Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

схема

Толковый словарь

ж.

1. Чертеж, изображающий систему, устройство чего-либо или взаимоотношение частей чего-либо.

2. Изложение, описание чего-либо в общих чертах, без подробностей.

отт. Общий план построения, организации чего-либо.

отт. перен. То, что создано в упрощенно-отвлеченном виде, как по трафарету.

СХЕ́МА - сущ., ж., употр. сравн. часто

Морфология: (нет) чего? схе́мы, чему? схе́ме, (вижу) что? схе́му, чем? схе́мой, о чём? о схе́ме; мн. что? схе́мы, (нет) чего? схе́м, чему? схе́мам, (вижу) что? схе́мы, чем? схе́мами, о чём? о схе́мах

1. Схемой называется взаимосвязь, взаимодействие между частями какого-либо устройства, прибора.

Сложная электронная схема.

2. Схемой называется чертёж, который показывает и объясняет принцип работы какого-либо устройства.

Читать, чертить схемы. | Схема телефонного аппарата. | Описание автомобиля снабжено схемами. | Собрать по схеме модель самолёта.

3. Схемой называют графическое изображение взаимного пространственного расположения чего-либо.

Схема линий метрополитена. | Схема коммуникаций аэропорта.

4. Схемой называют план действий, продуманный порядок выполнения чего-либо.

На все случаи жизни готовых схем нет. | Основная схема выполнения задания чётко разделяется на три части. | При покупке квартиры по безналичному расчёту схема оплаты упрощается.

5. Схемой называют изложение, описание чего-либо в самых общих, основных чертах, без деталей, подробностей.

Вместо полнокровного романа вышла сухая схема событий.

схемати́чный прил.

схемати́ческий прил.

схемати́чески нар.

схемати́чно нар.

схематизи́ровать глаг., нсв., св.

Толковый словарь Ушакова

СХЕ́МА, схемы, жен. (греч. schema-образ, вид).

1. Чертеж, изображающий систему, устройство чего-нибудь или взаимоотношение частей чего-нибудь. Схема радиоприемника. Схема трансформатора. Схема двигателя. Схема сооружения.

2. Изложение, описание или изображение чего-нибудь в основных, главных, общих чертах. Схема романа. Схема доклада.

|| перен. Трафаретный образец, форма (пренебр.). Мыслить готовыми схемами.

Толковый словарь Ожегова

СХЕ́МА, -ы, жен.

1. Совокупность взаимосвязанных частей какого-н. устройства, прибора, узла, а также чертёж, разъясняющий принципы работы такого устройства. Общая с. работы узла. С. радиоприёмника. С. телефонного аппарата.

2. Изложение, описание, изображение чего-н. в главных чертах. С. сочинения. Герой фильма ходячая с. (перен.: представлен схематически, упрощённо).

| прил. схемный, -ая, -ое (к 1 знач.).

Энциклопедический словарь

СХЕ́МА -ы; ж. [греч. schēma - наружный вид, образ, форма]

1. Совокупность взаимосвязанных частей какого-л. устройства, прибора, узла; чертёж, разъясняющий принцип его работы. Начертить схему телефонного аппарата. Читать схемы. Описание автомобиля снабжено схемами и рисунками. Собрать по схеме модель самолёта. Приведение поршня в действие смотрите на схеме.

2. Графическое изображение расположения или взаимоотношения чего-л. С. значений многозначного слова. С. расположения универмагов и магазинов города. С. линий метрополитена. С. родственных связей царской династии.

3. Общий план действий, принятый порядок осуществления, выполнения чего-л. С. приёма гомеопатических лекарств. Отказаться в экстренной ситуации от предусмотренной ранее схемы (о линии поведения). На все случаи жизни готовых схем нет.

4. Изложение, описание чего-л. в самых общих, основных чертах, без деталей, подробностей (обычно примитивно, упрощённо). Вместо полнокровного романа вышла сухая с. событий. Ваш герой - ходячая с. (разг.; о том, кто мыслит и действует шаблонно, упрощённо).

Схе́мка, -и; мн. род. -мок, дат. -мкам; ж. Уменьш.-ласк. (1-2 зн.). Передайте, пожалуйста, схемку. С. затёрта, ничего не видно. Схе́мный, -ая, -ое (1 зн.). С-ые и конструктивные особенности телевизора.

* * *

схе́ма (от греч. schēma - наружный вид, форма), 1) чертёж, на котором условными графическими обозначениями показаны составные части изделия или установки и соединения или связи между ними.

2) Описание, изложение чего-либо в общих, главных чертах.

Большой энциклопедический словарь

СХЕМА (от греч. schema - наружный вид - форма),1) чертеж, на котором условными графическими обозначениями показаны составные части изделия или установки и соединения или связи между ними.2) Описание, изложение чего-либо в общих, главных чертах.

Академический словарь

-ы, ж.

1. Чертеж, изображающий систему, устройство или взаиморасположение, связь частей чего-л.

Схема радиоприемника. Схема телефонной установки.

Звонарев от нечего делать стал рассматривать висевшие на стене схемы и карты с расположением артурских батарей. Степанов, Порт-Артур.

[Сачков] показал мне схему реки, залива и Бурунного мыса, на которую был нанесен чернилами жирный треугольник. Диковский, Конец «Саго-Мару».

2. План построения, организации чего-л., изложенный в главных, общих чертах.

Схема пьесы.

Когда я, собираясь делать доклад, мысленно наметил его схему, то обратился к основным источникам и в первую очередь к нашей Конституции. М. Калинин, О коммунистическом воспитании.

3. Изображение, образ, созданные в упрощенно-обобщенном виде.

Вместо живого лица у меня вышла какая-то схема. Идее недоставало плоти и крови. Я снял холст с мольберта и поставил его в угол лицом к стене. Гаршин, Надежда Николаевна.

Читатель говорит: «Я бы так не сделал, не подумал на его месте. Это - неправда». И мы говорим: герой - схема. Катаев, Мысли о творчестве.

[От греч. σχη̃μα - наружный вид, образ, форма]

Иллюстрированный энциклопедический словарь

СХЕМА (от греческого schema - наружный вид, форма),

1) чертеж, на котором условными графическими обозначениями изображены устройство, взаиморасположение и связь частей чего-либо.

2) Описание, изложение чего-либо в общих, главных чертах.

Сборник слов и иносказаний

схема - образ, изображение, образец (отвлеченно) - фигура, начертание от предмета

Ср. Резюмировав его положения, она начертала такую схему: характер в высшей мере благородный и сильный; воля непреклонная, доброта без границ...

Лесков. Захудалый род. 2, 16.

Ср. Schema (лат.) - форма, наружный вид. (Vitr. Suet.)

Ср. σχημα (наружный вид) - представляемый вид.

Поговорки

По полной схеме. Жарг. мол. В высшей степени, в полной мере, основательно. WMN, 91.

Сходить по схеме. Жарг. авиа. Шутл. Побывать в туалете перед вылетом. Максимов, 412.

Орфографический словарь

схе́ма, -ы

Формы слов для слова схема

схе́ма, схе́мы, схе́м, схе́ме, схе́мам, схе́му, схе́мой, схе́мою, схе́мами, схе́мах

Синонимы к слову схема

1. скелет

2. см. план

См. план...

Тезаурус русской деловой лексики

1.

Syn: диаграмма, график, план, проект, таблица, конфигурация, карта, схематическое изображение, чертеж

2.

