АБСТРАГИЗАЦИЯ (отвлеченно-обобщенность научной речи) - см. Научный стиль; Стилевые черты.
абстрагирование
Толковый словарь
Энциклопедический словарь
Академический словарь
Орфографический словарь
Словарь ударений
Формы слов для слова абстрагирование
абстраги́рование, абстраги́рования, абстраги́рований, абстраги́рованию, абстраги́рованиям, абстраги́рованием, абстраги́рованиями, абстраги́ровании, абстраги́рованиях
Синонимы к слову абстрагирование
см. абстракция 2
Антонимы к слову абстрагирование
Морфемно-орфографический словарь
Грамматический словарь
Сканворды для слова абстрагирование
Полезные сервисы
абстрагированный
Орфографический словарь
Словарь ударений
Синонимы к слову абстрагированный
Морфемно-орфографический словарь
Полезные сервисы
абстрагировать
Толковый словарь
несов. перех.
Рассматривать предмет или явление, выделяя их существенные, закономерные признаки и отвлекаясь от их несущественных сторон, свойств, связей.
Толковый словарь Ушакова
АБСТРАГИ́РОВАТЬ, абстрагирую, абстрагируешь, совер. и несовер., что (книжн.). Произвести (производить) абстракцию чего-нибудь (признаков, свойств).
Толковый словарь Ожегова
АБСТРАГИ́РОВАТЬ, -рую, -руешь; -анный; совер. и несовер., что (книжн.). Произвести (водить) абстракцию (в 1 знач.) чего-н.
Энциклопедический словарь
АБСТРАГИ́РОВАТЬ -рую, -руешь; св. и нсв. что. Мысленно отвлекаясь от каких-л. признаков, свойств, связей предмета или явления, выделить - выделять его основные закономерные признаки, свойства и связи; рассмотреть - рассматривать что-л. в отвлечении от его несущественных сторон, признаков. А. свойства предмета. А. общие свойства двух процессов.
◁ Абстраги́роваться, -руется; страд.
Академический словарь
-рую, -руешь; сов. и несов., перех.
Мысленно отбросить (отбрасывать) несущественные свойства, связи предмета и выделить (выделять) его основные, общие свойства, связи и отношения, мыслить что-л. в отвлечении от несущественных признаков.
Всякое сравнение уподобляет лишь одну сторону или лишь некоторые стороны сравниваемых предметов или понятий, абстрагируя временно и условно другие стороны. Ленин, О смешении политики с педагогикой.
Пунктуация и управление в русском языке
Орфографический словарь
Синонимы к слову абстрагировать
рассматривать отвлеченно, обобщать, типизировать, схематизировать, формализовать, агрегировать; отвлекать. Ant. конкретизировать, рассматривать (в деталях, детально)
Тезаурус русской деловой лексики
Syn: рассматривать отвлеченно, обобщать, типизировать, схематизировать, формализовать, агрегировать
Ant: конкретизировать, рассматривать в деталях, рассматривать детально
Антонимы к слову абстрагировать
Грамматический словарь
Новый словарь иностранных слов
абстраги́ровать
(лат. abstrahere отвлекать) мысленно отвлекаясь от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделяя какие-л. существенные свойства и отношения, образовывать отвлеченные понятия - абстракций.
Полезные сервисы
абстрагироваться
Толковый словарь
несов. и сов. неперех.
Отвлекаться от несущественных сторон, свойств или связей предмета или явления с целью выделения их существенных и закономерных признаков.
Толковый словарь Ушакова
АБСТРАГИ́РОВАТЬСЯ, абстрагируюсь, абстрагируешься, совер. и несовер. (книжн.). страд. к абстрагировать.
Толковый словарь Ожегова
АБСТРАГИ́РОВАТЬСЯ совер. и несовер., от чего (книжн.). Мысленно отвлечься (-екаться), представить (-влять) что-н. в абстрагированном виде.
