ВАЙ, ВАЙМЕ, межд.
Обычно выражает неодобрение, несогласие, горечь и т. п.
Вай, какую девушку упустил! Вайме, зачем правду мне не говоришь!
От распространенного экспресс. восклиц. у народов Кавказа, Закавказья и Средней Азии.
ВАЙ-ВАЙ (самоназвание уай-уай) - народность общей численностью 800 чел. Основные страны расселения: Бразилия - 530 чел., Гайана - 170 чел., Суринам - 100 чел. Язык - вай-вай. Религиозная принадлежность верующих: традиционные верования, часть - христиане.
Вайбха́шика (сарвастивада), философская школа буддизма хинаяны. Сложилась в III-II вв. до н. э. Основной источник - трактат Васубандху «Абхидхармакоша». Развила буддийское учение о дхармах.
* * *
ВАЙБХАШИКА - ВАЙБХА́ШИКА (сарвастивада), философская школа буддизма хинаяны (см. ХИНАЯНА). Сложилась в 3-2 вв. до н. э. Основной источник - трактат Васубандху (см. ВАСУБАНДХУ) «Абхидхармакоша». Развила буддийское учение о дхармах (см. ДХАРМА).
ВАЙБХАШИКА (сарвастивада) - философская школа буддизма хинаяны. Сложилась в 3-2 вв. до н. э. Основной источник - трактат Васубандху "Абхидхармакоша". Развила буддийское учение о дхармах.
ВАЙВАНЦЕВ
Я живу в Ухте, а вот мои предки из Архангельской обл., с Белого моря. Каково может быт происхождение фамилии Вайванцев? Можно предположить следующее.
1. суффикс -ец образует прозвища от географических названий. Возможно существовует (существовала) дерення или просто местность с названием Вайван. Человек, приехавший оттуда Вайванец - его дети Вайанцевы. Это закономерно для русских фамилий.
2. Интерес представляет поиск объяснения самого названия. В ненецком языке есть географический термин ванг в значении котоловина, впадина, залив, овраг. Он мог участвовать в образованинии название. А в фамилии г могло пропасть из-за сложноности произношения в руском языке. А вот что такое Вай, не нашел. Есть, например, Вайгач. Можно сделать вывод что слово ненецкое, что вполне возможно, учитывая, что ваши предки жили в Архангельской области. Ответ Хочу сообщить Вам дополнительно, что мой дед, а пытаясь объяснить происхождение своей фамилии, ссылался на финское а значение, связанное с водой. Во всяком случае, в коми языке (я сама а живу сейчас в Ухте, Коми), который относится к группе финно-угорских а языков, слово вода - звучит как "ва".
Ольга Анатольевна Костина..
ВАЙГА - ? архан. ход, проход для судов, глубь, стрежень, русло, ворота, мор. фарватер. Вайгач? муж. наносный, намывной, нижний (по течению) конец острова; наносная мель, коса, кошка. Вайгачный конец, берег, насыпной, наносный, намывной; пологий, низменный, наволочный.
Вайгач - I
Вайга́ч
остров на границе Баренцева и Карского морей, в составе России. Около 3,4 тыс. км2. Высота до 170 м. Тундровая растительность. Населенные пункты: Вайгач, Долгая Губа, Варнек. Полярная станция (с 1950).
II
«Вайга́ч»
российский ледокольный пароход. Построен в 1909; водоизмещение 1200 т. В 1910-1915 вместе с «Таймыром» служил базой гидрографической экспедиции в Северный Ледовитый океан под руководством Б. А. Вилькицкого, во время которой в 1913 открыта Северная Земля. В 1914-1915 впервые прошёл по Северному морскому пути из Владивостока в Архангельск (с зимовкой). Затонул в 1918 в Енисейском заливе.
"ВАЙГАЧ" - российский ледокольный пароход. Построен в 1909; водоизмещение 1200 т. В 1910-1915 вместе с "Таймыром" служил базой гидрографической экспедиции в Сев. Ледовитый ок. под руководством Б. А. Вилькицкого, во время которой в 1913 открыта Сев. Земля. В 1914-15 впервые прошел по Северному морскому пути из Владивостока в Архангельск (с зимовкой). Затонул в 1918 в Енисейском зал.