Syn: элемент, компонент, деталь, звено, устройство, установка

3.

Syn: проводка, коммутация, цепь, контур

4.

Syn: метод, способ

Лингвистические термины

1.

1) Чертеж, изображающий устройство, взаимоотношение частей чего-н.

2) Изложение, описание, изображение чего-н. в главных чертах, без деталей, без подробностей.

2. в когнитивной науке

Способ представления операциональной информации.

Морфемно-орфографический словарь

схе́м/а.

Грамматический словарь

схе́ма ж 1a

Глагольная сочетаемость

предложить схему => демонстрация

представить схему => демонстрация

схема позволяет => возможность, субъект, модальность

Методические термины

СХЕ́МА (от греч. schēma - образ, вид, форма).

Условное или абстрактное изображение устройства чего-л. или взаимодействия частей, элементов чего-л. В преподавании языку С. часто в упрощенном и обобщенном виде представляет факты языка или правила. См. графическая наглядность.

Этимологический словарь

Заимств. из лат. яз., где schema < греч. schēma «фигура, вид».

схе́ма

Через польск. schema из лат. schema от греч. σχῆμα "выражение лица, осанка, фигура".

Словарь иностранных слов

СХЕМА (греч. schema). Изображение, представляющее не форму, но отношения и действия предметов.

Сканворды для слова схема

- Изображение «внутренностей» телевизора на бумаге.

- ... ухода от налогов.

- Интегральная ...

- Описание, изображение чего-нибудь.

- Провода на бумаге.

- Блок-... алгоритма.

- Приложение к инструкции.

- Чертёж веток метро.

- Условный план.

- Принципиальная ...

- Чертёж телевизора на бумаге.

- Греческий «наружный вид, форма».

Полезные сервисы

схема анализа глагола

Лингвистические термины

1) выделить словоформу в тексте;

2) часть речи; категориальное значение глагола;

3) начальная форма глагола; вопрос к начальной форме глагола; вопрос к словоформе в тексте;

4) форма глагола (спрягаемая/неспрягаемая);

5) основы глагола: основа инфинитива и основа настоящего времени;

6) класс глагола; показатели класса глагола;

7) тип спряжения глагола; показатель спряжения;

8) вид глагола; значение вида; видовая пара глагола; способ образования видовой пары; способ глагольного действия;

9) переходность/ непереходность глагола; показатель переходности/непереходности;

10) возвратность/невозвратность; показатель возвратности (постфикс -ся); функция и значение постфикса -ся;

11) залог глагола; показатель залога; значение залога;

12) наклонение глагола; показатель наклонения; значение наклонения;

13) время глагола; показатель времени; значение времени;

14) лицо глагола; показатель лица; значение лица;

15) число глагола; показатель числа; значение числа;

16) род глагола; показатель рода; значение рода;

17) парадигма спряжения глагола.

Полезные сервисы

схема анализа двучленного бессоюзного сложного предложения

Лингвистические термины

1) тип предложения по характеру основной синтаксической связи и количеству предикативных частей;

2) тип предложения по количеству субъектов:

а) моносубъектное;

б) полисубъектное;

3) тип предложения по структуре:

а) однородного состава;

б) неоднородного состава;

4) средства связи предикативных частей: интонация; анафорические местоимения и местоименные наречия; катафорические местоимения и местоименные наречия; соотношение видо-временных форм сказуемых и модальных планов предикативных частей; лексические показатели связи (синонимы, антонимы, слова одной лексико-семантической или тематической группы); незамещенность синтаксической позиции в первой части; общий второстепенный член или общая придаточная часть; неполнота одной из частей; параллелизм структуры; порядок предикативных частей;

5) гибкость/негибкость структуры (для предложений неоднородного состава);

6) дифференцированность/недифференцированность семантики (для предложений неоднородного состава): а) предложения с дифференцированными отношениями;

б) предложения с недифференцированными отношениями;

7) тип бессоюзного сложного предложения (общее синтаксическое значение);

8) соотнесенность / несоотнесенность анализируемого предложения с другими типами сложных предложений;

9) свободная / несвободная (фразеологизированная) модель;

10) коммуникативный тип предложения:

а) членимое;

б) нечленимое;

11) функциональный тип предложения:

а) повествовательное;

б) вопросительное;

в) побудительное;

г) повествовательно-вопросительное;

д) побудительно-повествовательное и повествовательно-побуди-тельное;

12) тип предложения по эмоциональной окрашенности:

а) восклицательное;

б) невосклицательное;

13) структурная схема;

14) пунктуационный анализ [Николина Н.А. // Диброва Е.И. и др. 2002].

Полезные сервисы

схема анализа деепричастия

Лингвистические термины

1) словоформа в тексте;

2) часть речи; категориальное значение; вопрос к словоформе в тексте;

3) глагол, от которого образовано деепричастие; основа глагола, от которой образовано деепричастие (основа инфинитива/основа настоящего времени глагола); суффикс деепричастия; постфикс -ся, если имеется;

4) вид деепричастия; показатель вида;

5) возвратность/невозвратность деепричастия; показатель возвратности;

6) переходность/непереходность деепричастия; показатель переходности/непереходности;

7) залог деепричастия; показатель залога;

8) время деепричастия; значение времени (относительное: одновременность, предшествование, следование);

9) парадигма деепричастия;

10) функционирование в тексте.

Полезные сервисы

схема анализа диалогического единства

Лингвистические термины

1) количество реплик, составляющих диалогические единство;

2) характеристика реплик, входящих в диалогическое единство:

а) анализ реплики-стимула (вопросная, побудительная, повествовательная);

б) анализ реплики-реакции (ответ, встречный вопрос, цитация предшествующей реплики, согласие, разрешение, уточнение, пояснение, опровержение и др.);

в) анализ третьей (четвертой) реплики;

3) конструктивные средства связи реплик: интонация; неполнота предложения; незавершенность высказывания; местоименные замены; анафорические местоимения; повтор; использование слов одной лексико-семантической или тематической группы; использование частиц, междометий, вводных слов, устанавливающих связи между репликами; наличие союза в начале второй реплики;

4) тип диалогического единства: информативное единство; директивное единство; обмен мнениями (беседа, спор); диалог, устанавливающий или регулирующий межличностные отношения: унисон; диссонанс; оценочное диалогическое единство; фатическое диалогическое единство;

5) способ связи реплик: цепная связь; параллельная связь [Николина Н.А. // Диброва Е.И. и др. 2002].

Полезные сервисы

схема анализа звукоподражания

Лингвистические термины

1) слово в тексте;

2) часть речи, категориальное значение;

3) разряд звукоподражания по значению(звуки, производимые человеком, животным, предметом);

4) морфологические свойства звукоподражания;

6) структура звукоподражания: одиночное/повторяющееся;

6) функция звукоподражания в тексте.

Полезные сервисы

схема анализа имени существительного

Лингвистические термины

1) словоформа в тексте;

2) часть речи; категориальное значение имени существительного;

3) начальная форма имени существительного; вопрос к начальной форме имени существительного; вопрос к словоформе в тексте;

4) собственное/нарицательное имя существительное; значение разряда;

5) одушевленность/неодушевленность имени существительного; показатель разряда; значение разряда;

6) лексико-грамматический разряд имени существительного (конкретное, вещественное, отвлеченное, собирательное); показатель разряда, значение разряда;

7) род имени существительного: показатель рода; значение рода;

8) тип склонения имени существительного; показатель склонения; тип склонения по школьному курсу; варианты падежных окончаний;

9) число имени существительного; показатель числа; значение числа;

10) падеж имени существительного; показатель падежа; значение падежа; способ определения падежа;

11) парадигма склонения имени существительного.

