Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

ходас

Сканворды для слова ходас

- Фамилия главных героев фильма «Белые Росы».

Полезные сервисы

ходасевич

Грамматический словарь

Ходасе́вич ф. 4а ~ 0

Словарь русских фамилий

ХАДЕЕВ ХОДАСЕВИЧ

От одной из форм крестильного имени Фаддей (греч. - "достойный похвалы). Фаддей > Хадей > Хадеев. Ходасевич. Белорусская фамилия от белорусского имени Ходас (русск. Фаддей). (У)

Сканворды для слова ходасевич

- Этот русский поэт говорил о себе: «Я жидёнок, хотя мать у меня католичка, а отец поляк».

- Русский поэт, пушкинист.

Полезные сервисы

ходасевич влад. фелицианович

Гуманитарный словарь

ХОДАСЕ́ВИЧ Влад. Фелицианович (1886-1939) - поэт, критик. Сын польского худож. и еврейки из Вильны. Нек-рое время учился в Моск. ун-те. Печаталсяс 1905. Первые два сб. стихов ("Молодость", 1908 - попытка войти в символисткий круг; "Счастливый домик", 1914 - темы мирной жизни, "живого счастья") были замечены И. Анненским, В. Брюсовым, Н. Гумилевым. С 1912 по 1918 занимался пер. (польская и фр. беллетристика, польские, арм., латышские, евр. и финские поэты) и редактировал (соч. И. Богдановича, А. Пушкина). После Окт. рев-ции преподавал в Москве в студии Пролеткульта. Один из организаторов моск. Книж. лавки писателей. Заведовал моск. отделением "Всемирной литературы" (1918-20) и "Книжной Палатой Московского Совета". Третья кн. стихов "Путем зерна" (1920), утверждающая новую для поэта задачу служения впрок, идею посева культуры, приносит ему успех. В кон. 1920 по инициативе М. Горького Х. переезжает в Пг., поселяется в Доме искусств. В февр. произносит речь на вечере памяти Пушкина, которая воспринимается как открытая установка на традиции пушкинской культуры и свободы. Осознание тяжести выбранного пути определяет назв. очередного поэтич. сб. Х. - "Тяжелая лира" (1922). Летом вместе с Н. Берберовой уезжает из Сов. России. С кон. 1922 вместе с Горьким и др. организует и редактирует ж. "Беседа". В 1924 в Ленинграде выходит "Поэтическое хозяйство Пушкина". Живет в Берлине, Саарове, Белфасте, Сорренто и др. местах. В 1925 поселяется в Париже, где живет до самой смерти. Пишет для газет "Дни", "Последние новости" (до 1926), "Возрождение" (где с 1927 регулярно ведет лит.-крит. подвал "Книги и люди" под псевдонимом Гулливер, одно время - совместно с Берберовой). Сотрудничает с ж. "Современные записки". В 1927 выходит его последняя поэтическая кн. "Собрание стихов". В полемике вокруг возможности существования эмигрантской лит-ры выступал против Г. Адамовича, М. Слонима и др., призывая молодых писателей прежде всего совершенствовать ремесло и избегать упования на "лирический дневник". Гл. оппонентом Х. становится гр. писателей, участвовавших в сб. "Числа" (Г. Иванов, Г. Адамович, круг Д. Мережковского). Среди немн. друзей Х. в 1930-е гг. - прежде всего В. Набоков, В. Смоленский, Д. Кнут, Ю. Терапиано. В 1931 Х. издает биографию "Державин" и в течение ряда лет планирует и анонсирует биографию Пушкина, но выпускает лишь сб. ст. "О Пушкине" (Берлин, 1937). В последнее десятилетие почти не писал стихов. Оставил около 500 ст. крит. и ист.-лит. плана. Архив Х. погиб во время оккупации немцами Парижа.

В. Ф. Ходасевич

В. Ф. Ходасевич

Полезные сервисы

ходасевич владислав фелицианович

Энциклопедический словарь

Ходасе́вич Владислав Фелицианович (1886-1939), русский поэт. С 1922 в эмиграции (Берлин, с 1925 в Париже). Трагическая напряжённость лирики (сборники «Счастливый домик», 1914, «Путём зерна», 1920, «Тяжёлая лира», 1922, цикл «Европейская ночь», 1927) вырастает из сочетания традиций русской классической поэзии, ориентации на пушкинские глубину и гармоничность с мироощущением человека XX в., переживающего его катаклизмы и отчуждённость от враждебного ему мира. В мемуарной книге «Некрополь» (1939) - литературные портреты современников в контексте истории русской литературы начала века. Биография Г. Р. Державина (1931), сборник статей «О Пушкине» (1937). Литературная критика. Переводы.

