ж.
1. Ритмическая пауза внутри стихотворной строки.
2. Грань между частями музыкального произведения или его отдельными построениями; пауза.
ж.
1. Ритмическая пауза внутри стихотворной строки.
2. Грань между частями музыкального произведения или его отдельными построениями; пауза.
ЦЕЗУ́РА, цезуры, жен. (лат. caesura, букв. разрез):.
1. Ритмическая остановка в стихе, обычно в середине пяти- или шестистопного стиха (лит.).
2. Пауза в музыкальной мелодии (муз.).
ЦЕЗУ́РА, -ы, жен. В стихосложении: пауза, делящая строку на части; в музыкальном исполнении: очень короткая пауза между двумя фразами или завершёнными разделами.
| прил. цезурный, -ая, -ое.
ЦЕЗУРА - жен. пресеченье; конец первого полустишия в пяти- и в шестистопных стихах; в музыке: препинанье, конец одной музыкальной мысли. Цезурный, к сему относящийся
Цезура
-ы, ж.
1) В стихосложении: ритмическая пауза внутри стихотворной строки, обязательная для данного размера.
2) В музыке: грань между разделами или отдельными построениями музыкального произведения, расчленяющая целое на части и способствующая восприятию музыкальной структуры.
Родственные слова:
цезу́рный
Этимология:
От латинского caesura ‘остановка в чтении стиха’, ‘цезура’ (← caedere ‘сечь’, ‘рубить’).
Энциклопедический комментарий:
В античном стихосложении цезура приходилась, как правило, на середину стопы. В силлаботоническом стихосложении, наоборот, цезура в основном совпадает с границей стоп. В пятистопном ямбе цезура стоит после 2-й стопы (Еще одно | последнее сказанье. Пушкин); в шестистопном ямбе и хорее - после 3-й (Надменный временщик, | и подлый и коварный. Рылеев); в четырехстопном амфибрахии иногда - после 2-й (Гляжу, как безумный, | на черную шаль. Пушкин). Чем длиннее стих, тем более он нуждается в цезуре.
ЦЕЗУ́РА -ы; ж. [лат. caesura]
1. Лит. Обязательная для данного стихотворного размера пауза внутри стихотворной строки. Большая, малая ц. Расставить цезуры.
2. Муз. Пауза в музыкальной мелодии. Ладовая, мелодическая ц.
◁ Цезу́рный, -ая, -ое.
* * *
цезу́ра (лат. caesura - рассечение), 1) постоянный словораздел в стихе, например в силлабо-тоническом 5-стопном ямбе после 2-й стопы, в 6-стопном - после 3-й. Особенно употребителен в длинных (6-, 7-, 8-стопных) размерах. Обычно сопровождается интонационно-синтаксической паузой. Предцезурная стопа может нести усечение, наращение, внутреннюю рифму; тогда цезура приобретает сходство с границей стиха.
2) Синтаксическая граница между разделами или отдельными построениями музыкального произведения. Подобно знакам препинания, цезуры расчленяют целое на части и способствуют восприятию музыкальной структуры.
* * *
ЦЕЗУРА - ЦЕЗУ́РА (лат. caesura - рассечение),
1) постоянный словораздел (см. СЛОВОРАЗДЕЛ) в стихе, напр. в силлаботоническом 5-стопном ямбе после 2-й стопы, в 6-стопном - после 3-й. Особенно употребителен в длинных (6-, 7-, 8-стопных) размерах. Обычно сопровождается интонационно-синтаксической паузой. Предцезурная стопа может нести усечение (см. УСЕЧЕНИЕ), наращение, внутреннюю рифму; тогда цезура приобретает сходство с границей стиха.
2) Грань между разделами или отдельными построениями музыкального произведения. Подобно знакам препинания, цезуры расчленяют целое на части и способствуют восприятию музыкальной структуры.
ЦЕЗУРА (лат. caesura - рассечение) -..1) постоянный словораздел в стихе, напр. в силлаботоническом 5-стопном ямбе после 2-й стопы, в 6-стопном - после 3-й. Особенно употребителен в длинных (6-, 7-, 8-стопных) размерах. Обычно сопровождается интонационно-синтаксической паузой. Предцезурная стопа может нести усечение, наращение, внутреннюю рифму; тогда цезура приобретает сходство с границей стиха
2)] Грань между разделами или отдельными построениями музыкального произведения. Подобно знакам препинания, цезуры расчленяют целое на части и способствуют восприятию музыкальной структуры.
-ы, ж.
1. лит.
Обязательная для данного стихотворного размера пауза внутри стихотворной строки.
Малая цезура. Большая цезура.
2. муз.
Пауза в музыкальной мелодии.
