БАРБЕР а, м. barbier m., нем. Barbier. Лекарь, цирюльник. Сл. 18. И аз от тех ран лежал у вальвера шесть недель. 1609. АИ 2 278. Наняли брить балвера. 1688. Рим. д.19. Балбиру, который брил им <гардемаринам> бороду два раза в неделю, а паруки нам пудрил три раза в неделю. 1718. РВ 1875. 11 106. А что с собою привез обтекарей и барберов, людей честных и к делу добре годных. Англ. д. 2 1581. // Сл. 17. Труднее тебе без игры сидеть, нежели когда неискусный барбер тупою бритвою не на мокрой бороде бреет. Кантемир Изъяснение к сатире 2. // 1867 222. Одоард .. кличет Арлекина, которои нарядяся в барбиера выходит, да хочет брить Панталона. 1734. Напасти Панталоновы. // Ит. ком. 359. Бальбер говорит: "опасаюсь вам объявить, чтоб чем не разгневить, понеже я два ланцета имею". Простонародные рассказы. РА 1874 1 630. Др. вар.: барбер, балбир. Балберский ая, ое. 1632. Сл. 17. Ср. также Барбье. - Лекс. Сл. 17: балбер 1609.
барбер (barber) сэмюэл
Большой энциклопедический словарь
БАРБЕР (Barber) Сэмюэл (1910-81) - американский композитор. Оперы "Ванесса" (1957), "Антоний и Клеопатра" (1966), балет "Медея" (1946), оркестровые, камерно-инструментальные сочинения.
Полезные сервисы
барбер сэмюэл
Энциклопедический словарь
Ба́рбер Сэмюэл (Barber) (1910-1981), американский композитор. Оперы «Ванесса» (1957), «Антоний и Клеопатра» (1966), балет «Медея» (1946), оркестровые камерно-инструментальные сочинения.
* * *
БАРБЕР Сэмюэл - БА́РБЕР (Barber) Сэмюэл (1910-81), американский композитор. Оперы «Ванесса» (1957), «Антоний и Клеопатра» (1966), балет «Медея» (1946), оркестровые, камерно-инструментальные сочинения.
Энциклопедия Кольера
БАРБЕР Сэмюэл (Barber, Samuel)
(1910-1981), американский композитор, родился 9 марта 1910 в Уэст-Честере (шт. Пенсильвания). Начал учиться музыке в возрасте шести лет и уже на первом году обучения обнаружил признаки композиторского дарования. В тринадцать лет поступил в Музыкальный институт Кертиса в Филадельфии, где в течение девяти лет занимался игрой на фортепиано, пением и композицией, а также брал уроки дирижирования у Ф.Райнера. Во время Второй мировой войны Барбер служил в военно-воздушных силах США. В апреле 1945 он был избран почетным членом Мемориального фонда Дж.Гуггенхайма. В течение летних сезонов 1947 и 1948 являлся музыкальным консультантом Американской академии в Риме.
Среди сочинений, принесших Барберу
мировую известность, можно упомянуть адажио для струнного оркестра, оркестровые эссе № 1 и № 2, Кэприкорнский концерт для флейты, гобоя, трубы и струнных (Capricorn Concerto), виолончельную и фортепианную сонаты (соната для фортепьяно впервые исполнена В.Горовицем). В опере Ванесса (Vanessa) раскрылся талант Барбера как музыкального драматурга. Первая симфония была создана в Риме и исполнена там же под управлением Б. Молинари (1936); в 1937 сочинение прозвучало на Зальцбургском фестивале. Премьеру Второй симфонии провел в 1944 Сергей Кусевицкий с Бостонским симфоническим оркестром; под его же управлением в 1948 состоялось первое исполнение Летней музыки (Knoxville, Summer of 1915) для квинтета духовых, а в 1946 - виолончельного концерта. Балет Медея (другое название Пещера сердца; Medea, Cave of the Heart), заказанный Барберу Мартой Грэхем, до сих пор пользуется наибольшей известностью среди его театральных композиций. Оркестровая сюита из этого балета впервые прозвучала в 1947 в исполнении Филадельфийского оркестра под управлением Ю. Орманди. В 1964 Барбер получил заказ на оперу Антоний и Клеопатра (Antony and Cleopatra) по Шекспиру; в создании ее либретто композитор сотрудничал с режиссером Ф. Дзеффирелли. Премьерой этого произведения было ознаменовано открытие 16 сентября 1966 нового здания нью-йоркской "Метрополитен-опера". В течение своей жизни Барбер получил множество премий и наград, в том числе дважды Пулитцеровскую премию (1958 и 1963): в первый раз премия была присуждена ему за оперу Ванесса, которая одновременно получила и Премию критики; во второй - за фортепианный концерт № 1. Экспрессивная природа музыкального дарования Барбера - в основном романтическая, лирическая. Именно поэтому в период творческого становления его не привлекла ни одна из "систем", возникших в музыке 20 в. - ни неоклассицизм Стравинского, ни атонализм, ни додекафония Шенберга. Барбер предпочел им выразительные средства 19 в., и на этой основе рано сумел выработать технически совершенный стиль, главными признаками которого можно считать объективность и нейтральность. Пожалуй, только в одном сочинении Барбера - Кэприкорнском концерте (1944) - заметно прямое влияние художественных течений современности, а именно
неоклассицизма Стравинского. Неоклассицизм оказал сдерживающее воздействие на романтически насыщенный язык Барбера, и тенденция к экономному обращению с выразительными средствами и кульминациями стала характерной для всего зрелого творчества композитора. Умер Барбер в Нью-Йорке 23 января 1981.
