Мужское имя.
Старший родственник, дядя со стороны отца.
АБАША - АБА́ША, город (1964) в Грузии, в районе Самегрело Верхняя Сванетия. Железнодорожная станция. Население 6,1 тыс человек (2004). Хлопчатоткацкая, чайная фабрики; заводы комбикормов, эфирномасличный, механический.
АБАША - город (1964) в Грузии. Железнодорожная станция. 7,2 тыс. жителей (1991). Хлопчатоткацкая, чайная фабрики; заводы комбикормов, эфирномасличный, механический.
АБАШЕВ
В основе фамилии Абашев лежит тюркское слово из aba "дядя с отцовской стороны" + ласкательный суффикс. Прозище Abas "дядюшка" с присоединением суффикса -ев стало фамилией. "Фамилии Абашевых многие Российскому престолу служили дворянские службы в разных чинах и владели в 71/doc/dictionary/russian-surname/fc/slovar-192-1.htm#zag-23 1615 и других годах поместьями". (Общий гербовник дворянских родов).(Б)
Так же возможно и от имени Аввкум через форму Абаша (Э)см. Абакумов.
Из добавлений посетителей сайта
Абашем называют доску, которой отделывают внутреннюю часть бани.
АБАШЕВСКАЯ ИГРУШКА - АБА́ШЕВСКАЯ ИГРУ́ШКА, русский художественный промысел, сформировавшийся в Спасском уезде, ныне Беднодемьяновском районе Пензенской области.
Возникновение промысла
Производство игрушки возникло в 19 в. на базе местного гончарного промысла. Вытеснение в начале 20 в. кустарных изделий заводской посудой обусловило постепенное угасание гончарства и выделение игрушки в самостоятельный промысел. В отличие от большинства игрушечных центров здесь работали преимущественно мужчины.
Мастер Ларион Зоткин
Известность, которую приобретает промысел в конце 1920-х гг., связана с именем Лариона Зоткина, талантливого мастера из села Абашево, автора многих интересных игрушек: сказочных львов, причудливых собак, забавных медведей. В это время складываются характерные для абашевских мастеров скульптурные приемы и особенности росписи.
Особенности абашевской игрушки
Абашевская игрушка - это свистульки, изображающие животных, нередко принимающих фантасмагорический сказочный облик. Фигурки имеют удлиненное туловище с короткими, широко расставленными ногами и длинной изящной шеей. На маленькой, тщательно вылепленной головке выделяются глубоко процарапанные глаза. Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми, иногда многоярусными рогами. Пышные челки, кудрявые бороды и гривы четко моделированы, их контуры, очерченные стекой (см. СТЕКА), имеют строгий рисунок и высокий рельеф.
Роспись игрушек
Свистульки раскрашены яркими эмалевыми красками - синими, зелеными, красными, в самых неожиданных сочетаниях. Отдельные детали, например, рога, могут быть расписаны серебром или золотом. Порой части фигурок остаются незакрашенными и резко контрастируют с броскими пятнами эмали. Обычные домашние животные под руками мастера превращаются в сказочных существ.
Современные мастера
Ремесло абашевской игрушки продолжают современные мастера - Т. Н. Зоткин, И. Л. Зюзенков, А. И. Еськин. Некоторые художники стали покрывать свои свистульки бесцветной поливой, что делает фигурки более обтекаемыми и менее яркими.
АБАШЕВСКАЯ ИГРУШКА - русский художественный промысел, сформировавшийся в Спасском уезде, ныне Беднодемьяновском районе Пензенской области. Возникновение промыслаПроизводство игрушки возникло в 19 в. на базе местного гончарного промысла. Вытеснение в начале 20 в. кустарных изделий заводской посудой обусловило постепенное угасание гончарства и выделение игрушки в самостоятельный промысел. В отличие от большинства игрушечных центров здесь работали преимущественно мужчины.Мастер Ларион ЗоткинИзвестность, которую приобретает промысел в конце 1920-х гг., связана с именем Лариона Зоткина, талантливого мастера из села Абашево, автора многих интересных игрушек: сказочных львов, причудливых собак, забавных медведей.
