сущ., кол-во синонимов: 1
дополнение (29)
См. epìtesi.
↑ оболочка
дерма. гиподерма. энтодерма.
эпителий. эндотелий. мезотелий.
эпендима. сарколемма.
эпикард. перикард. эндокард.
склера.
плева. плевра.
прил.
1. соотн. с сущ. эпителий, связанный с ним
2. Свойственный эпителию, характерный для него.
3. Состоящий из эпителия.
ЭПИТЕЛИА́ЛЬНЫЙ [тэ], эпителиальная, эпителиальное (анат.). прил. к эпителий. Эпителиальная ткань.
ЭПИТЕ́ЛИЙ [тэ́], -я, м. (спец.). Ткань, выстилающая поверхность и полости тела, покрывающая слизистые оболочки, а также внутренняя оболочка в полостях нек-рых растений.
-ая, -ое. анат., бот.
прил. к эпителий.
Эпителиальная клетка. Эпителиальный слой.
◊
эпителиальная ткань
анат.
то же, что эпителий (в 1 знач.).
эпителиа́льный, эпителиа́льная, эпителиа́льное, эпителиа́льные, эпителиа́льного, эпителиа́льной, эпителиа́льных, эпителиа́льному, эпителиа́льным, эпителиа́льную, эпителиа́льною, эпителиа́льными, эпителиа́льном, эпителиа́лен, эпителиа́льна, эпителиа́льно, эпителиа́льны, эпителиа́льнее, поэпителиа́льнее, эпителиа́льней, поэпителиа́льней
мед. Врожденное заболевание, образование кистозной полости из клеток кожи в проекции копчика и крестца. Она может нагноиться и внешне проявляется как инфильтрат или абсцесс.
Врожденное эпителиальное погружение в крестцово-копчиковой области внешне проявляется как углубление, воронка, ход, из которого часто выстоят волосы (волосяная кисточка). Эпителиальный копчиковый ход подвергается воспалениям. Нередко воспаления и нагноения повторяются. Могут формироваться гнойные свищи. При осложнениях в виде нагноения, свищах эпителиальные копчиковые кисты и ходы необходимо оперировать.
м.
1. Один из видов ткани человека и животных, образующий поверхностный слой кожи, выстилающий стенки полостей и внутренних полых органов.
2. Покров из тонкостенных клеток, выстилающий некоторые внутренние полости растений.
ЭПИТЕ́ЛИЙ [тэ], эпителия, мн. нет, муж. (греч. epi - сверх и thele - сосок) (анат.). Ткань из одного или нескольких слоев клеток, выстилающая поверхность тела животных и его полостей. (первонач. о слое, покрывающем грудной сосок.)
ЭПИТЕ́ЛИЙ [тэ́], -я, м. (спец.). Ткань, выстилающая поверхность и полости тела, покрывающая слизистые оболочки, а также внутренняя оболочка в полостях нек-рых растений.
ЭПИТЕ́ЛИЙ [тэ́], -я; м. [от греч. epi - сверх и thēlē - сосок] Спец.
1. Ткань человека и животных, образующая поверхностный слой кожи, выстилающая стенки полостей и внутренних полых органов. Зрительный э. Кишечный э.
2. Покров из тонкостенных клеток, выстилающий некоторые внутренние полости растений.
◁ Эпителиа́льный, -ая, -ое. Э-ая ткань. Э-ая клетка. Э. слой.
* * *
эпите́лий (от эпи... и греч. thēlē - сосок), у животных и человека (эпителиальная ткань) - пласт тесно расположенных клеток, покрывающий поверхность организма (например, кожу), выстилающий все его полости и выполняющий главным образом защитную, выделительную и всасывающую функции. Из эпителия состоит также большинство желёз. У растений - клетки, выстилающие полости органов или их частей (например, смоляные ходы у хвойных).
