I м. разг.
Произведение, относящееся к абстракционизму, абстрактному, абстракционистскому искусству; абстракция II.
II м. устар.
Теоретическое обобщение как результат абстрагирования; абстракция I 2..
I м. разг.
Произведение, относящееся к абстракционизму, абстрактному, абстракционистскому искусству; абстракция II.
II м. устар.
Теоретическое обобщение как результат абстрагирования; абстракция I 2..
-а, м. устар. Отвлеченность.
||
О том, кто (или что) лишен (лишено) конкретных, индивидуальных признаков.
Делают упрек Грибоедову в том, что будто Чацкий не облечен так художественно, как другие лица комедии, в плоть и кровь, что в нем мало жизненности. Иные даже говорят, что это не живой человек, а абстракт, идея, ходячая мораль комедии. И. Гончаров, «Мильон терзаний».
абстра́кт, абстра́кты, абстра́кта, абстра́ктов, абстра́кту, абстра́ктам, абстра́ктом, абстра́ктами, абстра́кте, абстра́ктах
см. абстракция 1
- В фортепианном молоточковом механизме - стержень, шарнирно соединяющий фигуру механики и капсюль клавиши.
- Резюме книги, статьи.
АБСТРАКТИВИЗМ а, м. abstractivisme m. Абстактивизм в изобразительном искусстве, в самом широком значении этого слова, - ясное и последовательное осуществление тенденции художественного мышления к абстрагированию, отвлечению изобразительных образов от случайных, несущественных качеств видимой формы: случайностей освещения, перспективных сокращений, ракурсов, мелких, несущественных деталей. Власов 8-1 24.
абстрактная (лат. abstractus - удаленный, отвлеченный) лексика. Совокупность слов с отвлеченным значением качества, свойства, состояния, действия. Обычно в это число включаются только абстрактные имена существительные, имеющие грамматическое выражение категории отвлеченности (определенные словообразовательные суффиксы, отсутствие, как правило, формы множественного числа, несочетаемость с количественными числительными). Блеск. Возня. Закалка. Изучение. Индустриализация. Свойство. Сущность. Тишина. Энтузиазм. В широком смысле, исходя только из семантического принципа, в абстрактную лексику можно включить и слова других частей речи. Так, сопоставляя, с одной стороны, прилагательные каменный, круглый, синий, громкий, сладкий, душистый, шероховатый и т. п., обозначающие внешние материализованные признаки, воспринимаемые одним из органов чувств, а с другой - прилагательные добрый, искренний, опытный, нравственный, умный, грустный, ленивый и т. п. (особенно прилагательные, образованные от абстрактных существительных), находим во второй группе слова с большей степенью абстрагирования, которые с указанной оговоркой,т. е. без учета грамматических показателей, можно причислить к абстрактной лексике. Аналогичное различие можно установить между глаголами конкретного действия (писать, читать, рубить, ходить, бросать и т. п.) и глаголами, выражающими чувства, внутреннее состояние и т. д. (любить, ненавидеть, веселиться, грустить, надеяться и т. п.): глаголы второй группы имеют более выраженную абстрактность (ср. их соотносительность с отвлеченными существительными любовь, ненависть, веселье, грусть, надежда).
Вопрос о расширительном применении термина "абстрактная лексика" подлежит дальнейшему изучению лингвистами.
I нареч. качеств.-обстоят.
1. Основываясь в процессе познания на абстрагировании, на отвлечении от несущественных сторон, свойств, связей предмета или явления с целью выделения их существенных, закономерных признаков.
2. Не опираясь на реальные факты.
II предик.
Оценочная характеристика чьих-либо действий как не опирающихся на реальные факты.
нареч. к абстрактный.
нареч, кол-во синонимов: 19
беспредметно (10)
индифферентно (19)
книжно (3)
метафизически (6)
не опираясь на реальные факты (1)
невещественно (5)
неконкретно (10)
неосязаемо (6)
нечетко (31)
отвлеченно (20)
расплывчато (31)
спекулятивно (5)
теоретически (4)
теоретично (3)
умозрительно (14)
философически (14)
философски (20)
см. отвлечённо
отвлеченно, умозрительно, трансцендентально, философически, теоретически, беспредметно, метафизически, философски, невещественно, книжно, спекулятивно
неизм.
