хеми...
- , хемо первая составная часть сложных слов, соответствующая по значению слову химический , напр.: хемилюминесценция, хемосинтез.
хеми...
- , хемо первая составная часть сложных слов, соответствующая по значению слову химический , напр.: хемилюминесценция, хемосинтез.
ХЕМИГРАММУСЫ - ХЕМИГРА́ММУСЫ (Hemigrammus), род рыб семейства харациновых (см. ХАРАЦИНОВЫЕ). В природе обитают в тропических водоемах Южной Америки. Имеют жировой плавник. Боковая линия неполная. В основном мелкие, ярко окрашенные мирные рыбы, хорошо подходящие для содержания в аквариумах. В настоящее время в аквариумах содержат более 40 видов, многие из которых известны под общим названием тетры (см. ТЕТРЫ). Чаще всего в аквариумах встречаются: тетрагоноптерус (см. ТЕТРАГОНОПТЕРУС), эритрозонус (см. ОГНЕННАЯ ТЕТРА), костело (см. КОСТЕЛО), фонарик (см. ФОНАРИК (рыба)), пульхер (см. ПУЛЬХЕР), реже - красноносая и чернохвостая тетры.
Хемилюминесце́нтные исто́чники све́та - то же, что химические источники света.
ХЕМИЛЮМИНЕСЦЕ́НЦИЯ -и; ж. [сл. хемо..., лат. lumen (luminis) - свет и -escentia - суффикс, обозначающий слабое действие] Физ. Холодное свечение тел, вызываемое химическими процессами. Наблюдать хемилюминесценцию.
* * *
хемилюминесце́нция (от хемо...), люминесценция, сопровождающая некоторые химические реакции.
* * *
ХЕМИЛЮМИНЕСЦЕНЦИЯ - ХЕМИЛЮМИНЕСЦЕ́НЦИЯ, люминесценция, сопровождающая некоторые химические реакции.
ХЕМИЛЮМИНЕСЦЕНЦИЯ (от хемо...) - люминесценция, сопровождающая некоторые химические реакции.
хемилюминесце́нция
(см. хеми...) физ. люминесценция, сопровождающая хим. реакции, напр, свечение фосфора при медленном окислении; сюда же можно отнести свечение живых организмов.
- Люминесценция, сопровождающая химическую реакцию.
- Свечение тел, вызванное химическим воздействием.
- Нобелевскую медаль он пожертвовал церкви Богоматери Милосердной в деревне Эль-Кобре, неподалёку от города Сантьяго-де-Куба.
- Дом-музей этого писателя расположен в старом поместье «Финка Вихия».
- Американский писатель, автор романов «Прощай, оружие!», «Иметь или не иметь».
- Когда будущему писателю было 3 года, отец подарил ему первую удочку и взял с собой на рыбалку.
- Американский писатель, автор повести «Старик и море».
- Американский писатель, автор романов «По ком звонит колокол», «Фиеста».
- В 1918 году этот писатель пытался вынести с поля боя итальянского солдата, но сам был тяжело ранен в ногу и находился на излечении в Милане.
- Он упрекал Уильяма Фолкнера в алкоголизме, а тот, в свою очередь, парадоксально обвинял коллегу в отсутствии мужества.
- Конкурс двойников этого писателя ежегодно проходит в баре «Слоппи Джо» во Флориде.
- Он был первым в мире писателем, книга которого при жизни автора менее чем за год была распродана тиражом более 1 миллиона экземпляров.
- Американский писатель, лауреат Нобелевской премии (1954 г.).
ХЕМИНГУЭЙ (Hemingway) Эрнест Миллер (1899-1961) - американский писатель. В романах "Фиеста" (1926), "Прощай, оружие!" (1929) - умонастроения "потерянного поколения". В романе "По ком звонит колокол" (1940) гражданская война в Испании 1936-39 предстает национальной и общечеловеческой трагедией, обусловленной цепной реакцией насилия. Повесть-притча "Старик и море" (1952) посвящена заветной авторской идее - "трагическому стоицизму": перед лицом нецеленаправленной жестокости мира человек, даже проигрывая, обязан сохранить мужество и достоинство. Обогатил жанр новеллы (сборник "В наше время", 1925). Прозу отличают внешняя простота, строгая объективность, сдержанный лиризм, содержательный подтекст, скрытонапряженный диалог. Нобелевская премия (1954).