* * *
ЭПИТЕЛИЙ - ЭПИТЕ́ЛИЙ, у животных и человека (эпителиальная ткань) - пласт тесно расположенных клеток, покрывающий поверхность организма (напр., кожу), выстилающий все его полости и выполняющий главным образом защитную, выделительную и всасывающую функции. Из эпителия состоит также большинство желез. У растений - клетки, выстилающие полости органов или их частей (напр., смоляные ходы у хвойных).
ЭПИТЕЛИЙ (от эпи... и греч. thele - сосок) - у животных и человека (эпителиальная ткань) - пласт тесно расположенных клеток, покрывающий поверхность организма (напр., кожу), выстилающий все его полости и выполняющий главным образом защитную, выделительную и всасывающую функции. Из эпителия состоит также большинство желез. У растений - клетки, выстилающие полости органов или их частей (напр., смоляные ходы у хвойных).
-я, м.
1. анат.
Ткань человека и животных, образующая поверхностный слой кожи, выстилающая стенки полостей и внутренних полых органов и составляющая основную часть желез.
2. бот.
Покров из тонкостенных клеток, выстилающий некоторые внутренние полости растений.
[От греч. ’επί - сверх и θηλή - сосок]
эпите́лий, эпите́лии, эпите́лия, эпите́лиев, эпите́лию, эпите́лиям, эпите́лием, эпите́лиями, эпите́лиях
Эпителио́ма (от эпителий и ...ома), собирательное понятие для обозначения различных эпителиальных опухолей, преимущественно кожи.
* * *
ЭПИТЕЛИОМА - ЭПИТЕЛИО́МА (от эпителий (см. ЭПИТЕЛИЙ)), собирательное понятие для обозначения различных эпителиальных опухолей, преимущественно кожи.
ЭПИТЕЛИОМА (от эпителий и ...ома) - собирательное понятие для обозначения различных эпителиальных опухолей, преимущественно кожи.
Эпитерма́льные месторожде́ния (от эпи... и греч. thérmē - тепло), залежи полезных ископаемых, отложенные из горячих минеральных растворов на умеренной глубине (до 1-2 км) при температуре менее 200°C и умеренном давлении.
* * *
ЭПИТЕРМАЛЬНЫЕ МЕСТОРОЖДЕНИЯ - ЭПИТЕРМА́ЛЬНЫЕ МЕСТОРОЖДЕ́НИЯ, залежи (см. ЗАЛЕЖЬ ПОЛЕЗНОГО ИСКОПАЕМОГО) полезных ископаемых, отложенные из горячих минеральных растворов на умеренной глубине (до 1-2 км) при относительно низкой температуре (менее 200oС) и умеренном давлении.
ЭПИТЕРМАЛЬНЫЕ МЕСТОРОЖДЕНИЯ (от эпи... и греч. therme - тепло) - залежи полезных ископаемых, отложенные из горячих минеральных растворов на умеренной глубине (до 1-2 км) при относительно низкой температуре (менее 200oС) и умеренном давлении.
м.
1. Образное определение, дающее выразительную характеристику предмета; разновидность тропа (в литературоведении).
2. перен.
Слово, выражение, которым характеризуют кого-либо или что-либо (обычно с оттенком неодобрительности).
ЭПИ́ТЕТ, эпитета, муж. (греч. epitheton, букв. приложенное). Одно из изобразительных поэтических средств - определение, прилагаемое к названию предмета для большей образности (лит.). Постоянные эпитеты народной поэзии (напр. синее море, чистое поле). Украшающий эпитет (перевод лат. epitheton ornans).
|| перен. Слово, которым кто-нибудь называет, характеризует кого-нибудь (книжн. шутл. или ирон.). Талантливого писателя засыпали хваленными эпитетами. «Боже, какие эпитеты посыпались на мою голову!» Гончаров. Нелестный эпитет.
ЭПИ́ТЕТ, -а, м. В поэтике: образное, художественное определение. Постоянный э. (в народной словесности, напр. синее море, златы кудри). Нелестный э. (перен.: о неодобрительной характеристике кого-чего-н.).
Эпитет
-а, м.