1.
отвлеченно
умозрительно
основываясь на абстракции)
2.
отвлеченно
умозрительно
спекулятивно
теоретично
в отрыве от реальной действительности, что заслуживает отрицательной оценки)
Абстрактно - отвлеченно (односторонне, без применения), умственно; конкретно - в известном наглядном применении, предметно
Ср. Он работает не как обыкновенные смертные, но идет в экспедицию и свернет себе там шею не во имя любви к ближнему, а во имя таких абстрактов, как человечество, будущие поколения, идеальная порода людей...
А.П. Чехов. Дуэль. 9.
Ср. Все непритворно в нем: теорий темный бред;
Абстрактность - Гегеля неизгладимый след...
А. Мазов. Бор. Ник. Чичерин.
Ср. Abstractus (abstrahere, отвлекать), абстракт - отвлеченность, отвлеченный (расплывчатый).
Ср. Concretus (concrescere, сгущаться, срастаться) - предметный (сгущенный), примененный.
См. конкретный.
Абстрактное искусство
направление в живописи, скульптуре и графике ХХ в., абстракционизм
Кандинский особенно любит сравнение живописи с музыкой, и потому абстрактное искусство является, с его точки зрения, извлечением чистого звука (Рейнгардт)
Абстра́ктное иску́сство (абстракционизм), направление в искусстве XX в., отказывающееся от изображения реальных предметов и явлений в живописи, скульптуре и графике. Возникло в 10-х гг., в конце 40-х - начале 60-х гг. принадлежало к наиболее распространённым течениям искусства. Некоторые течения абстрактного искусства (супрематизм, неопластицизм), перекликаясь с исканиями в архитектуре и художественной промышленности, создавали упорядоченные конструкции из линий, геометрических фигур и объёмов, другие (ташизм) - стремились выразить стихийность, бессознательность творчества в динамике пятен или объёмов.
* * *
АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО - АБСТРА́КТНОЕ ИСКУ́ССТВО (абстракционизм, беспредметное искусство (см. БЕСПРЕДМЕТНОЕ ИСКУССТВО), нефигуративное искусство), совокупность направлений в изобразительном искусстве 20 в., заменивших непосредственное воспроизведение натурной действительности живописно-пластическими знаками и символами либо «чистой» игрой художественных форм. «Чистую» абстракцию следует воспринимать условно, поскольку даже в самых отвлеченных от конкретной натуры образах всегда можно угадать определенные предметно-фигурные мотивы и прототипы - натюрмортные, пейзажные, архитектурные и т. д.
Постоянным резервуаром такого рода форм всегда служило искусство орнамента. Важными историческими предварениями абстрактного искусства были также издревле проявлявшаяся увлеченность художников анаморфозами (или как бы «случайными» образами), которые угадывались в природных фактурах (например, в срезах минералов), а также народившийся в эпоху Возрождения принцип нон-финито (см. НОН-ФИНИТО) (внешней незаконченности, позволяющей любоваться игрой линий и красок независимо от сюжетных форм). Преимущественно орнаментальное искусство ислама, а также дальневосточная каллиграфика, освободившая кисть от необходимости постоянного подражания внешней природе, все Средневековье развивались в беспредметном русле. В Европе же в эпоху романтизма и символизма, то есть в 19 в., художники иногда, - обычно на стадии эскиза, но порой и в законченных вещах,- уходили в мир нефигуративных видений (таковы отдельные фантазии позднего Дж. М. У. Тернера (см. ТЕРНЕР Уильям) или эскизы Г. Моро); но это были лишь отдельные исключения, решающий же перелом произошел лишь в начале 1910-х гг.
