Трёхсло́жные разме́ры - см. Амфибрахий, Анапест, Дактиль.
* * *
ТРЕХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ - ТРЕХСЛО́ЖНЫЕ РАЗМЕ́РЫ, см. Амфибрахий (см. АМФИБРАХИЙ), Анапест (см. АНАПЕСТ), Дактиль (см. ДАКТИЛЬ).
Трёхсло́жные разме́ры - см. Амфибрахий, Анапест, Дактиль.
* * *
ТРЕХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ - ТРЕХСЛО́ЖНЫЕ РАЗМЕ́РЫ, см. Амфибрахий (см. АМФИБРАХИЙ), Анапест (см. АНАПЕСТ), Дактиль (см. ДАКТИЛЬ).
ТШХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕ́РЫ - трехдольные размеры, трехсложники - в силлабо-тонич. системе стихосложения - размеры, осн. на стопах, состоящих из 3 слогов (отсюда назв.), - дактиль, амфибрахий и анапест. В рус. силлабо-тонич. стихе ритм Т. Р. основан на чередовании сильных (ударных) и слабых (безударных) позиций; слоговой объем сильных позиций составляет 1 слог, слабых - 2 слога. Место сильной позиции определяет вид Т. Р.: 1-й слог - дактиль, 2-й - амфибрахий, 3-й - анапест. Т. к. пропорции ударных и безударных слогов в Т. Р. ближе к естеств. ритму рус. яз., в них (в отличие от 2-сложных размеров) пропуски схемных ударений (трибрахии) встречаются редко, исключение составляет лишь 1-я стопа дактиля ("Ра́ть подыма́ется / Неисчисли́мая / Си́ла в ней ска́жется / Несокруши́мая", Н. А. Некрасов); зато значит. чаще используются сверхсхемные ударения, особенно на 1-м слоге анапеста ("За́пад га́снет в дали́ бледно-ро́зовой, / Зве́зды не́бо усе́яли чи́стое", А. К. Толстой). Поэтому ритмич. разнообразие Т. Р. достигается гл. обр. расположением сверхсхемных ударений и словоразделов. Ритмич. однородность Т. Р. позволяет им свободно сочетаться в пределах одного стихотв. текста - т. н. "трехсложник с переменной анакрузой" ("Две́ беспреде́льности бы́ли во мне́, / И мно́й своево́льно игра́ли оне́ / Вкруг меня́, как кимва́лы, звуча́ли скалы́...", Ф. И. Тютчев). Ср. объем Т. Р. - 2, 3, 4 стопы; сверхдлинные трехсложники в 5, 6 и более стоп редки и получают распространение только в 20 в. В рус. стихе Т. Р. менее популярны, чем 2-сложные. В 18 в. они ощущались как стихотв. экзотика, сознание поэтов, как правило, не различало дактиль, амфибрахий и анапест. Освоение трехсложников начинается лишь в 19 в., гл. об. в жанре баллады. Наст. расцвет Т. Р. приходится на сер. 19 в., когда не только значит. возрастает их доля в метрич. репертуаре, но за счет расширения тематики они превращаются в нейтральные размеры, годные для произв. любого жанр. и тематич. характера. В нач. 20 в. за счет освоения новых неклассич. размеров популярность трехсложников значит. снижается. В сов. поэзии с отступлением чистой тоники их доля в метрич. репертуаре вновь возросла. Соотношение наиб. употребит. стопностей - 3-й 4-стопных Т. Р., первый из к-рых в большей степени связан с лирикой, особенно песенной и романсной, второй - с эпич. жанрами и темами, а также с патетич. лирикой, - в самом общем виде можно представить как чередование периодов, отдающих предпочтение последоват. то одному, то др. размеру.
трё́хсло́жный, трё́хсло́жная, трё́хсло́жное, трё́хсло́жные, трё́хсло́жного, трё́хсло́жной, трё́хсло́жных, трё́хсло́жному, трё́хсло́жным, трё́хсло́жную, трё́хсло́жною, трё́хсло́жными, трё́хсло́жном, трёхсложен, трёхсложна, трёхсложно, трё́хсло́жны, трё́хсло́жнее, потрё́хсло́жнее, трё́хсло́жней, потрё́хсло́жней