В это время складываются характерные для абашевских мастеров скульптурные приемы и особенности росписи. Особенности абашевской игрушкиАбашевская игрушка - это свистульки, изображающие животных, нередко принимающих фантасмагорический сказочный облик. Фигурки имеют удлиненное туловище с короткими, широко расставленными ногами и длинной изящной шеей. На маленькой, тщательно вылепленной головке выделяются глубоко процарапанные глаза. Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми, иногда многоярусными рогами. Пышные челки, кудрявые бороды и гривы четко моделированы, их контуры, очерченные стекой, имеют строгий рисунок и высокий рельеф. Роспись игрушекСвистульки раскрашены яркими эмалевыми красками - синими, зелеными, красными, в самых неожиданных сочетаниях. Отдельные детали, например, рога, могут быть расписаны серебром или золотом. Порой части фигурок остаются незакрашенными и резко контрастируют с броскими пятнами эмали. Обычные домашние животные Под руками мастера превращаются в сказочных существ.Современные мастера Ремесло абашевской игрушки продолжают современные мастера - Т. Н. Зоткин, И. Л. Зюзенков, А. И. Еськин. Некоторые художники стали покрывать свои свистульки бесцветной поливой, что делает фигурки более обтекаемыми и менее яркими.Литература:Динцес Л. А. Русская глиняная игрушка. М.; Л.: АН СССР, 1936.Богуславская И. Я. Русская глиняная игрушка. М.: Искусство, 1975.Основы художественного ремесла / Под ред. В. А. Барадулина. М.: Просвещение, 1979.Дайн Г. Л. Русская народная игрушка. М.: Легкая промышленность, 1981.Н. В. ГаевскаяА. Л. Иорданский АБАШЕВСКАЯ КУЛЬТУРА - бронзового века (2-я пол. 2-го тыс. до н. э.), в Ср. Поволжье и Приуралье; название по с. Абашево в Чувашии. Остатки поселений и курганы. Хозяйство: земледелие, скотоводство, охота, рыболовство.
Абашевская игрушка
Русский художественный промысел, сформировавшийся в Спасском уезде, ныне Беднодемьяновском районе Пензенской области.
Возникновение промысла. Производство игрушки возникло в 19 в. на базе местного гончарного промысла. Вытеснение в начале 20 в. кустарных изделий заводской посудой обусловило постепенное угасание гончарства и выделение игрушки в самостоятельный промысел. В отличие от большинства игрушечных центров здесь работали преимущественно мужчины. Мастер Ларион ЗоткинИзвестность, которую приобретает промысел в конце 1920-х гг., связана с именем Лариона Зоткина, талантливого мастера из села Абашево, автора многих интересных игрушек: сказочных львов, причудливых собак, забавных медведей. В это время складываются характерные для абашевских мастеров скульптурные приемы и особенности росписи.
Особенности абашевской игрушки. Абашевская игрушка - это свистульки, изображающие животных, нередко принимающих фантасмагорический сказочный облик. Фигурки имеют удлиненное туловище с короткими, широко расставленными ногами и длинной изящной шеей. На маленькой, тщательно вылепленной головке выделяются глубоко процарапанные глаза. Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми, иногда многоярусными рогами. Пышные челки, кудрявые бороды и гривы четко моделированы, их контуры, очерченные стекой, имеют строгий рисунок и высокий рельеф.
Роспись игрушек. Свистульки раскрашены яркими эмалевыми красками - синими, зелеными, красными, в самых неожиданных сочетаниях. Отдельные детали, например, рога, могут быть расписаны серебром или золотом. Порой части фигурок остаются незакрашенными и резко контрастируют с броскими пятнами эмали. Обычные домашние животные под руками мастера превращаются в сказочных существ. Современные мастера Ремесло абашевской игрушки продолжают современные мастера - Т. Н. Зоткин, И. Л. Зюзенков, А. И. Еськин. Некоторые художники стали покрывать свои свистульки бесцветной поливой, что делает фигурки более обтекаемыми и менее яркими.