1) лит. Слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее какие-л. его свойства, качества или признаки.
Пушкин разумел под именем черни приблизительно то же, что и мы. Он часто присоединял к этому существительному эпитет "светский", давая собирательное имя той родовой придворной знати (Блок).
2) Слово, выражение, которым называют, характеризуют кого-л. или что-л.
Нелестный эпитет.
Ямщик, видимо, придирался к одной пристяжке, наделял ее по временам язвительными эпитетами самого оскорбительного свойства (Короленко).
Этимология:
Восходит к греческому epitheton ‘приложенное’.
Энциклопедический комментарий:
Эпитет - образное определение, дающее выразительную характеристику предмета. Выражается преимущественно прилагательным, а также наречием, именем существительным, числительным, глаголом. В отличие от обычного логического определения, которое выделяет данный предмет из многих (ясное небо), эпитет либо выделяет в предмете одно из его свойств (гордый конь), либо - как метафорическое определение - переносит на него свойства другого предмета (золотая осень). Народно-поэтическое творчество знает обычно постоянный эпитет, который употребляется только в сочетании с одним определенным словом (добрый молодец, чистое поле, красна девица). В профессиональной литературе встречаются индивидуализированные, уникальные эпитеты.
ЭПИ́ТЕТ, -а, м
Языковая единица, определение, прибавляемое к названию лица или предмета с целью подчеркнуть характерные свойства предмета, придать описанию поэтическую яркость, выразительность.
Школьники, описывая осень, почти все использовали эпитет «золотая».
ЭПИ́ТЕТ -а; м. [греч. epitheton - приложенное] Определение, прибавляемое к названию предмета или лица для большей художественной выразительности. Лестный э. Язвительный э. Давать эпитеты. Наделить кого-л. метким эпитетом. Постоянный э. (лит.; определение, постоянно сопровождающее какое-л. существительное; например: синее море, серый волк, добрый молодец).
* * *
эпи́тет (греч. epítheton, буквально - приложенное), троп, образное определение (выраженное преимущественно прилагательным, но также наречием, существительным, числительным, глаголом), дающее дополнительную художественную характеристику предмета (явления) в виде скрытого сравнения («чистое поле», «парус одинокий»).
* * *
ЭПИТЕТ - ЭПИ́ТЕТ (греч. epitheton, букв. - приложенное), троп, образное определение (выраженное преимущественно прилагательным, но также наречием, существительным, числительным, глаголом), дающее дополнительную художественную характеристику предмета (явления) в виде скрытого сравнения («чистое поле», «парус одинокий»).
ЭПИТЕТ (греч. epitheton - букв. - приложенное), троп, образное определение (выраженное преимущественно прилагательным, но также наречием, существительным, числительным, глаголом), дающее дополнительную художественную характеристику предмета (явления) в виде скрытого сравнения ("чистое поле", "парус одинокий").
-а, м.
Определение, прибавляемое к названию предмета с целью подчеркнуть характерное свойство предмета, придать ему художественную выразительность, поэтическую яркость.
||
Слово, выражение, которым называют, характеризуют кого-, что-л.
Афимья была гроза девичьих: колотовка, змея подколодная, ехидна, - вот эпитеты, которые давал ей тогда всякий крепостной, всякий дворовый человек. Гл. Успенский, Через пень-колоду.
Ямщик, видимо, придирался к одной пристяжке, наделял ее по временам язвительными эпитетами самого оскорбительного свойства. Короленко, В облачный день.
[греч. ’επίθετον]
ЭПИ́ТЕТ (от греч. ἐπίθετον, букв. - приложенное, прибавленное) - слово (реже словосочетание), определяющее предмет речи, подчеркивая к.-л. характерное свойство, качество. Удачный, свежий Э. усиливает выразительность и образность высказывания, обогащает его содержание, способствует созданию худож. образа. Умелое использование Э. позволяет избежать язык, штампов, изношенных лит. шаблонов.