-----------------------------------
ВАЙГАЧ - остров на границе Баренцева и Карского морей, в составе Российской Федерации. Ок. 3,4 тыс. км². Высота до 170 м. Тундровая растительность. Населенные пункты: Вайгач, Долгая Губа, Варнек. Полярная станция (с 1950).
- Русский ледокол.
- Название этого острова происходит от саамского «vaikes» - «сквозной, проходной».
- Остров на границе Баренцева и Карского морей, в составе Российской Федерации.
ВАЙГАЧ (ледокольный пароход) - «ВАЙГА́Ч», российский ледокольный пароход. Построен в 1909; водоизмещение 1200 т. В 1910-1915 вместе с «Таймыром» (см. ТАЙМЫР (ледокол)) служил базой гидрографической экспедиции в Сев. Ледовитый ок. под руководством Б. А. Вилькицкого (см. ВИЛЬКИЦКИЙ Борис Андреевич), во время которой в 1913 открыта Северная Земля (см. СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ). В 1914-15 впервые прошел по Северному морскому пути (см. СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ (СМП)) из Владивостока в Архангельск (с зимовкой). Затонул в 1918 в Енисейском заливе (см. ЕНИСЕЙСКИЙ ЗАЛИВ) .
ВАЙГЕЛЬ Теодор - ВА́ЙГЕЛЬ (Weigel) Теодор (р. 22 апреля 1939, Оберрор), государственный деятель ФРГ, федеральный министр финансов (с 1989). Изучал право и политологию в Мюнхенском и Вюрцбургском университетах. В 1960 вступил в партию Христианско-социальный союз (ХСС) (см. ХРИСТИАНСКО-СОЦИАЛЬНЫЙ СОЮЗ) . Работал в молодежных организациях ХДС/ХСС. С 1972 депутат бундестага. С 1988 председатель ХСС.
ВАЙДА - жен., вологод. ванда, верша, морда.
| Растение крутик, синячник, синиль, синильник, Isatis tinctoria. Вайдовый, относящийся к вайде. Вайда заменяет у нас кубовую краску, индиго.
Ва́йда - род трав семейства крестоцветных. Около 60 видов, в Евразии и северной Африке. Вайду выемчатую и другие виды иногда разводят на корм. Вайду красильную прежде культивировали в Западной Европе как красильное растение, (листья содержат индиго).
ВАЙДА - род трав семейства крестоцветных. Ок. 60 видов, в Евразии и Сев. Африке. Вайду выемчатую и др. виды иногда разводят на корм. Вайду красильную прежде культивировали в Зап. Европе как красильное растение (листья содержат индиго).
сущ., кол-во синонимов: 9
ванда (8)
верша (9)
краситель (137)
крутик (13)
морда (76)
растение (4422)
синиль (5)
синильник (6)
синячник (5)
ВАЙДА (нем. Waid). Род растений, из которых особенно замечательна красильная вайда, иначе синило, синильник, из листьев которой добывают превосходную синюю краску.
- Сценографию, костюмы для многих постановок этого польского режиссёра создавала его жена Кристина Захватович.
- Растение семейства крестоцветных, красильное.
- Польский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Поколение», «Канал», «Пепел и алмаз».
- Польский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Лётна», «Навинные чародеи», «Самсон».
- Польский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Сибирская леди Макбет», «Пепел», «Врата Рая».
- Польский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Всё на продажу», «Охота на мух», «Пейзаж после битвы».
- Польский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Березняк», «Пилат и другие», «Свадьба».
- Польский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Земля обетованная», «Теневая черта», «Человек из мрамора».
- Польский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Без наркоза», «Барышни из Вилько», «Дирижер».
- Польский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Человек из железа», «Дантон», «Любовь в Германии».
- Польский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Хроника любовных случаев», «Бесы», «Корчак».
- Польский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Кольцо с орлом в короне», «Настасья», «Страстная неделя».
- Польский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Девушка Никто», «Пан Тадеуш», «Месть».
- Польский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Катынь», «Аир», «Сладкий тростник».