Литература: Динцес Л. А. Русская глиняная игрушка. М.; Л.: АН СССР, 1936.Богуславская И. Я. Русская глиняная игрушка. М.: Искусство, 1975.Основы художественного ремесла. Под ред. В. А. Барадулина. М.: Просвещение, 1979. Дайн Г. Л. Русская народная игрушка. М.: Легкая промышленность, 1981. Н. В. Гаевская А. Л. Иорданский
Аба́шевская культу́ра - бронзового века (2-я половина 2-го тысячелетия до н. э.), в Среднем Поволжье и Приуралье; названа по селу Абашево в Чувашии. Остатки поселений и курганы. Хозяйство: земледелие, скотоводство, охота, рыболовство.

* * *
АБАШЕВСКАЯ КУЛЬТУРА - АБА́ШЕВСКАЯ КУЛЬТУ́РА, бронзового века (см. БРОНЗОВЫЙ ВЕК) (2-я пол. 2-го тыс. до н. э.), в Ср. Поволжье и Приуралье; название по с. Абашево в Чувашии. Остатки поселений и курганы. Хозяйство: земледелие, скотоводство, охота, рыболовство.
АБАШЕВЫ
В дворянстве с 1615 года (ОГДР, VIII, с. 42). От Абаша Улана - воеводы казанского хана, в 1499 году перешедшего на русскую службу. В 1540 году Абашевы Алеша, Чулок, Башмак упомянуты как жители Твери, в 1608 году Абашев Автал Черемисин отмечен в Чебоксарском уезде (Веселовский 1974, с. 9). По Н.А.Васкакову (1979, с. 216), фамилия происходит от татарского аба "дядя с отцовской линии", абас " дядюшка". В последующем известные учёные, военные, врачи.
Абаши́дзе Василий Алексеевич (1854-1926), актёр, народный артист Республики (1922). С 1879 в Тифлисской драматической труппе, преимущественно в комедийных и острохарактерных ролях. Основоположник реалистической грузинской актёрской школы.
* * *
АБАШИДЗЕ Василий Алексеевич - АБАШИ́ДЗЕ Василий Алексеевич (1854-1926), грузинский актер, народный артист Республики (1922). С 1879 в Тифлисской драматической труппе. Основоположник реалистической грузинской актерской школы.
АБАШИДЗЕ Василий Алексеевич (1854-1926) - грузинский актер, народный артист Республики (1922). С 1879 в Тифлисской драматической труппе. Основоположник реалистической грузинской актерской школы.
АБАШИДЗЕ Григол Григорьевич - АБАШИ́ДЗЕ Григол Григорьевич [19 июля (1 августа) 1914, Чиатура - август 1994], грузинский писатель, академик АН Грузии (1979), Герой Социалистического Труда (1974).
В поэзии - исторические (поэма «Георгий Шестой», 1942); драматические (поэма «Легенда о первых тбилисцах», 1959 и «Путешествие в три времени», 1961); цикл стихов: «На южной границе», 1949 и «Ленин в Самгори», 1950; Государственная премия СССР, 1951) и современные темы (сборник «Золотой виноградник», 1966). Исторические романы из жизни Грузии 13 в. (1-я книга, «Лашарела», 1957, 2-я - «Долгая ночь»).
АБАШИДЗЕ Григол Григорьевич (1914-94) - грузинский писатель, академик АН Грузии (1979), Герой Социалистического Труда (1974). В поэзии - исторические (поэма "Георгий Шестой", 1942); (цикл стихов "Ленин в Самгори", 1950; Государственная премия СССР, 1951) и современные темы (сборник "Золотой виноградник", 1966). Романы из жизни Грузии 13 в.