Чаще всего Э. выступают прилаг. и наречия, реже - существительные (мороз-воевода, нос картофелиной, ноги циркулем и т. п.). Наиб. "обрастают" эпитетами слова, обозначающие состояние человека, проявление состояния (ум, память, любовь, восторг, тоска, улыбка, голос, жест и т. п.), объекты материального мира, издавна связанные с деят-ностью человека (море, степь, лес, поле и т. п.), породы деревьев и назв. животных, играющих важную роль в жизни данного народа (у русских: береза, дуб, ель, медведь, волк), а также отвлеченные существительные, актуальные для обществ. жизни (труд, дружба, борьба, слава и т. д.).
По положению в системе языка Э. разделяются на общеязыковые, народ-но-поэтич. и индивидуально-авторские.
1. Общеязыковые Э., т. е. свойственные общим нормам лит. словоупотребления, - это наиб. многочисленная группа слов. Напр., к слову "тишина" зафиксировано более 200 Э.: бездонная, беспробудная, глубокая, глухая, гробовая, мертвая, могильная, немая, плотная, сонная, чуткая и др. Среди общеязыковых Э. различаются: компаративные, в основе возникновения к-рых лежит сравнение, уподобление одного объекта другому (кошачья походка, газелий взгляд, резиновая улыбка, журавлиные ноги), антропоморфические, основанные на переносе признаков, свойств человека на явления природы (ласковое море, нежный ветер, тоскливая вьюга, унылая ива) и усилительно-тавтологические, повторяющие и усиливающие основное содержание определяемого (беззвучная тишина, зеркальная гладь, лихая беда).
2. Народно-поэтич. Э. пришли в лит. речь из устного нар. творчества и, как правило, сохраняют фольклорный колорит. Их осн. черта - постоянство и ограниченность сочетаемости: синее море, чистое поле, буйный ветер, красное солнце, серый волк и т. п. Многим нар.-поэт. Э. свойственно: а) употребление в усеченной форме (сыра земля, чисто поле); б) перенос ударения (зелено вино, шелковые луга); в) инверсия определяющего и определяемого (ветры буйные, ноги резвые, горе горькое).
3. Индивидуально-авторские Э. создаются на основе неожиданных, часто неповторимых смысловых ассоциаций, они обычно невоспроизводимы, а их употребление носит окказиональный характер: мармеладное настроение (А. Чехов), глубокая радость (А. Куприн), конфетная боль (Вс. Иванов), пещерное любопытство (Ф. Искандер), васильковый смех (Г. Горбовский), гранитный гром (Н. Рубцов), березовая грусть (И. Фоняков), ртутный дождь (В. Гроссман), оловянные слезы (Е. Евтушенко) и т. п. Хотя такое соединение слов лежит за пределами норм общелит. словоупотребления, яркие писательские находки создают эффект "оживления", усиливают выразительность худож. речи. По словам известного языковеда О. Есперсена, "непривычное выражение именно своей непривычностью привлекает наше внимание; вдумываясь в него, мы более глубоко проникаем в авторский замысел". Вот неск. нестандартных Э. из соч. А. Солженицына: чугунное несчастье, гремучая тайна, взрывчатые слова, штормовая речь, доверчивый почерк, котоусое лицо, яснорассудочная старость, дальнострельные глаза.
Значит. место среди индивидуально-авторских Э. занимают оксюмороны, т. е. словосочетания, содержащие противоположные понятия. Алогичность соединения слов создает психол. эффект, приковывает внимание читателя, повышает образность речи. Функции таких Э. сходны с приемом антитезы: седая юность (А. Герцен), живой труп (Л. Толстой), радостная печаль (В. Короленко), сладкая грусть (Куприн), грустная радость (С. Есенин), грустный восторг (Ю. Бондарев) и т. п.
