м. устар.; = штосс
Азартная карточная игра.
ШТОС, ШТОСС, штоса, муж. (нем. Stoss). Азартная карточная игра вроде банка. «Пехотный капитан сильно поддел меня: штосы удивительно, бестия, срезывает.» Гоголь.
-а, м.
1. Род азартной карточной игры.
Майдан - это игорный дом, маленькое Монте-Карло, развивающее в арестанте заразительную страсть к штосу и другим азартным играм. Чехов, Остров Сахалин.
2. спорт.
Один из приемов в фехтовании.
Два месяца [Липранди] учился колоться и дал барону смертельный штос! И. Новиков, Пушкин в изгнании.
[нем. Stoß]
Штос, а, м.
Азартная игра в карты.
► [Хлестаков:] Пехотный капитан сильно поддел меня, штосы удивительно, бестия, срезывает. // Гоголь. Ревизор //
название азартной игры (Ходасевич, Державин 38). Из нем. Stoss в том же знач.; см. Горяев, Доп. I, 58.
ШТОС - азартная игра в карты; выигрыш или проигрыш зависит от того, куда упала карта, налево или направо; исключительное значение имеет слепой случай.
Штос (Stoß) Фейт (польск. Вит Стош, Ствош, Stosz, Stwosz) (около 14551533), немецкий и польский скульптор. Произведения Штоса знаменуют переход от поздней готики к Возрождению. Резные деревянные алтари с выразительными раскрашенными статуями и рельефами (алтарь костёла Девы Марии в Кракове, 147789) выделяются богатством жизненных типажей, пластическим совершенством целого и деталей.
ШТОС (Sto?) Фейт (польск. Вит Стош - Ствош, Stosz, Stwosz) (ок. 1455-1533), немецкий и польский скульптор. Произведения Штоса знаменуют переход от поздней готики к Возрождению. Резные деревянные алтари с выразительными раскрашенными статуями и рельефами (алтарь костела девы Марии в Кракове, 1477-89).
Штос Фейт (Stoß), (польск. Вит Стош, Ствош, Stosz, Stwosz) (около 1455 - 1533), немецкий и польский скульптор. Произведения Штоса знаменуют переход от поздней готики к Возрождению. Резные деревянные алтари с выразительными раскрашенными статуями и рельефами (алтарь костёла Девы Марии в Кракове, 1477-89) выделяются богатством жизненных типажей, пластическим совершенством целого и деталей.
* * *
ШТОС Фейт - ШТОС (Stob) Фейт (польск. Вит Стош, Ствош, Stosz, Stwosz) (ок. 1455-1533), немецкий и польский скульптор. Произведения Штоса знаменуют переход от поздней готики к Возрождению. Резные деревянные алтари с выразительными раскрашенными статуями и рельефами (алтарь костела девы Марии в Кракове, 1477-89).
ШТОС Фейт (Stoss, Veit)
(1440/1450-1533), немецкий скульптор, живописец и гравер. Местом его рождения была Польша или Германия. По-польски его имя звучит как Вит Ствош или Стош (Wit Stwosz; Stosz). С 1477 по 1496 работал в Кракове. В этом городе он создал одно из своих лучших произведений - алтарь в костеле Девы Марии (1477-1489). С 1496 и до самой смерти в 1533 скульптор работал в Нюрнберге. В стиле и характере композиций произведений Штоса есть близкие параллели позднеготическому искусству Южной Германии. Детали трактованы реалистично; композиции кажутся искусственными и напряженными из-за неестественности поз персонажей и слишком детальной проработки драпировок. Складки одежд зачастую имеют очень сложную форму, их рисунок подчеркивает общее скорбное настроение. Одно из лучших произведений Штоса, исполненных им в Нюрнберге, - скульптурная группа Благовещение (1517-1518) в Лоренцкирхе. Как и краковский алтарь, Благовещение вырезано из дерева, на нем сохранилась полихромная роспись. Штос работал и в камне, он является автором надгробий двух польских архиепископов в соборах городов Влоцлавек и Гнезно.
Фейт Штос. Алтаpь костёла Девы Маpии. Деpево.
ШТОС (Stos) Фейт (польское Вит Стош, Ствош) (около 1455 - 1533), немецкий и польский скульптор. произведения Штоса знаменуют переход от поздней готики к Возрождению. Резные деревянные алтари с выразительными раскрашенными статуями и рельефами (алтарь костела Девы Марии в Кракове, 1477 - 89).
м. устар.; = штос
ШТОСС - ШТОСС (от нем. stoss - колода), азартная карточная игра из разряда банковых игр (см. БАНКОВЫЕ ИГРЫ). Каждый игрок и банкомет (см. БАНКОМЕТ) имеют свою колоду карт. Колоды могут быть в 52, 36 или 32 листа, главное, чтобы они были одинаковыми у игрока и банкомета.
Игрок выбирает из своей колоды карту и объявляет свою ставку. Банкомет в открытую сдвигает верхнюю карту своей колоды на полкарты вправо так, чтобы все участники игры могли видеть только первую и вторую карты, которые имеют в игре штосс свои названия. Если карта игрока отсутствует в первых двух картах, банкомет сбрасывает две первые карты на стол - первую направо, вторую налево - и открывает следующую пару карт. Игра продолжается до того момента, когда в колоде банкомета встретится карта, совпадающая по достоинству с картой игрока.
Если эта карта выпала налево, выиграл игрок, направо - выиграл банкомет.
Игра штосс имеет множество метафорических названий, часто встречающихся в литературе: любишь - не любишь, веришь - не веришь, направо-налево, бита-есть. Игра штосс (или аналогичные ей игры банк (см. БАНК (в игре)), фараон (см. ФАРАОН (игра))) чаще других упоминается в русской литературе 19 в. В нее играет Германн в «Пиковой даме» Пушкина (см. ПУШКИН Александр Сергеевич), герои «Игроков» Гоголя (см. ГОГОЛЬ Николай Васильевич), Долохов в романе «Война и мир» Толстого (см. ТОЛСТОЙ Лев Николаевич). Одно из неоконченных произведений Лермонтова называется «Штосс».
- Роман Лермонтова.
- Вид удара в игре в кегли.
- Скажите по-немецки «колода».
- Азартная карточная игра из разряда банковых игр.
ШТОССДЕГЕН - ШТОССДЕ́ГЕН (нем. Stossdegen), холодное оружие (см. ХОЛОДНОЕ ОРУЖИЕ) , ранний вариант шпаги (см. ШПАГА), обладающий только колющим действием
Штоссдеген возник в Европе 16 века и стал предшественником рапиры (см. РАПИРА).