Энциклопедический словарь
АБСТРАГИ́РОВАТЬСЯ -руюсь, -руешься; св. и нсв. от чего. Мысленно отвлечься - отвлекаться от тех или иных признаков, свойств и связей предметов и явлений с целью выделения существенных и закономерных признаков. А. от чувственных ощущений.
Академический словарь
-руюсь, -руешься; сов. и несов.
1. от чего.
Мысленно отвлечься (отвлекаться) от тех или иных сторон, свойств или связей предметов и явлений с целью выделения существенных и закономерных их признаков.
Только человек умеет абстрагироваться от восприятия, обобщать и образовывать понятия. Ю. Гагарин и В. И. Лебедев, Психология и космос.
2. только несов.
страд. к абстрагировать.
Практический толковый словарь
отвлекаться от частных свойств предмета рассуждений, чтобы сосредоточиться на его общих признаках и понять сущность.
Словарь русского арго
АБСТРАГИРОВАТЬСЯ, -руюсь, -руешься; несов.; АБСТРАГНУТЬСЯ, -нусь, -нёшься, сов.; от чего и без доп.
Забывать про что-л.; переставать думать о ком-чем-л.; прекращать переживать по какому-л. поводу.
Съезжу в поход, хоть на недельку от этого бедлама абстрагнусь.
Пунктуация и управление в русском языке
от чего. Абстрагироваться от второстепенных признаков явления для выделения его существенных сторон.
Орфографический словарь
Формы слов для слова абстрагироваться
абстраги́роваться, абстраги́руюсь, абстраги́руемся, абстраги́руешься, абстраги́руетесь, абстраги́руется, абстраги́руются, абстраги́руясь, абстраги́ровался, абстраги́ровалась, абстраги́ровалось, абстраги́ровались, абстраги́руйся, абстраги́руйтесь, абстраги́рующийся, абстраги́рующаяся, абстраги́рующееся, абстраги́рующиеся, абстраги́рующегося, абстраги́рующейся, абстраги́рующихся, абстраги́рующемуся, абстраги́рующимся, абстраги́рующуюся, абстраги́рующеюся, абстраги́рующимися, абстраги́рующемся, абстраги́ровавшийся, абстраги́ровавшаяся, абстраги́ровавшееся, абстраги́ровавшиеся, абстраги́ровавшегося, абстраги́ровавшейся, абстраги́ровавшихся, абстраги́ровавшемуся, абстраги́ровавшимся, абстраги́ровавшуюся, абстраги́ровавшеюся, абстраги́ровавшимися, абстраги́ровавшемся
Синонимы к слову абстрагироваться
Грамматический словарь
Новый словарь иностранных слов
абстраги́роваться
(лат. abstrahere) мысленно отвлекаться от ряда свойств предметов и отношений между ними с целью выделения существенных их признаков.
Полезные сервисы
абстрагирующий
абстрагнуться
абстраксьон фэт
Словарь галлицизмов русского языка
АБСТРАКСЬОН ФЭТ * abstraction faite. За исключением; не принимая во внимание; отвлекаясь (от чего-л. ). Поражением под Плевной (abstraction faite от убитых, для которых нет достаточно слез) имеет хорошую сторону. Кони А. Д. Градовский. Уведомьте, когда располагаете вы приехать в Москву, но abstraction faite от поездки в Крым. Анненков Друзья 1 558.
Полезные сервисы
абстракт
Толковый словарь
I м. разг.
Произведение, относящееся к абстракционизму, абстрактному, абстракционистскому искусству; абстракция II.
II м. устар.
Теоретическое обобщение как результат абстрагирования; абстракция I 2..
Энциклопедический словарь
Академический словарь
-а, м. устар. Отвлеченность.
||
О том, кто (или что) лишен (лишено) конкретных, индивидуальных признаков.
Делают упрек Грибоедову в том, что будто Чацкий не облечен так художественно, как другие лица комедии, в плоть и кровь, что в нем мало жизненности. Иные даже говорят, что это не живой человек, а абстракт, идея, ходячая мораль комедии. И. Гончаров, «Мильон терзаний».