Ладовая цезура. Мелодическая цезура.
[лат. caesura]
ЦЕЗУ́РА (от лат. caesura - рассечение) - постоянный словораздел в стихе. Обычно располагается в серединной ч. стиха и делит его на два полустишия. При наличии Ц. размер называется цезурным. Являясь ритмич. опорой для слуха, Ц. обычно употребляется в длинных размерах (6- и более стопных). В силлабо-тонич. системе стихосложения Ц., как правило, совпадает с границей стоп. В 5-стопномямбе, употреблявшемся в 18 - нач. 19 в. преимущ. в цезурном варианте, Ц. стояла на 2-й стопе (после 4-го слога): Безумных лет / угасшее веселье // Мне тяжело, / как смутное похмелье, А. С. Пушкин; в классич. 6-стопном ямбе - на 3-й стопе (после 6-го слога): Надменный пременщик, / и подлый, и коварный, // Монарха хитрый льстец / и друг неблагодарный, К. Ф. Рылеев; в 6-стопном хорее - на 3-й стопе: Перед воеводой / молча он стоит; // Голову потупил, / сумрачно глядит, И. С. Тургенев; в 4-стопном амфибрахии - обычно на 2-й стопе: Кто скачет, кто мчится / под хладною мглой? // Ездок запоздалый, / с ним сын молодой, В. А. Жуковский. Цезурные размеры звучат более ритмично, чем бесцезурные. Ц. ощутима только в ряду стихов, где постоянный словораздел создает ритмич. ожидание внутристиховой паузы. Отмечая интонац. паузой границы полустиший, Ц. приобретает черты сходства со стихоразделом (паузой, отмечающей границы стихов), поэтому предцезурное сильное место становится обязательно-ударным; предцезурная стопа может получить наращение, т. е. добавочные безударные слоги (в один слог: Я вольный ветер, / я вечно вею, // Волную волны, / лаская ивы, К. Д. Бальмонт; в 2 слога: В шумном платье муаровом, / в шумном платье муаровом // По аллее олуненной / Вы проходите марево, И. Северянин); или усечение, т. е. опущение безударных слогов (В этих раскидистых кленах / мы наживемся все лето, // В этой сиреневой даче / мы разузорим уют, И. Северянин); цезурное окончание м. б. отмечено внутр. рифмой: Три у Будрыса сына, / как и он, три литвина, А. С. Пушкин. Как и всякий словораздел, Ц. в завис. от позиции последнего ударного слога определяется как муж., жен., или дактилич. Иногда Ц. бывает сдвинута на один слог в 2-сложных размерах и на один или два слога в 3-сложных (Не поправить дня / усильями светилен, // Не поднять теням / крещенских покрывал, Б. Пастернак) или ослаблена в нек-рых стихах, иногда цезурные и бесцезурные стихи могут чередоваться (исключение здесь составляет 6-стопный хорей, употреблявшийся в рус. поэзии в двух несмешиваемых разновидностях). В сверхдлинных стихах могут вводиться два или даже три Ц. (Близ медлительного Нила, / там, где озеро Мерида, / в царстве пламенного Ра. // Ты давно меня любила, / как Озириса Изида, / друг, царица и сестра!, В. Я. Брюсов).
цезура (лат. caesura рассечение). Пауза внутри стихотворной строки, отделяющая друг от друга слова или полустроки.
См. cesura.
ЦЕЗУРА ы, ж. césure f. <лат. caesura рубка, разрез.
1. Пауза внутри стихотворной строки, обязательная для данного стихотворного размера. БАС-1. Французские романтики версификацией щеголяют, блеском ее стараются по крайней мере помрачить своих классиков, а наши по пословице: дураку закон не писан - валяют без рифмы и цезуры, не тысячьми, а тьмами. 1835. Катенин - Пушкину. // К. 225. А стих александрийский?.. Он вынянчен был мамкою не дурой, (За ним смотрел великий Буало), Шагал он чинно, стянут был цезурой, Hugo с товарищи, друзья натуры, Его гулять пустили без цензуры. Пушк. Домик в Коломне. // Москва 1999 4 191.
2. Пауза в музыкальной мелодии. Мелодическая цезура. БАС-1. - Лекс. Ян. 1806: цезура; Соколов 1834: цезу/ра.
ЦЕЗУРА (лат. caesura, от caedere-рубить, отрезывать). 1) в поэзии пресечение, остановка, разделяющая две части стиха. 2) в музыке: ритмические отделы музыкальных фраз, предложений, в больших периодах.
- Граница смысловых частей картины, обозначенная композицией или контрастом цветов, светотеней.
- В музыке - пауза, остановка.
- Интонационная пауза.
- Пауза, грань между частями музыкального произведения.