ВАЙДА (Wajda) Анджей (р. 1926) - польский режиссер. Фильмы: "Канал" (1957), "Пепел и алмаз" (1958), "Пепел" (1965), "Все на продажу" (1969), "Березняк" (1971), "Человек из мрамора" (1976), "Без наркоза" (1978), "Человек из железа" (1981), "Дантон" (1983), "Хроника любовных происшествий" (1986). Его фильмы об исторических путях развития Польши, трагических коллизиях в отношениях между личностью и обществом. Работает в театре.
Ва́йда Анджей (Wajda) (р. 1926), польский режиссёр. Фильмы: «Канал» (1957), «Пепел и алмаз» (1958), «Пепел» (1965), «Всё на продажу» (1969), «Березняк» (1971), «Человек из мрамора» (1976), «Без наркоза» (1978), «Человек из железа» (1981), «Дантон» (1983), «Хроника любовных происшествий» (1986), «Страстная неделя» (1995) и др. Его фильмы об исторических путях развития Польши, трагических коллизиях в отношениях между личностью и обществом. Работает в театре.
* * *
ВАЙДА Анджей - ВА́ЙДА (Wajda) Анджей (р. 6 марта 1926, Сувалки), польский режиссер театра и кино.
Учился в Академии изобразительных искусств в Кракове, но не закончил ее и с 1950 начал работу в кино. Снял короткометражные фильмы «Когда ты спишь» (1950), «Злой мальчик» (по А. П. Чехову, 1950), «Илжецкая керамика» (1951), «Я иду к солнцу» (1956), работал ассистентом режиссера, был вторым режиссером на съемках фильма «Пятеро с улицы Барской» (режиссер А. Форд, 1953). В 1954 Вайда окончил режиссерское отделение Высшей школы кинематографии и театрального искусства в Лодзи.
Как самостоятельный режиссер Вайда дебютировал в 1955 фильмом «Поколение» (по Б. Чешко), посвященным молодым участникам антифашистского подполья в годы Второй мировой войны. Этот фильм положил начало «польской школе кино», признанным лидером которой Вайда стал после фильма «Канал» (1957), который повествует о событиях Варшавского восстания 1944 (см. ВАРШАВСКОЕ ВОССТАНИЕ 1944). Третий фильм режиссера «Пепел и алмаз» (по роману Ежи Анджеевского (см. АНДЖЕЕВСКИЙ Ежи), 1958) рассказывает о трагедии польских подпольщиков, потерявших политические и нравственные ориентиры в сложной обстановке 1945. В этих фильмах, принесших Вайде широкое признание, режиссер с большой художественной силой показал судьбу своего поколения в наиболее острые моменты польской истории. Военная тема развивалась Вайдой в фильмах «Lotna»(«Летучая», 1959) и «Самсон» (1961, по К. Брандысу).
В 1960-х гг. Вайда выходит за рамки военной тематики, параллельно развивая сразу несколько направлений в своем творчестве. Это и экранизации польской литературной классики: «Пепел» (1965, по С. Жеромскому (см. ЖЕРОМСКИЙ Стефан)), «Барышни из Вилько» (1971, по Я. Ивашкевичу (см. ИВАШКЕВИЧ Ярослав)), «Свадьба» (по С. Выспяньскому (см. ВЫСПЯНЬСКИЙ Станислав), 1973), «Земля обетованная» (1974, по В. Реймонту), где он ностальгически живописует польское общество прошедших лет и веков, и бытовые лирико-сатирические комедии 1960-1970-х гг. «Невинные чародеи» (1960), «Слоеный пирог» (1968, на телевидении, по С. Лему (см. ЛЕМ Станислав)), «Охота на мух» (1969).
С конца 1960-х гг. Вайда обращается к жанру политико-публицистического кино. Фильмы «Все на продажу» (1969), «Человек из мрамора» (1976), «Без наркоза» (1978), «Дирижер» (1979), «Человек из железа» (1981, главная премия Каннского кинофестиваля (см. КАННСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ)) становятся явлением не только художественной, но и политической жизни польского общества. Определившийся в своем выборе режиссер громко и недвусмысленно заявил о неприятии коммунистического правления в Польше. Кинематографическое творческое объединение «Икс», которым Вайда руководил в 1972-1982, стало центром польского «кинематографа морального беспокойства». В 1978-1982 занимал пост председателя Союза польских кинематографистов.