Изучение Э. важно не только для повышения образности речи, но и для установления сферы сочетаемости слов, их потенциальной валентности. Так, словари обычно фиксируют два значения слова "дремучий": 1) труднопроходимый, густой: лес, бор, чаща, распространительно - волосы, борода; 2) полный, совершенный (о ком-, чем-либо отрицательном); невежда, глупость, пьянство, провинция и т. п. Мат-л же худож. лит-ры свидетельствует о б. широком спектре сочетаемости: дремучий воздух (О. Берггольц), дремучая трава (А. Твардовский), дремучие дожди (А. Кушнер), дремучая память (В. Лидин). Прилагательное "кромешный" в лит. языке вступает в сочетание со словами "ад" и "тьма", у писателей же возможность сочетаемости значительно расширяется: кромешная битва (В. Распутин), кромешная любовь (Н. Рубцов), кромешный взгляд (Горбовский). Разум неистощим в соображении понятий, как, по словам А. Пушкина, язык неистощим в соединении слов.
Применение Э., как и др. образных средств языка, нуждается в сдержанности, в чувстве меры. Еще Аристотель заметил, что "неумеренность здесь есть большее зло, чем речь простая (т. е. лишенная вовсе эпитетов): в последнем случае речь не имеет достоинства, а в первом она заключает в себе недостаток".
Лит.: Антич. теории языка и стиля. М.; Л., 1936; Веселовский А. Н. Из истории эпитета // А. Н. Веселовскии. Ист. поэтика. Л., 1940; Евгеньева А. П. О нек. поэтич. особенностях рус. устного эпоса 17-19 вв.: (Постоянный эпитет) // Тр. Отд. др.-рус. лит. Ин-та рус. лит-ры. М.; Л., 1948. Т. 6; Жирмунский В. М. К вопросу об эпитете // В. М. Жирмунсокий. Теория литературы. Поэтика. Стилистика: Избр. тр. Л., 1977.
Словари: Зеленецкий А. А. Эпитеты лит. рус. речи. М., 1913; Ведерников Н. В. Краткий словарь эпитетов рус. языка. Л., 1975; Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Словарь эпитетов рус. лит. языка. Л., 1979.
ЭПИТЕТ (греческое epitheton, буквально - приложенное), троп, образное определение (выраженное преимущественно прилагательным, но также наречием, существительным, числительным, глаголом), дающее дополнительную художественную характеристику предмета (явления) в виде скрытого сравнения ("чистое поле", "парус одинокий").
эпитет - прибавленное к имени приложение в виде характеристики или прозвища
Ср. "Здравствуй, еретик проклятый!" Когда я, удивленный таким эпитетом, спросил почему, она с апломбом ответила мне: "А потому, что запрещаешь дьявол, парню женский пол любить!.."
М. Горький. Мой спутник. 8.
Ср. Боже, какие эпитеты посыпались на мою голову.
Гончаров. Литер. воспом. 12.
Ср. Laissez-moi de mon coté vous dire sans phrases: venez chère madame... Et avec votre charmante demoiselle, n'est ce pas, - промолвила она, оглядываясь, как бы ища глазами ту, к которой относится этот лестный эпитет.
В.М. Маркевич. Бездна. 3, 11.
Ср. Adorable, splendide, épatent! - нанизывал он подлежащие эпитеты из своего опереточного лексикона.
Там же. 3, 17.
Ср. Любовь щедра на эпитеты и обоготворения; но пройдет время - и, отступники своих идолов, мы первые готовы сокрушить их и громить прежние наши святилища.
Марлинский. Испытание. 4.
Ср. επίθετον (επί-τίθημι, прикладываю) - прибавление, прозвание.
См. божество.
См. ересь.
См. апломб.
эпи́тет, эпи́теты, эпи́тета, эпи́тетов, эпи́тету, эпи́тетам, эпи́тетом, эпи́тетами, эпи́тете, эпи́тетах
См. имя...
