нареч, кол-во синонимов: 1
молод (1)
ЮН * une. Неопределенный артикль женского рода, привносит значение "одна из". Мне кажется, что греки лучше нас понимали жизнь и женщину. Они любили femme, а не une femme и не la femme; в каждой женщине они видели не саму красоту, а только одно из ее явлений, одну из смертных дочерей бессмертной матери. 11. 12. 1840. Белинский - П. Боткину. // ПСС 11 575. Я приглашаю <на свадьбу> княгиню Елизавету. князя Петра.. и хочу поразить блеском .. une Медведева ne peut pas se marier comme tout le monde <не может выходить замуж как все>! Вся Россия прочтет, и какая-бы они мизерабельная не была, все-таки не мешает ей знать, как выходит замуж княжна Медведева. Мещерский Граф 3 258.
Юн Иса́н (1917-1995), корейский композитор. Обучался в Японии, Франции. Работал в ФРГ, в 1967 вывезен в КНДР, где по подозрению в шпионаже приговорён к смертной казни. Освобождён благодаря протестам общественности на Западе. В 1970-85 преподавал в Высшей музыкальной школе в Западном Берлине. Сочетал элементы корейской классической музыки и современной техники композиции. 4 оперы (в том числе «Сон Лю Туна», 1965, «Мечты», 1969, «Сим Тьон», 1972), симфонические произведения («Измерения», 1971, и др.), камерно-инструментальная музыка.
ЮН ИСАН (родился в 1917), корейский композитор, педагог. Совершенствовался во Франции и Германии. Работает в Германии (в 1969 - 89 в Западном Берлине). В творчестве сочетает принципы древнего музыкального искусства Дальнего Востока (преимущественно корейского) и современную композиторскую технику. Автор опер (в том числе "Сон Лю Туна", 1965), симфонических и камерно-инструментальных произведений и др.
Юн Сондо́ (1587-1671), корейский поэт. Писал на ханмуне и корейском языке. Пейзажная лирика в форме циклических сиджо: «Новые песни в горах» (1642, в том числе цикл «Песни о пяти друзьях»), «Четыре времени года рыбака» (1651).
* * *
ЮН СОНДО - ЮН СОНДО́ (1587, Сеул - 1671, там же), корейский поэт.
Писал на ханмуне (см. ХАНМУН) и корейском языке («Косан юго»). Автор пейзажной лирики в форме циклических сиджо (см. СИДЖО): «Новые песни в горах» (1642, в т. ч. цикл «Песни о пяти друзьях»), «Четыре времени года рыбака» (1651). В его творчестве органически слились тенденции древней корейской поэзии (хянга) и живого народного песенного творчества.
ЮН СОНДО (1587-1671) - корейский поэт. Писал на ханмуне и корейском языке. Пейзажная лирика в форме циклических сиджо: "Новые песни в горах" (1642, в т. ч. цикл "Песни о пяти друзьях"), "Четыре времени года рыбака" (1651).
ЮНАЙТЕД ПАРСЕЛ СЕРВИС - Ю́НАЙТЕД ПА́РСЕЛ СЕ́РВИС (United Parcel Service, UPS; Ю-Пи-Эс), американская коммерческая почтовая служба, владеет собственным воздушным и автомобильным транспортом. Услуги компании дороже, но качественнее услуг государственной почты. Основные виды услуг - экспресс-конверт (UPS Express Envelope) используется для пересылки документов и экспресс-посылка (UPS Express Pak). UPS осуществляет доставку посылок во все города США и по всему миру, на ее предприятиях заняты более 360 тысяч сотрудников. Правление компании расположено в Гринвиче (Коннектикут). По итогам 2004 года рыночная стоимость компании оценивалась в 86,85 млрд. долларов, годовая прибыль составила 3,33 млрд. долларов.
ЮНАЙТЕД ПРЕСС ИНТЕРНЭШНЛ - ЮНА́ЙТЕД ПРЕСС ИНТЕРНЭ́ШНЛ (ЮПИ) (United Press International, UPI), крупнейшее информационное агентство США. Коммерческое предприятие. Создано в 1907 под названием Юнайтед Пресс Ассошиэйшнс, в 1958 слилось с агентством Интернэшнл Ньюс Сервис и получило современное название, Вашингтон.
ЮНАЙТЕД Пресс ИНТЕРНЭШНЛ (ЮПИ) (United Press International - UPI), крупнейшее информационное агентство США. Коммерческое предприятие. Создано в 1907 под названием Юнайтед Пресс Ассошиэйшнс, в 1958 слилось с агентством Интернэшнл Ньюс Сервис и получило современное название, Вашингтон.
Юна́йтед Пресс Интернэ́шонал (ЮПИ; United Press International, UPI), крупнейшее информационное агентство США, Вашингтон. Коммерческое предприятие. Создано в 1907 под названием Юнайтед Пресс Ассошиэйшнс, в 1958 слилось с агентством Интернэшонал Ньюс Сервис и получило современное название.
ЮНАЙТЕД СТЕЙТС НЬЮС ЭНД УОРЛД РИПОРТ - «ЮНА́ЙТЕД СТЕЙТС НЬЮС ЭНД УО́РЛД РИПО́РТ» (United States News and World Report»), еженедельный политико-экономический журнал в США, с 1933, Вашингтон.
-----------------------------------
«Юна́йтед Стейтс Ньюс энд Уо́рлд Рипо́рт» («United States News and World Report»), еженедельный политико-экономический журнал в США, с 1933, Вашингтон.
"ЮНАЙТЕД СТЕЙТС НЬЮС ЭНД УОРЛД РИПОРТ" (United States News and World Report") - еженедельный политико-экономический журнал в США, с 1933, Вашингтон.
ЮНАЙТЕД СТЕЙТС СТИЛ - «ЮНА́ЙТЕД СТЕЙТС СТИЛ» (United States Steel), металлургическая и нефтяная корпорация США, с 1986 - «ЮСЭКС» (см. ЮСЭКС).
"ЮНАЙТЕД СТЕЙТС СТИЛ" (United States Steel) - металлургическая и нефтяная корпорация США, с 1986 - "ЮСЭКС".