ХЕМИНГУЭЙ Эрнест - ХЕМИНГУЭ́Й (Hemingway) Эрнест Миллер (1899-1961), американский писатель. В романах «Фиеста» (1926), «Прощай, оружие!» (1929) - умонастроения «потерянного поколения» (см. ПОТЕРЯННОЕ ПОКОЛЕНИЕ). В романе «По ком звонит колокол» (1940) гражданская война в Испании 1936-39 предстает национальной и общечеловеческой трагедией, обусловленной цепной реакцией насилия. Повесть-притча «Старик и море» (1952) посвящена заветной авторской идее - «трагическому стоицизму»: перед лицом нецеленаправленной жестокости мира человек, даже проигрывая, обязан сохранить мужество и достоинство. Обогатил жанр новеллы (сборник «В наше время», 1925). Прозу отличают внешняя простота, строгая объективность, сдержанный лиризм, содержательный подтекст, скрытонапряженный диалог. Нобелевская премия (1954).
* * *
ХЕМИНГУЭ́Й (Hemingway) Эрнест (21 июля 1899, Оук Парк - 21 июня 1961, Кетчум), американский писатель, ставший символом «потерянного поколения (см. ПОТЕРЯННОЕ ПОКОЛЕНИЕ)».
«Простая честная проза»
В Первую мировую войну добровольцем ушел на фронт. В апреле 1918 санитарный отряд, в котором находился Хемингуэй, оказался на линии огня. Три месяца спустя под Фоссальтой австрийская мина положила конец его военной карьере, оставив в теле волонтера 237 осколков. Сын врача, Хемингуэй еще до своего бегства в Италию на фронт пробовал силы как газетчик, а после войны в качестве корреспондента канадской газеты немало поездил по опустошенной Европе, где продолжались локальные вооруженные столкновения. Эпизоды греко-турецкой войны (см. ГРЕКО-ТУРЕЦКАЯ ВОЙНА) с шокирующе жестокими деталями описаны в первой художественной книге Хемингуэя «В наше время» (издание 1924 представляло собой сборник миниатюр, напоминающих стихотворения в прозе; вышедшее под тем же заглавием издание 1925 сохранило эти миниатюры, но они служили заставками к рассказам, составившим основной корпус книги, которая была воспринята как манифест «потерянного поколения»). Решение «писать простую честную прозу», оставив не растратившим энтузиазма романтикам заботы о спасении неисцелимо больного, свихнувшегося мира, определяло позицию начинающего Хемингуэя.
После пережитой исторической катастрофы делом писателя было, на его взгляд, предельно объективное свидетельство о случившемся и забота о безусловной точности, правдивости слова, так как привычные слова и понятия оказались неспособными достоверно передать состояние мира и чувства людей «в наше время».
Вечные начала бытия
Рассказы Хемингуэя, романы «И восходит солнце» («Фиеста», 1926), «Прощай, оружие!» (1929) доносили до читателя ощущение мертвенности и бесплодия цивилизации.
Однако Хемингуэю было чуждо отчаяние, определявшее тональность творчества писателей «потерянного поколения».
Стерильности окружающего мира он противопоставляет неразрушимые, вечные начала человеческого существования. Мысль о «простых и насущных вещах» - о любви, слиянии с природой, возвращении к земле, которая «пребудет вовеки» (эпиграф из Екклезиаста, предпосланный «Фиесте»), - всегда присутствует в сознании его героя. Этим определяется и характер художественных решений Хемингуэя: установка на зримое и вещественное, лаконизм и обязательный подтекст (проза схожа с айсбергом, у которого незримыми остаются семь восьмых общей массы), сочетание репортажности и лиризма, использование приемов внутреннего монолога, позволяющего воссоздать травмированное сознание персонажа и его мучительные поиски выхода из одиночества.