Фильмы Анджея Вайды были отмечены на многих международных кинофестивалях, он снискал прижизненную славу классика мирового кино. После введения в Польше военного положения в 1981 режиссер уехал во Францию, где поставил фильм «Дантон» (1983, премия «Сезар (см. СЕЗАР (премия))»), посвященный событиям Великой французской революции (см. ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ). Неоднократно Вайда обращался и к экранизациям русской классики: «Сибирская леди Макбет» (по Н. С. Лескову (см. ЛЕСКОВ Николай Семенович), 1961, Югославия), «Пилат и другие» (по М. А. Булгакову, 1971, ФРГ, на телевидении), «Бесы» (по Ф. М. Достоевскому (см. ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович), 1988), «Настасья» (по Ф. М. Достоевскому, 1994).
После некоторого перерыва, с начала 1970-х гг. Вайда вновь обратился к военной тематике и создал ряд блестящих и остро трагических фильмов: «Пейзаж после битвы» (1970, по Т. Боровскому, 1970), «Березняк» (по Я. Ивашкевичу, 1971), «Любовь в Германии» (1983, ФРГ), «Корчак (см. КОРЧАК Януш)» (1990), «Перстенек с орлом в короне» (1992), «Страстная неделя» (1995), «Барышня Никто» (1996). Кроме того, Вайда поставил фильмы «Любовь в двадцать лет» (1962), «Врата рая» (1967), «Теневая полоса» (с Великобританией, 1976), «Хроника любовных происшествий» (1986), «Пан Тадеуш» (1999).
Помимо кино, Вайда, начиная с конца 1950-х гг., работал в театре, сначала эпизодически, а затем постоянно. В числе его наиболее знаменитых работ - неоднократные постановки «Гамлета» (1960, 1981, 1989), «Бесов» (1971, 1974), «Настасьи Филипповны» (1977, 1986), которые режиссер повторял в разных странах и с различными составами актеров. В 1989-1991 Вайда руководил варшавским театром «Повшехны», где поставил нашумевший спектакль «Разговор с палачом». Вайда много работал на телевидении, преподавал на режиссерском отделении Высшей польской школы кинематографии и театрального искусства. В 1989-1991 он был сенатором Польской республики.
Анджей Вайда.
ВАЙДА (Wajda) Анджей (родился в 1926), польский режиссер. Трагизм истории и отдельных человеческих судеб определяет звучание фильмов "Пепел и алмаз" (1958), "Пейзаж после битвы" (1970), "Березняк" (1971), "Без наркоза" (1978), "Корчак" (1990). От исторических сюжетов Вайда переходит к прямому обличению коммунистической системы ("Человек из мрамора", 1976; "Человек из железа", 1981) и революционной практики ("Дантон", 1983). Тесно связанный с традициями польского романтизма, режиссерский стиль Вайды сочетает напряженный драматизм и экспрессию с глубоким лиризмом и тщательной психологической разработкой характеров. Много работает в театре и на телевидении.
Ва́йжгантас - Юозас Тумас, Tumas, (Vaižgantas) (1869-1933), литовский писатель, публицист. Реалистическое отражение жизни различных слоёв литовского общества конца XIX - начала XX вв. в романах «Проблески» (1917-1933), «Рак семьи» (1927-1929), повестях «Дяди и тётки» (1921), «Немой» (1930), «Жемайтийский Робинзон» (1932) и других сочетается с поэтизацией народно-религиозного уклада и природы.
* * *
ВАЙЖГАНТАС - ВА́ЙЖГАНТАС (наст. имя и фам. Юозас Тумас, Tumas) (1869-1933), литовский писатель. Реалистически отразил жизнь литовского народа кон. 19 - нач. 20 вв. в романах «Проблески» (1917-33), «Рак семьи» (1927-29), повестях «Дяди и тетки» (1921), «Немой» (1930), «Жемайтийский Робинзон» (1932) и др.