Формы слов для слова абстракт
абстра́кт, абстра́кты, абстра́кта, абстра́ктов, абстра́кту, абстра́ктам, абстра́ктом, абстра́ктами, абстра́кте, абстра́ктах
Синонимы к слову абстракт
см. абстракция 1
Грамматический словарь
Словарь иностранных слов
Сканворды для слова абстракт
- В фортепианном молоточковом механизме - стержень, шарнирно соединяющий фигуру механики и капсюль клавиши.
- Резюме книги, статьи.
Полезные сервисы
абстрактивизм
Словарь галлицизмов русского языка
АБСТРАКТИВИЗМ а, м. abstractivisme m. Абстактивизм в изобразительном искусстве, в самом широком значении этого слова, - ясное и последовательное осуществление тенденции художественного мышления к абстрагированию, отвлечению изобразительных образов от случайных, несущественных качеств видимой формы: случайностей освещения, перспективных сокращений, ракурсов, мелких, несущественных деталей. Власов 8-1 24.
Полезные сервисы
абстрактивный
абстрактная
Лингвистические термины
абстрактная (лат. abstractus - удаленный, отвлеченный) лексика. Совокупность слов с отвлеченным значением качества, свойства, состояния, действия. Обычно в это число включаются только абстрактные имена существительные, имеющие грамматическое выражение категории отвлеченности (определенные словообразовательные суффиксы, отсутствие, как правило, формы множественного числа, несочетаемость с количественными числительными). Блеск. Возня. Закалка. Изучение. Индустриализация. Свойство. Сущность. Тишина. Энтузиазм. В широком смысле, исходя только из семантического принципа, в абстрактную лексику можно включить и слова других частей речи. Так, сопоставляя, с одной стороны, прилагательные каменный, круглый, синий, громкий, сладкий, душистый, шероховатый и т. п., обозначающие внешние материализованные признаки, воспринимаемые одним из органов чувств, а с другой - прилагательные добрый, искренний, опытный, нравственный, умный, грустный, ленивый и т. п. (особенно прилагательные, образованные от абстрактных существительных), находим во второй группе слова с большей степенью абстрагирования, которые с указанной оговоркой,т. е. без учета грамматических показателей, можно причислить к абстрактной лексике. Аналогичное различие можно установить между глаголами конкретного действия (писать, читать, рубить, ходить, бросать и т. п.) и глаголами, выражающими чувства, внутреннее состояние и т. д. (любить, ненавидеть, веселиться, грустить, надеяться и т. п.): глаголы второй группы имеют более выраженную абстрактность (ср. их соотносительность с отвлеченными существительными любовь, ненависть, веселье, грусть, надежда).
Вопрос о расширительном применении термина "абстрактная лексика" подлежит дальнейшему изучению лингвистами.
Полезные сервисы
абстрактно
Толковый словарь
I нареч. качеств.-обстоят.
1. Основываясь в процессе познания на абстрагировании, на отвлечении от несущественных сторон, свойств, связей предмета или явления с целью выделения их существенных, закономерных признаков.
2. Не опираясь на реальные факты.
II предик.
Оценочная характеристика чьих-либо действий как не опирающихся на реальные факты.
Академический словарь
нареч. к абстрактный.
Синонимы к слову абстрактно
нареч, кол-во синонимов: 19
беспредметно (10)
индифферентно (19)
книжно (3)
метафизически (6)
не опираясь на реальные факты (1)
невещественно (5)
неконкретно (10)
неосязаемо (6)
нечетко (31)
отвлеченно (20)
расплывчато (31)
спекулятивно (5)
теоретически (4)
теоретично (3)
умозрительно (14)
философически (14)
философски (20)
см. отвлечённо
отвлеченно, умозрительно, трансцендентально, философически, теоретически, беспредметно, метафизически, философски, невещественно, книжно, спекулятивно
неизм.
1.