Банальный, бесцветный, бранный, броский, верный, витиеватый, восторженный, выпуклый, выразительный, вычурный, громкий, емкий, живописный, заезженный, замысловатый, затасканный, затейливый, избитый, изысканный, изящный, индивидуальный, истасканный, картинный, колоритный, красочный, кричащий, кудрявый, ласкательный, лестный, меткий, модный, неожиданный, неповторимый, образный, опошленный, оригинальный, площадной, подходящий, позорный, постыдный, причудливый, пышный, редкий, редкостный (разг.), рельефный, самобытный, своеобразный, своеобычный, смелый, сочный, справедливый, стандартный, стереотипный, стертый, точный, трафаретный, тривиальный, тусклый, удачный, хвалебный, цветистый, шаблонный, штампованный, энергичный, эффектный, язвительный, яркий. Сокрушительный, щегольской. Античный, индивидуально-авторский, классический, окказиональный, постоянный, поэтический, пояснительный, реалистический, романтический, синкретический, тавтологический, усилительный, уточнителъный и т. п.
эпитет (от греч. epitheton - приложение). Художественное, образное определение, вид тропа. Веселый ветер, мертвая тишина, седая, старина, черная тоска. При расширительном толковании эпитетом называют не только прилагательное, определяющее существительное, но и существительное-приложение, а также наречие, метафорически определяющее глагол. Мороз-воевода, бродяга-ветер, старик океан; гордо реет Буревестник (Горький); Петроград жил -в эти январские ночи напряженно, взволнованно, злобно, бешено (А. Н. Толстой).
Постоянный эпитет. Эпитет, часто встречающийся в народном поэтическом творчестве, переходящий из одного произведения в другое. Море синее, поле чистое, солнце красное, тучи черные, добрый молодец; зелена трава, красна девица.
См. epìteto.
Эпитет (от греч. epitheton - приложение) - художественное, образное определение предмета, т. е. такое, которое не просто указывает на какое-либо его качество, но создает картину, образ на основе переноса смысла. Так, в пушкинских строках: «По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит, колокольчик однозвучный утомительно гремит», - дорога определена через чувство, которое ею навеяно: она скучная. В совокупности скучный, однозвучный, утомительно рисуют душевное состояние путника (автора).
Квинтилиан писал: «...Э. украшает речь. Им поэты пользуются чаще и свободнее. Они удовлетворяются тем, чтобы Э. подходил к слову, к которому он прилагается, и мы не порицаем у них ни «белых зубов», ни «влажных вин». У ораторов же, если Э. ничего не прибавляет к смыслу, оказывается излишним. А прибавляет что-либо к смыслу такой Э., без которого оборот оказывается слабее. Главным украшением Э. служит переносное значение: необузданная страсть, безумные замыслы. Путем прибавления этих новых качеств эпитет становится тропом, как например у Вергилия: безобразная бедность и печальная старость. При этом свойство Э. таково, что без них речь становится голой и некрасивой, при избытке же их она ими зафомождается, становится длинной и запутанной. Можно сказать, что она делается похожа на войско, в котором столько же маркитантов, сколько солдат: численность двойная, а сил не вдвое больше. Впрочем, часто к одному слову дается даже не один Э., а несколько. Некоторые же совсем не считают Э. тропом, так как он ни в чем не изменяет значения слова. Э. несомненно является тропом в тех случаях, когда, будучи отделен от имени собственного, он приобретает самостоятельное значение и образует анто-номасию. Ибо, если сказать: тот, кто разрушил Нумантию и Карфаген, то это - антономасия, а если добавить: Сципион, то - Э. Соединять, следовательно, эти два тропа в один нельзя».
Как художественную деталь Э. нельзя смешивать с определительными прилагательными. Например, прилагательные белый снег или мягкий снег будут просто предметными и логическими определениями, но в выражениях сахарный снег или лебяжий снег прилагательные являются Э., потому что они дают дополнительную, художественную характеристику в виде скрытого сравнения, которое легко угадывается: снег белый, с блестящими крупинками, как сахар, снег белый, мягкий и легкий, как лебяжий пух.