ЮНАЙТЕД ТЕКНОЛОДЖИС - «ЮНА́ЙТЕД ТЕКНО́ЛОДЖИС» (United Technologies) (до 1975 называлась «Юнайтед эркрафт»), авиаракетная компания США по производству авиационных двигателей и вертолетов, выпускает промышленное оборудование, выполняет крупные правительственные заказы. Основана в 1934. Объем продаж 18,1 млрд. дол., чистая прибыль 659 млн. дол., число занятых 187 тыс. человек (кон. 1980-х гг.).
"ЮНАЙТЕД ТЕКНОЛОДЖИС" (United Technologies) (до 1975 называлась "Юнайтед эркрафт") - авиаракетная компания США по производству авиационных двигателей и вертолетов, выпускает промышленное оборудование, выполняет крупные правительственные заказы. Основана в 1934. Объем продаж 18,1 млрд. дол., чистая прибыль 659 млн. дол., число занятых 187 тыс. человек (кон. 1980-х гг.).
Юнармеец, йца, м.
Юный армеец - пионер, член военизированного отряда, участвующего в военно-спортивной игре.
• Каждая дружина создает свой штаб "Зарницы" и формирует отряды юных армейцев (юнар-мейцев). Денисова, 112. Хотим, чтобы все юнармейцы нашей большой страны занимались по одной программе. Пион, пр., 18.06.88.
юна́цкий, юна́цкая, юна́цкое, юна́цкие, юна́цкого, юна́цкой, юна́цких, юна́цкому, юна́цким, юна́цкую, юна́цкою, юна́цкими, юна́цком, юна́цк, юна́цка, юна́цко, юна́цки
Юнг (Янг) (Young) (1683-1765), английский поэт. В трактате «Мысли об оригинальном творчестве» (1759) выступил против рационалистической эстетики. Поэма «Жалоба, или Ночные размышления о жизни, смерти и бессмертии» (кн. 1-9, 1742-45) - классическое произведение сентиментализма.
- Основатель «аналитической психологии».
- В мемуарах он описывал строительство своего поместья на берегу Цюрихского озера, как воплощённое в камни исследование структуры психики.
- Добровольный узник Боллингенской башни.
- На одной карикатуре он назван самым прилежным из молодых матросов на судне капитана Фрейда.
- Французская актриса, исполнившая роль Джинкс в фильме «Бросок кобры 2».
- Английский поэт, автор поэмы «Жалоба, или Ночные размышления о жизни, смерти и бессмертии».
- Английский поэт, автор трактата «Мысли об оригинальном творчестве».
- Английский учёный, высказавший идею о поперечности световых волн.
- Английский учёный, объяснивший аккомодацию глаза.
- Английский учёный, разработавший теорию цветного зрения.
- Кто ввёл модуль упругости?
- Английский учёный, сформулировавший принцип интерференции.
Юнг (Jung) Карл Густав (18751961), швейцарский психолог, психиатр. Основатель «аналитической психологии». В начале 1900-х гг. сотрудник Э. Блейлера в Цюрихе, в 190712 один из ближайших сотрудников З. Фрейда. Пересмотр Юнгом основных положений психоанализа привёл к разрыву с Фрейдом. Развил учение о коллективном бессознательном, в образах которого (так называемых архетипах) видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений («Метаморфозы и символы либидо», 1912). Цель психотерапии, по Юнгу, осуществление индивидуации личности. Оказал влияние на культурологию, сравнительное религиоведение и мифологию (К. Кереньи, М. Элиаде и др.).
ЮНГ (Янг) (Young) Томас (1773-1829) - английский ученый, один из основоположников волновой теории света. Сформулировал принцип интерференции (1801), высказал идею о поперечности световых волн (1817). Объяснил аккомодацию глаза, разработал теорию цветного зрения. Ввел характеристику упругости (модуль Юнга). Труды по акустике, астрономии, расшифровке египетских иероглифов.
Юнг (Янг) Эдуард (16831765), английский поэт. В трактате «Мысли об оригинальном творчестве» (1759) выступил против рационалистической эстетики. Поэма «Жалоба, или Ночные размышления о жизни, смерти и бессмертии» (кн. 19, 17421745) классическое произведение сентиментализма.
Юнг Карл Густав (Young) (1875-1961), швейцарский психолог, психиатр, основатель «аналитической психологии». В 1907-12 один из ближайших сотрудников З. Фрейда; пересмотр Юнгом основных положений психоанализа привёл к разрыву с Фрейдом. Развил учение о коллективном бессознательном, в образах которого (так называемых архетипах) видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений («Метаморфозы и символы либидо», 1912). Цель психотерапии, по Юнгу, - осуществление индивидуации личности. Оказал влияние на культурологию, сравнительное религиоведение и мифологию (К. Кереньи, М. Элиаде и др.).
* * *
ЮНГ Карл Густав - ЮНГ (Jung) Карл Густав (1875-1961), швейцарский психолог и философ, основатель «аналитической психологии». Ввел технику «свободных ассоциаций». Развил учение о коллективном бессознательном, в образах которого (т. н. архетипах) видел источник общечеловеческой символики, в т. ч. мифов и сновидений («Метаморфозы и символы либидо»). Ввел термины «интраверсия» (погруженность в самого себя) и «экстраверсия» (постоянное стремление к конфликтам с другими людьми). Центром личности считал «самость» - стремление к индивидуальности. Разработал типологию характеров в зависимости от доминирующей функции личности. Цель психотерапии, по Юнгу, - осуществление индивидуации (см. ИНДИВИДУАЦИЯ) личности. Оказал влияние на культурологию, сравнительное религиоведение и мифологию (К. Кереньи, М. Элиаде и др.).
ЮНГ Карл Густав (1875-1961) - швейцарский психолог и философ, основатель "аналитической психологии". Развил учение о коллективном бессознательном, в образах которого (т. н. архетипах) видел источник общечеловеческой символики, в т. ч. мифов и сновидений ("Метаморфозы и символы либидо"). Цель психотерапии, по Юнгу, - осуществление индивидуации личности. Оказал влияние на культурологию, сравнительное религиоведение и мифологию (К. Кереньи, М. Элиаде и др.).