Искусство «великой духовности»
Первые собственно абстрактные картины были созданы в 1910-1911 гг. В. В. Кандинским (см. КАНДИНСКИЙ Василий Васильевич) и чехом Ф. Купкой (см. КУПКА Франтишек), причем уже в 1912 первый из них подробно обосновал свои творческие открытия в программном сочинении «О духовном в искусстве». В последующие 12 лет произошли и другие этапные события: около 1913 М. Ф. Ларионов (см. ЛАРИОНОВ Михаил Федорович) и Н. С. Гончарова (см. ГОНЧАРОВА Наталия Сергеевна) перешли к абстрактному искусству от футуризма (Ларионов назвал новый метод «лучизмом»); тогда же аналогичный сдвиг произошел и в творчестве итальянца Дж. Баллы (см. БАЛЛА Джакомо). В 1912-1913 гг. народился беспредметный «орфизм» Р. Делоне (см. ДЕЛОНЕ Робер), а в 1915-1917 гг. - более строгий, геометрический вариант абстрактного искусства, созданный К. С. Малевичем (см. МАЛЕВИЧ Казимир Северинович) в России (супрематизм), а затем П. Мондрианом (см. МОНДРИАН Пит) в Нидерландах (неопластицизм). В итоге образовалось экспериментальное поле, где пересекались почти все авангардистские стили того времени, от футуризма до дадаизма.
Сразу обозначились три направления абстрактного творчества: 1) геометрическое; 2) знаковое (т. е. уделяющее основное внимание символам или пиктограммам); 3) органическое, следующее ритмике природы (в России крупнейшим приверженцем такой абстрактной органики был в первую очередь П. Н. Филонов (см. ФИЛОНОВ Павел Николаевич)). Такая классификация, впрочем, касается лишь внешних, формальных признаков, поскольку все варианты раннего абстрактного искусства были так или иначе символичны и все так или иначе вдохновлялись «космическими ритмами» природы. Орфизм же Делоне, исходивший из шкалы чистых цветов, составил особое направление, которое можно условными назвать «хроматическим».
За формальными различиями скрывалось родство внутреннего содержания. Испытав сильное влияние теософии и сходных мистических течений (т. е. влияние таких авторов как Е. П. Блаватская (см. БЛАВАТСКАЯ Елена Петровна) и ее последователи, а также П. Д. Успенский (см. УСПЕНСКИЙ Петр Демьянович) в России и М. Схоэнмекерс в Нидерландах), Кандинский, Купка, Малевич и Мондриан были убеждены, что их картины, где прежний мир наглядно исчезает в космическом «ничто», представляют собой художественный апокалипсис или, иными словами, являют зрителю тот порог, за которым открывается новая «эпоха великой духовности» (Кандинский) и происходит «ввод в мировой расцвет» (Филонов). Наступление же периода войн и революций лишь укрепило эти романтико-идеалистические убеждения.
Дизайн и лирика
В 1920-е гг. абстрактное искусство, сохранив свою утопическую подоснову (но уже не столь «апокалиптическую») стало более практичным и менее мистическим. «Баухауз (см. БАУХАУЗ)» в Германии активно осваивал его творческий потенциал (прежде всего, в его геометрической версии) для обновления дизайна, а вместе с ним и социального быта в целом. Абстракционизм начал внедряться в жизнь, в том числе и в моду (к примеру, С. Делоне-Терк (см. ДЕЛОНЕ Соня) использовала мотивы картин своего мужа для оформления тканей, интерьеров и даже автомобилей). Именно абстрактное искусство мощно способствовало формированию того, что начали называть «современным стилем» декоративного творчества. В свою очередь, беспредметность активно осваивалась и в скульптуре, как станковой, так и монументально-декоративной (Х. Арп (см. АРП Ганс (Жан)), К. Брынкуши (см. БРАНКУЗИ Константин), Н. Габо (см. ГАБО Наум Абрамович), А. Певзнер и др.). Деятельность же французского объединения «Абстракция-творчество» («Abstraction-creation») способствовала переходу абстрактного искусства от философских утопий к более созерцательным и лирическим образам.
