кто
Бранное выражение, выражающее сильную досаду, неудовольствие, возмущение.
Имеется в виду, что лицо (Х) вызывает раздражение, злость своим поведением, действиями, образом жизни, взглядами. Преимущественно о мужчинах. Говорится с неодобрением или с пренебрежением. Грубо-фам. ✦ X - чёртова кукла.
неизм.
При подлеж. я, мы не употр.
Обычно в роли гл. члена односоставного предлож. или обращ.
Порядок слов-компонентов фиксир.
- Мишка, не уезжай... Партизан утоп... - А, чёртова кукла! - злобно выругался Мишка. - Так тебе и надо! - и он с яростью вытянул коня ремёнкой. Ф. Абрамов, Пряслины. Братья и сёстры.А чёрт, да понятен он мне совершенно. О, чёртова кукла, лишённая малейшего понятия о чести! Всё, что ни говорит, говорит, как бесструнная балалайка <...>. М. Булгаков, Белая гвардия.
- Всё-таки сделал по-своему, не послушался моего совета, чёртова кукла. (Реч.)
- Где ты был? Ты что, хочешь, чтобы мы на самолёт из-за тебя опоздали? - Я решил с друзьями повидаться перед отъездом. - Чёртова кукла, нашёл время, да? (Реч.)
- Ну и что, - по-прежнему продолжала твердить своё Лизка, - не отвалился бы язык, ежели бы и сказали. - Да пойми ты, чёртова кукла! - заорал вне себя Михаил. - Надоело людям - понимаешь? Ф. Абрамов, Две зимы и три лета.
- Осокин, Осокин, - кричит ему его приятель Меморский. - Что ты сидишь, как сыч. Заснул что ли? Слышишь, немец записывает, кто не оделся. Да проснись же ты, чёртова кукла! П. Успенский, Странная жизнь Ивана Осокина.
[Лопахин]: Ты бредишь, Фирс, тебе нужно в больницу, немедленно, дай я тебе помогу. Эй, кто-нибудь!... [Фирс (вырывается)]: Уйди, мерзопакостник, бесово отродье, Каиново семя, чёртова кукла, эстрадная обезьяна... Н. Искренко, Непосредственная жизнь: Вишнёвый сад продан?
- Ты, чёртова кукла, чего уставился? Лучше иди и помоги. (Реч.)
- чёртова кукла 1)
- чёртова кукла 2)
-----------------------------------ЧЁРТОВА КУКЛА
1) кто Хитрая, злая, коварная, вредная женщина.
Имеется в виду, что лицо женского пола (Х) обладает свойством, чертой характера, состоящими в склонности к обману, изворотливости, к содержащим злой умысел поступкам, часто прикрытым внешней доброжелательностью; к использованию непристойных средств в достижении своих целей. Говорится с неодобрением, с осуждением или с презрением.
Обычно ед.ч.
В роли именной части сказ. или доп.
Порядок слов-компонентов нефикир.
- У неё жуткий характер. На твоём месте я бы не связывалась с ней, обязательно подведёт или обманет. Она - кукла чёртова, подлая и льстивая. (Реч.)- Сколько можно врать и выкручиваться? Ты - чёртова кукла. От тебя только зло одно исходит. (Реч.)
- Я решила начать новую жизнь. Не хочу больше быть источником бед и несчастий других. Лучше быть божьим одуванчиком, чем чёртовой куклой. (Реч.)
- Ты хочешь на ней жениться? А ты знаешь, как её называют? Чёртовой куклой. Приглядись к ней повнимательней, прежде чем принимать окончательное решение. (Реч.)
2) кто Соблазнительная, кокетливая, обольстительная, пленительная женщина.
Имеется в виду, что лицо женского пола (Х) использует своё поведение, манеры, туалеты, внешний вид для осуществления личных намерений и желаний, для достижения своих личных целей и планов. Говорится с одобрением, если говорящему нравится поведение и внешний вид лица, или с неодобрением, если говорящему - не нравится. неформ.
Обычно ед. ч.
В роли подлеж. или доп.