ЮНГ Карл Густав (Jung, Carl Gustav)
КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ
(1875-1961), швейцарский психиатр и психолог, основатель аналитической психологии. Родился 26 июля 1875 в Кесвиле, близ Базеля (Швейцария). Когда ему было четыре года, семья переехала в Базель, где мальчик получил образование. Юнг занимался биологией, зоологией, палеонтологией и археологией. В 1900 он стал врачом в психиатрической клинике Цюрихского университета, которой руководил Ойген Блейлер, в 1902 - доктором медицины, защитив диссертацию на тему О психологии и патологии в так называемых оккультных феноменах (Zur Psychologie und Pathologie sogenannter okkulter Phnomene). В том же 1902 Юнг отправился в путешествие за границу, сначала в Париж, где слушал лекции Пьера Жане, а затем в Лондон. В 1903 он женился на Эмме Раушенбах. Первый результат экспериментальных исследований Юнга, проведенных совместно с Францем Риклиным и другими сотрудниками, появился в 1904 и назывался Диагностические исследования ассоциаций (Diagnostische Assoziationsstudien). Этот труд представлял сбой результат исследований, направленных на обнаружение особых групп подавленных и эмоционально окрашенных психических содержаний, которые Юнг назвал "комплексами". Эта работа принесла ему широкую известность и привела к встрече в 1907 с Фрейдом, в трудах которого по интерпретации сновидений он нашел подтверждение своих идей. После поездки в 1911 вместе с Фрейдом по Соединенным Штатам с лекциями Юнг отказался как от работы по выпуску "Ежегодника психологических и психопатологических исследований" ("Jahrbuch fr psychologische und psychopathologische Forschungen"), основанного Блейлером и Фрейдом, так и от поста президента Международного психоаналитического общества. Юнг сформулировал свою новую позицию в самой известной из его книг - Метаморфозы и символы либидо (Wandlungen und Symbole der Libido, 1912), переизданной в 1952 под названием Символы метаморфоз (Symbole der Wandlungen). На примере фантазий молодой женщины на ранней стадии шизофрении Юнг попытался раскрыть символическое значение содержания бессознательного посредством исторических и мифологических параллелей. Юнг назвал свой подход аналитической психологией (в отличие от "психоанализа" Фрейда и "индивидуальной психологии" Адлера). В 1909 Юнг отказался от работы в больнице, а в 1913 от чтения лекций в Цюрихском университете, где преподавал с 1905, все больше углубляясь в изучение мифологической и религиозной символики. Этот период длился вплоть до публикации в 1921 труда Психологические типы (Psychologishe Typen). В 1920 Юнг побывал в Тунисе и Алжире, в 1924-1925 изучал индейцев пуэбло в Нью-Мехико и Аризоне, в 1925-1926 - обитателей горы Элгон в Кении. Юнг несколько раз путешествовал по Соединенным Штатам, дважды посетил Индию, последний раз в 1937. Важную роль в его психологических исследованиях сыграли религиозный символизм индуизма и буддизма и учения дзен-буддизма и конфуцианства. В 1948 для продолжения исследований и обучения аналитиков в Цюрихе был организован Институт Юнга. Его последователи создали Общество аналитической психологии в Англии и различные общества в Нью-Йорке, Сан-Франциско и Лос-Анджелесе, а также в ряде европейских стран. Юнг был президентом Швейцарского общества практической психологии, основанного им в 1935. С 1933 по 1942 он вновь преподает в Цюрихе, а с 1944 - в Базеле. С 1933 по 1939 издавал "Журнал по психотерапии и смежным областям" ("Zentralblatt fr Psychotherapie und ihre Grenzgebiete"). Среди его публикаций - Отношения между Я и бессознательным (Die Beziehungen zwischen dem Ich und dem Unbewussten, 1928), Психология и религия (Psychologie und Religion, 1940), Психология и воспитание (Psychologie und Erziehung, 1946), Образы бессознательного (Gestaltungen des Unbewussten, 1950), Символика духа (Symbolik des Geistes, 1953), Об истоках сознания (Von den Wurzeln des Bewusstseins, 1954). Умер Юнг в Кюснахте на оз. Цюрих 6 июня 1961.
Аналитическая психология. Центром учения Юнга является представление об "индивидуации". Процесс индивидуации порождается всей совокупностью душевных состояний, которые координируются системой дополняющих друг друга отношений, способствующих созреванию личности. Юнг подчеркивал важность религиозной функции души. Поскольку ее подавление ведет к психическим расстройствам, религиозное развитие - неотъемлемый компонент процесса индивидуации. Юнг понимал неврозы не только как нарушение, но и как необходимый импульс для "расширения" сознания и, следовательно, как стимул к достижению зрелости (исцелению). С такой позитивной точки зрения психические нарушения - не просто неудача, болезнь или задержка развития, но побуждение к самореализации и целостности. Метод психотерапии Юнга отличается от метода Фрейда. Аналитик не остается пассивным, он часто должен играть самую активную роль. Чаще, чем свободные ассоциации, Юнг использовал своего рода "направленные" ассоциации, помогающие понять содержание сновидения при помощи мотивов и символов из других источников. Юнг ввел понятие "коллективного бессознательного". Его содержание - это т.н. архетипы, врожденные формы психики, образцы поведения, которые всегда существуют потенциально и при актуализации предстают в виде особых образов. Поскольку типические характеристики, обусловленные принадлежностью к человеческому роду, наличием расовых и национальных признаков, семейных особенностей и веяний времени сочетаются в человеческой душе с уникальными личностными характеристиками, ее естественное функционирование может быть только результатом взаимовлияния этих двух частей бессознательного (индивидуальной и коллективной) и их отношений с царством сознания. Юнг предложил знаменитую теорию личностных типов, указал на различия между поведением экстравертов и интровертов сообразно отношению каждого из них к окружающему миру. Интересы Юнга простирались и на области весьма далекие от психологии - средневековую алхимию, йогу и гностицизм, а также парапсихологии. Феномены, не поддающиеся научному объяснению, такие, как телепатия или ясновидение, он называл "синхронистичными" и определял как некие "значимые" совпадения событий внутреннего мира (снов, предчувствий, видений) и реальных внешних событий в настоящем, непосредственном прошлом или будущем, когда причинная связь между ними отсутствует.