отвлеченно
умозрительно
основываясь на абстракции)
2.
отвлеченно
умозрительно
спекулятивно
теоретично
в отрыве от реальной действительности, что заслуживает отрицательной оценки)
Антонимы к слову абстрактно
Полезные сервисы
абстрактно обобщённый
Слитно. Раздельно. Через дефис
Синонимы к слову абстрактно обобщённый
Полезные сервисы
абстрактно(конкретно)
Сборник слов и иносказаний
Абстрактно - отвлеченно (односторонне, без применения), умственно; конкретно - в известном наглядном применении, предметно
Ср. Он работает не как обыкновенные смертные, но идет в экспедицию и свернет себе там шею не во имя любви к ближнему, а во имя таких абстрактов, как человечество, будущие поколения, идеальная порода людей...
А.П. Чехов. Дуэль. 9.
Ср. Все непритворно в нем: теорий темный бред;
Абстрактность - Гегеля неизгладимый след...
А. Мазов. Бор. Ник. Чичерин.
Ср. Abstractus (abstrahere, отвлекать), абстракт - отвлеченность, отвлеченный (расплывчатый).
Ср. Concretus (concrescere, сгущаться, срастаться) - предметный (сгущенный), примененный.
См. конкретный.
Полезные сервисы
абстрактное искусство
Энциклопедический словарь
Абстра́ктное иску́сство (абстракционизм), направление в искусстве XX в., отказывающееся от изображения реальных предметов и явлений в живописи, скульптуре и графике. Возникло в 10-х гг., в конце 40-х - начале 60-х гг. принадлежало к наиболее распространённым течениям искусства. Некоторые течения абстрактного искусства (супрематизм, неопластицизм), перекликаясь с исканиями в архитектуре и художественной промышленности, создавали упорядоченные конструкции из линий, геометрических фигур и объёмов, другие (ташизм) - стремились выразить стихийность, бессознательность творчества в динамике пятен или объёмов.
* * *
АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО - АБСТРА́КТНОЕ ИСКУ́ССТВО (абстракционизм, беспредметное искусство (см. БЕСПРЕДМЕТНОЕ ИСКУССТВО), нефигуративное искусство), совокупность направлений в изобразительном искусстве 20 в., заменивших непосредственное воспроизведение натурной действительности живописно-пластическими знаками и символами либо «чистой» игрой художественных форм. «Чистую» абстракцию следует воспринимать условно, поскольку даже в самых отвлеченных от конкретной натуры образах всегда можно угадать определенные предметно-фигурные мотивы и прототипы - натюрмортные, пейзажные, архитектурные и т. д.
Постоянным резервуаром такого рода форм всегда служило искусство орнамента. Важными историческими предварениями абстрактного искусства были также издревле проявлявшаяся увлеченность художников анаморфозами (или как бы «случайными» образами), которые угадывались в природных фактурах (например, в срезах минералов), а также народившийся в эпоху Возрождения принцип нон-финито (см. НОН-ФИНИТО) (внешней незаконченности, позволяющей любоваться игрой линий и красок независимо от сюжетных форм). Преимущественно орнаментальное искусство ислама, а также дальневосточная каллиграфика, освободившая кисть от необходимости постоянного подражания внешней природе, все Средневековье развивались в беспредметном русле. В Европе же в эпоху романтизма и символизма, то есть в 19 в., художники иногда, - обычно на стадии эскиза, но порой и в законченных вещах,- уходили в мир нефигуративных видений (таковы отдельные фантазии позднего Дж. М. У. Тернера (см. ТЕРНЕР Уильям) или эскизы Г. Моро); но это были лишь отдельные исключения, решающий же перелом произошел лишь в начале 1910-х гг.