Чёртова кукла - женщина-вамп, женщина-секси, затянутая в глянцевую кожу. Она существует в чёрном и красном цвете, <...> любит всё экстремальное; одежда для неё - манифестация эмоций и желаний. HelenSITE, 2002.Под элегантным пальто ты можешь спрятать сумасшедшую мини-юбку и, придя на работу степенной дамой, снять пальто и преобразиться в эдакую чёртову куклу. Мелисса, 2002.
- Ты зачем так вырядилась? Не строй из себя чёртову куклу, соблазнительницу, которая пойдёт на всё, чтобы добиться своего. Тебе это не идёт. Ты довольно нелепо выглядишь. (Реч.)
культурологический комментарий:
Образ фразеол. восходит к древнейшим мифологическим представлениям о сверхъестественном существе, олицетворяющем собой, подобно злому духу, дьяволу, сатане, злое начало мира, противопоставляемое доброму началу (Богу). У восточных славян чёрт - родовое понятие, часто объединяющее всю нечисть. В народных легендах само происхождение нечисти связывается с ветхозаветным мифом о падших ангелах (в русских легендах - об ангелах, уставших славить Бога). Черти, в соответствии с народными верованиями, постоянно вмешиваются в жизнь людей, причиняют мелкие неприятности, принуждают к неоправданным поступкам ("вводят во грех"). (Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. 2. М., 2000. С. 625.)
фразеол. восходит к древнейшим архетипическим оппозициям "мужчина - женщина", "добро - зло".
В образе фразеол. компонент чёртова соотносится с религиозно-антропоморфным кодом культуры и символизирует всё негативное, что исходит от обитателя и владыки ада (подземного мира, где мучаются души грешников), а потому низкое, непристойное, грязное, греховное; компонент кукла (игрушка - предмет, созданный и используемый для забавы, развлечений) соотносится с вещным кодом культуры.
В образе фразеол. компонент кукла метафорически осмысляется как марионетка "человек, являющийся послушным орудием в чужих руках, чьими действиями и поступками управляют", а также (в данном случае) как "человек, подчиняющийся злому началу, недобрым, безнравственным, корыстным помыслам". Образ фразеол. в целом создаётся метафорой, уподобляющей человека с определёнными чертами характера, поведением, манерами вещи, принадлежность которой мифическому существу - чёрту - служит причиной неприязненного, недоброжелательного, враждебного отношения к ней; вызывает чувство опасности, настороженности. В создании образа фразеол. участвует также олицетворение.
Употребление кукла по отношению к мужчине уподобляет его глупому, бездушному, безвольному существу, что способствует усилению неприязненного к нему отношения, поскольку противоречит стереотипному образу настоящего мужчины и свидетельствует о том, что говорящий крайне раздражён поведением, поступком мужчины и в высшей степени осуждает их.
В создании образа фразеол. участвует также представление о связи женщины с нечистой силой, с чёртом (дьяволом, сатаной), источником которого является библейский сюжет. Чёрт (сатана, дьявол) в образе змия предлагает женщине попробовать плодов с Древа познания, тем самым нарушить запрет Бога. Женщина соглашается: ест плоды сама и даёт их мужчине, что кладёт начало грехопадению Человека (Быт. 3). В образе фразеол. отображено стереотипное представление о женщине как об источнике искушения, соблазна, злого начала, греха. см. в библейском тексте: "Множеством ласковых слов увлекла его, мягкостью уст своих овладела им. Тотчас он пошёл за нею, как вол идёт на убой, и как олень на выстрел" (Притч. 7: 21, 22). см. также сходные по образу выражения чёрт в юбке, чертовка, а также в фольклоре: Уху сладко, глазам падко, а съешь - гадко; Голосок соловьиный, а жало змеиное; Баба да бес - один у них вес; Где сатана не сможет, туда бабу пошлёт; Куда чёрт не поспеет, туда бабу пошлёт.
Образ фразеол. отображает стереотипное обиходно-бытовое представление о типично женских качествах (о хитрости, коварстве), используемых для достижения своих целей.
Сходные образные выражения в других европейских языках свидетельствуют о древности образа; ср. англ. Devil"s puppet, франц. la poupée du diable (diablessee).
автор:
И. В. Зыкова