Абаши́дзе Григорий Григорьевич (1914-1994), грузинский писатель, академик АН Грузии (1979). Герой Социалистического Труда (1974). В поэзии - исторические (поэма «Георгий Шестой», 1942; «Легенда о первых тбилисцах», 1959) и современные темы (сборник «Золотой виноградник», 1966). Романы из жизни Грузии XIII в. Государственная премия СССР (1951).
Абаши́дзе Ираклий Виссарионович (1909-1992), грузинский поэт, академик АН Грузии (1960), Герой Социалистического Труда (1979). Главные темы - судьба Грузии в прошлом и настоящем, гуманистический долг поэта. Сборники стихов «Приближение» (1966), «И эти песни - моей Грузии» (1971); циклы стихов «Палестина, Палестина», «По следам Руставели» о великом грузинском поэте.
* * *
АБАШИДЗЕ Ираклий Виссарионович - АБАШИ́ДЗЕ Ираклий Виссарионович [10 ноября (23 ноября) 1909, с. Хони Кутаисской губ. - 1992, Тбилиси], грузинский поэт, академик АН Грузии (1960), Герой Социалистического Труда (1979).
Печататься начал в 1928. Главные темы - судьба Грузии в прошлом и настоящем, гуманистический долг поэта. Сборники «Стихи» (1932), «Новые стихи» (1938), «Приближение» (1966), «И эти песни - моей Грузии» (1971). Циклы стихов: «Песня жатвы», «Цветет Гурия», «Ночь охотников», «Палестина, Палестина», «По следам Руставели» о великом грузинском поэте. Стихи военных лет: «Капитан Бухаидзе», «Песня раненого», «Памяти Леселидзе».
АБАШИДЗЕ Ираклий Виссарионович (1909-92) - грузинский поэт, академик АН Грузии (1960), Герой Социалистического Труда (1979). Главные темы - судьба Грузии в прошлом и настоящем, гуманистический долг поэта. Сборники стихов "Приближение" (1966), "И эти песни - моей Грузии" (1971); циклы стихов "Палестина, Палестина", "По следам Руставели" о великом грузинском поэте.
АБАШИДЗЕ Лейла Михайловна - АБАШИ́ДЗЕ Лейла Михайловна (р. 1 августа 1929, Тбилиси), грузинская киноактриса, народная артистка Грузии (1965).
Дебютировала в кино еще школьницей в фильме «Каджана» (1941). В 1951 окончила актерский факультет Тбилисского театрального института имени Руставели. Снималась преимущественно на киностудии «Грузия-фильм (см. ГРУЗИЯ-ФИЛЬМ)». Актриса яркого темперамента, создала запоминающиеся, окрашенные юмором образы - Марине («Стрекоза», 1954), Лела («Они спустились с гор», 1955), Лиа («Заноза», 1957). Кроме того, снималась в фильмах «Кето и Коте» (1953), «Труд и розы» (1963), «Закон гор» (1964), «Встреча в горах» (1966), «Встреча с прошлым» (1966), «Легенда о Сурамской крепости» (1984), «Путешествие молодого композитора» (1985), «Круговорот» (1986) - всего в около 20 фильмах.
АБАКШИН АБАШИН АБАШКИН АВАКУМОВ АВВАКУМОВ АБАКУМОВ ОБАКУМОВ ОБАКШИН ОБАКШИН
Фамилия образована от крестильного имени Абакум (официально писалось Аввакум) - с др.-евр. - любовь божия. Абаша, Абашка уменьшительные формы этого имени . Образована от полной формы этого имени, такие фамилии были характерны для среды священнослужителей.
АБАКШИН АБАШИН АБАШКИН АВАКУМОВ АВВАКУМОВ АБАКУМОВ ОБАКУМОВ ОБАКШИН ОБАКШИН
Фамилия образована от крестильного имени Абакум (официально писалось Аввакум) - с др.-евр. - любовь божия. Абаша, Абашка уменьшительные формы этого имени . Образована от полной формы этого имени, такие фамилии были характерны для среды священнослужителей.