Искусство «великой духовности»
Первые собственно абстрактные картины были созданы в 1910-1911 гг. В. В. Кандинским (см. КАНДИНСКИЙ Василий Васильевич) и чехом Ф. Купкой (см. КУПКА Франтишек), причем уже в 1912 первый из них подробно обосновал свои творческие открытия в программном сочинении «О духовном в искусстве». В последующие 12 лет произошли и другие этапные события: около 1913 М. Ф. Ларионов (см. ЛАРИОНОВ Михаил Федорович) и Н. С. Гончарова (см. ГОНЧАРОВА Наталия Сергеевна) перешли к абстрактному искусству от футуризма (Ларионов назвал новый метод «лучизмом»); тогда же аналогичный сдвиг произошел и в творчестве итальянца Дж. Баллы (см. БАЛЛА Джакомо). В 1912-1913 гг. народился беспредметный «орфизм» Р. Делоне (см. ДЕЛОНЕ Робер), а в 1915-1917 гг. - более строгий, геометрический вариант абстрактного искусства, созданный К. С. Малевичем (см. МАЛЕВИЧ Казимир Северинович) в России (супрематизм), а затем П. Мондрианом (см. МОНДРИАН Пит) в Нидерландах (неопластицизм). В итоге образовалось экспериментальное поле, где пересекались почти все авангардистские стили того времени, от футуризма до дадаизма.
Сразу обозначились три направления абстрактного творчества: 1) геометрическое; 2) знаковое (т. е. уделяющее основное внимание символам или пиктограммам); 3) органическое, следующее ритмике природы (в России крупнейшим приверженцем такой абстрактной органики был в первую очередь П. Н. Филонов (см. ФИЛОНОВ Павел Николаевич)). Такая классификация, впрочем, касается лишь внешних, формальных признаков, поскольку все варианты раннего абстрактного искусства были так или иначе символичны и все так или иначе вдохновлялись «космическими ритмами» природы. Орфизм же Делоне, исходивший из шкалы чистых цветов, составил особое направление, которое можно условными назвать «хроматическим».
За формальными различиями скрывалось родство внутреннего содержания. Испытав сильное влияние теософии и сходных мистических течений (т. е. влияние таких авторов как Е. П. Блаватская (см. БЛАВАТСКАЯ Елена Петровна) и ее последователи, а также П. Д. Успенский (см. УСПЕНСКИЙ Петр Демьянович) в России и М. Схоэнмекерс в Нидерландах), Кандинский, Купка, Малевич и Мондриан были убеждены, что их картины, где прежний мир наглядно исчезает в космическом «ничто», представляют собой художественный апокалипсис или, иными словами, являют зрителю тот порог, за которым открывается новая «эпоха великой духовности» (Кандинский) и происходит «ввод в мировой расцвет» (Филонов). Наступление же периода войн и революций лишь укрепило эти романтико-идеалистические убеждения.
Дизайн и лирика
В 1920-е гг. абстрактное искусство, сохранив свою утопическую подоснову (но уже не столь «апокалиптическую») стало более практичным и менее мистическим. «Баухауз (см. БАУХАУЗ)» в Германии активно осваивал его творческий потенциал (прежде всего, в его геометрической версии) для обновления дизайна, а вместе с ним и социального быта в целом. Абстракционизм начал внедряться в жизнь, в том числе и в моду (к примеру, С. Делоне-Терк (см. ДЕЛОНЕ Соня) использовала мотивы картин своего мужа для оформления тканей, интерьеров и даже автомобилей). Именно абстрактное искусство мощно способствовало формированию того, что начали называть «современным стилем» декоративного творчества. В свою очередь, беспредметность активно осваивалась и в скульптуре, как станковой, так и монументально-декоративной (Х. Арп (см. АРП Ганс (Жан)), К. Брынкуши (см. БРАНКУЗИ Константин), Н. Габо (см. ГАБО Наум Абрамович), А. Певзнер и др.). Деятельность же французского объединения «Абстракция-творчество» («Abstraction-creation») способствовала переходу абстрактного искусства от философских утопий к более созерцательным и лирическим образам.