ЛИТЕРАТУРА
Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991 Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М., 1994 Юнг К.Г. Аналитическая психология. М., 1995 Юнг К.Г. Дух и жизнь. М., 1996
Юнг Карп Густав
(Jung, Carl Gustav) (1875-1961), швейц. психолог, психиатр, основатель аналитической психологии. Вместе с Фрейдом Ю. работал над теорий психоанализа, но, разочаровавшись в объяснительной модели Фрейда, сводившей психич. мотивацию к инстинктивной сексуальности и самосохранению, создал собственную концепцию индивидуального и коллект. бессознательного. Коллект. бессознательное и архетипы, в к-рых оно проявляется, лежат в основе индивидуального бессознательного. Ю. трактовал сны, к-рые описывали ему мн. пациенты, как отражение мифов и символов разл. культурных традиций. Так, мандалу, предмет и ср-во созерцания в тантрической йоге, он считал архетипическим символом самости. В развитии личности Ю. выделял процесс ее индивидуации, ведущий к экстраверсии (или интроверсии) и доминированию одной из четырех психич. функций - мышления, чувствования, интуиции и ощущения. Нарушение этого процесса оканчивается неврозом. Вера Ю. в оккультные и пророческие св-ва сновидений у мн. вызывала сомнение, однако его теория символов (символика) и работы о типах личности пользуются огромным авторитетом.
ЮНГ Томас - ЮНГ (Янг) (Young) Томас (1773-1829), английский ученый, один из основоположников волновой теории света. Сформулировал принцип интерференции (1801), высказал идею о поперечности световых волн (1817). Объяснил аккомодацию (см. АККОМОДАЦИЯ) глаза, разработал теорию цветного зрения. Ввел характеристику упругости (модуль Юнга). Труды по акустике, астрономии, расшифровке египетских иероглифов.
* * *
ЮНГ (Young) Томас (13 июня 1773, Милвертон, графство Сомерсет - 10 мая 1829, Лондон), английский физик, один из создателей волновой оптики, с 1794 г.член Лондонского королевского общества (см. ЛОНДОНСКОЕ КОРОЛЕВСКОЕ ОБЩЕСТВО) (в 1802-29 - секретарь).
Человек ярких дарований
Хотя принцип Гюйгенса (см. ГЮЙГЕНСА - ФРЕНЕЛЯ ПРИНЦИП) и позволил качественно понять, почему и как происходят отступления от предписаний геометрической оптики, многие количественные детали явлений дифракции (см. ДИФРАКЦИЯ ВОЛН)(т.е. огибания светом непрозрачных тел) оставались еще необъясненными. Ответов на многочисленные остававшиеся здесь вопросы не было до того времени, когда появились замечательные исследования Юнга и Френеля (см. ФРЕНЕЛЬ Огюстен Жан).
Англичанин Томас Юнг был необычайно яркой личностью. Вот отрывок из его биографии, написанной Араго (см. АРАГО Доминик Франсуа): «Двух лет уже умел бегло читать,...отличался необыкновенной памятью, так что в четыре года знал наизусть значительное число английских авторов и даже несколько латинских поэм, хотя и не понимал еще латинского языка... От девяти до четырнадцати лет, изучая в школе древних классиков и занимая постоянно первое место в классе, он успел в то же время выучиться по-французски, по-итальянски, по-еврейски, по-персидски и по-арабски. Французским и итальянским языком он начал заниматься, чтобы удовлетворить любопытство своего приятеля, который имел несколько книг, напечатанных в Париже и желал узнать их содержание; еврейским, чтобы читать Библию в подлиннике; персидским и арабским, чтобы решить вопрос, возникший однажды во время рекреации: есть ли между восточными языками такая же разница, как между европейскими...В то же время он имел страсть к ботанике...и предпринял попытку сам устроить микроскоп...Приобрел для этой цели ловкость в искусстве точения, но пришел было в смущение, встретив в алгебраических формулах оптики непонятные символы... Не желая, однако, отказаться от наблюдения в увеличенном виде пестиков и тычинок, нашел более простым выучиться дифференциальному счислению, чтобы понять несчастную формулу, чем послать в соседний город купить микроскоп... Занимаясь медициной в Эдинбурге, он в короткое время достиг того, что мог состязаться в ловкости с известным акробатом; в Геттингене, где оставался девять месяцев, приобрел замечательное умение вольтижировать на лошади» (и даже, можно добавить, выступал в знаменитом цирке Франкони). «Я уверен, - замечает Араго, - что из всех музыкальных инструментов не найдется двух, на которых бы Юнг не умел играть». «Гений Юнга оставил след в истории самых разнообразных отраслей человеческого знания. Творец учения об интерференции (см. ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ СВЕТА) лучей, он основатель современной теории света как волнообразного движения; его пытливость одинаково привлекали чудеса светового луча, трудные вопросы физиологии зрения, как и тайны египетских иероглифов, которых он был проницательным истолкователем».
Вклад в оптику
Юнг учился в Лондонском, Эдинбургском и Геттингенском университетах. Его основные научные достижения относятся к оптике. Он разделял мнение, что свет - распространение продольных колебаний во всепроникающей среде, эфире. В частности, Юнг писал в 1801 г.: «Светоносный эфир, в высокой степени разреженный и упругий, заполняет вакуум. Колебательные движения возбуждаются в этом эфире каждый раз, как тело начинает светиться». Когда Юнг обратился к оптике, уже существовал принцип Гюйгенса, который позволил качественно понять, почему и как происходят отступления от предписаний геометрической оптики. Однако, многие количественные детали явлений дифракции, т.е. огибания светом препятствий, оставались еще необъясненными. На основе этого принципа еще нельзя было ответить на вопрос, как будет выглядеть картина на экране, если на пути света имеются те или иные «оптические неоднородности». Ответ на такой вопрос впервые предлагался именно в исследованиях Юнга.