* * *

ХОДАСЕВИЧ Владислав Фелицианович - ХОДАСЕ́ВИЧ Владислав Фелицианович (1886-1939), русский поэт. С 1922 в эмиграции. В стихах (сборники «Путем зерна», 1920, «Тяжелая лира», 1922; цикл «Европейская ночь», 1927), сочетающих традицию русской классической поэзии с мироощущением человека 20 в., - трагический конфликт свободной человеческой души и враждебного ей мира, стремление преодолеть разорванность сознания в гармонии творчества. Биография Державина (1931), сборник статей «О Пушкине» (1937), книга воспоминаний «Некрополь» (1939).

* * *

ХОДАСЕ́ВИЧ Владислав Фелицианович [16 (28) мая 1886, Москва - 14 июня 1939, Париж], русский поэт, критик, мемуарист.

Семья

Отец - выходец из польской дворянской семьи, мать - дочь перешедшего из иудаизма в православие еврея - воспитывалась в польской семье ревностной католичкой; католиком крещен и Xодасевич. В детстве увлекался балетом, занятия которым вынужден был оставить из-за слабого здоровья. С 1903 жил в доме брата, известного адвоката М. Ф. Ходасевича, отца художницы Валентины Ходасевич.

Юность. В кругу символистов

В 1904 поступил на юридич. факультет Московского университета, в 1905 перешел на филологич. факультет, но курса не окончил. Тогда же посещает московский литературно-художеств. кружок, где выступают с чтением стихов и докладов В. Я. Брюсов (см. БРЮСОВ Валерий Яковлевич), А. Белый (см. БЕЛЫЙ Андрей), К. Д. Бальмонт (см. БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич), Вяч. Иванов (см. ИВАНОВ Вячеслав Иванович), - живая встреча с символистами, литературными кумирами поколения Xодасевича. Влиянием символизма, его словаря, общепоэтических клише отмечена первая книга «Молодость» (М., 1908.

В иной тональности написан «Счастливый домик» (М., 1914; переиздан в 1922 и 1923), получивший доброжелательную критику; посвящен второй жене Xодасевича с 1913 Анне Ивановне, урожд. Чулковой, сестре Г. И. Чулкова - героине стихов сборника (содержит также цикл, связанный с увлечением поэта Е. В. Муратовой, «царевной», бывшей женой П. П. Муратова (см. МУРАТОВ Павел Павлович), приятеля Xодасевича; с ней он совершил поездку в Италию в 1911). В «Счастливом домике» Xодасевич открывает мир «простых» и «малых» ценностей, «радости любви простой», домашней безмятежности, «медленной» жизни - того, что позволит ему «спокойно жить и мудро умереть». В этом сборнике, не включенном, как и «Молодость», в Собр. стих. 1927, Xодасевич впервые, порывая с выспренностью символизма, обращается к поэтике пушкинского стиха («Элегия», «К музе»).

Критические опыты. Смена привязанностей

В 1910-е он выступает и как критик, к мнению которого прислушиваются: помимо откликов на новые издания мэтров символизма, он рецензирует сборники литературной молодежи, осторожно приветствует первые книги А. Ахматовой (см. АХМАТОВА Анна Андреевна), О. Э. Мандельштама (см. МАНДЕЛЬШТАМ Осип Эмильевич); выделяет, независимо от литературной ориентации, поэтические сборники 1912-13 Н. А. Клюева (см. КЛЮЕВ Николай Алексеевич), М. А. Кузмина (см. КУЗМИН Михаил Алексеевич), Игоря Северянина (см. СЕВЕРЯНИН Игорь) - «за чувство современности», впрочем, вскоре в нем разочаровывается («Русская поэзия», 1914; «Игорь Северянин и футуризм», 1914; «Обманутые надежды», 1915; «О новых стихах», 1916). Xодасевич выступает против программных заявлений акмеистов (отмечая при этом «зоркость» и «собственный облик» «Чужого неба» Н. С. Гумилева, подлинность дарования Ахматовой) и, особенно, футуристов. В полемике с ними формировались основные моменты историко-литературной концепции Xодасевича, рассредоточенной по разным работам: традиция, преемственность есть способ самого бытия культуры, механизм передачи культурных ценностей; именно литературный консерватизм обеспечивает возможность бунта против отжившего, за обновление литературных средств, не разрушая при этом культурную среду.

