Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

учебные интернет-ресурсы

Методические термины

УЧЕ́БНЫЕ ИНТЕРНЕ́Т-РЕСУ́РСЫ.

Специальные учебные материалы, расположенные в Интернете для изучающих иностранные языки - образовательные порталы, курсы дистанционного обучения, электронные словари, авторские системы, электронные библиотеки, учебные веб-страницы и др.

Полезные сервисы

учебные карты

Энциклопедический словарь

Уче́бные ка́рты - предназначены в качестве пособия при изучении географии, истории и других предметов в начальной, средней и высшей школе; их содержание согласовано с программой и учебником соответствующего курса, а способы изображения и оформления отвечают восприятию учащихся.

* * *

УЧЕБНЫЕ КАРТЫ - УЧЕ́БНЫЕ КА́РТЫ, предназначены в качестве пособия при изучении географии, истории и других предметов в начальной, средней и высшей школе; их содержание согласовано с программой и учебником соответствующего курса, а способы изображения и оформления отвечают восприятию учащихся.

Большой энциклопедический словарь

УЧЕБНЫЕ КАРТЫ - предназначены в качестве пособия при изучении географии, истории и других предметов в начальной, средней и высшей школе; их содержание согласовано с программой и учебником соответствующего курса, а способы изображения и оформления отвечают восприятию учащихся.

Полезные сервисы

учебные словари

Методические термины

УЧЕ́БНЫЕ СЛОВАРИ́.

Средство обучения языку. С. у. различаются по назначению (адресату) и количеству языков. Они предназначаются для носителей родного языка, для изучающих язык как неродной и как иностранный. Потребителями С. у. могут быть дошкольники, школьники, студенты, все интересующиеся тем или иным языком. По количеству разрабатываемых языков С. у. делятся на одно-, двух- и многоязычные. С. у. также дифференцируются по единицам описания (С. у. фонетические, словообразовательные, морфологические, синтаксические). По способу размещения описываемых лингвистических единиц С. у. делятся на алфавитные, обратные, гнездовые. В современной учебной лексикографии наряду с аспектными словарями большое внимание уделяется созданию словарей универсального типа, цель которых - оказать помощь в овладении языком как средством общения. Первым опытом такого словаря для нерусских считается «Словарь-справочник по русскому языку» А. Н. Тихонова и др. (около 26 тыс. слов; 1996). Универсальный характер словаря заключается в объединении в его структуре 14 словарей: толкового, синонимического, орфографического, словообразовательного, сочетаемости и др. Для иностранцев, изучающих русский язык, издан «Краткий толковый словарь русского языка» под ред. В. В. Розановой (1978), который содержит 5 тыс. наиболее употребительных слов русского языка.

Полезные сервисы

учебные стратегии

Методические термины

УЧЕ́БНЫЕ СТРАТЕ́ГИИ (англ. learning strategies).

Действия и операции, используемые учащимися с целью получения, хранения в памяти и применения накопленной информации. У. с. зависят от психологических особенностей и качеств личности обучаемых. В публикации А. А. Акишиной, О. Е. Каган, (2002) дается описание 200 стратегий, с которыми следует знакомить учащихся для оптимизации процесса обучения. Р. Оксфорд (Oxford, 1990) выделяет более 60 У. с., которые подразделяет на две группы: основные и вспомогательные. К основным относятся: стратегии, базирующиеся на механизмах памяти (группировка материала, структурирование, создание логических связей, использование движений и образов и др.); когнитивные стратегии (использование приемов дедуктивного и индуктивного умозаключения, сопоставительного анализа и др.); компенсаторные стратегии (догадка о значении, использование синонимов и перефраза, невербальных средств для передачи сообщения, уклонение от использования языковых средств, в правильности которых учащиеся сомневаются).

Группу вспомогательных стратегий составляют: метакогнитивные стратегии (планирование процесса работы над заданием, самооценка и самоконтроль учебной деятельности, организация своего рабочего места и др.); эмоционально-аффективгые стратегии (умение владеть собой, освобождаться от чувства тревоги и беспокойства, эмоциональный самоконтроль и др.); социальные стратегии (кооперация и сотрудничество с партнерами по общению, сопереживание, учет способностей, возможностей и социокультурных особенностей собеседника). См. стратегия, стратегия обучения, стратегии овладения языком.

Полезные сервисы

учебные умения

Методические термины

УЧЕ́БНЫЕ УМЕ́НИЯ (англ. study skills).

Приемы умственной деятельности, способы самостоятельного приобретения знаний, навыков, умений. Формируются в процессе учебной деятельности и могут быть сформированными на базе родного языка, не всегда функционирующими в процессе иноязычной коммуникации, и общеучебными. К таким У. у. относятся: культура чтения и слушания; работа с текстом; ведение записи, работа с книгой; приемы запоминания; приемы подготовки к занятиям и др. Формирование У. у. является важным направлением в работе преподавателя иностранного языка наряду с формированием речевых умений.

У. у. формируются в процессе учебной деятельности и на их содержание большое влияние оказывает специфика учебного предмета. Можно говорить об общелогических и общеучебных умениях, которые формируются на базе родного языка и не всегда функционируют в процессе иноязычной коммуникации, так как не систематизированы и не всегда направлены на определенный вид речевой деятельности, и У. у., формируемых в рамках изучаемой дисциплины (группы дисциплин). К У. у. относятся следующие приемы работы в процессе учебной деятельности: работа с текстом; культура чтения и слушания; рациональная запись (составление плана, написание тезисов, аннотаций, рецензии); работа с книгой; запоминание учебного материала; работа с техническими средствами; работа с разными жанрами учебной литературы (словарь, справочник, каталог); планирование своего учебного времени; подготовка к экзаменам, зачетам, семинарам и др.

Полезные сервисы

учебные упражнения

Методические термины

УЧЕ́БНЫЕ УПРАЖНЕ́НИЯ.

Тип упражнений по их назначению; всякие упражнения, которые выполняются с целью усвоения отдельных явлений языка или развития устной речи. Ср. естественно-коммуникативные упражнения.

Полезные сервисы