ВАЙЖГАНТАС (наст. имя и фам. Юозас Тумас - Tumas) (1869-1933), литовский писатель. Реалистически отразил жизнь литовского народа кон. 19 - нач. 20 вв. в романах "Проблески" (1917-33), "Рак семьи" (1927-29), повестях "Дяди и тетки" (1921), "Немой" (1930), "Жемайтийский Робинзон" (1932) и др.
-----------------------------------
ВАЙЖГАНТАС - в литовской мифологии божество льна.
Ва́йжгантас (Vaižgantas) (настоящие имя и фамилия Юозас Тумас, Tumas) (18691933), литовский писатель, публицист. Реалистическое отражение жизни различных слоёв литовского общества конца XIX начала XX вв. в романах «Проблески» (191733), «Рак семьи» (192729), повестях «Дяди и тётки» (1921), «Немой» (1930), «Жемайтийский Робинзон» (1932) сочетается с поэтизацией народно-религиозного уклада и литовской природы.
ВАЙЖГАНТАС (в мифологии) - ВАЙЖГА́НТАС, в литовской мифологии божество льна. Описание литовского обряда сике (лит. «лепешка») имеется в работах польского автора 17 в. Я Ласицкого: самая высокая девушка деревни в наполненном лепешками переднике, с льном и липовыми листьями просит Вайжгантаса вырастить длинный лен. В жертву ему приносили петухов.
ВАЙЗЕНБОРН (Вейзенборн) (Weisenborn) Гюнтер (1902-69) - немецкий писатель. Участник Движения Сопротивления. В 1942-45 узник фашистской тюрьмы. Пьесы, в т. ч. драма "Подпольщики" (1945), сборник прозаических фрагментов "Мемориал" (1948) об антифашистской борьбе в Германии 1933-45. Роман "Преследователь" (1961).
Ва́йзенборн Гюнтер - Вейзенборн (Weisenborn) (1902-1969), немецкий писатель. Участник Движения Сопротивления. В 1942-1945 узник фашистской тюрьмы. После 2-й мировой войны в ФРГ. Тексты политических песен. Пьесы, в том числе драма «Подпольщики» (1945), сборник прозаических фрагментов «Мемориал» (1948) об антифашистской борьбе в Германии. Роман «Преследователь» (1961).
* * *
ВАЙЗЕНБОРН Гюнтер - ВА́ЙЗЕНБОРН (Вейзенборн) (Weisenborn) Гюнтер (1902-69), немецкий писатель. Участник Движения Сопротивления (см. ДВИЖЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ) . В 1942-45 узник фашистской тюрьмы. Пьесы, в т. ч. драма «Подпольщики» (1945), сборник прозаических фрагментов «Мемориал» (1948) об антифашистской борьбе в Германии 1933-45. Роман «Преследователь» (1961).
Ва́йзенборн, Вейзенборн (Weisenborn) Гюнтер (19021969), немецкий писатель. Участник Движения Сопротивления. В 194245 узник фашистской тюрьмы. После Второй мировой войны в ФРГ. Тексты политических песен. Пьесы, в том числе драма «Подпольщики» (1945), сборник прозаических фрагментов «Мемориал» (1948) об антифашистской борьбе в Германии. Роман «Преследователь» (1961).
- Латвийская певица, исполнительница хитов «Скрипач на крыше», «Шерлок Холмс», «Лёгкой джазовой походкой».
- Латвийская эстрадная певица, спевшая про вернисаж.
- Латвийская эстрадная певица, исполнившая песню «Ещё не вечер».
- Эстрадная певица, «вышедшая на Пикадилли».
- Великолепная Лайма.
ВАЙКУЛЕ Лайма Станиславовна - ВА́ЙКУЛЕ Лайма Станиславовна (р. 30 марта 1954, Рига), латвийская эстрадная певица, актриса.
Окончила Государственный институт театрального искусства (актерский и режиссерский факультет). Концертный дебют с песней Р. Паулса (см. ПАУЛС Раймондс) состоялся в 1986.
Неоднократно участвовала в международных фестивалях и конкурсах, в том числе: «Братиславская лира» (1987, приз «Золотая лира»), фестиваль «AU music worlds» (Монако, 1993). Организатор и участница конкурса «Юрмала» (1992, 1993).