Однако окончательно новое, четвертое направление этого искусства, т. н. «лирический абстракционизм» (ставший личностным, по-своему исповедальным, самовыражением художников) оформилось несколько позже, в 1940-е гг. в Нью-Йорке. Это был абстрактный экспрессионизм, где доминировал очень крупный, фактурный, как бы спонтанно брошенный на холст живописный мазок (Дж. Поллок (см. ПОЛЛОК Джексон), В. де Кунинг (см. КУНИНГ Виллем), и др.). Драматическое напряжение, свойственное многим этим вещам, обрело в Западной Европе 1940-1950-е гг. еще более трагический характер в т. н. «информеле (см. ИНФОРМЕЛЬ)» (Вольс, А.Тапиес, Ж. Фотрие), тогда как в ташизме (см. ТАШИЗМ), напротив, возобладало мажорно-эпическое или импрессионистически-пейзажное начало (Ж. Матье, П. Таль-Коат, Х. Хартунг и др.); первоначально средоточием обоих этих направлений (названия которых иногда используют синонимически) был Париж. В тот же период наметились и точки сближения между абстрактным искусством и дальневосточной каллиграфией (например, в творчестве американца М. Тоби и работавшего во Франции китайца Зао-Вуки).
Между подпольем и славой
Официальное признание абстрактного искусства на Западе произошло в середине 20 в., в пору господства интернационального стиля в архитектуре (беспредметные - живописные или скульптурные - формы весьма оживили монотонность стеклобетонных структур). Параллельно этому возникла мода на «живопись цветовых полей», исследующую выразительные возможности крупных, ровно (или с легкими тональными вариациями) закрашенных цветовых поверхностей (Б. Ньюмен, М. Ротко (см. РОТКО Марк)), а в 1960-е гг. - на резко-контурный «хардедж» (Hard-Edge) или «живопись четких краев». Позднее абстрактное искусство, как правило, уже стилистически не обособлялось, сливаясь с поп-артом, оп-артом и другими постмодернистскими течениями.
В Советской России абстрактное искусство долгое время (с 1930-х гг.) фактически развивалось в условиях подполья, поскольку официально считалось средоточием «реакционно-формалистических влияний Запада» (характерно, что слова «абстракционизм» и «модернизм» в советской прессе нередко употреблялись как синонимы). В период «оттепели» своеобразной отдушиной для него служила архитектура, нередко включавшая в свое оформление абстрактные или полуабстрактные композиции. Выйдя к публике в годы перестройки, новое российское абстрактное искусство продемонстрировало богатый спектр разнообразных тенденций (в основном в живописи и графике), самобытно продолжающих начинания раннего русского авангарда. Среди его признанных мастеров (1960-1990-х гг.) - Э. М. Белютин (см. БЕЛЮТИН Элий Михайлович), Ю. С. Злотников, Е. Л. Кропивницкий (см. КРОПИВНИЦКИЙ Евгений Леонидович), М. А. Кулаков, Л. Я. Мастеркова, В. Н. Немухин (см. НЕМУХИН Владимир Николаевич), Л. В. Нусберг (см. НУСБЕРГ Лев Вальдемарович), В. Л. Слепян, Э. А. Штейнберг (см. ШТЕЙНБЕРГ Эдуард Аркадьевич).
АБСТРАКТНОЕ искусство (абстракционизм - беспредметное искусство, нефигуративное искусство), совокупность направлений в изо-культуре 20 в., заменяющих натуралистическую, легко узнаваемую предметность более или менее свободной игрой линий, красок и форм (сюжет и предмет лишь угадываются, символически подразумеваются или исчезают вообще). Издревле беспредметное творчество существовало в виде орнамента или нон-финито, но только в новейшей истории оформилось в особую эстетическую программу. Среди родоначальников абстрактного искусства - В. В. Кандинский, К. С. Малевич, П. Мондриан, мастера орфизма. Сложилось несколько его вариантов: геометрическая абстракция, абстрактный экспрессионизм, информель, ташизм, постживописная абстракция.
Абстрактное искусство. В.В. Кандинский. "Композиция". Акварель. 1910.
Национальный музей современного искусства. Париж.
АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО (абстракционизм), направление в авангардистском (смотри Авангардизм) искусстве 20 в., отказывающееся от изображения реальных предметов и явлений в живописи, скульптуре и графике. Возникло в 10-х гг., принадлежало к наиболее распространенным направлениям искусства в конце 40-х - начале 60-х гг. Некоторые течения абстрактного искусства (супрематизм, неопластицизм), перекликаясь с исканиями в архитектуре и художественной промышленности, создавали упорядоченные конструкции из линий, геометрических форм и объемов, другие (абстрактный экспрессионизм) - стремились выразить бессознательность, стихийность художественного творчества в динамике пятен или объемов. В 60-х гг. абстрактное искусство утрачивает ведущую роль в авангардизме и вытесняется различными направлениями, обращающимися к изображению реальных явлений.
Абстрактное искусство. Василий Кандинский. "Смутное". 1917 г. Холст, масло.
Из работы «Что делать?» (1902) В. И. Ленина (1870-1924).
Он имел в виду следующее место из сочинения немецкого философа Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831) «Лекции по истории философии» («Введение», 1816): «Если истина - абстрактна, то она - не истина. Здравый человеческий разум стремится к конкретному». Этот гегелевский тезис В. И. Ленин часто цитировал в своих работах («Шаг вперед, два шага назад», 1904; «Еще раз о профсоюзах», 1920 и др.). Причем он, видимо, пользовался уже готовой формулой Н. Г. Чернышевского, который в своих «Очерках гоголевского периода русской литературы» (гл. VI) перефразировал это место из Гегеля так: «Отвлеченной истины нет; истина конкретна».
АБСТРА́КТНОСТЬ, абстрактности, мн. нет, жен. (книжн.). отвлеч. сущ. к абстрактный. Абстрактность мышления. Абстрактность теории.
АБСТРА́КТНЫЙ, -ая, -ое; -тен, -тна. Основанный на абстракции (в 1 знач.), отвлеченный. Абстрактное понятие. Абстрактное мышление.
абстра́ктность, абстра́ктности, абстра́ктностей, абстра́ктностям, абстра́ктностью, абстра́ктностями, абстра́ктностях
сущ., кол-во синонимов: 14
абстракция (10)
академичность (7)
беспредметность (9)
книжность (9)
метафизичность (10)
невещественность (7)
неконкретность (9)
неосязаемость (3)
отвлеченность (17)
придуманность (5)
спекулятивность (8)
теоретичность (10)
умозрительность (10)
см. отвлечённость
отвлеченность, умозрительность, спекулятивность, метафизичность, абстракт, (отвлеченное, безусловное, неприкладное) понятие, академичность, невещественность, беспредметность, трансцендентальность, спекулятивность, книжность, теоретичность, абстракция. Ant. конкретность
сущ.
отвлеченность
умозрительность
спекулятивность
метафизичность
оторванность от реальной действительности, заслуживающая отрицательной оценки)
АБСТРАКТНОСТЬ // АБСТРАКЦИЯ
АБСТРАКТНОСТЬ. Свойство чего-либо, имеющего абстрактный, отвлечённый характер. Синоним: отвлечённость.
Абстрактность: полная, абсолютная, относительная ~; ~ мышления, восприятия, суждений, понятий, сравнений.
• Для большинства так называемых экономистов, решительно незнакомых с философскими терминами и приёмами, они [рассуждения о распределении ценностей] столь же трудны абстрактностью, как для обыкновенного человека теория эллиптических функций. Н.Чернышевский. Капитал и труд.
АБСТРАКЦИЯ. 1. Мысленное отвлечение, обособление от тех или иных сторон, свойств или связей предметов и явлений для выделения существенных их признаков. 2. Отвлечённое понятие, теоретическое обобщение опыта.
Абстракция: 1) изолирующая, обобщающая ~; ~ обосновывается; ~ реализуется; ~ выделяется; ~ соответствует цели; 2) научная, метафизическая, идеалистическая, ложная ~.
• Абстракция даёт возможность познать природу и общество глубже и полнее, чем простое чувственное восприятие. Политический словарь. Под. ред. Б.Н.Пономарёва.
