ШКЛО́ВСКИЙ Викт. Бор. (1893-1984) - прозаик, лит.-вед, критик. Род. в Пб., в семье учителя. После окончания г-зии три года (1912-14) учился на филол. ф-те Петерб. ун-та и одновр. в Худ. школе Шервуда, где занимался скульптурой. В годы 1-й мир. войны был призван в армию, служил унтер-офицером броневых войск. Печататься начал с 1908 в ж. "Весы". Первые кн. ("Свинцовый жребий", "Воскрешение слова") - 1914. Был близок к футуристам; ранние теоретич. работы Ш. о лит-ре опирались на творчество В. Хлебникова, В. Маяковского, А. Крученых, с чем связан интерес Ш. к "самовитому", "выдвинутому" и обновленному слову, к специфике поэтич. речи. Ш. - активный участник ОПОЯЗа (1916-19). Подобно др. филологам этой гр., рассматривал словесное иск-во гл. обр. как конструкцию, устанавливал сумму приемов, с помощью к-рых строятся анализируемые произв., принципы сцепления образов. С 1919 Ш. переходит к теории прозы (сб. "О теории прозы", 1925). Ш. - один из зачинателей и теоретиков формальной школы в лит.-ведении. Ему принадлежит теория "остранения": слово в худож. произв., по Ш., вырывается из привычных штампов, сочетаний, обнажая свою внутр. форму, обретая первонач. образно-конкретный смысл; слово в иск-ве воплощает мир, как бы увиденный и рожденный впервые. Теоретич. высказывания Ш. звучат в его работах тоже "остраненно" - полемически и парадоксально-афористически. В 30-е гг. Ш. осознал ограниченность формальной школы, начал рассматривать лит-ру не только как средство обновления жизни остраненным словом, но и как способ познания действительности (новая позиция Ш. обоснована в ст. "Памятник научной ошибке", 1930). Ш. обогащает свои иссл. изучением связи эл-тов формы с характерным мышлением времени. Этот метод - в итоговых кн. Ш.: "Худож. проза. Размышления и разборы" (1959, 1961), "Повести о прозе" (т. 1-2, 1966), "Тетива. О несходстве сходного" (1970). Ш. много выступал и как критик совр. лит-ры (в сер. 20-х гг. его работа была связана с ЛЕФом), писал о Е. Замятине и А. Белом, А. Ахматовой и В. Маяковском, М. Горьком и Ф. Сологубе, А. Толстом и Б. Пильняке, К. Федине, И. Бабеле, В. Катаеве, М. Булгакове и мн. др., его рассуждения о лит. истоках по форме часто фельетонны или граничат с пародией; совр. писателя Ш. никогда не рассматривал отдельно, видел его в русле опред. тенденций, линии развития (см. "Дневник", 1939). Ш. - беллетрист. В основе его мемуарных, эпистолярных лирич. кн.: "Сентиментальное путешествие" (ч. 1-2, 1923), "Третья фабрика" (1926), "Zoo". Письма не о любви, или Третья Элоиза" (1923), "Гамбургский счет" (1928), "Жили-были" (1962) и др. - лежит автобиогр. принцип. В док., ист.-худ. пов.: "Матвей Комаров, житель города Москвы" (1929), "Краткая, но достоверная повесть о дворянине Болотове" (1930), "Марко Поло" (1936), "Капитан Федотов" (1936) - о художнике Федотове и др. - отразился интерес к истории. Особое место в творчестве Ш. занимают работы о рус. классиках, прежде всего многочисл. тр. о жизни и творчестве Л. Толстого ("Материал и стиль в романе Льва Толстого "Война и мир"", 1928; "Лев Толстой", 1963 и 1967). В кино с 1923: издал в Берлине кн. "Лит-ра и кинематограф". В дальнейшем, будучи участником сб. "Поэтика кино" (1927), Ш. стремился сделать формальный метод достоянием науки о кино. Был тесно связан с практич. работой киностудий - моск., ленингр., груз. Постоянно выступал как кинокритик. Особую ценность имел его анализ реж. концепций монтажного кино. Среди обширного сценарного наследия Ш. выделяются прежде всего сценарии 20-х гг., связ. с поиском новых сюжетных форм. В сценариях Ш. охотно обращался к остросовр. мат-лу ("Дом на Трубной", "Третья Мещанская", "Ухабы", "Турксиб"), много экспериментировал с экранизацией ("Ледяной дом", "Капитанская дочка", "Казаки", "По закону", "Овод", "Мертвый дом"). Ш. был сценаристом лучших фильмов А. Роома, исследовавшего частную жизнь человека в эпоху крутой соц. ломки ("Бухта смерти", совм. с Б. Леонидовым, 1926; "Предатель", совм. с Л. Никулиным, 1926; "Третья Мещанская", совм. с Роомом, 1927; "Ухабы", совм. с Роомом, 1927), наиболее известных лент Ю. Тарича ("Крылья холопа", совм. с К. Шильдкретом, 1926; "Капитанская дочка", 1928).