Чаще всего Э. - это красочные определения, выраженные прилагательными. Например: «Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы» (И. Тургенев). В роли Э. может выступать также определение, выраженное причастием или причастным оборотом. Например: «Вы идете по зеленой, испещренной тенями дорожке» (И. Тургенев). Прилагательные и причастия-Э. могут выступать и в функции подлежащего, дополнения, обращения, подвергаясь при этом субстантивации: «Милая, добрая, старая, нежная, с думами грустны-ми ты не дружись, слушай - под эту гармонику снежную я расскажу про свою тебе жизнь» (С. Есенин). Эти Э., рисующие образ матери, служат обращением. Э.-дополнения: «От ликующих, праздно болтающих, обагряющих руки в крови, уведи меня в стан погибающих за великое дело любви» (Н. Некрасов). Нередко Э., выраженные прилагательными, особенно в краткой форме, выполняют роль сказуемых: «Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка» (М. Лермонтов).
По составу Э. делятся на простые и сложные. Первые выражены одним словом, вторые словосочетанием. Например: «И навестим поля пустые, леса, недавно столь густые, и берег, милый для меня» (Пушкин) - один простой Э. и два сложных.
Известны и другие классификации Э. Так, можно противопоставить Э. постоянные (см. постоянный эпитет) и индивидуально-авторские. Постоянные Э. характерны для народного творчества (красна девица, добрый молодец, живая или мертвая вода и т. д.). Постоянные Э. употребляются как средства стилизации. В отличие от постоянных, индивидуально-авторские Э. живо и наглядно рисуют предметы и действия и дают нам возможность увидеть их такими, какими их видел писатель, создавая произведение. Например: «Погубленных березок вялый лист, еще сырой, еще живой и клейкий, как сено из-под дождика, душист» (А. Твардовский). У Есенина береза зеленокудрая, в юбчонке белой, у нее золотистые косы и холщовый сарафан. Луговскому представлялась береза вся сквозная, она тусклым золотом звенит... Поэтическое видение не бывает стереотипным, и каждый художник находит свои, особые краски для описания одних и тех же предметов.
В зависимости от стилистического назначения художественных определений их делят на изобразительные и эмоциональные Э. Первые значительно преобладают в художественных описаниях. Эмоциональные Э. встречаются реже, они передают чувства, настроение поэта. Например: «Вечером синим, вечером лунным Был я когда-то красивым и юным. Неудержимо, неповторимо Все пролетело... далече... мимо» (С. Есенин).
Назначение Э. в тексте не изобразительное, а лирическое, поэтому слова, выступающие в роли эмоциональных Э., часто получают условное, символическое значение. Например, цветовые Э. розовый, голубой, синий, золотой и др. обозначают радостные, светлые чувства. У Есенина: «Заметался пожар голубой»; Словно я весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне». Э. черный, серый и подобные передают мрачные, тягостные переживания: «Вечер черные брови насопил...» (С. Есенин).
Место Э. среди других тропов, а также его влияние на обогащение лексической системы языка (развитие синонимии, антонимии, многозначности) выяснены пока в недостаточной степени. Более определенны функции Э. в структуре речевого произведения (текста). Э. в качестве средства сообщения (информативная функция) может характеризовать самые разнообразные предметы и свойства, воспринимаемые любым органом чувств, а также объединять различные сферы восприятия, т. е. быть синестетическим (малиновый звон, острое желание). Многие Э., фиксируя внешние черты явления, одновременно запечатлевают его духовный или социально-психологический облик (суровый Дант, А. Пушкин; Толстый и тонкий, А. Чехов). Э. как средство общения (коммуникативная функция) выявляет разнообразные свойства говорящего (пишущего): пол, возраст, национальность, социальное положение, индивидуальные черты. Э. как средство внутренней организации текста (конструктивная функция), взаимодействуя с другими словесными средствами, участвует в реализации всех свойств (параметров) речевого целого. Э. могут как бы вбирать в себя «характеризуемое» (о сердце - ретивое), чем достигается сжатость речи, но могут и сопровождать почти все единицы, способные выступать в роли характеризуемого. Э. бывают автономными и вступающими друг с другом в перекличку (повтор, градация, антитеза); последние придают тексту «силу внутреннего сцепления»: «Под снегом холодной России, под знойным песком пирамид...» (М. Лермонтов). Любой Э. выступает как относительно значимое звено текста; в этом плане большинство слов, лишенных Э., образует как бы «нейтральный фон», тогда как единицы, снабженные Э., оказываются выделенными. Э., несомненно, участвует в организации не только словесного, но и высших уровней художественного текста; например в стихотворении Пушкина «Цветок» («Цветок засохший, безухан-ный...»). Э. знаменуют движение времени, повернутое вспять ходом поэтического воспоминания, и таким образом участвуют в реализации сюжета. Однако эта роль Э. остается малоизученной.