Полезные сервисы

схема анализа категории состояния

Лингвистические термины

1) словоформа в тексте;

2) часть речи, категориальное значение; вопрос к словоформе в тексте;

3) начальная форма слова категории состояния (форма настоящего времени, изъявительного наклонения, положительной степени);

4) разряд по значению слова категории состояния (душевное, физическое состояние человека, социальное состояние человека, состояние окружающей среды и т.д.);

5) наклонение слова категории состояния; показатель наклонения; значение наклонения;

6) время слова категории состояния; показатель времени; значение времени;

7) степень сравнения слова категории состояния; показатель степени сравнения; значение степени сравнения;

8) форма субъективной оценки слова категории состояния; показатель формы субъективной оценки;

9) соотносительность слов с другими частями речи (с краткими прилагательными, наречиями, именами существительными);

10) парадигма слова категории состояния (изменение по наклонениям, временам и степени сравнения).

Полезные сервисы

схема анализа междометия

Лингвистические термины

1) слово в тексте;

2) часть речи, категориальное значение;

3) разряд междометия по значению: эмоциональное/побудительное; подразряд по значению: выражение восторга, неодобрения, осуждения, насмешки, горя, тоски и др.; выражение призыва, команды, прекращения чего-либо, побуждения к чему-либо и др.;

4) морфологические свойства междометий;

6) структура частицы: простое/составное; непроизводное/производное;

6) функция междометия в тексте.

Полезные сервисы

схема анализа местоимения

Лингвистические термины

1) словоформа в тексте;

2) часть речи; категориальное значение местоимения;

3) начальная форма местоимения; вопрос к начальной форме местоимения; вопрос к словоформе в тексте;

4) разряд местоимения по соотношению с другими частями речи (местоимение-существительное, местоимение-прилагательное, местоимение-наречие, местоимение-категория состояния); показатель разряда;

5) лексико-грамматический разряд местоимения (личное, возвратное, притяжательное, неопределенное, определительное, указательное, отрицательное, вопросительное, относительное);

6) одушевленность/неодушевленность местоимения; показатель разряда;

7) тип склонения местоимения и его специфика;

8) лицо местоимения; значение лица;

9) род местоимения; значение рода;

10) число местоимения; значение числа;

11) падеж местоимения; показатель рода, числа, падежа, местоимения;

12) парадигма склонения местоимения.

Полезные сервисы

схема анализа многочленного предложения с разными видами связи

Лингвистические термины

схема анализа многочленного предложения с разными видами связи (предложения контаминированной структуры)

1) тип предложения по структуре;

2) тип предложения по количеству предикативных частей;

3) подтип многочленного предложения контаминированной структуры:

а) многочленное предложение с сочинением и подчинением (многочленное сложносочиненное предложение с подчинением);

б) многочленное предложение с сочинением и бессоюзной связью (многочленное сложносочиненное предложение с бессоюзием);

в) многочленное предложение с бессоюзной связью и подчинением (многочленное бессоюзное предложение с подчинением);

г) многочленное предложение с бессоюзной связью и сочинением (многочленное бессоюзное предложение с сочинением);

д) многочленное предложение с комбинацией сочинения, подчинения и бессоюзной связи;

4) уровни членения многочленного предложения;

5) анализ I уровня членения:

а) характер структуры;

б) средства связи компонентов;

в) отношения между компонентами;

6) анализ II уровня членения:

а) тип структуры 1-го компонента;

б) средства связи в нем;

в) синтаксическое значение;

г) тип структуры 2-го компонента;

д) средства связи в нем;

е) синтаксическое значение;

7) анализ III (IV и др.) уровня членения (по тому же плану);

8) функциональный тип предложения:

а) повествовательное;

б) вопросительное;

в) побудительное;

г) повествовательно-вопросительное;

9) тип предложения по эмоциональной окрашенности:

а) восклицательное;

б) невосклицательное;

10) схема многочленного предложения;

11) пунктуационный анализ при условии, если:

а) в предложении есть трудные случаи пунктуации;

б) возможны вариативные знаки препинания;

в) имеются авторские знаки препинания [Николина Н.А. // Диброва Е.И. и др. 2002].

Полезные сервисы

схема анализа многочленного сложноподчиненного предложения

Лингвистические термины

1) тип предложения по характеру основной синтаксической связи и количеству предикативных частей;

2) тип подчинения по способу связи придаточных:

а) последовательное подчинение (указать степени подчинения);

б) соподчинение: однородное соподчинение (одночленное/присоставное; союзное/бессоюзное); неоднородное (параллельное) соподчинение (одночленное/ разночленное/концентрическое);

в) комбинация разных типов подчинения;

3) тип подчинения по характеру объединения предикативных частей:

а) подчинение с включением предикативных частей;

б) подчинение с комбинаторикой (линейным распространением) частей;

4) средства связи придаточных предложений с главным: присловный/присоставный/контаминированный характер структуры; подчинительные союзы/союзные слова; корреляты; опорные слова; позиция придаточного (фиксированная/нефиксированная); парадигма (свободная/несвободная);

5) синтаксическое значение и структурно-семантический тип и подтип придаточного;

6) функциональный тип предложения:

а) повествовательное;

б) вопросительное;

в) побудительное;

г) повествовательно-вопросительное;

7) тип предложения по эмоциональной окрашенности:

а) восклицательное;

б) невосклицательное;

8) схема многочленного предложения;

9) пунктуационный анализ при условии, если:

а) в предложении есть трудные случаи пунктуации;

б) возможны вариативные знаки препинания;

в) имеются авторские знаки препинания [Николина Н.А. // Диброва Е.И. и др. 2002].

Полезные сервисы

схема анализа многочленных сложносочиненных и бессоюзных сложных предложений несгруппированной структуры

Лингвистические термины

1) тип предложения по характеру основной синтаксической связи и количеству предикативных частей;

2) тип предложения по количеству субъектов:

а) моносубъектное;

б) полисубъектное;

3) тип предложения по структуре:

а) однородного состава;

б) неоднородного состава;

4) тип предложения по характеру объединения предикативных частей:

а) несгруппированной структуры;

б) сгруппированной структуры;

5) основные средства связи:

а) союзы: одноместные / многоместные; дифференцирующего / недифференцирующего типа; разряд по значению;

б) интонация;

6) дополнительные средства связи: синтаксически специализированные элементы (конкретизаторы); анафорические местоимения и наречия; соотношение видо-временных форм сказуемых и модальных планов предикативных частей; лексические показатели связи (синонимы, антонимы, слова одной лексико-семантической или тематической группы); неполнота одной из частей; параллелизм структуры; наличие общего второстепенного члена;

7) гибкость / негибкость структуры (для предложений неоднородного состава);

8) характер отношений между предикативными частями;

9) функциональный тип предложения;

10) тип предложения по эмоциональной окрашенности:

а) восклицательное;

б) невосклицательное;

11) схема многочленного предложения;

12) пунктуационный анализ.