Выступала с сольными программами «Я за тебя молюсь» и «Я вышла на Пикадилли». В 1992 снялась в главной роли в художественном фильме «В русском стиле» (Одесская киностудия).
Среди постоянных авторов песен, которые исполняет Вайкуле, композиторы Р. Паулс, И. Крутой и поэты И. Резник, В. Пеленягрэ, Владлен Дозарцев.
Вайкуле работает в стиле европейских шоу-варьете, выступая не только как певица, но и как хореограф-постановщик, танцовщица, актриса. Среди лучших песен: «Вернисаж», «Скрипач на крыше», «Еще не вечер», «Чарли», «Я за тебя молюсь» - авторы Р. Паулс и И. Резник.
Лайма Вайкуле ведет активную творческую жизнь: постоянно дает сольные концерты, гастролирует, готовит новые шоу-программы, выступает на концертных вечерах Раймонда Паулса, Ильи Резника, Игоря Крутого.
Вайль (Weil) Симона (19091943), французский социальный мыслитель, леворадикальный общественный деятель, христианский мистик и моралист. С 1940 в эмиграции. Принимала участие в рабочем движении, гражданской войне в Испании, антифашистском сопротивлении. Основные труды изданы посмертно при содействии Г. Марселя и А. Камю (сборник статей «Бремя и милость», 1947; книга «Удел рабочего», 1951, и др.).
ВАЙЛЬ Курт (Weill, Kurt) (1900-1950), немецкий композитор и дирижер. Родился в Дессау 2 марта 1900. Учился музыке у отца, а затем, после Первой мировой войны, в Берлине - у Э. Хумпердинка. Некоторое время работал дирижером, брал уроки у Ф. Бузони, одновременно сочиняя в камерных и симфонических жанрах. После успешной постановки первой оперы - Протагонист (Der Protagonist, 1926) - Вайль сосредоточился на театральных жанрах и сочинил восемь опер и несколько музыкальных комедий. Наибольшей известностью пользуется Трехгрошовая опера (Die Dreigroschenoper, 1928) на либретто Б.Брехта по английской пьесе 18 в. Опера нищего. После смерти композитора песни из этого произведения исполняла в США супруга композитора, знаменитая певица Лотта Ленья (1898-1891). Вайль покинул Германию в 1933 и переселился в США в 1935. Здесь он создал музыку к ряду мюзиклов, в их числе Праздник в Нью-Йорке (Knickerbocker Holiday, 1938) по пьесе М. Андерсона, Леди в темноте (Lady in the Dark, 1941), Одно прикосновение Венеры (One Touch of Venus, 1943), Уличное происшествие (Street Scene, 1947). Последней завершенной работой Вайля стала музыка к Затерянному в звездах (Lost in the Stars, 1949), пьесе М.Андерсона по роману А.Патона Плачь, любимая страна. Накануне своей кончины Вайль работал с М.Андерсоном над мюзиклом по Приключениям Гекльберри Финна М.Твена. Умер Вайль в Нью-Йорке 3 апреля 1950.
ЛИТЕРАТУРА
Леонтьева О. Западноевропейский композиторы середины XX века. М., 1964 Музыка XX века, кн. 3, 4. М., 1980, 1984
ВАЙЛЬ Петр Львович - ВАЙЛЬ Петр Львович (р. 1949), русский писатель, эссеист. С 1977 в США. Основная сфера интересов: русская литература 19 и 20 вв., современная культура. Публиковался в эмигрантских изданиях «Континент (см. КОНТИНЕНТ (журнал)) », «Время и мы», «Грани», «Эхо» и др. С 1993 главный редактор русской службы радиостанции «Свобода». Книги (совместно с А. А. Генисом (см. ГЕНИС Александр Александрович)): «Современная русская проза» (1982), «Потерянный рай. Эмиграция: попытка автопортрета» (1983), «60-е. Мир советского человека» (1988), «Родная речь» (1990) и др. После того как растался с Генисом, написал книгу «Гений места» (1999).