«Человек один не может»
В 1930-е годы эти поиски все более откровенно соотносятся с идеей ответственности за судьбы мира, оказавшегося перед угрозой фашизма, особенно после гражданской войны в Испании 1936-39 (см. ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В ИСПАНИИ 1936-39). Наряду с Парижем, где прошла писательская молодость Хемингуэя, воссозданная им в мемуарах «Праздник, который всегда с тобой» (опубликовано в 1964), Испания была его пожизненной любовью. Она навеяла самые поэтичные страницы «Фиесты» и книги «Смерть после полудня» (1932), в которой коррида описана как акт высшего испытания мужества, когда гибелью может закончиться каждое вторжение на «территорию быка». После гражданской войны в Испании, которую Хемингуэй освещал как репортер, находясь в центре событий и безоговорочно квалифицируя франкизм как «ложь, изрекаемую бандитами», та же идея испытания соотносится им не только с героикой одинокого противостояния заведомо несправедливой судьбе, но и с требованием выбора ответственной гражданской позиции, когда история находится на одном из трагических переломов. Эта идея главенствует в романе об испанских событиях «По ком звонит колокол» (1940), где сочетаются фактографическая яркость картин крушения Республики, осмысление жестоких уроков истории, приведшей к такому финалу, и непоколебленная вера в то, что личность выстоит даже в трагические времена. Обретенное персонажами понимание, что «человек один не может», придало новое звучание прозе Хемингуэя: слабеет антагонизм в отношениях личности и истории, лейтмотив одиночества сменяется в романе «Иметь или не иметь» (1937) и неоконченной книге о Второй мировой войне «Острова в океане» (опубликована в 1970) идеей единения во имя гуманизма.
Доминирующая тональность
Однако доминирующая тональность творчества Хемингуэя осталась трагической и после этого перелома. Повесть «Старик и море» (1952) вновь говорит о героическом, но обреченном противостоянии силам, угрожающим самому существованию человека, который одинок в мире, где ему остается рассчитывать только на собственное упорство, сталкиваясь с извечной несправедливостью судьбы. Аллегорическое повествование о старом рыбаке, сражающемся с акулами, которые растерзали пойманную им огромную рыбу, отмечено чертами, наиболее характерными для Хемингуэя как художника: неприязнь к интеллектуальной изысканности, приверженность ситуациям, в которых наглядно проступают непреходящие, неподдельные нравственные ценности, лапидарный стиль, скупой психологический рисунок.
В 1954 Хемингуэй получил Нобелевскую премию. Ощущая неспособность продолжать активную писательскую жизнь, покончил с собой.
ХЕМИНГУЭЙ Эрнест Миллер (Hemingway, Ernest Miller)
ЭРНЕСТ ХЕМИНГУЭЙ
(1899-1961), один из наиболее популярных и влиятельных американских писателей 20 в., снискавший известность в первую очередь своими романами и рассказами. Родился в Оук-Парке (шт. Иллинойс) в семье врача. Вырос в Оук-Парке и учился в местных школах, но обычно его имя ассоциируется с северным Мичиганом, где он проводил в детстве летние месяцы и где разворачивается действие нескольких наиболее известных его рассказов. В школьные годы активно занимался спортом. Окончив школу, навсегда покинул дом и стал репортером в канзасской газете "Стар", где приобрел ценные писательские навыки. Неоднократно пытался поступить на военную службу, но из-за полученного в отрочестве повреждения глаза его всякий раз признавали негодным. Хемингуэй все же попал на Первую мировую войну водителем санитарной машины Красного Креста. В июле 1918 он получил тяжелое ранение под Фоссальта-ди-Пьяве в Италии и впоследствии был награжден итальянской медалью. После увольнения уехал долечиваться в Мичиган, но вскоре снова отправился в Европу иностранным корреспондентом газеты "Торонто стар". Он поселился в Париже и там, ободряемый Гертрудой Стайн, Э.