Полезные сервисы

схема анализа многочленных сложносочиненных и бессоюзных сложных предложений сгруппированной структуры

Лингвистические термины

1) тип предложения по характеру основной синтаксической связи и количеству предикативных частей;

2) тип предложения по структуре:

а) однородного состава;

б) неоднородного состава;

3) тип предложения по характеру объединения предикативных частей:

а) несгруппированной структуры;

б) сгруппированной структуры;

4) количество уровней членения;

5) характеристика компонентов на I уровне членения:

а) основные средства связи компонентов;

б) дополнительные средства связи компонентов;

в) отношения между компонентами;

6) характеристика компонентов на II (III и др.) уровне членения:

а) тип предложения по структуре;

б) основные средства связи;

в) дополнительные средства связи;

г) отношения между компонентами (предикативными частями);

7) функциональный тип предложения;

8) тип многочленного предложения по эмоциональной окрашенности;

9) схема многочленного предложения;

10) пунктуационный анализ [Николина Н.А. // Диброва Е.И. и др. 2002].

Полезные сервисы

схема анализа модальных слов

Лингвистические термины

1) слово в тексте;

2) часть речи; категориальное значение;

3) разряд модальных слов по значению;

4) морфологические свойства модальных слов;

5) соотносительность модальных слов со знаменательными частями речи (с краткими прилагательными, наречиями, словами категории состояния, глаголами);

6) функция в тексте.

Полезные сервисы

схема анализа наречия

Лингвистические термины

1) выделить словоформу в тексте;

2) часть речи; категориальное значение наречия; вопрос к словоформе в тексте;

3) начальная форма наречия (форма положительной степени, если она есть);

4) разряд наречия по значению (определительное/обстоятельственное); подразряд по значению (образа действия, степени, места, направления, времени, причины, цели и др.);

5) степени сравнения наречий; показатель степени сравнения; значение степени сравнения;

6) форма субъективной оценки; показатель формы субъективной оценки;

7) парадигма степеней сравнения наречия.

Полезные сервисы

схема анализа предлога

Лингвистические термины

1) слово в тексте и в словосочетании (предлог в отдельном употреблении и предлог в словосочетании);

2) часть речи; категориальное значение;

3) разряд предлога по значению;

4) морфологические свойства предлога;

5) употребление с падежом;

6) структура предлога: простой/составной; непроизводный/производный;

7) функция предлога в тексте.

Полезные сервисы

схема анализа предложений с чужой речью

Лингвистические термины

1) выделить чужую речь и слова автора, определив при этом, какие слова в составе последних требуют изъяснения; отметить, если вводящие чужую речь слова автора отсутствуют;

2) определить характер связи чужой речи со словами автора (бессоюзная, с помощью союзов или союзных слов) и тип предложения с чужой речью;

3) определить, с точки зрения автора или говорящего (героя) передана чужая речь, а следовательно: независимым или зависимым является употребление форм лица глаголов, личных и притяжательных местоимений, характер интонации;

4) определить, сохранены или не сохранены лексико-фразеологические и синтаксические особенности передаваемой речи, что обычно связано с передачей содержания буквально или в общих чертах;

5) определить способ передачи чужой речи;

6) проанализировать синтаксическую структуру конструкции с чужой речью (особое внимание обратить на место расположения слов автора) и охарактеризовать ее пунктуационное оформление [Инфантова Г.Г. // Диброва Е.И. и др. 2002].

Полезные сервисы

схема анализа прилагательного

Лингвистические термины

1) словоформа в тексте: простая / аналитическая;

2) часть речи: категориальное и конкретное значение имени прилагательного;

3) начальная форма имени прилагательного: вопрос к начальной форме имени прилагательного; вопрос к словоформе в тексте;

4) лексико-грамматический разряд имени прилагательного: качественное, относительное, притяжательное; показатель разряда;

5) типы склонения имени прилагательного; варианты склонения: показатели склонения;

6) полная / краткая форма имени прилагательного; показатель формы;

7) степень сравнения имени прилагательного; показатели степени сравнения; значения степени сравнения;

8) число имени прилагательного;

9) род имени прилагательного;

10) падеж имени прилагательного; показатели рода, числа, падежа имени прилагательного; значение рода, числа и падежа имени прилагательного;

11) парадигма склонения имени прилагательного.

Полезные сервисы

схема анализа причастия

Лингвистические термины

1) словоформа в тексте;

2) часть речи;

3) начальная форма причастия; вопрос к начальной форме причастия; вопрос к словоформе в тексте;

4) глагол, от которого образовано причастие; основа глагола, от которой образовано причастие (основа инфинитива/ основа настоящего времени глагола); суффикс причастия;

5) вид причастия; показатель вида;

6) возвратность/невозвратность причастия; функция и значение постфикса -ся;

7) переходность/непереходность причастия; показатель переходности/непереходности;

8) залог причастия; показатель залога;

9) время причастия (абсолютное, морфологическое, относительное, синтаксическое); показатель времени;

10) полная/краткая форма причастия; показатель формы;

11) род причастия;

12) число причастия;

13) падеж причастия; показатель рода, числа, падежа причастия;

14) парадигма склонения причастия.

Полезные сервисы

схема анализа сложного синтаксического целого

Лингвистические термины

1) ССЦ и его микротема;

2) соотношение ССЦ и абзаца;

3) средства межфразовой связи:

а) собственно-лексические (слова, включающие общие семантические компоненты, лексические повторы, номинации речевых актов и результатов интеллектуальной деятельности);

б) лексико-грамматические (анафорические местоименные слова);

в) грамматические (порядок слов, союзы, формы времени в тексте, вводно-модальные слова, обстоятельства времени, причины, места и др., неполнота предложений и эллипсис);

4) ведущий способ действия межфразовой связи:

а) зацепление;

б) повтор;

в) следование;

5) ведущая связь в ССЦ (цепная / параллельная);

6) тип рематической доминанты:

а) предметная;

б) качественная;

в) статальная;

д) импрессивная;

7) тип ССЦ (динамическое / статическое / смешанное) [Николина Н.А. // Диброва Е.И. и др. 2002].

Полезные сервисы

схема анализа сложноподчиненного предложения

Лингвистические термины

1) тип предложения по характеру основной синтаксической связи предикативных частей и их количеству;

2) тип сложноподчиненного предложения по структуре:

а) нерасчлененной структуры (присловное);

б) расчлененной структуры (присоставное, детерминантное);

в) контаминированной структуры.

Для предложения нерасчлененной структуры указать подгруппу:

а) собственно присловные предложения (присубстантивно-атрибутивные, изъяснительно-объектные, прикомпаративно-объектные);

б) приместоименные предложения (местоименно-соотносительные);

3) основные средства связи главного предложения и придаточной части:

а) подчинительный союз: тип по структуре (простой / сложный);

для сложного союза указать, расчлененный он или нерасчлененный; тип по количеству занимаемых им синтаксических позиций (одноместный/двухместный, или двойной); семантический тип (семантический/асемантический);

для семантического союза указать, дифференцирующего или недифференцирующего он типа; стилевая характеристика союза (стилистически нейтральный/принадлежащий к определенному стилю: книжный/ разговорный);

б) союзное слово: частеречная принадлежность; грамматическая форма; синтаксическая функция; для предложений нерасчлененной структуры показать соотнесенность семантики союзных слов с семантикой распространяемого существительного;

в) опорное слово (для предложений нерасчлененной структуры): частеречная принадлежность; тип валентности, которая реализуется придаточной частью (категориальная, лексическая, лексико-морфологическая); семантика (для изъяснительно-объектных сложноподчиненных предложений);