• Научные абстракции суть «сокращения, в которых мы охватываем, сообразно их общим свойствам, множество различных чувственно воспринимаемых вещей». Философская энциклопедия.
Сравните: абсолютная абстрактность — абсолютная отвлечённость; абсолютная абстракция — абсолютное отсутствие конкретности.
В первоначальном значении слово "пространство", как оно используется в геометрии, означало трехмерное пространство в отличие от двух измерений, изучением которых занимается планиметрия. Так как положение любой точки в пространстве можно указать, задав три ее координаты, естественно было рассмотреть сходные математические объекты, обладающие более чем тремя координатами. Следующий шаг привел к изучению объектов с бесконечным числом координат, т.е. к объектам, имеющим бесконечно большое число измерений. Пространство определяют как множество каких-либо объектов, называемых его точками. Точками таких пространств могут быть бесконечные последовательности чисел, функций или других объектов. В отличие от конкретных пространств обычной геометрии, такие пространства часто называют абстрактными. Одна из причин, по которой эти объекты называют пространствами, заключается в том, что эффективным средством их анализа является язык геометрии. Множество точек, определяющих пространство, должно удовлетворять аксиомам, опирающимся на достаточное число геометрических понятий, без которых нельзя было бы воспользоваться языком геометрии. Наиболее общие пространства, допускающие описание на языке геометрии, называются топологическими пространствами. Пространства, в которых над точками можно производить "сложение", как над векторами, называются линейными, или векторными, пространствами. (Изучением бесконечномерных пространств занимается функциональный анализ.) Метрическими называются такие пространства, в которых определено расстояние между точками. Частным случаем линейных метрических пространств являются банаховы пространства, получившие название в честь польского математика С. Банаха (1892-1945). Частным случаем банаховых пространств служат гильбертовы пространства, названные в честь немецкого математика Д. Гильберта (1862-1943). Гильбертово пространство является обобщением понятия евклидова пространства на бесконечномерный случай. В физике гильбертово пространство служит основой квантовой механики. Многие физические задачи можно решить, воспользовавшись фактами из теорий дифференциальных и интегральных уравнений, которые устанавливаются особенно просто, если использовать абстрактные пространства.
АБСТРА́КТНЫЕ СУЩЕСТВИ́ТЕЛЬНЫЕ - лексико-грамматич. разряд имен существительных, включающий в себя слова, обозначающие признаки в отвлечении от их носителей. Образуются от имен прилагательных и глаголов при помощи спец. суффиксов, напр.: белизна, глупость, глубина, постоянство, ходьба, чтение. Характерная грамматич. особенность А. С. - отсутствие форм множ. числа.
То же, что отвлеченные существительные.
I прил.
1. соотн. с сущ. абстракция I, связанный с ним
2. Основанный на абстракции [абстракция I 1.].
3. Слишком общий, не конкретный; отвлеченный.
II прил.
1. соотн. с сущ. абстракционизм, связанный с ним
2. Свойственный абстракционизму как направлению в изобразительном искусстве XX в., представители которого заменяют конкретную форму изображаемого сочетаниями линий, фигур, цветовых пятен; абстракционистский.
АБСТРА́КТНЫЙ, абстрактная, абстрактное; абстрактен, абстрактна, абстрактно (книжн.).
1. Отвлеченный, полученный путем абстракции; ант. конкретный. Абстрактные понятия.
2. Пользующийся абстракцией, основанный на абстракции (научн.). Абстрактные науки. Абстрактный метод в политической экономии.
АБСТРА́КТНЫЙ, -ая, -ое; -тен, -тна. Основанный на абстракции (в 1 знач.), отвлеченный. Абстрактное понятие. Абстрактное мышление.
Абстрактные имена существительные в грамматике: существительные, называющие отвлечённые понятия, действия, состояния, признаки, качества, свойства (напр., зависимость, причинность, бег, бодрость, белизна, доброта).
| сущ. абстрактность, -и, жен.