ЛИТЕРАТУРА
Шнеерсон Г. Портреты американских композиторов. М., 1977
Полезные сервисы
барбер теодор ксенофон
Энциклопедический словарь
БАРБЕР Теодор Ксенофон - БА́РБЕР (Barber) Теодор Ксенофон (р. 1927, Мартинс-Ферри, шт. Огайо), американский психолог и психотерапевт.
Окончил Американский университет в Вашингтоне (бакалавр, 1954) и аспирантуру Гарварда (см. ГАРВАРДСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ) ; доктор философии (1954). Директор Центра психологических исследований (1968-1978), Фонда Медфилда; президент Массачусетской психологической ассоциации (1974-1975).
Внес значительный вклад в современные исследования гипноза (см. ГИПНОЗ). Считал, что гипнотическое поведение можно объяснить исходя из привычных когнитивных и социальных понятий, таких как «мышление» и «воображение», не прибегая при этом к концепции «транса» (как особого гипнотического состояния). Идеи Барбера привели к когнитивно-бихевиористскому подходу по отношению к гипнозу.
Полезные сервисы
барбер, сэмюэл
Иллюстрированный энциклопедический словарь
БАРБЕР (Barber) Сэмюэл (1910 - 1981), американский композитор. В музыке Барбера проявились неоромантические и неоклассические тенденции. Автор опер (в том числе "Ванесса", 1957), балета, симфонических и камерно-инструментальных сочинений, концертов для инструментов с оркестром и др.
Полезные сервисы
барбера (barbera) джозеф
Большой энциклопедический словарь
БАРБЕРА (Barbera) Джозеф (р.1911) - американский кинорежиссер-мультипликатор и художник. В 1937-57 на студии "Метро Голдвин Майер" (после того как ему было отказано в работе на студии У. Диснея). Совместно с У. Ханна создает популярных героев мультфильмов кота Тома и мышонка Джерри, а затем, в 1957, студию "Ханна-Барбера Продакшнз", где были сняты популярные мультипликационные сериалы "Семья Джетсонов", "Мишка Йоги", "Флинстоны" и др.
Полезные сервисы
барбера джозеф
Энциклопедический словарь
БАРБЕРА Джозеф - БА́РБЕРА (Barbera) Джозеф (1911-2006), американский кинорежиссер-мультипликатор и художник. В 1937-57 на студии «Метро Голдвин Майер» (после того как ему было отказано в работе на студии У. Диснея (см. ДИСНЕЙ Уолт)). Совместно с У. Ханна (см. ХАННА Уильям) создает популярных героев мультфильмов кота Тома и мышонка Джерри, а затем, в 1957, студию «Ханна-Барбера Продакшнз», где были сняты популярные мультипликационные сериалы «Семья Джетсонов», «Мишки Йоги», «Флинстоуны» и др.
Полезные сервисы
барберино (barberino) франческо
Большой энциклопедический словарь
БАРБЕРИНО (Barberino) Франческо да (1264-1348) - итальянский куртуазный писатель (см. Куртуазная литература). Автор энциклопедических трактатов "О правилах поведения и нравах сеньор" и "Предписания Любви" (итальянские стихи в сопровождении латинской комментирующей прозы; изданы в 1640).
Полезные сервисы
барберино франческо
Энциклопедический словарь
БАРБЕРИНО Франческо - БАРБЕРИ́НО (Barberino) Франческо да (1264-1348), итальянский куртуазный писатель (см. Куртуазная литература (см. КУРТУАЗНОСТЬ)). Автор энциклопедических трактатов «О правилах поведения и нравах сеньор» и «Предписания Любви» (итальянские стихи в сопровождении латинской комментирующей прозы; изданы в 1640).