4) коррелят:

а) обязательность/факультативность/невозможность;

б) функция коррелята (для предложений нерасчлененной структуры);

в) подвижность/неподвижность (для предложений расчлененной структуры);

5) дополнительные средства связи:

а) позиция придаточной части: препозиция/постпозиция/интерпозиция; фиксированность/нефиксированность позиции; гибкость/негибкость структуры;

б) парадигма: свободная/несвободная;

6) синтаксическое (грамматическое) значение придаточной части;

7) структурно-семантический тип и подтип сложноподчиненного предложения;

8) фразеологизированная (несвободная/свободная модель);

9) коммуникативная структура предложения:

а) (коммуникативно) членимое/нечленимое;

б) актуальное членение предложения;

10) функциональный тип предложения:

а) повествовательное предложение;

б) вопросительное предложение;

в) побудительное предложение;

г) повествовательно-вопросительное предложение;

11) тип предложения по эмоциональной окрашенности: восклицательное/ невосклицательное;

12) структурная схема сложноподчиненного предложения (линейная);

13) пунктуационный анализ при условии, если:

а) в предложении есть трудные случаи расстановки знаков препинания;

5) возможный выбор одного из двух допустимых знаков препинания;

в) представлена авторская пунктуация [Николина Н.А. // Диброва Е.И. и др.].

Полезные сервисы

схема анализа сложносочиненного предложения

Лингвистические термины

1) тип предложения по характеру основной синтаксической связи и количеству предикативных частей;

2) тип предложения по количеству субъектов:

а) моносубъектное;

б) полисубъектное;

3) тип предложения по структуре:

а) однородного состава;

б) неоднородного состава;

4) основные средства связи предикативных частей:

а) сочинительный союз: одноместный/неодноместный, соединительный/ противительный/разделительный/пояснительный/присоединительный; дифференцирующего/ недифференцирующего типа;

б) интонация;

5) дополнительные средства связи:

а) синтаксически специализированные элементы (конкретизаторы);

б) анафорические местоимения и местоименные наречия;

в) соотношение видо-временных форм сказуемых и модальных планов предикативных частей;

г) лексические показатели связи (синонимы, антонимы, слова одной лексико-семантической или тематической группы);

д) общий второстепенный член или общая придаточная часть;

е) неполнота одной из частей;

ж) параллелизм структуры;

з) порядок предикативных частей;

6) гибкость/негибкость структуры (для предложений неоднородного состава);

7) синтаксический тип сложносочиненного предложения (общее синтаксическое значение) 8) подтип сложносочиненного предложения (частное синтаксическое значение);

9) свободная/несвободная модель;

10) коммуникативный тип сложносочиненного предложения:

а) членимое;

б) нечленимое;

11) функциональный тип сложносочиненного предложения:

а) повествовательное;

б) вопросительное;

в) побудительное;

г) повествовательно-вопросительное;

д) повествовательно-побудительное;

12) тип предложения по эмоциональной окрашенности:

а) восклицательное;

б) невосклицательное;

13) структурная схема сложносочиненного предложения (линейная);

14) пунктуационный анализ сложносочиненного предложения при условии, если:

а) в предложении есть трудные случаи расстановки знаков препинания;

б) возможен выбор одного из знаков препинания;

в) представлена авторская пунктуация [Николина Н.А. // Диброва Е.И. и др. 2002].

Полезные сервисы

схема анализа союза

Лингвистические термины

1) слово в тексте;

2) часть речи, категориальное значение;

3) разряд союза по синтаксической функции: сочинительный/подчинительный;

4) подразряд союза по значению (соединительный, противительный, сопоставительный, разделительный, присоединительный и т.д.);

5) морфологические свойства союза; структура союза: простой/составной; непроизводный/производный;

6) функция союза в тексте.

Полезные сервисы

схема анализа частицы

Лингвистические термины

1) слово в тексте;

2) часть речи, категориальное значение;

3) разряд частицы по функции (смысловая, эмоционально-экспрессивная, словообразующая, формообразующая);

4) морфологические свойства частицы;

5) структура частицы: простая/составная; непроизводная/производная;

6) функция союза в тексте.

Полезные сервисы

схема анализа числительного

Лингвистические термины

1) словоформа в тексте (способ выражения имени числительного: словесный или цифровой);

2) часть речи; категориальное значение имени числительного;

3) начальная форма имени числительного; вопрос к начальной форме имени числительного; вопрос к словоформе в тексте;

4) лексико-грамматический разряд и подразряд имени числительного (количественное: определенно-количественное; неопределенно-количественное; собирательное; порядковое: определенно-порядковое; неопределенно-порядковое; дробное: показатели разряда, значения разряда (подразряда);

5) структура имени числительного: простое, сложное, составное;

6) тип склонения имени числительного и его специфика;

7) род имени числительного;

8) число имени числительного;

9) падеж имени числительного; показатель рода, числа и падежа имени числительного;

10) парадигма склонения имени числительного;

10) функциональные особенности имени числительного.

Полезные сервисы

схема анализа этносоциолингвистических сведений

Лингвистические термины

1. Название языка (лингвоним), варианты названия (исторические и локальные), самоназвание.

2. Принадлежность языка к определенной языковой группе, семье.

3. Численность говорящих на языке.

4. Территория распространения, включая компактное расселение за пределами исторической родины.

5. Название этноса - носителя языка. Самоназвание этноса с вариантами. Краткая история этноса. Территория распространения этноса (компактное, дисперсное).

6. Статус языка в республике (при наличии законодательных актов, регулирующих языковой статус, ссылки на эти документы).

7. Характер письменности. Начало зарождения письменной традиции и основные этапы развития. Памятники письменности.

8. База литературного языка, основные этапы его формирования, особенности литературной нормы. Периодизация истории литературного языка. Роль классиков национальной литературы, фольклора и письменных памятников в образовании литературного языка.

9. Объем функций и сферы функционирования языка.

10. Функционирование языка в народном образовании (преподавание и обучение).

11. Функционирование языка в средствах массовой информации. Основные газеты и журналы на языке. Продолжительность вещания на языке по радио и телевидению. Язык в национальном театре.

12. Основные этапы внешней истории языка: этноязыковые контакты, язык и культура. Языковая ситуация в республике: особенности двуязычия и многоязычия.

13. Диалектное членение языка. Территория распространения. Структурные особенности диалектов.

14. Научные центры изучения языка в России. Научно-исследовательские институты и вузы. Важнейшие зарубежные научные центры. Научные журналы по данной области языкознания.

Полезные сервисы

схема аргумента

Лингвистические термины

схема аргумента - в риторике: структура умозаключения, которая обосновывает положение (вывод) аргумента.

Риторика

в риторике: структура умозаключения, которая обосновывает положение (вывод) аргумента.

Полезные сервисы

схема кэли

Лингвистические термины

Таблица Кэли, квадратная таблица умножения произвольного конечного группоида. Ее построение служит строгим математическим доказательством групповой природы той или иной совокупности элементов.

Полезные сервисы

схема литературоведческого анализа

Лингвистические термины

1) Время и обстоятельства написания произведения (важно дать краткую фоновую характеристику социально-исторической ситуации в обществе)

2) Место произведения в творчестве писателя (необходимо опираться на знание биографии, на информацию о творческих исканиях автора и его эстетическом кредо).