В середине 1910-х гг. изменяется отношение к Брюсову: в рецензии 1916 на его книгу «Семь цветов радуги» Xодасевич назовет его «самым умышленным человеком», насильственно подчинившим «идеальному образу» свою настоящую природу (см. очерк «Брюсов» в «Некрополе»). Длительные (с 1904) отношения связывают Xодасевича с Андреем Белым, он видел в нем человека, «отмеченного... несомненной гениальностью» (Собр. соч., т. 2, с. 288), в 1915 через поэта Б. А. Садовского сближается с М. О. Гершензоном (см. ГЕРШЕНЗОН Михаил Осипович), своим «учителем и другом».

Горькая утрата. Болезнь

В 1916 кончает самоубийством его близкий друг Муни (С. В. Киссин), несостоявшийся поэт, раздавленный, простой жизнью, увиденной без привычного символистского удвоения; об этом Xодасевич позднее напишет в очерке «Муни» («Некрополь»). В 1915-17 наиболее интенсивно занимается переводами: польских (3. Красиньский (см. КРАСИНЬСКИЙ Зыгмунт), А. Мицкевич (см. МИЦКЕВИЧ Адам)), еврейских (поэмы С. Черниховского, из древне-еврейской поэзии), а также армянских и финских поэтов. С переводами связаны его статьи 1934 «Бялик» (Xодасевич отмечал в нем слитность «чувства и культуры» и «чувства национального») и «Пан Тадеуш». В 1916 заболевает туберкулезом позвоночника, лето 1916 и 1917 проводит в Коктебеле, живет в доме М. А. Волошина (см. ВОЛОШИН Максимилиан Александрович).

Вера в обновление. «Путем Зерна»

Творчески воспитавшийся в атмосфере символизма, но вошедший в литературу на его излете, Xодасевич вместе с М. И. Цветаевой (см. ЦВЕТАЕВА Марина Ивановна), как он писал в автобиографич. очерке «Младенчество» (1933), «выйдя из символизма, ни к чему и ни к кому не примкнули, остались навек одинокими, «дикими». Литературные классификаторы и составители антологий не знают, куда нас приткнуть» («Колеблемый треножник», с. 255). Вышедшая в 1920 книга «Путем Зерна» посвящена памяти С. Киссина), собранная в основном в 1918 (переиздана: Пг., 1922) - свидетельство литературной самостоятельности и литературной обособленности Xодасевича. Начиная с этого сборника, главной темой его поэзии станет преодоление дисгармонии, по существу неустранимой. Он вводит в поэзию прозу жизни - не снижающе-выразительные детали, а жизненный поток, настигающий и захлестывающий поэта, рождающий в нем вместе с постоянными мыслями о смерти чувство «горького предсмертья». Призыв к преображению этого потока, в одних стихах заведомо утопичен («Смоленский рынок»), в других «чудо преображения» удается поэту («Полдень»), но оказывается кратким и временным выпадением из «этой жизни»; в «Эпизоде» оно достигается через почти мистическое отделение души от телесной оболочки. «Путем Зерна» включает стихи, написанные в революционные 1917-1918: революцию, февральскую и октябрьскую, Xодасевич воспринял как возможность обновления народной и творческой жизни, он верил в ее гуманность и антимещанский пафос, именно этот подтекст определил эпичность тона (при внутренней напряженности) описания картин разрухи в «страдающей, растерзанной и падшей» Москве («2-го ноября», «Дом», «Старуха»).

Поиски места в новой России

После революции Xодасевич пытается вписаться в новую жизнь, читает лекции о Пушкине в литературной студии при московском Пролеткульте (см. ПРОЛЕТКУЛЬТ) (прозаический диалог «Безглавый Пушкин», 1917, - о важности просветительства), работает в театральном отделе Наркомпросса, в горьковском издательстве «Всемирная литература», «Книжной Палате». О голодной, почти без средств к существованию московской жизни послереволюционных лет, осложняющейся длительными болезнями (Xодасевич страдал фурункулезом), но литературно насыщенной, он не без юмора расскажет в мемуарных очерках сер. 1920-30-х гг.: «Белый коридор», «Пролеткульт», «Книжная Палата» и др.

В конце 1920 года Xодасевич переезжает в Петербург, живет в «Доме искусств» (очерк «Диск», 1937), пишет стихи для «Тяжелой лиры». Выступает (вместе с А. А. Блоком (см. БЛОК Александр Александрович)) на чествовании Пушкина и И. Ф. Анненского (см. АННЕНСКИЙ Иннокентий Федорович)с докладами: «Колеблемый треножник» (1921) и «Об Анненском» (1922), одном из лучших литературно-критических эссе Ходасевича, посвященном всепоглощающей в поэзии Анненского теме смерти: он упрекает поэта в неспособности к религиозному перерождению. К этому времени Xодасевич уже написал о Пушкине статьи «Петербургские повести Пушкина» (1915) и «О «Гавриилиаде»» (1918); вместе с «Колеблемым треножником», эссеистскими статьями «Графиня Е. П. Ростопчина (см. РОСТОПЧИНА Евдокия Петровна)» (1908) и «Державин» (1916) они составят сб. «Статьи о рус. поэзии» (Пг., 1922).