АБСТРАКТНЫЙ, АБСТРАКТИВНЫЙ, лат. отвлеченный [думаю, что сдваивать букву н нужно там только, где этого неуступчиво требует произношение], неприложенный, неприменимый; противоположное: прикладной, обязательный, конкретный. Тяготение, понятие отвлеченное; вес вещи, прикладное. Абстракция муж. отвлечение, отвлеченность. Абстракт, отвлеченное, безусловное понятие, неприкладное. Всякая цифра, по себе, абстракт, количество неизвестно чего.
| Абстракт, в органе, крышка, дощечка, при подъеме коей воздух проходит в трубы.
Абстрактный
-ая, -ое; -тен, -тна
1) Отвлеченный, неконкретный.
Абстрактная идея.
Абстрактное понятие.
Чем шире понятие, тем оно беднее по заключающимся в нем признакам, тем абстрактнее (Луначарский).
Синонимы:
умозри́тельный (книжн.)
Антонимы:
конкре́тный
2) Основанный на теоретических, оторванных от практики и опыта рассуждениях, представлениях.
По мере того как их заочное знакомство крепло, фигура абстрактного героя Отечественной войны уступала место настоящему, живому юноше (Полевой).
Синонимы:
метафизи́ческий (книжн.), отвлеченный
3) В изобразительном искусстве: беспредметный, лишенный конкретных форм.
Абстрактное направление.
Абстрактная форма.
Мировоззрение Мондриана является наиболее ярким доказательством того, что абстрактная живопись, собственно, уже не живопись, а мистерия, ведущая посвященных в иной, лучший мир (Рейнгардт).
Родственные слова:
абстра́ктно, абстра́ктность
Этимология:
От латинского abstractus ‘отвлеченный’, ‘удаленный’ (← ab ‘от-’ и trahere ‘тянуть’). В русском языке - с первой половины XVIII в.
АБСТРА́КТНЫЙ -ая, -ое; -тен, -тна, -тно.
1. Полученный путём абстракции (1 зн.); отвлечённый (противоп.: конкре́тный). А-ое понятие. А-ые имена существительные (лингв.; называющие отвлечённые понятия, свойства, качества, действия и состояния). // Основанный на абстракции (1 зн.); пользующийся абстракцией. А-ое мышление. А-ые науки. А-ое искусство (=абстракциони́зм).
2. Слишком общий, неопределённый, лишённый конкретности, жизненности. А-ые рассуждения. А. спор. А. герой.
◁ Абстра́ктно, нареч. А. рассуждать, мыслить. Абстра́ктность, -и; ж. А. мышления.
-ая, -ое; -тен, -тна, -тно.
Полученный путем абстракции (в 1 знач.); отвлеченный; противоп. конкретный.
Абстрактное понятие.
||
Основанный на абстракции (в 1 знач.), пользующийся абстракцией.
От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике - таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности. Ленин, Конспект книги Гегеля «Наука логики».
◊
абстрактное искусство
то же, что абстракционизм.
АБСТРАКТНЫЙ, -ая, -ое.
1. Неинтересный, непривлекательный, ничем не выдающийся. Как он, парень-то ничего? - Так себе, абстрактный Вася.
2. Неизвестный, незнакомый.
Там тебя какой-то абстрактный чувак спрашивает (неизвестный человек).
абстра́ктный, абстра́ктная, абстра́ктное, абстра́ктные, абстра́ктного, абстра́ктной, абстра́ктных, абстра́ктному, абстра́ктным, абстра́ктную, абстра́ктною, абстра́ктными, абстра́ктном, абстра́ктен, абстра́ктна, абстра́ктно, абстра́ктны, абстра́ктнее, поабстра́ктнее, абстра́ктней, поабстра́ктней
прил., кол-во синонимов: 24
академичный (9)
алгоритмически (2)
беспредметный (15)
духовный (40)
инопланетный (7)
книжный (17)
метафизический (16)
метафизичный (7)
невещественный (11)
невидимый (19)
неконкретный (12)
неосязаемый (12)
нон-фигуративный (3)
отвлеченный (29)
придуманный (21)
спекулятивный (12)
теоретический (17)
теоретичный (4)
трансцендентальный (17)
умозрительный (17)
философический (18)
философичный (16)
чистый (176)
см. отвлечённый
прил.