Однако окончательно новое, четвертое направление этого искусства, т. н. «лирический абстракционизм» (ставший личностным, по-своему исповедальным, самовыражением художников) оформилось несколько позже, в 1940-е гг. в Нью-Йорке. Это был абстрактный экспрессионизм, где доминировал очень крупный, фактурный, как бы спонтанно брошенный на холст живописный мазок (Дж. Поллок (см. ПОЛЛОК Джексон), В. де Кунинг (см. КУНИНГ Виллем), и др.). Драматическое напряжение, свойственное многим этим вещам, обрело в Западной Европе 1940-1950-е гг. еще более трагический характер в т. н. «информеле (см. ИНФОРМЕЛЬ)» (Вольс, А.Тапиес, Ж. Фотрие), тогда как в ташизме (см. ТАШИЗМ), напротив, возобладало мажорно-эпическое или импрессионистически-пейзажное начало (Ж. Матье, П. Таль-Коат, Х. Хартунг и др.); первоначально средоточием обоих этих направлений (названия которых иногда используют синонимически) был Париж. В тот же период наметились и точки сближения между абстрактным искусством и дальневосточной каллиграфией (например, в творчестве американца М. Тоби и работавшего во Франции китайца Зао-Вуки).
Между подпольем и славой
Официальное признание абстрактного искусства на Западе произошло в середине 20 в., в пору господства интернационального стиля в архитектуре (беспредметные - живописные или скульптурные - формы весьма оживили монотонность стеклобетонных структур). Параллельно этому возникла мода на «живопись цветовых полей», исследующую выразительные возможности крупных, ровно (или с легкими тональными вариациями) закрашенных цветовых поверхностей (Б. Ньюмен, М. Ротко (см. РОТКО Марк)), а в 1960-е гг. - на резко-контурный «хардедж» (Hard-Edge) или «живопись четких краев». Позднее абстрактное искусство, как правило, уже стилистически не обособлялось, сливаясь с поп-артом, оп-артом и другими постмодернистскими течениями.
В Советской России абстрактное искусство долгое время (с 1930-х гг.) фактически развивалось в условиях подполья, поскольку официально считалось средоточием «реакционно-формалистических влияний Запада» (характерно, что слова «абстракционизм» и «модернизм» в советской прессе нередко употреблялись как синонимы). В период «оттепели» своеобразной отдушиной для него служила архитектура, нередко включавшая в свое оформление абстрактные или полуабстрактные композиции. Выйдя к публике в годы перестройки, новое российское абстрактное искусство продемонстрировало богатый спектр разнообразных тенденций (в основном в живописи и графике), самобытно продолжающих начинания раннего русского авангарда. Среди его признанных мастеров (1960-1990-х гг.) - Э. М. Белютин (см. БЕЛЮТИН Элий Михайлович), Ю. С. Злотников, Е. Л. Кропивницкий (см. КРОПИВНИЦКИЙ Евгений Леонидович), М. А. Кулаков, Л. Я. Мастеркова, В. Н. Немухин (см. НЕМУХИН Владимир Николаевич), Л. В. Нусберг (см. НУСБЕРГ Лев Вальдемарович), В. Л. Слепян, Э. А. Штейнберг (см. ШТЕЙНБЕРГ Эдуард Аркадьевич).
Большой энциклопедический словарь
АБСТРАКТНОЕ искусство (абстракционизм - беспредметное искусство, нефигуративное искусство), совокупность направлений в изо-культуре 20 в., заменяющих натуралистическую, легко узнаваемую предметность более или менее свободной игрой линий, красок и форм (сюжет и предмет лишь угадываются, символически подразумеваются или исчезают вообще). Издревле беспредметное творчество существовало в виде орнамента или нон-финито, но только в новейшей истории оформилось в особую эстетическую программу. Среди родоначальников абстрактного искусства - В. В. Кандинский, К. С. Малевич, П. Мондриан, мастера орфизма. Сложилось несколько его вариантов: геометрическая абстракция, абстрактный экспрессионизм, информель, ташизм, постживописная абстракция.