3) Литературный род: эпос, лирика, драма (эта информация важна в силу специфики рода, значимости его для понимания идейно-художественного своеобразия текста).

4) Жанр произведения (жанр является важным средством текстообразования, определяющим отбор и организацию языковых средств, а также аспект и масштаб окружающего мира в художественной форме).

5) Основная проблематика произведения (в выборе проблематики ярко выражается авторская индивидуальность, мировоззрение писателя, его концептуальная картина мира).

6) Тема (о теме судят по фактам и событиям, которые принадлежат художественному миру произведения).

7) Композиция (является важным элементом литературоведческого анализа, так как сама по себе может выражать определенный эстетический смысл и определять прагматику художественного текста. Анализ композиции позволяет выявить принцип, организующий общую структуру произведения);

8) Основной пафос произведения и эмоциональная тональность (пафос во многом определяется принадлежностью автора к конкретному направлению в литературе. С пафосом соотносится эмоциональная тональность, которая может варьироваться, отражая динамику художественного развертывания текста).

9) Образный строй произведения (является формой выражения идеи; выделяются художественные образы времени и пространства, образы повествователя и лирических героев, образы персонажей и т.п.; в создании образов важны лексические средства: слово рассматривается как форма образа);

10) идея (идея как результат сложной аналитической обобщающей работы читательского сознания; идея может эксплицироваться автором в виде сентенции в начале или конце произведения; на идею может указывать вся структура текста);

11) художественные особенности (тропы, фигуры, приемы) (изобразительно-выразительные средства, использованные автором в эстетических целях).

Аанализа текста

1) Время и обстоятельства написания произведения (важно дать краткую фоновую характеристику социально-исторической ситуации в обществе).

2) Место произведения в творчестве писателя (необходимо опираться на знание биографии, на информацию о творческих исканиях автора и его эстетическом кредо).

3) Литературный род: эпос, лирика, драма (эта информация важна в силу специфики рода, значимости его для понимания идейно-художественного своеобразия текста).

4) Жанр произведения (жанр является важным средством текстообразования, определяющим отбор и организацию языковых средств, а также аспект и масштаб окружающего мира в художественной форме).

5) Основная проблематика произведения (в выборе проблематики ярко выражается авторская индивидуальность, мировоззрение писателя, его концептуальная картина мира).

6) Тема (о теме судят по фактам и событиям, которые принадлежат художественному миру произведения).

7) Композиция (является важным элементом литературоведческого анализа, так как сама по себе может выражать определенный эстетический смысл и определять прагматику художественного текста. Анализ композиции позволяет выявить принцип, организующий общую структуру произведения);

8) Основной пафос произведения и эмоциональная тональность (пафос во многом определяется принадлежностью автора к конкретному направлению в литературе. С пафосом соотносится эмоциональная тональность, которая может варьироваться, отражая динамику художественного развертывания текста).

9) Образный строй произведения (является формой выражения идеи; выделяются художественные образы времени и пространства, образы повествователя и лирических героев, образы персонажей и т.п.; в создании образов важны лексические средства: слово рассматривается как форма образа);

10) идея (идея как результат сложной аналитической обобщающей работы читательского сознания; идея может эксплицироваться автором в виде сентенции в начале или конце произведения; на идею может указывать вся структура текста);

11) художественные особенности (тропы, фигуры, приемы) (изобразительно-выразительные средства, использованные автором в эстетических целях).

Полезные сервисы

схема морфемного анализа

Лингвистические термины

Вначале определяется лексическое значение анализируемого слова по толковым словарям.

Затем производится структурное членение слова с конца в следующем порядке:

1. Часть речи анализируемого слова - изменяемая (как изменяется)/ неизменяемая

2. Характеристика окончания (флексии):

1) по характеру формального выражения;

2) по характеру отношения к варьированию - представлено одним вариантом или набором вариантов;

3) по функции - словоизменительное/синкретичное;

4) по характеру грамматического значения в зависимости от принадлежности к той или иной части речи.

3. Характеристика основ:

1) по функции - основа словоформы/основа слова;

2) по структуре:

а) членимая/нечленимая;

б) простая/сложная;

в) прерывистая/непрерывная;

4. Характеристика корня:

1) по степени самостоятельности в выражении значения - свободный/связанный/полусвязанный;

2) по характеру значения - предметный/процессуальный/признаковый (качественный/количественный признак);

3) по характеру варьирования;

4) по наличию/отсутствию чередований

5. Характеристика суффиксов:

1) по характеру формального выражения;

2) по структуре - производные/непроизводные;

3) по характеру варьирования;

4) по функции - словоизменительные/ словообразовательные/синкретичные;

5) по значению (значения приводятся в академической грамматике);

6) по способности к воспроизводимости в речи;

7) по стилистической окраске

6. Характеристика приставок:

1) по структуре - производные/непроизводные;

2) по функции - словоизменительные/словообразовательные/синкретичные;

3) по характеру значения (значения приводятся в академической грамматике);

4) по способности к воспроизводимости в речи;

5) по стилистической окраске.

7. Характеристика постфиксов:

1) по функции - словообразовательные/словоизменительные;

2) по характеру значения - грамматические (множественность, страдательность) / словообразовательные (возвратность, неопределенность).

8. Интерфиксы, их типы по функции - соединительные, "незначимые прокладки", способствующие образованию слова.

9. Условные обозначения линейной последовательности морфов. [См.: И.И. Щеболева // Диброва Е.И. и др. 2002. - С. 477-479].

Морфемика и словообразоние

Вначале определяется лексическое значение анализируемого слова по толковым словарям. Затем производится структурное членение слова с конца в следующем порядке:

1. Часть речи анализируемого слова - изменяемая (как изменяется) / неизменяемая.

2. Характеристика окончания (флексии):

1) по характеру формального выражения;

2) по характеру отношения к варьированию - представлено одним вариантом или набором вариантов;

3) по функции - словоизменительное/синкретичное;

4) по характеру грамматического значения в зависимости от принадлежности к той или иной части речи.

3. Характеристика основ:

1) по функции - основа словоформы / основа слова;

2) по структуре: а) членимая/нечленимая; б) простая/сложная; в) прерывистая/непрерывная;

4. Характеристика корня:

1) по степени самостоятельности в выражении значения - свободный/связанный/полусвязанный;

2) по характеру значения - предметный / процессуальный / признаковый (качественный / количественный признак);

3) по характеру варьирования;

4) по наличию / отсутствию чередований.

5. Характеристика суффиксов:

1) по характеру формального выражения;

2) по структуре - производные/непроизводные;

3) по характеру варьирования;

4) по функции - словоизменительные / словообразовательные / синкретичные;

5) по значению (значения приводятся в академической грамматике);

6) по способности к воспроизводимости в речи;

7) по стилистической окраске.

6. Характеристика приставок:

1) по структуре - производные / непроизводные;

2) по функции - словоизменительные / словообразовательные / синкретичные;

3) по характеру значения (значения приводятся в академической грамматике);

4) по способности к воспроизводимости в речи;

5) по стилистической окраске.

7. Характеристика постфиксов:

1) по функции - словообразователь-ные/словоизменительные;

2) по характеру значения - грамматические (множественность, страдательность) / словообразовательные (возвратность, неопределенность).

8. Интерфиксы, их типы по функции - соединительные, «незначимые прокладки», способствующие образованию слова.