Им был сформулирован «простой и общий закон», представляющий собой принципиально новый шаг в оптике: «Везде, где две части одного и того же света попадают в глаз различными путями, либо точно, либо весьма близко по направлению, свет становится более сильным там, где разность путей есть целое кратное длины волны; и наименее сильным в промежуточных состояниях интерферирующих частей; и эта длина различна для света различных цветов». В этом отрывке впервые появился термин «интерференция», т. е. усиление или ослабление волн при их наложении. В той его части, где говорится о двух частях «одного и того же света», в нем содержится и указание на способ измерения длины световой волны.
Но Юнг не ограничивается этими блистательными открытиями. Он, дополнив принцип Гюйгенса идеей об интерференции, указал в 1803 новый подход к количественному описанию дифракции. Юнгом же была развита и теория интерференции в тонких пленках. В процитированном выше «простом и общем» законе Юнга обращают на себя внимание слова о «двух частях одного и того же света». Теперь об этом говорят как о когерентности (см. КОГЕРЕНТНОСТЬ). Две волны (и не только световые), накладываясь одна на другую, могут создавать стабильную, т.е. не меняющуюся со временем, отчетливую картину их взаимного усиления или ослабления только при условии, что близки их амплитуды (т. е. размах колебаний) и разность хода постоянна. Чтобы наблюдать интерференцию, нужны когерентные волны, а для их получения нужны особые установки, которые как бы «расщепляли» на части свет, идущий от одного источника. Упомянем лишь об одном эффектном опыте, где это осуществляется - о знаменитом опыте Юнга. Пучок параллельных лучей падает в этом опыте на непрозрачную ширму, в которой проделано маленькое отверстие. За первой ширмой помещается вторая, в которой есть два отверстия. Если рассматривать все это с позиций геометрической оптики, то на экран, находящийся за второй ширмой, свет вообще не мог бы попасть. Но в действительности он туда попадает и образует картину, которая находит естественное объяснение в волновой теории: отверстие в первой ширме можно рассматривать как центр, от которого расходится сферическая волна, и когда она достигает отверстий во второй ширме, они становятся центрами распространения двух новых сферических волн; поскольку, говоря словами Юнга, эти две волны - «...две части одного и того же света...» - их наложение и дает на экране интерференционную картину. Было придумано множество и других способов наблюдать интерференцию света: установки с двойными призмами, с разрезанными линзами, с составленными под углом зеркалами и т.д. Во всех таких установках свет сначала разделялся на два пучка, которые затем накладывались друг на друга, распространяясь в близких направлениях. Интерференция - одно из ярчайших проявлений волновых свойств, и потому ей принадлежит такое важное место в выяснении физической природы света. Юнг не только объяснил физическую природу этого явления, дал правильное истолкование колец Ньютона, но и получил первые оценки для длин световых волн. Его внимание привлекала также физиологическая оптика. Он первым выдвинул предположение, что свет и лучистое тепло имеют одинаковую физическую природу и что световые волны - поперечные. Разносторонность Юнга проявилась и в его научных трудах. Он занимался акустикой, теорией теплоты, математикой, астрономией, геофизикой, физиологией и филологией. «Модуль Юнга (см. ЮНГА МОДУЛЬ)» - одна из важнейших величин в теории упругости - известен всем физикам и инженерам.
ЮНГ Томас (Young, Thomas)
(1773-1829), английский физик, врач, египтолог, один из выдающихся представителей мира науки, искусства и медицины начала 19 в. Родился в Милвертоне (графство Сомерсет) 13 июня 1773 в семье квакеров. С ранних лет обнаружил необыкновенные способности и феноменальную память. Уже в два года бегло читал, в четыре знал на память много сочинений английских поэтов, к 14 годам познакомился с дифференциальным исчислением (по Ньютону), изучил латынь, древнегреческий, древнееврейский, итальянский и французский языки, читал в подлиннике произведения классиков. С 1792 по 1803 изучал медицину в Лондоне, Эдинбурге, Геттингене, Кембридже, но потом увлекся физикой, в частности оптикой и акустикой. В 21 год (1794) стал членом Королевского общества, в 1802-1829 был его секретарем. Получил степень доктора медицины. Унаследовав небольшое состояние, открыл частную практику в Лондоне. Исследования Юнга в области оптики легли в основу его блестящей статьи Механизм глаза (The Mechanism of the Eye, 1800), в которой он дал объяснение природе аккомодации, астигматизма и цветового зрения. В 1801 при поддержке Б.Румфорда Юнг был назначен профессором Королевского института, где за период с 1801 по 1803 прочитал цикл лекций, изданных впоследствии под названием Лекции по натуральной философии и механическому искусству (Lectures on Natural Philosophy and the Mechanical Arts, 1807). Юнг - один из создателей волновой теории света. Он впервые указал на усиление и ослабление звука при наложении звуковых волн и предложил принцип суперпозиции волн. В 1801 объяснил явление интерференции света и ввел этот термин, дал интерпретацию колец Ньютона. Выполнил первый эксперимент по наблюдению интерференции, получив два когерентных источника света (1802). Этот опыт стал классическим, как и известный опыт О.Френеля. В 1803 попытался объяснить дифракцию света. Высказал гипотезу о поперечности световых колебаний, открыл интерференцию УФ-лучей, измерил длины волн света разных цветов. В теории упругости Юнгу принадлежат исследования деформации сдвига. Он же ввел характеристику упругости - модуль растяжения (модуль Юнга). С 1811 и до конца жизни Юнг работал врачом в больнице св. Георгия в Лондоне. Юнга интересовали проблемы лечения туберкулеза, он занимался изучением функционирования сердца, работал над созданием системы классификации болезней. С 1814 по 1825 Юнг написал около 60 глав для приложения к четвертому изданию "Британской энциклопедии". Состоял консультантом при Адмиралтействе (1814), был секретарем Бюро долгот, редактором Морского альманаха (1814-1829), советником при парламенте по весам и мерам. Вывел формулу для составления таблиц смертности, необходимых в страховом деле (1826). Интерес к изучению языков привел Юнга к попыткам составления египетского словаря. В 1823 он предложил свою интерпретацию некоторых египетских иероглифов, определил значение ряда знаков Розеттского камня, проложил путь к успешной расшифровке египетских иероглифов Ж.Ф.Шампольоном. Умер Юнг в Лондоне 10 мая 1829.