Паундом и другими, решил стать писателем. Воспоминаниям об этом периоде посвящена его посмертно опубликованная книга Праздник, который всегда с тобой (A Moveable Feast, 1964). Она содержит как автобиографические заметки, так и портреты литераторов-современников. В нескольких ранних рассказах Хемингуэя из его первого значительного сборника В наше время (In Our Time, 1925) косвенно отразились воспоминания детства. Рассказы привлекли внимание критики стоическим тоном и объективной, сдержанной манерой письма. В следующем году увидел свет первый роман Хемингуэя И восходит солнце (The Sun Also Rises) - окрашенный разочарованием и великолепно скомпонованный портрет "потерянного поколения". Благодаря роману, повествующему о безнадежных и бесцельных скитаниях группы экспатриантов по послевоенной Европе, стал расхожим термин "потерянное поколение" (его автор - Гертруда Стайн). Столь же удачным и столь же пессимистичным был следующий роман Прощай, оружие (A Farewell to Arms, 1929), о лейтенанте-американце, дезертирующем из итальянской армии, и его возлюбленной-англичанке, которая умирает родами. За первыми триумфами последовало несколько менее заметных произведений - Смерть после полудня (Death in the Afternoon, 1932) и Зеленые холмы Африки (Green Hills of Africa, 1935); последняя - автобиографический и обстоятельный рассказ об охоте на крупных животных в Африке. Смерть после полудня посвящена бою быков в Испании, в котором автор видит скорее трагический ритуал, нежели спорт; второе произведение на ту же тему, Опасное лето (The Dangerous Summer), было опубликовано лишь в 1985. В романе Иметь и не иметь (To Have and Have Not, 1937), действие которого происходит во время экономической депрессии, Хемингуэй впервые повел речь об общественных проблемах и о возможности согласованных, коллективных действий. Этот новый интерес привел его снова в Испанию, раздираемую гражданской войной. Результатом длительного пребывания Хемингуэя в стране стала его единственная большая пьеса Пятая колонна (The Fifth Column, 1938), действие которой происходит в осажденном Мадриде, и самый длинный роман, первое после 1929 масштабное и значительное произведение, По ком звонит колокол (For Whom the Bell Tolls, 1940). В этой книге, повествующей о трех последних днях американского добровольца, отдавшего жизнь за республику, проводится мысль о том, что потеря свободы в одном месте наносит ей урон повсюду. Вслед за этим успехом в творчестве Хемингуэя наступила десятилетняя пауза, объяснявшаяся, среди прочего, его нелитературными занятиями: деятельным, хотя и предпринятым на свой страх и риск участием во Второй мировой войне, главным образом на территории Франции. Его новый роман За рекой, в тени деревьев (Across the River and into the Trees, 1950) - о пожилом американском полковнике в Венеции - был встречен холодно. Зато следующая книга, повесть Старик и море (The Old Man and the Sea, 1952), почти единодушно была признана шедевром и послужила поводом для присуждения автору Нобелевской премии в области литературы 1954. Три сборника рассказов Хемингуэя - В наше время, Мужчины без женщин (Men without Women, 1927) и Победитель не получает ничего (Winner Takes Nothing, 1933) закрепили за ним репутацию выдающегося рассказчика и породили многочисленных подражателей. В личной жизни Хемингуэю была свойственна та же активность, что проявляли герои его книг, и частью своей славы он обязан разного рода нелитературным приключениям. В последние годы он владел усадьбой на Кубе и домами в Ки-Уэст (шт. Флорида) и в Кетчуме (шт. Айдахо). В Кетчуме Хемингуэй и умер 2 июля 1961, выстрелив в себя из ружья. Центральные персонажи романов и некоторых рассказов Хемингуэя очень похожи и получили собирательное имя "хемингуэевский герой". Гораздо меньшую роль играет "хемингуэевская героиня" - идеализированный образ бескорыстной покладистой женщины, возлюбленной героя: англичанка Кэтрин в Прощай, оружие, испанка Мария в По ком звонит колокол, итальянка Рената в За рекой, в тени деревьев. Несколько менее четкий, но более значимый образ, который играет ключевую роль в произведениях Хемингуэя, - это человек, олицетворяющий то, что иногда называют "хемингуэевским кодексом" в вопросах чести, храбрости и стойкости. Литературная репутация Хемингуэя в значительной степени зиждется на стиле его прозы, который он оттачивал с большой тщательностью. Под сильным впечатлением от Гекльберри Финна Марка Твена и некоторых произведений С.Крейна, усвоив уроки Гертруды Стайн, Ш.Андерсона и других писателей, он выработал в послевоенном Париже совершенно новый, простой и ясный стиль. Манера его письма, в основе своей разговорная, но скупая, объективная, неэмоциональная и нередко ироническая, оказала влияние на писателей всего мира и, в частности, существенно оживила искусство диалога.