ВАЙЛЬ Петр Львович (р. 1949) - русский писатель, эссеист. С 1977 в США. Основная сфера интересов: русская литература 19 и 20 вв., современная культура. Публиковался в эмигрантских изданиях "Континент", "Время и мы", "Грани", "Эхо" и др. С 1993 главный редактор русской службы радиостанции "Свобода". Книги (совместно с А. А. Генисом): "Современная русская проза" (1982), "Потерянный рай. Эмиграция: попытка автопортрета" (1983), "60-е. Мир советского человека" (1988), "Родная речь" (1990) и др.
Вайль Симона - Вейль (Weil) (1909-1943), французский социальный мыслитель, леворадикальный общественный деятель, христианский мистик и моралист. С 1940 в эмиграции. Принимала участие в рабочем движении, гражданской войне в Испании 1936-1939, антифашистском сопротивлении. Основные труды изданы посмертно при содействии Г. Марселя и А. Камю (сборник статей «Бремя и милость», 1947; книга «Удел рабочего», 1951, и др.).
ВА́ЙМАН Мих. Израилевич (1926-77) - скрипач и педагог. Учился сначала у отца, затем у П. С. Столярского, закончил Ленингр. конс. в 1949 у Ю. И. Эйдлина, с этого же года здесь преподаватель (1966 - проф., 1970 - зав. каф.). Лауреат междунар. конкурсов скрипачей им. Я. Кубелика (Прага, 1949), им. И.-С. Баха (Лейпциг, 1950), им. бельг. королевы Елизаветы (Брюссель, 1951). С 1945 вел интенсивную концертную деятельность в СССР и за рубежом. Поч. сенатор Высшей муз. академии им. Ф. Листа (1965), поч. гражданин г. Веймара (1967). Игра В. подкупала искренностью и теплотой звука, чувством стиля, импровизационностью. Его выступления с пианисткой М. В. Карандашевой - уникальное явление отечеств. ансамблевого иск-ва (их репертуар включал все осн. камерные произв. для скрипки и фп.; были первыми исполнителями мн. произв. ленингр. композиторов: А. Лобковского, Б. Клюзнера, Г. Уствольской, В. Салманова, Б. Арапова). Среди учеников В.: А. Фишер, З. Винников, Ф. Хиршхорн, М. Гантварг, Т. Маехаси, М. Усиодо, С. Стадлер.
Лит. Раабен Л., Шульпяков О. Михаил Вайман - исполнитель и педагог. Л., 1984.
Ва́йман Михаил Израилевич (19261977), скрипач, педагог, заслуженный артист РСФСР (1957). С 1945 солист Ленинградской филармонии. 2-я премия на Международном конкурсе имени королевы Елизаветы (Брюссель, 1951). Профессор Ленинградской консерватории с 1966.
ВАЙМАН Семен Теодорович - ВА́ЙМАН Семен Теодорович (р. 1924), российский литературовед, доктор филологических наук (1970). Основная сфера интересов - теория литературы, история зарубежной литературы. Книги: «Художественный метод Рабле» (1960), «Данте и проблема зарождения реализма» (1961), «Марксистская эстетика и проблемы реализма» (1964), «Реализм как антипод религии. Этюды о поэтике Боккаччо» (1966), «Бальзаковский парадокс» (1981), «Гармонии таинственная власть. Об органической поэтике» (1989) и др.
ВАЙМАН Семен Теодорович (р. 1924) - российский литературовед, доктор филологических наук (1970). Основная сфера интересов - теория литературы, история зарубежной литературы. Книги: "Художественный метод Рабле" (1960), "Данте и проблема зарождения реализма" (1961), "Марксистская эстетика и проблемы реализма" (1964), "Реализм как антипод религии. Этюды о поэтике Боккаччо" (1966), "Бальзаковский парадокс" (1981), "Гармонии таинственная власть. Об органической поэтике" (1989) и др.
ВАЙН vin m. Вино. К утру лагерь наш был наполнен Парижанами, особливо Парижанками, которыя приходили продавать водку à boire la goutte, и промышляли .. Наши солдаты скоро стали называть водку берлагутом, полагая, что это слово есть настоящий перевод сивухи на французском языке. Вино красное они называли вайном. Любовные похождения назывались у них триктрак и сим словом достигали они исполнения желаний. Н. Н. Муравьев Зап. 1814 г. // РА 1886 2 102.