ЛИТЕРАТУРА
Юнг Т. О теории света и цветов. - В кн.: Классики физической науки. М., 1989
Юнг Чарлз Огастес (Янг) (Young) (1834-1908), американский астроном. Труды по физике Солнца: спектральные исследования хромосферы, протуберанцев, пятен. Установил природу солнечной короны.
* * *
ЮНГ Чарлз Огастес - ЮНГ (Янг) Чарлз Огастес (15 декабря 1834 - 3 января 1908), американский астроном, член Национальной АН (1872). Окончил Дартмутский колледж (1853), 1857-1866 - профессор математики, физики и астрономии Вестерн-Резерв-колледжа в Гудзоне, в 1866-1877 - профессор в Дартмутском колледже. 1877-1905 - профессор Принстонского университета. Труды по физике Солнца: спектральные исследования хромосферы, протуберанцев, пятен. Установил природу солнечной короны (см. СОЛНЕЧНАЯ КОРОНА). Участвовал во многих экспедициях по наблюдению солнечных затмений, в частности, в 1887 наблюдал полное солнечное затмение на территории России (в Клину). Автор книги «Солнце» (1882), получившей мировую известность.
ЮНГ (Янг) Чарлз Огастес (1834-1908) - американский астроном. Труды по физике Солнца: спектральные исследования хромосферы, протуберанцев, пятен. Установил природу солнечной короны.
ЮНГ Чарлз Огастес (Young, Charles Augustus)
(1834-1908), американский астроном. Родился 15 декабря 1834 в Хановере (шт. Нью-Хэмпшир). В 1853 окончил Дартмутский колледж. В 1857-1866 преподавал в различных колледжах, в 1877-1905 был профессором астрономии Принстонского университета. Занимался в основном спектральными исследованиями Солнца. В 1869 на основе наблюдения солнечного затмения доказал реальность существования солнечной короны и установил, что она имеет газообразную природу; обнаружил в спектре короны яркую зеленую линию (как было показано в 1942, эта линия принадлежит 12-кратно ионизированному атому железа). В 1870 открыл обращающийся слой в атмосфере Солнца - газ, в котором образуются спектральные линии поглощения. Впервые наблюдал спектр солнечной вспышки, провел спектральные исследования хромосферы, протуберанцев, солнечных пятен. Первый применил в астрономии дифракционную решетку, измерив с ее помощью скорость вращения Солнца. Изучал также спектры планет, комет, двойных и новых звезд. Автор известных учебников по астрономии: Солнце (The Sun, 1881), Руководство по астрономии (Manual of Astronomy, 1901). Умер Юнг в Хановере 3 января 1908.
ЛИТЕРАТУРА
Юнг Ч. Солнце. СПб, 1914
ЮНГ Эдуард - ЮНГ (Янг) (Young) Эдуард (1683 - 5 апреля 1765, Уэлин, Хартфордшир), английский поэт.
Сын священника. Получил юридическое образование в Оксфордском университете (см. ОКСФОРДСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ). В трактате «Мысли об оригинальном творчестве» (1759) придерживался принципов классицизма, выступал против рационалистической эстетики. Поэма «Жалоба, или Ночные размышления о жизни, смерти и бессмертии» (кн. 1-9, 1972-45) - классическое произведение сентиментализма в 9 книгах.
ЮНГ (Янг) Эдуард (1683-1765) - английский поэт. В трактате "Мысли об оригинальном творчестве" (1759) выступил против рационалистической эстетики. Поэма "Жалоба, или Ночные размышления о жизни, смерти и бессмертии" (кн. 1-9, 1972-45) - классическое произведение сентиментализма.
ЮНГ Эдуард (Young, Edward)
(1683-1765), английский поэт и критик. Родился в Апеме (графство Гэмпшир), крещен 3 июня 1863. Окончил Уинчестер-колледж, изучал право в Оксфордском университете. Получив в 1719 степень доктора гражданского права, оставался в университете до 1730, писал стихи и пьесы. Первый крупный успех ему принесла написанная героическим дистихом сатира Жажда славы, всеобщая страсть (Love of Fame, the Universal Passion, 1725-1728). В 1726 ему назначили государственную пенсию, а после воцарения Георга II он получил должность королевского капеллана. В 1730 Юнг стал пастором в Велвине (графство Хартфордшир), где и умер 5 апреля 1765. Величайшее достижение Юнга в поэзии - Жалоба, или Ночные думы о жизни, смерти и бессмертии (The Complaint; or Night Thoughts on Life, Death and Immortality, 1742-1745), написанная белым стихом поэма о значении чувств и настроений для нравственной и религиозной жизни человека. В литературно-критической работе Размышления об оригинальном творчестве (Conjectures on Original Composition) он признает решающую роль гения в поэтическом творчестве. Настрой и колорит поэмы Юнга привлекали и завораживали читающую публику Европы и Америки на протяжении ста с лишним лет.
Юнг Эдуард Томас - Янг (Young) (1773-1829), английский учёный, врач, один из основоположников волновой теории света. Сформулировал принцип интерференции (1801), высказал идею о поперечности световых волн (1817). Объяснил аккомодацию глаза, разрабатывал теорию цветового зрения, измерил длины волн света разных цветов. Ввёл характеристику упругости (модуль Юнга). Труды по акустике, астрономии. Занимался расшифровкой Розеттского камня и составлением египетского словаря.
Карл Густав Юнг.
ЮНГ (Jung) Карл Густав (1875 - 1961), швейцарский психолог и философ, основатель "аналитической психологии". Развил учение о коллективном бессознательном, в образах которого (так называемых архетипах) видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений ("Метаморфозы и символы либидо", 1912). Оказал влияние на культурологию, сравнительное религиеведение и исследования мифологии.
Томас Юнг.
ЮНГ (Young) Томас (1773 - 1829), английский физик, один из создателей волновой оптики. К 14 годам изучил дифференциальное исчисление, многие языки, владел токарным ремеслом, мастерил различные приборы. Изучал медицину, зоологию, математику, филологию (пытался расшифровать тексты Розеттского камня), геофизику, руководил изданием "Морского календаря" и т.д. Наиболее фундаментальные труды - по физике, в частности по оптике и акустике. Выступил в защиту волновой природы света, предложил (1801) принцип суперпозиции (сложения) световых волн, объяснил с этих позиций интерференцию, дифракцию, измерил длины волн света различных цветов. Выдвинул идею поперечности световых волн (1817). Исследовал деформацию сдвига, ввел модуль упругости (модуль Юнга).