Венок Пушкину

Пушкинский мир и биография поэта всегда будут притягивать Xодасевича: в кн. «Поэтическое хозяйство Пушкина» (Л., 1924; издана «в искаженном виде» «без участия автора»; переработанное издание: «О Пушкине», Берлин, 1937), обращаясь к самым разнородным сторонам его творчества - самоповторениям, излюбленным звукам, рифмам «кощунствам» - он старается уловить в них скрытый биографический подтекст, разгадать способ претворения в поэтический сюжет биографического сырья и самую тайну личности Пушкина, «чудотворного гения» России. Xодасевич находился в постоянном духовном общении с Пушкиным, творчески от него удаленном.

Эмиграция. В кругу А. М. Горького

В июне 1922 Ходасевич вместе с Н. Н. Берберовой (см. БЕРБЕРОВА Нина Николаевна), ставшей его женой, покидает Россию, живет в Берлине, сотрудничает в берлинских газетах и журналах; в 1923 происходит разрыв с А. Белым, в отместку давшим язвительный, в сущности пародический, портрет Xодасевича в своей кн. «Между двух революций» (М., 1990, с. 221-224); в 1923-25 помогает А. М. Горькому (см. ГОРЬКИЙ Максим) редактировать журнал «Беседа», живет у него с Берберовой в Сорренто (октябрь 1924 - апрель 1925), позднее Xодасевич посвятит ему несколько очерков. В 1925 переезжает в Париж, где остается до конца жизни.

Сквозь толщу жизни

Еще в 1922 вышла «Тяжелая лира» (М.-Пг.; берлинское уточненное издание - 1923), исполненная нового трагизма. Как и в «Путем Зерна», преодоление, прорыв - главные ценностные императивы Xодасевича («Перешагни, перескочи, / Перелети, пере- что хочешь»), но узаконивается их срыв, их возвращение в вещественную реальность: «Бог знает, что себе бормочешь, / Ища пенсне или ключи». Душа и биографическое я поэта расслаиваются, они принадлежат разным мирам и когда первая устремляется в иные миры, я остается по сию сторону - «кричать и биться в мире вашем» («Из дневника»). Вечная коллизия противостояния поэта и мира у Xодасевича приобретает форму физической несовместимости; каждый звук действительности, «тихого ада» поэта, терзает, оглушает и уязвляет его.

О России

Особое место в книге и в поэзии Xодасевича занимает стих. «Не матерью, но тульскою крестьянкой... я выкормлен», посвященной кормилице поэта, благодарность которой перерастает в манифест литературного самоопределения Xодасевича; приверженность рус. языку и культуре дает «мучительное право» «любить и проклинать» Россию.

«Европейская ночь»

Жизнь в эмиграции сопровождается постоянным безденежьем и изнурительным литературным трудом, сложными отношениями с литераторами-эмигрантами, сначала из-за близости к Горькому. Xодасевич много печатается в журнале «Современные записки», газете «Возрождение», где с 1927 ведет отдел литературной летописи. В эмиграции у Xодасевича складывается репутация придирчивого критика и неуживчивого человека, желчного и ядовитого скептика. В 1927 выходит «Собрание стихов» (Париж), включающее последнюю небольшую книгу «Европейская ночь», с поразительным стихотворением «Перед зеркалом» («Я, я, я. Что за дикое слово! / Неужели вон тот - это я?», 1924). Естественная смена образов - чистого ребенка, пылкого юноши и сегодняшнего, «желчно-серого, полуседого / И всезнающего, как змея» - для Xодасевича следствие трагической расколотости и ничем не компенсируемой душевной растраты; тоска о цельности звучит в этом стихотворении как нигде в его поэзии. В целом же стихи «Европейской ночи» окрашены в мрачные тона, в них господствует даже не проза, а низ и подполье жизни («Под землей»). Он пытается проникнуть в «чужую жизнь», жизнь «маленького человека» Европы, но глухая стена непонимания, символизирующего не социальную, а общую бессмысленность жизни отторгает поэта.

После 1928 года Xодасевич почти не пишет стихов, на них, как и на других «гордых замыслах» (в т. ч. на биографии Пушкина, которую так и не написал), он ставит «крест»: «теперь у меня нет ничего» - пишет он в августе 1932 Берберовой, ушедшей от него в том же году; в 1933 женится на О. Б. Марголиной.