Лит.: Античные теории языка и стиля. - М., Л., 1936; Веселовский АН. Из истории эпитета // Историческая поэтика. - Л., 1940; Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. - М., 1993; Горнфельд А. Эпитет // Вопросы теории и психологии творчества. - 2-е изд. - Т. 1.- 1911; Евгеньева А.П. Очерки по языку русской устной поэзии в записях XVII-XX вв. - М.; Л., 1963; Еремина В.И. Метафорический эпитет// Изв. АН СССР, ОЛЯ.- 1967. - Вып. 1; Жирмунский В.М. К вопросу об эпитете // Памяти П.Н. Сакулина. - М., 1931; Зеленецкий А. Эпитеты литературной русской речи. - Ч. 1. - М., 1913; Квят-ковский А. Поэтический словарь. - М., 1966; Никитина Е.Ф. и Шувалов СВ. Поэтическое искусство Блока. - М., 1926; Озеров Л. Ода эпитету // Вопросы литературы. - 1972. - № 4; Томашевский Б.В. Стилистика и стихосложение. - Л., 1959; Эпитет в русском народном творчестве. - М, 1980.
Л.Е. Тумина
ЭПИТЕТ а, м. épithète f. <гр. epithetos приложенный. Простейшая форма поэтического тропа, представляющая собой определение, которое характеризует какое-л. свойство, особенность предмета, понятия, явления. БАС-1. Нередко от изменения, пропуска или прибавки какого-нибудь незначительного эпитета может измениться колорит и значение всего стихотворения. Добролюбов Шиллер. ♦ Постоянный эпитет. В народной поэзии - эпитет, постоянно сопровождающий какое-л. существительное, например, серый волк, чистое поле, добрый молодец, красная девица. || Слово, выражение, которым называют, характеризуют кого-, что-л. БАС-1. Признаюсь: эти строки французского путешественника, несмотря на лестные эпитеты, были мне гораздо досаднее, нежели брань русских журналов. Пушк. Путеш. в Арзрум. Но я позабыл, что вы ее < Германию > так любите, и чуть было не сказал еще несколько приличных ей эпитетов. 1839. Гоголь Переп. 1 320. Всегда ничего не делая сама, она получит право бранить за лень свою Василису и посылать повелительно к своему кредитному с универсальным эпитетом: "Милый друк пришли мне дених, я очинна низдорова". Вистенгоф Женщины. Афимья была гроза девичьих: колотовка, змея подколодная, ехидна - вот эпитеты, которые давал ей тогда всякий крепостной. Гл. Успенский Через пень-колоду. < Ямщик> придирался к одной пристяжке, наделяя ее по временам язвительными эпитетами самого оскорбительного свойства. Короленко В облачный день. - Лекс. Ян. 1806: эпитет; Даль-1: эпите/т; Даль-3: эпи/тет, эпите/т; Уш. 1940: эпи/тет.
ЭПИТЕТ (греч., epi - на, tithemi - помещаю). Меткое определение, в интересах изобразительности, присоединяемому к какому-нибудь слову и указывающее на существенный его признак. Напр. море синее, леса темные.
- Образное художественное определение.
- Усилитель выразительности.
- «Вольный ветер», с точки зрения филолога.