Юнг, Янг (Young) Томас (17731829), английский учёный, врач, один из основоположников волновой теории света. К 14-летнему возрасту освоил высшую математику, иностранные языки, различные ремёсла, английскую поэзию и др. Изучал медицину в Лондоне и Эдинбурге, учился в Гёттингенском университете. С 1811 врач больницы Святого Георгия в Лондоне. Сформулировал принцип интерференции (1801), высказал идею о поперечности световых волн (1817). Объяснил аккомодацию глаза, разрабатывал теорию цветного зрения, измерил длины волн разных цветов. Ввёл характеристику упругости (модуль Юнга). Труды по акустике, астрономии. Занимался расшифровкой иероглифов Розетского камня и составлением египетского словаря.
Юнг-Шти́ллинг Иоганн Генрих (Jung-Stilling) (1740-1817), немецкий писатель, врач, представитель пиетизма. Автор романов и религиозно-мистических сочинений, популярных в Германии и других европейских странах, в том числе в России.
* * *
ЮНГ-ШТИЛЛИНГ Иоганн Генрих - ЮНГ-ШТИ́ЛЛИНГ (Jung-Stilling) Иоганн Генрих (12 сентября 1740, близ Хильхенбах - 2 апрель 1817, Карлсруэ), немецкий писатель, врач, представитель пиетизма (см. ПИЕТИЗМ), мистицизма (см. МИСТИЦИЗМ).
Отец портной, мать - дочь бедного священника. По желанию отца, продолжил семейное дело. Но уже в 1768 приехал в Страсбургский университет (см. СТРАСБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ) для изучения медицины. Здесь же познакомился с И.В. Гете (см. ГЕТЕ Иоганн Вольфганг). В 1772 назначен врачом в Ельберфельд. В 1778 оставляет медицину и становится лектором по вопросам сельского хозяйства и технологии. С 1787 назначен профессором экономики, финансов и статистики в Марбургском университете (см. МАРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ). В 1803-1806 перебирается в Гейдельберг. С 1806 и до самой смерти в Карлсруэ под опекой герцога Чарльза Фредерика Бадена.
Автор романов и религиозно-мистических сочинений, популярных в Германии и других европейских странах, среди них на русский язык переведены «Победная повесть христианской религии» (1799), «Приключения после смерти» (1805), «Сцены из царства духов» (1797-1801), «Угроз Световостоков» (1806-1815), «Тоска по отчизне» (1818). Автор своей автобиографии (1806).
м.
1. Подросток, обучающийся морскому делу и исполняющий на судне обязанности матроса.
2. Младший матрос (во флотах некоторых стран).
Ю́НГА, юнги, муж. (нем. Junge - молодой человек) (мор.). Подросток на судне, готовящийся в матросы. «Он (помощник капитана) стоял на палубе по одну сторону сходни, а по другую стоял юнга, ученик мореходных классов, тонкий, ловкий и стройный в своей матросской курточке мальчишка.» Куприн.
ЮНГА - муж., мор., нем. матросский кантонист, ныне упразднены; юнга, мальчишка корабельный, ученик, на купеческих судах.
Ю́НГА, -и, м
Молодой человек на судне, корабле, обучающийся морскому делу и готовящийся стать матросом.
Для юнги капитан был примером для подражания, образцом настоящего моряка.
Ю́НГА -и; м. [от нем. Junge - мальчик, парень] Подросток, обучающийся морскому делу и исполняющий на корабле обязанности матроса; младший матрос. Плавать юнгой на корабле. Поступить, наняться юнгой на торговое судно.
-и, м.
Подросток на судне, обучающийся морскому делу и готовящийся стать матросом, а также младший матрос.
Он тогда стоял на палубе по одну сторону сходни, а по другую стоял юнга, ученик мореходных классов, тонкий, ловкий и стройный в своей матросской курточке мальчишка. Куприн, Морская болезнь.
Несмотря на протесты родных, я убежал на маленькое посыльное судно, где и прослужил юнгой около месяца. Вишневский, Мои воспоминания.
[От нем. Junge - мальчик, парень]
Ю́НГА (от голл. jongen - мальчик) - подросток на судне, готовящийся стать матросом и обучающийся мор. делу. В рус. флоте различали кают-Ю. (офицерская прислуга) и дек-Ю. (палубная прислуга).
Голландское - jong (юный, новый).
В русском языке слово известно, вероятно, с начала XVIII в., но в общее употребление вошло немного позже. Имеет значение: «юный практикант на судне», «младший матрос».
Было заимствовано из голландского языка, но также существует версия, согласно которой слово пришло из немецкого, хотя это маловероятно.
Родственными являются:
Украинское - юнга.
Болгарское - юнга.
В некоторых славянских языках слово отсутствует.
Заим. в Петровскую эпоху из голландск. яз., где jongen «мальчик» < «молодой, юный; детеныш». Аналогичное развитие значений см. в мальчик (устар. - «слуга»), малый, бой «слуга» и пр.
ю́нга
у Петра I: кают- и декъюнги мн. Заимств. из голл. jongen "мальчик", kajuitjongen, dekjongen; см. Мёлен 84 и сл. Не являются более удачными объяснения из нем. Jungе "мальчик, юнга" у Круазе ван дер Коп (ИОРЯС 15, 4, 23).
- Флотский салага.
- «Морской бой».
- Морской «волчонок».
- Матрос-дебютант.
- Малолетка на судне.
- Морской тинейджер.
- Адмирал в начале карьеры.
- Корабельщик младшего возраста.
- Флотский «сын полка».
- «Junge» - по-немецки «мальчик», а какое звание произошло от этого слова?
- Матрос-подмастерье.
- Ученик матроса.
- Подросток, обучающийся морскому делу.
- Фильм Владимира Рогового «... Северного флота».