9. Условные обозначения линейной последовательности морфов: а) окончание - ; б) основа слова (словоформы) - └─┘; в) суффикс - ^; г) корень слова - ∩‮; д) при-ставка - ; е) постфикс - ┌─┐; ж) интерфикс - ││; з) нулевой суффикс - ø [См.: И.И. Щеболева // Диброва Е.И. и др. 2002. - С. 477-479].

Полезные сервисы

схема парадигматического анализа фразеологической единицы

Лингвистические термины

1. Омонимическая парадигма (ОП).

2. Синонимическая парадигма (СП).

3. Антонимическая парадигма (АП).

Подробная схема парадигматического анализа ФЕ, а также образцы устного и письменного анализа разработаны Е.И. Дибровой.

Полезные сервисы

схема разбора предложения по членам предложения

Лингвистические термины

1) структурная схема предложения и его предикативная (грамматическая) основа;

2) член предложения и его квалификация (сначала рассматривается подлежащее, затем сказуемое, после этого - состав подлежащего, затем состав сказуемого);

3)

а) способ выражения члена предложения (морфологизированный / неморфологизированный);

б) зависимость и способ связи члена предложения;

в) вопрос к члену предложения;

г) значение (тип) члена предложения;

д) соотношение члена предложения с компонентом актуального членения;

е) позиция члена предложения (прямой/обратный порядок слов);

4) уровневая схема членов предложения [В.В. Бабайцева // Диброва Е.И. и др. 2002].

Полезные сервисы

схема свч

Слитно. Раздельно. Через дефис

схе/ма СВЧ, схе/мы СВЧ

Полезные сервисы

схема синтаксического анализа простого предложения

Лингвистические термины

1) структурная схема и предикативная основа простого предложения;

2) структурные признаки простого предложения:

а) по характеру членимости/нечленимости предложения;

б) по составу главных членов (двусоставное/односоставное); если предложение односоставное, нужно назвать его разновидность;

в) по наличию второстепенных членов предложения: нераспространенное/распространенное;

г) по наличию структурно обязательных членов предложения (полное/неполное); если предложение неполное, то указать его разновидность;

д) по наличию осложнения: однородными членами, обособленными членами, обращением, вводными и вставными конструкциями;

3) семантические признаки простого предложения:

а) по цели высказывания: повествовательное / вопросительное / побудительное;

б) по эмоциональной окраске: восклицательное / нейтральное;

в) по характеру грамматической семантики: по характеру предикативности (модальность, время, лицо);

г) по характеру предикативных отношений: утвердительное / отрицательное;

д) по логико-синтаксическому типу предложения (бытийность, номинация, акциональность, характеризация, состояние);

4) коммуникативные признаки простого предложения:

а) актуальное (тема-рематическое) членение предложения (если оно есть);

б) информативный центр предложения/ высказывания и способ его актуализации;

5) пунктуационный анализ [Бабайцева В.В. // Диброва Е.И. и др. 2002].

Полезные сервисы

схема словообразовательного анализа

Лингвистические термины

1. Часть речи анализируемого слова.

2. Мотивирующее слово.

3. Тип мотивации:

а) полная или частичная (с указанием вида мотивации);

б) единственная (единичная) или множественная мотивация.

4. Производящая база.

5. Словообразовательный формант.

6. Тип форманта:

а) аффиксальный;

б) безаффиксный.

7. Морфонологические явления при образовании деривата.

8. Способ образования.

9. Словообразовательное значение деривата.

10. Тип производного слова:

а) лексический;

б) синтаксический дериват.

11. Словообразовательная модель (привести несколько примеров).

12. Характеристика словообразовательной модели с точки зрения ее продуктивности/непродуктивности [См.: Николина Н.А. // Диброва Е.И. и др. 2002].

Морфемика и словообразоние

1. Часть речи анализируемого слова.

2. Мотивирующее слово.

3. Тип мотивации: а) полная или частичная (с указанием вида мотивации); б) единственная (единичная) или множественная мотивация.

4. Производящая база.

5. Словообразовательный формант.

6. Тип форманта: а) аффиксальный; б) безаффиксный.

7. Морфонологические явления при образовании деривата.

8. Способ образования.

9. Словообразовательное значение деривата.

10. Тип производного слова: а) лексический; б) синтаксический дериват.

11. Словообразовательная модель (привести несколько примеров).

12. Характеристика словообразовательной модели с точки зрения ее продуктивности / непродуктивности [См.: Николина Н.А. // Диброва Е.И. и др. 2002].

Полезные сервисы

схема соединений

Синонимы к слову схема соединений

коммутационная схема

Тезаурус русской деловой лексики

Syn: коммутационная схема

Полезные сервисы

схема стилистического анализа текста

Лингвистические термины

схема стилистического анализа текста - по Н.С. Болотновой:

1) стиль, подстиль и жанр текста;

2) сфера общения и ситуация, на которую текст ориентирован;

3) основные функции текста (общение, сообщение, воздействие);

4) характер адресата с учетом стилистических особенностей текста;

5) тип мышления, отраженный в тексте: конкретный; обобщенно-абстрагированный, образный и др.;

6) форма (письменная, устная), тип речи (описание, повествование, рассуждение и их возможное сочетание), вид речи (монолог, диалог, полилог);

7) стилевые черты, характерные для текста с учетом его стилистической маркированности;

8) языковые приметы стиля, отраженные в тексте;

9) образ автора и цель его текстовой деятельности;

10) индивидуально-авторские стилистические особенности текста на уровне отбора языковых средств и их организации, включая стилистические приемы.

Аанализа текста

по Н.С. Болотновой:

1) стиль, подстиль и жанр текста;

2) сфера общения и ситуация, на которую текст ориентирован;

3) основные функции текста (общение, сообщение, воздействие);

4) характер адресата с учетом стилистических особенностей текста;

5) тип мышления, отраженный в тексте: конкретный; обобщенно-абстрагированный, образный и др.;

6) форма (письменная, устная), тип речи (описание, повествование, рассуждение и их возможное сочетание), вид речи (монолог, диалог, полилог);

7) стилевые черты, характерные для текста с учетом его стилистической маркированности;

8) языковые приметы стиля, отраженные в тексте;

9) образ автора и цель его текстовой деятельности;

10) индивидуально-авторские стилистические особенности текста на уровне отбора языковых средств и их организации, включая стилистические приемы.

Полезные сервисы

схема стиля

Лингвистические термины

Графическое и словесное описание стиля, состоящее из следующих компонентов: характеристики ситуации общения, перечня стилевых черт, списка языковых средств, активизирующихся в том иди ином стиле.

Полезные сервисы

схема эпидигматического анализа фразеологической единицы

Лингвистические термины

I. Значение фразеологизма:

1. Объем значения ФЕ.

2 Структура значения ФЕ (ФСВ).

3. Структура значения многозначной ФЕ.

4. Семантический тип ФЕ (ФСВ).

5. Граф (графически обозначенная связь ФСВ).

II. Форма фразеологизма:

1. Структурный тип ФЕ.

2. Лексико-грамма-тический состав ФЕ (ФСВ) - морфологическое выражение компонентного состава.

3. Порядок компонентов ФЕ (ФСВ).

4. Формоизменение ФЕ (ФСВ).

5. Вариантность ФЕ.

Подробная схема эпидигматического анализа ФЕ, а также образцы устного и письменного анализа разработаны Е.И. Дибровой.

Полезные сервисы

схема-аналог

Слитно. Раздельно. Через дефис

схе/ма-ана/лог, схе/мы-ана/лога, ж.