ЛИТЕРАТУРА
Хемингуэй Э. Избранные произведения, тт. 1-2. М., 1959 Кашкин И. Эрнест Хемингуэй. М., 1966 Хемингуэй Э.Собрание сочинений, тт. 1-4. М., 1968 Грибанов Б. Хемингуэй. М., 1970 Соловьев Э. Цвет трагедии. - В кн.: Зарубежные литературы и современность, вып. 1. М., 1970 Левидова И.М., Парчевская Б.М. Эрнест Хемингуэй. Биобиблиографический указатель. М., 1970 Хемингуэй в воспоминаниях современников. М., 1994
Хемингуэ́й Эрнст Миллер (Hemingway) (1899-1961), американский писатель. «Фиеста» (1926) - роман о героях «потерянного поколения», духовно травмированных поражением героики, верности, простоты. В романе «Прощай, оружие!» (1929) - история любви, переживаемой при мрачном зареве войны и неизбывном осознании смерти как высшее достояние жизни. В романе «По ком звонит колокол» (1940) любовная история вплетена в коллизию гражданской войны в Испании 1936-39 - национальной и общечеловеческой трагедии, обусловленной цепной реакцией насилия и политической демагогии, - и проникнута мотивами гражданской ответственности. Повесть-притча «Старик и море» (1952) о главном «уроке» основных произведений Хемигуэя - «трагическом стоицизме»: перед лицом конечного Ничто в богооставленном мире, исполненном непреднамеренной жестокости, человек, стремящийся обрести своё идеальное «я», обязан сохранять (даже проигрывая) мужество и достоинство - кодекс самодисциплины («героический морализм»), наполняющий всякую жизнь смыслом. Прозе присущи лаконичность, сдержанный лиризм, подспудно напряжённый, «рубленый» диалог и подтекст, нередко таящий сострадание и жалость. Нобелевская премия (1954). Покончил жизнь самоубийством.
Эрнест Миллер Хемингуэй.
ХЕМИНГУЭЙ (Hemingway) Эрнест Миллер (1899 - 1961), американский писатель. Первые произведения - книга рассказов "В наше время" (1925), роман "И восходит солнце" (в английском издании "Фиеста", 1926), "Прощай, оружие!" (1929), отразившие 1-ю мировую войну как экзистенциальную катастрофу, - принадлежат литературе "потерянного поколения". Мир хаотичен и жесток, реальность заполнена самопроизвольным насилием, личность обречена на одинокое героическое сопротивление заведомо несправедливой судьбе. Ритуал корриды ("Фиеста") становится у Хемингуэя метафорой человеческого существования в постоянной близости к смерти. В произведениях 30-х гг. нарастает предчувствие нового исторического краха; поражение республики в испанской гражданской войне (1936 - 39) осознано под знаком трагической иронии истории, во многом дискредитировавшей усилия противостоять общественному злу (роман "По ком звонит колокол", 1940). Повесть-притча "Старик и море" (1952) - о стоицизме как единственной духовной силе человека перед лицом неотвратимого жизненного поражения. Прозе Хемингуэя присущи лаконизм и богатство подтекста. Нобелевская премия (1954). Покончил жизнь самоубийством.
Эрнест Хемингуэй.
Дом Э. Хемингуэя на Кубе.