1.
отвлеченный
умозрительный
спекулятивный
метафизический
теоретический
оторванный от реальной действительности, что заслуживает отрицательной оценки)
2.
отвлеченный
умозрительный
основанный на абстракции)
См. духовный, отвлеченный...
Syn: отвлеченный, умозрительный, спекулятивный (кн.), метафизический (кн.), теоретический
Ant: конкретный, фактический
абстрактный - связанный со свойствами или отношениями (# понятие).
абстракция. абстрагировать. абстрагироваться от чего.
а. отождествления ("человек").
изолирующая а. ("красный").
а. - идеализация ("точка", "прямая").
отвлечение. отвлекать. отвлекаться от чего.
отвлеченность. отвлеченный.
↓ разум
см. обобщение, смысл
См. astratto.
Заимств. из нем. яз. в 30 -40-е годы XIX в. (см. публицистику В. Г. Белинского). Нем. abstrakt < лат. abstractus «отвлеченный, удаленный» получило в рус. яз. суф. -н(ый). Лат. слово, между прочим, того же корня, что тракт, трактор (буквально - «волочение, след» (от этого), «тягач»), восходящее к лат. trahere «влечь, волочить, тащить».
АБСТРАКТНЫЙ ая, ое. abstrait <, лат. abstractus. 1674. Рей 1998.
1. Отвлеченный. Сл. 18. Некоторыя < молодые люди> по характеру их разума не могут прилежать к материям абстрактным, то есть умом одним только понимаемым. Арт. С.-Р. 1 <Предисл.>. Чем шире понятие, тем оно бледнее по заключающимся в нем признакам, тем абстрактнее. Луначар. Критич. этюды. || Слишком общий, неопределенный, лишенный конкретности, жизненности. По мере того как их <автора и персонажа> заочное знакомство крепло, фигура абстрактного героя Отечественной войны уступила место настоящему, живому юноше. Б. Полевой Пов. о наст. чел.
2. Связанный с абстракционизмом; выполненный с использованием его выразительных средств, приемов и т.п. БАС-2. art abstrait. 1930. Рей 1998. За спиной бармена висела абстрактная картина, состоявшая из белых пятен и спиралей на ядовито-лиловом фоне. Крон Бессоница. - Лекс. Энц. сл. 1861: абстрактный; Даль: абстра/ктный.
АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ - АБСТРА́КТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИ́ЗМ, разновидность абстрактного искусства (см. АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО). Возник под влиянием сюрреализма (см. СЮРРЕАЛИЗМ) с его идеей «автоматического письма». Ярче всего проявился в живописи - в свободных композициях, создаваемых крупным, импульсивным мазком, иногда - в технике «живописи действия» (англ. action painting), когда сам акт писания картины превращался в своеобразный перформанс (см. ПЕРФОРМАНС). Наиболее известен американский вариант абстрактного экспрессионизма, сложившийся в 1940-е гг. (А. Горки (см. ГОРКИ Аршил), В. де Кунинг (см. КУНИНГ Виллем), Р. Мозервелл (см. МОЗЕРВЕЛЛ Роберт), Дж. Поллок (см. ПОЛЛОК Джексон)). Европейские аналоги абстрактного экспрессионизма часто обозначают понятием ташизма (см. ТАШИЗМ).
АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ - разновидность абстрактного искусства. Возник под влиянием сюрреализма с его идеей "автоматического письма". Ярче всего проявился в живописи - в свободных композициях, создаваемых крупным, импульсивным мазком, иногда - в технике "живописи действия" (англ. action painting), когда сам акт писания картины превращался в своеобразный перформанс. Наиболее известен американский вариант абстрактного экспрессионизма, сложившийся в 1940-е гг. (А. Горки, В. де Кунинг, Р. Мозервелл, Дж. Поллок). Европейские аналоги абстрактного экспрессионизма часто обозначают понятием ташизма.