Полезные сервисы

схема-рисунок

Слитно. Раздельно. Через дефис

схе/ма-рису/нок, схе/мы-рису/нка, ж.

Полезные сервисы

схема-характеристика повторительно-обобщающего урока

Лингвистические термины

I. Научные основы методики проведения данного типа урока:

1) предмет и задачи: систематизация лингвистических знаний;

2) методологические основы: ориентация на язык как на целостную систему, как на средство выражения и существования мышления в таких разных его формах, как: сравнение, анализ и синтез, обобщение, абстрагирование и конкретизация;

3) лингвистические основы:

а) представление о языке как о средстве общения, как об определенной системе разных языковых уровней;

б) сопоставление систем русского и родного языка;

4) психологические основы: использование теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина; теории речевой деятельности;

5) дидактические принципы:

а) принцип развивающего обучения;

б) принцип единства обучения и воспитания;

в) принцип связи теории с практикой;

г) принцип научности, систематичности, последовательности;

д) принцип сознательности;

е) принцип активности;

ж) принцип наглядности;

з) принцип процессуальности.

II. Цели, задачи и содержание урока обобщения знаний:

1) цели:

а) познавательная;

б) воспитательная;

2) задачи: обобщить лингвистические знания на уровне системы; сформировать навыки абстрагирования, обобщения и т.п.;

3) содержание: рассмотрение лингвистической системы как совокупности частных лингвистических явлений, изученных раньше.

III. Методы, приемы и средства обучения:

1) методы:

а) сознательно-практический;

б) учет особенностей родного языка;

2) общедидактические приемы:

а) сравнение;

сопоставление;

б) анализ и синтез;

в) обобщение и дифференциация;

г) абстрагирование и конкретизация;

3) средства обучения:

а) систематизирующие таблицы;

б) опорные конспекты;

в) перфокарты;

г) сигнальные карточки;

д) компьютерные технологии.

IV. Компоненты повторительно-обобщающего урока:

1) проверка дифференцированных домашних заданий;

2) углубленная работа над теоретическими сведениями в связи с осознанием изученного материала на уровне более широких обобщений;

3) выполнение учащимися дифференцированных практических заданий с постепенным наращиванием трудностей;

4) контроль за усвоением знаний, формированием умений и навыков, предполагающий высокий уровень самостоятельной работы учащихся;

обучение самоконтролю на материале систематизирующих таблиц;

5) компьютерное тестирование.

Полезные сервисы

схема-характеристика урока закрепления новых знаний

Лингвистические термины

I. Научные основы урока закрепления новых знаний:

1) предмет и задачи: закрепление материала;

выработка речевых навыков на основе новых языковых знаний;

2) методологические основы: ориентация на взаимосвязь мышления, языка, речи;

3) лингвистические основы: изучение функционирования языковых единиц на основе знания их системных связей;

4) психологические основы: применение теории речевой деятельности;

5) дидактические принципы:

а) принцип единства обучения и воспитания;

б) принцип связи теории с практикой;

в) принцип сознательности;

г) принцип активности;

д) принцип коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей учащихся.

II. Цели, задачи и содержание урока закрепления новых знаний:

1) цели:

а) коммуникативные;

б) воспитательные;

2) задачи:

а) закрепить содержание правила, значение новых лингвистических терминов, навыки работы с новым материалом;

б) совершенствовать речевые навыки на основе полученных знаний;

3) содержание: изучение связей между языковыми и речевыми явлениями.

III. Методы, приемы и средства обучения на уроках закрепления нового материала:

1) методы:

а) коммуникативный;

б) сознательно-практический;

2) приемы: специфические способы работы с языком, обусловленные теорией речевой деятельности;

3) средства:

а) карточки для индивидуальной работы;

б) записи для просмотра через кодоскоп;

в) речевые упражнения в грамзаписи;

г) работа с компьютером.

IV. Основные компоненты урока закрепления знаний, умений и навыков:

1) воспроизведение усвоенных накануне теоретических сведений, лежащих в основе практических навыков на более высоких уровнях обобщения;

2) сопутствующее повторение материала, логически связанного с новыми знаниями и не связанного с ними;

3) постепенный переход от более простых работ полусамостоятельного характера к работам повышенной сложности, выполняемым в условиях полной самостоятельности;

4) выполнение дифференцированных упражнений в ходе самостоятельной работы учащихся;

5) задание на дом с учетом дифференцированного подхода.

Полезные сервисы

схематизатор

Толковый словарь

м.

Тот, кто склонен схематизировать.

Толковый словарь Ушакова

СХЕМАТИЗА́ТОР, схематизатора, муж. (книжн.). Тот, кто схематизирует, представляет в упрощенно-обобщенном виде.

Энциклопедический словарь

СХЕМАТИЗА́ТОР -а; м. Тот, кто склонен схематизировать.

Схематиза́торский, -ая, -ое.

Академический словарь

-а, м.

Тот, кто склонен к схематизму.

Орфографический словарь

схематиза́тор, -а

Формы слов для слова схематизатор

схематиза́тор, схематиза́торы, схематиза́тора, схематиза́торов, схематиза́тору, схематиза́торам, схематиза́тором, схематиза́торами, схематиза́торе, схематиза́торах

Морфемно-орфографический словарь

схем/ат/из/а́тор/.

Грамматический словарь

схематиза́тор мо 1a

Сканворды для слова схематизатор

- Человек, представляющий что-либо в упрощенно-обобщённом виде.

Полезные сервисы

схематизаторский

Орфографический словарь

схематиза́торский

Полезные сервисы

схематизация

Толковый словарь

ж.

действие по несов. гл. схематизировать

Толковый словарь Ожегова

СХЕМАТИЗИ́РОВАТЬ, -рую, -руешь; -анный; сов. и несов., кого-что. Представить (-влять) в виде схемы (во 2 знач.), в упрощённом, излишне обобщённом виде.

Академический словарь

-и, ж.

Действие по знач. глаг. схематизировать.

Орфографический словарь

схематиза́ция, -и

Формы слов для слова схематизация

схематиза́ция, схематиза́ции, схематиза́ций, схематиза́циям, схематиза́цию, схематиза́цией, схематиза́циею, схематиза́циями, схематиза́циях

Морфемно-орфографический словарь

схем/ат/из/а́ци/я [й/а].

Грамматический словарь

схематиза́ция ж 7a

Словарь галлицизмов русского языка

СХЕМАТИЗАЦИЯ и, ж. schématisation f. Действие по знач. гл. схематизировать. БАС-1. - Лекс. Ож. 1949: схематиза/ция.

Сканворды для слова схематизация

- Изложение, изображение, представление чего-либо в самых общих чертах, упрощённо.

Полезные сервисы

схематизировавший

Синонимы к слову схематизировавший

Полезные сервисы

схематизировавшийся

Синонимы к слову схематизировавшийся

Полезные сервисы

схематизирование

Синонимы к слову схематизирование

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

схематизированный

Толковый словарь Ушакова

СХЕМАТИЗИ́РОВАННЫЙ, схематизированная, схематизированное; схематизирован, схематизирована, схематизировано (книжн.). прич. страд. прош. вр. от схематизировать.

Орфографический словарь

схематизи́рованный; кратк. форма -ан, -ана

Словарь ударений

схематизи́рованный, -ан, -ана, -ано, -аны

Синонимы к слову схематизированный

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы