор, минорная Т. (отражение сниженных и отрицательных эмоциональных оценок, слабая энергия, общий пессимистический настрой); 3) нейтральная (нулевая) Т., характеризующаяся объективизированностью изложения, предельно малой значимостью психологической составляющей речевого общения. Переходными технологическими характеристиками Т. выступают покой (относительно ровное состояние, длительность той или иной Т.) и напряженность (неустойчивое состояние определенной Т., характеризующееся накоплением некоторого количества сигналов другой Т., дальнейшее увеличение которого способно привести к качественному скачку и переходу в эту другую Т.).
Спектр конкретных разновидностей Т. неисчислим и вряд ли может быть строго классифицирован.
На дотекстовом (языковом) уровне базовыми средствами Т. выступают языковые единицы, наиболее непосредственно выражающие семантику эмоциональности, усиления, волеизъявления. Это эмоциональные междометия, эмоционально-оценочная лексика и эмоционально-оценочные аффиксы, экспрессивные интонационные и синтаксические конструкции, лексико-семантические группы "Чувство" и "Воля", грамматические средства волеизъявления и др. В тексте языковые и речевые средства Т. (специальные приемы выразительности, единицы с контекстной коннотацией, темпоритм и др.) образуют функциональное поле, ядро которого состоит из единиц повышенной текстовой значимости - наиболее частотных и представленных в сильных позициях текста.
Текстовыми переменными поля Т. является не только состав ядра и периферии поля, но и открытый или скрытый характер эмоционального и волевого авторского настроя, однородность или неоднородность текста в тональном отношении, степень стандартности средств Т.
Т. может представлять собой текстовую константу, но чаще характеризуется изменчивостью и разнонаправленностью эмотивных, параметрических и волюнтативных характеристик, наличием не одного, а целого ряда тематических полей в зависимости от характера отношений коммуникантов, числа персонажей текста, количества предметно-тематических линий. Вариативность выражения данных смыслов очень велика. Тем не менее каждый функц. стиль характеризуется типовым представлением тонального содержания, отличным от всех других стилей. Различия определяются составом ядра и периферии в общем тональном поле класса текстов, плотностью средств тональности, количеством тональных субполей и т.д.
Так, в науч. стиле ядро тонального поля не совпадает с языковым: его составляют не прямые выразители эмоций, а нейтральные лексические единицы, передающие понятие об эмоциях, причем спектр последних совсем невелик (интерес, уверенность и неуверенность, удивление, сожаление). К ним примыкают лексические усилители (частицы и параметрические определения с усилительным значением: ведь, же, только, самый, сильный, богатый, большой). Авторское волеизъявление находит выражение в модальности долженствования и уверенной констатации высказываемых положений, но прямое выражение волюнтативности (через лексическую группу "Воля" и повелительное наклонение глагола) для науч. речи не характерно. Плотность поля тональности в науч. речи (за исключением оценочных жанров, таких как рецензия, отзыв) невелика, тональность может быть реализована и одиночными включениями. Т. о., ведущей тональностью науч. текста должна быть названа нейтральная, объективно-логическая, дополняемая разреженным и слабо выраженным полем тонально определенных средств эмоциональности, усиления и волеизъявления. Категория тональности в целом имеет в научной речи "отодвинутый" логизированный характер.
Для сравнения: в оф.-дел. стиле, отражающем социально-ролевое общение и ориентированном на констатацию фактов и на предписание адресату, психологические краски либо отвергаются в целом (текст констатирующих жанров строится в нейтральной тональности), либо сводятся к актуализации волеизъявления, обязательного предписания. Ядро текстового поля тональности заполняют лексические единицы с понятийной семой волеизъявления (обязанность, право, обеспечить, соблюдать, разрешить, необходимо, следует), клишированные конструкции того же рода (должен выполняться, нести ответственность, предоставить право) и грамматические конструкции, выдвигающие на первое место идею требования, указания, рекомендации (модально-инфинитивные и неопределенно-личные предложения). В отличие от научного стиля, тональные смыслы присутствуют в жанровых обозначениях оф.-дел. текстов, их заголовках и подзаголовках (закон, соглашение о взаимных обязательствах, требование, приказ). Однократного использования единицы предписания в сильной позиции текста достаточно, чтобы она могла сыграть роль текстового тонального ключа, задать тональность последующего фрагмента или целого текста. Т. о., оф.-дел. стиль имеет особый склад тональности, с доминированием волеизъявительного компонента.
Аналогичным образом может быть выделено типовое тональное содержание и других функц. стилей. В границах функц. стиля тональность дифференцируется в зависимости от жанра текста, и жанровые тональные доминанты обладают большей определенностью. Функц. стиль в целом характеризуется скорее единством статуса тональности в системе текстовых категорий, нежели единством тонального содержания. Т. может быть постоянной величиной текста, но чаще характеризуется переменчивостью и разнонаправленностью эмотивных, параметрических и волюнтативных характеристик. И всё же каждый функц. стиль характеризуется своей тональной картиной. Науч. речь настроена на нейтральную Т. с включениями элементов усиления и логизированных оценок. В оф.-дел. стиле доминирует компонент волеизъявления автора, в публицистике представлены разнообразные психологические краски, интенсификаторы, сигналы волеизъявления. Жанровая систематика функц. стиля уточняет общую картину Т., причём признак Т. иногда является важным жанрообразующим признаком (ср. такие жанры, как приказ и справка, беседа и допрос, речь на митинге и лекция).
Лит.: Виноградов В.В. О категории модальности и модальных словах в русском языке // Труды Ин-та рус. яз. АН СССР. Т. 2. - М.; Л., 1950; Ляпон М.В. К вопросу о языковой специфике модальности, "Изв. АН СССР. Сер. Л и Я". Т. 30, 1971. - №3; Его же: Текст и его компоненты как объект комплексного анализа. - Л., 1986; Телия В.Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц. - М., 1986; Горшкова М.Л. К определению понятия стилистической тональности художественного текста // Текст и его категориальные свойства. - Киев, 1989; Баранов А.Г. Функционально-прагматическая концепция текста. - Ростов н/Д., 1993; Матвеева Т.В. Тональность разговорного текста: три способа описания, "Stylistyka-V". - Opole, 1995.
Т.В. Матвеева
Формы слов для слова тональность
Синонимы к слову тональность
сущ., кол-во синонимов: 35
Пятиязычный словарь лингвистических терминов
Морфемно-орфографический словарь
Грамматический словарь
Словарь галлицизмов русского языка
ТОНАЛЬНОСТЬ и, ж. tonalité f.
1. спец. Конкретная высота звуков гаммы, определяемая положением главного тона. БАС-1. Та или иная гамма, лежащая в основе данного музыкального произведения. Тональность до мажор. Т. си бемоль минор. Переход из одной тональности в другую называется модуляцией. Уш. 1940. "Чуждые" друг другу тональности сближаются либо посредством промежуточных тональностей, либо внезапно посредством видоизмененных аккордов. Гнесин Мысли. ♦ Врать в тональности ре минор (ре мажор). мол., гом., шутл. О безудержной лжи. Мокиенко 2000.
2. Свойство, характер звучания тона, голоса; характер тембровой градации в речи. БАС-1.Как живописец благодаря своей палитре окрашивает и выделяет нужные места, так и актер в своей длинной роли тональностью выделяет важные места. Станиславский О перспективе роли.
3. перен. Основная эмоциональная настроенность литературного, драматического и т.п. произведения. БАС-1. Скепсис Эренбурга .. распространялся в первых его книгах .. на всю его тональность. Федин И. Эренбург. Такова тональность статьи, а согласно французской поговорке: "le ton fait le chanson". // НН 2001 57 147.
4. спец. Сочетание основных цветовых тонов; основной преобладающий цвет, колорит чего-л. БАС-1. - Лекс. Толль 1864: тональность; СИС 1937: тона/льность.
Словарь иностранных слов
Сканворды для слова тональность
Полезные сервисы