Ю́нга мо́дуль - см. Модули упругости.
* * *
ЮНГА МОДУЛЬ - Ю́НГА МО́ДУЛЬ, см. Модуль упругости (см. МОДУЛИ УПРУГОСТИ).
ЮНГА ПЛАН - Ю́НГА ПЛАН, план взимания репарационных платежей с Германии, разработанный в 1929-30 взамен Дауэса плана (см. ДАУЭСА ПЛАН). Назван по имени американского банкира О. Юнга, возглавившего разработку плана. Утвержден на Гаагской конференции в январе 1930. Предусматривал снижение размера годовых репарационных платежей, отмену всех форм и видов контроля над Германией, ее народным хозяйством и финансами, способствовал милитаризации германской экономики. С 15 июля 1931 фактически перестал действовать по одностороннему решению правительства Германии.
ЮНГА план - план взимания репарационных платежей с Германии, разработанный в 1929-30 взамен Дауэса плана. Назван по имени американского банкира О. Юнга, возглавившего разработку плана. Утвержден на Гаагской конференции в январе 1930. Предусматривал снижение размера годовых репарационных платежей, отмену всех форм и видов контроля над Германией, ее народным хозяйством и финансами, способствовал милитаризации германской экономики. С 15 июля 1931 фактически перестал действовать по одностороннему решению правительства Германии.
ЮНГВАЛЬД-ХИЛЬКЕВИЧ Георгий Эмильевич - Ю́НГВАЛЬД-ХИЛЬКЕ́ВИЧ Георгий Эмильевич (р. 22 октября 1934, Ташкент), российский кинорежиссер, заслуженный деятель искусств РСФСР. Окончил Ташкентский архитектурный институт (1956), Ташкентский театрально-художественный институт (1963), Высшие курсы сценаристов и режиссеров (1966). Работал художником в театрах Ташкента, на киностудии «Таджикфильм», Одесской киностудии. С 1966 - режиссер Одесской киностудии. Режиссер-постановщик фильмов «Опасные гастроли» (1969), «Ах, водевиль, водевиль» (1979), «Д"Артаньян и три мушкетера» (1979), «Сезон чудес» (1985), «Мушкетеры 20 лет спустя» (1992). С начала 1990-х годов - в Москве.
ЮНГЕР (Junger) Эрнст (р. 1895) - немецкий писатель и философ. Военные дневники 1914-18 ("В стальных грозах", 1920), роман ("Гелиополис", 1949) и философская эссеистика ("У стены времени", 1959) содержат критику современной цивилизации с иррационалистических и нигилистических позиций. "Дневники (1965-1980)" (т. 1-2, 1980-81).
Ю́НГЕР Ел. Вл. (род. 1910) - драм. актриса. Занималась в студии Ленингр. т-ра драмы под рук. Е. Елагиной и на высш. курсах иск-знания при Ин-те истории иск-в. В 1930 работает в Свердловском ТЮЗе. В том же году приезжает в Москву, где выступает в "Синей блузе", а затем в Реалистич. т-ре. В 1934 началось творч. содружество Ю. и Н. Акимова. Последний поставил в эксперим. мастерской при Ленингр. мюзик-холле "Святыню брака" Э. Лабиша с Ю. в роли Люси. Спустя год Акимова назначили гл. реж. Т-ра комедии, и Ю. вошла в ядро вновь образующейся труппы. Великолепное владение стихом, отточ. пластика, изысканность сценич. рисунка делали ее замечат. исполнительницей в комедиях У. Шекспира (Виола - "Двенадцатая ночь", 1938), Ф. Лопе де Вега (Диана - "Собака на сене", 1936, Леонарда - "Валенсианская вдова", 1939), Р. Шеридана (Леди Тизл - "Школа злословия", 1937). Ей удавались роли женщин победительных, талантливых, не обыкновенных. Не случайно она воплотила на сцене образы двух вел. актрис прошлого: Патрик Кемпбелл в "Милом обманщике" Дж. Килти (1961) и Сару Бернар в "Смехе лангуста" Д. Маррела (1985). Условная, неск. эстетизир. манера игры "предназначила" Ю. преимущ. для зап. драматургии. Начав сценич. карьеру с Гвендолен в комедии "Как важно быть серьезным" О. Уайльда (1929), она и позже выступала в пьесах Д. Пристли (Фреда в "Опасном повороте", 1939), Э. де Филиппо (Ольга - "Ложь на длинных ногах", 1956), Ж. Жироду (Гекуба - "Троянской войны не будет", 1973) и др. Особо следует отметить образ бабушки в пьесе А. Касона "Деревья умирают стоя" (1957). В возможно стях актрисы как краски романтич. комедии (она была первой исполнительницей роли кавалерист-девицы Шуры Азаровой - "Питомцы славы" А. Гладкова, 1941), так и пастельные чеховские краски (госпожа NN в "Пестрых р 1960), и краски беспощадного гротеска (Гурмыжская - "Лес" А. Островского, 1978). Одной из последних работ актрисы стала А. Г. Достоевская в док. драме С. Белова и Е. Белодубровского "Я была счастлива, счастлива, счастлива!", исполн. на сцене Ленингр. т-ра "Эксперимент" (1987). Ю. является автором изящной театр. прозы. В ее пер. шли и идут в петерб. т-рах пьесы Кокто, Саган, Руссена, Ю. О’Нила ("Миражи), М. Шизгэл ("Машинистки"). Ю. работает на радио, телевидении, снималась в кино: Варвара ("Крестьяне", 1934), сестра Золушки ("Золушка", 1947) и др.
Соч.: Все это было. М., 1990.
Ю́нгер Елена Владимировна (1910-1999), актриса, народная артистка РСФСР (1950). Жена Н. П. Акимова. С 1936 в Ленинградском (с 1992 Санкт-Петербургском) театре комедии. Для Юнгер характерны тонкое чувство жанра и стиля, лёгкая, изящная, ироничная манера игры. Роли: Принцесса («Тень» Е. Л. Шварца), Диана («Собака на сене» Лопе де Веги), Виола («Двенадцатая ночь» У. Шекспира), Патрик Кэмпбелл («Милый лжец» Дж. Килти) и др. Снималась в кино.