Чуткий камертон

Xодасевич становится одним из ведущих критиков эмиграции, откликается на все значимые публикации за рубежом и в Советской России, в т. ч. книги Г. В. Иванова (см. ИВАНОВ Георгий Владимирович), М. А. Алданова (см. АЛДАНОВ Марк Александрович), И. А. Бунина (см. БУНИН Иван Алексеевич), В. В. Набокова (см. НАБОКОВ Владимир Владимирович), З. Н. Гиппиус (см. ГИППИУС Зинаида Николаевна), М. М. Зощенко (см. ЗОЩЕНКО Михаил Михайлович), М. А. Булгакова (см. БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич), ведет полемику с Адамовичем, стремится привить молодым поэтам эмиграции уроки классического мастерства. В ст. «Кровавая пища» (1932) историю русской литературы рассматривает как «историю уничтожения русских писателей», приходя к парадоксальному выводу: писателей уничтожают в России, как побивают камнями пророков и таким образом воскрешают к грядущей жизни. В статье «Литература в изгнании» (1933) анализирует все драматические аспекты бытования эмигрантской литературы, констатирует кризис поэзии в одноименной статье (1934), связывая его с «отсутствием мировоззрения» и общим кризисом европейской культуры (см. также рецензию на кн. Вейдле (см. ВЕЙДЛЕ Владимир Васильевич) «Умирание искусства», 1938).

Творческое завещание

Последний период творчества завершился выходом двух прозаических книг - яркой художественной биографии «Державин» (Париж, 1931), написанной языком пушкинской прозы, с использованием языкового колорита эпохи, и мемуарной прозы «Некрополь» (Брюссель, 1939), составленной из очерков 1925-37, публикуемых, как и главы «Державина», в периодике. И Державин (от прозаизмов которого, как и от «страшных стихов» Е. А. Баратынского и Ф. И. Тютчева вел свою генеалогию Xодасевич), показанный через грубый быт своего времени, и герои «Некрополя», от А. Белого и А. А. Блока до Горького, увидены не помимо, но сквозь малые житейские правды, в «полноте понимания». Xодасевич обратился к мировоззренческим истокам символизма, выводящим его за пределы литературной школы и направления. Внеэстетический, по существу, замах символизма безгранично расширить творчество, жить по критериям искусства, сплавить жизнь и творчество - определил «правду» символизма (прежде всего неотделимость творчества от судьбы) и его пороки: этически не ограниченный культ личности, искусственная напряженность, погоня за переживаниями (материалом творчества), экзотическими эмоциями, разрушительными для неокрепших душ («Конец Ренаты» - очерк о Н.Н. Петровской, «Муни»). Разрыв с классической традицией, по Ходасевичу, наступает в постсимволистскую, а не символистскую эпоху (Бочаров, Сюжеты..., с. 439-440), отсюда пристрастные оценки акмеистов и Гумилева. Несмотря на верность многим заветам символизма, Ходасевич-поэт, с его «душевной раздетостью» и обновлением поэтики, принадлежит постсимволистскому периоду русской поэзии.

Большой энциклопедический словарь

ХОДАСЕВИЧ Владислав Фелицианович (1886-1939) - русский поэт. С 1922 в эмиграции. В стихах (сборники "Путем зерна", 1920, "Тяжелая лира", 1922; цикл "Европейская ночь", 1927), сочетающих традицию русской классической поэзии с мироощущением человека 20 в., - трагический конфликт свободной человеческой души и враждебного ей мира, стремление преодолеть разорванность сознания в гармонии творчества. Биография Державина (1931), сборник статей "О Пушкине" (1937), книга воспоминаний "Некрополь" (1939).

Полезные сервисы

ходасевич, владимир фелицианович

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Владимир Фелицианович Ходасевич.

Владимир Фелицианович Ходасевич.

ХОДАСЕВИЧ Владимир Фелицианович (1886 - 1939), русский поэт. С 1922 в эмиграции. В стихах (сборники "Путём зерна", 1920, "Тяжёлая лира", 1922; цикл "Европейская ночь", 1927), сочетающих традицию русской классической поэзии с трагическим мироощущением человека 20 в., - конфликт свободной человеческой души и враждебного ей мира, стремление преодолеть разорванность сознания в гармонии творчества. Биографический роман "Державин" (1931), сборник статей "О Пушкине" (1937), многочисленные литературно-критические статьи. В сборнике мемуарных очерков "Некрополь" (1939) - яркие портреты представителей русского символизма.

Полезные сервисы