Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

автоматическое оружие

Энциклопедический словарь

Автомати́ческое ору́жие - огнестрельное оружие (пулемёты, пистолеты, пистолеты-пулемёты, автоматические винтовки, автоматические пушки и др.), в котором энергия пороховых газов при выстреле используется для сообщения пуле (снаряду) движения, перезаряжания и производства очередного выстрела. Появилось во 2-й половине XIX в.

* * *

АВТОМАТИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ - АВТОМАТИ́ЧЕСКОЕ ОРУ́ЖИЕ, огнестрельное оружие (см. ОГНЕСТРЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ) (пулеметы (см. ПУЛЕМЕТ), пистолеты (см. ПИСТОЛЕТ), пистолеты-пулеметы (см. ПИСТОЛЕТ-ПУЛЕМЕТ), автоматические винтовки (см. ВИНТОВКА) , автоматические пушки и др.), в котором энергия пороховых газов при выстреле используется для сообщения пуле (снаряду) движения, перезаряжания и производства очередного выстрела. Появилось во 2-й пол. 19 в.

Большой энциклопедический словарь

АВТОМАТИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ - огнестрельное оружие (пулеметы, пистолеты, пистолеты-пулеметы, автоматические винтовки, автоматические пушки и др.), в котором энергия пороховых газов при выстреле используется для сообщения пуле (снаряду) движения, перезаряжания и производства очередного выстрела. Появилось во 2-й пол. 19 в.

Энциклопедия Кольера

АВТОМАТИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ (British Sten MK II) Великобритания

огнестрельное оружие, в котором энергия пороховых газов при выстреле используется не только для сообщения пуле (снаряду) движения, но и для перезаряжания оружия и производства очередного выстрела. А. о. позволяет вести как непрерывный, так и одиночный огонь. Оружие, в котором автоматизировано только перезаряжание, называется полуавтоматическим, или самозарядным (в отличие от автоматического - самострельного). Главная особенность А. о. - его высокая скорострельность, которая позволяет поражать быстро движущиеся цели и создавать большую плотность огня.

Питание А. о. патронами осуществляется двумя способами: магазинное (патроны снаряжаются в специальные коробки-магазины) и ленточное (патроны снаряжаются в гибкие металлические или холщовые ленты). Магазинное питание применяется главным образом в А. о., для которого не требуется очень высокая практическая скорострельность (пистолеты, автоматы, винтовки, карабины, ручные пулемёты, автоматические пушки среднего калибра), а ленточное - в оружии с большой практической скорострельностью (станковые пулемёты, крупнокалиберные пулемёты, малокалиберные автоматические пушки).

А. о. появилось во 2-й половине 19 в. Американец Р. Пилон в 1863 сконструировал автоматическое ружье. Первый проект автоматической винтовки в России был предложен Д. А. Рудницким в 1887. В начале 1900 большое распространение в армиях различных стран находит полуавтоматическое ружьё-пулемёт Мадсена, принятое и в русской армии, наибольшее же применение получает станковый пулемёт Максима (изобретённый американцем X. Максимом в 1883). Большое значение А. о. в бою впервые на практике было доказано в русско-японской войне 1904-05, в которой русская, а затем и японская армии применяли станковые пулемёты. С этого времени А. о. в виде станковых пулемётов усиленно внедряется в систему стрелкового вооружения армий. Интенсивная работа по созданию лёгкого А. о. была начата в России за несколько лет до 1-й мировой войны. В 1910-11 в России испытывалось несколько автоматических винтовок отечественного изготовления (системы В. Г. Федорова, Ф. В. Токарева, Рощепея, Щукина, Фролова). Наиболее успешно выдержала испытания автоматическая винтовка В. Г. Федорова. Во время 1-й мировой войны Федоровым была сконструирована новая автоматическая винтовка, которая применялась в боевой обстановке.

В СССР оружейная техника получила большое развитие. Выдвинулось много талантливых оружейников-конструкторов А. о., которое применялось в Великой Отечественной войне 1941-45: В. А. Дегтярев, Ф. В. Токарев, Г. С. Шпагин, С. Г. Симонов, Б. Г. Шпитальный, П. М. Горюнов, А. И. Судаев и др. Творцами современного А. о. являются М. Г. Калашников, Е. Ф. Драгунов, Н. Ф. Макаров и др. Большое значение для развития советского А. о. имела теория проектирования А. о., созданная А. А. Благонравовым и развитая в трудах Е. Л. Бравина, В. С. Пугачева, М. А. Мамонтова, Э. А. Горова. В капиталистических армиях, участвовавших во 2-й мировой войне, А. о. было особенно широко распространено в германской армии. В современных армиях развитых государств используется только автоматическое и самозарядное оружие.

А. о. в зависимости от боевого назначения делится на следующие виды: автоматические пистолеты, автоматы (пистолеты-пулемёты), автоматические винтовки (карабины), самозарядные винтовки, ручные пулемёты, станковые пулемёты, крупнокалиберные пулемёты, автоматические пушки.

Устройство автоматики в значительной степени зависит от способа использования энергии пороховых газов. Современное А. о. можно разделить на следующие типы:

а) Системы оружия, в которых действие автоматики основано на использовании отдачи ствола. Эти системы имеют подвижный ствол, с которым во время выстрела прочно сцеплен затвор. Отход затвора и ствола под действием отдачи и возвращение под воздействием возвратных пружин обеспечивают автоматическое извлечение стреляной гильзы, досыл очередного патрона в патронник и запирание затвора. В этих системах различают системы с длинным (рис. 1; например, у французского ручного пулемёта Шоша) и коротким (рис. 2; например, у пистолета ТТ и станкового пулемёта Максима) ходом ствола.

б) Системы оружия, в которых действие автоматики основано на использовании отдачи затвора. В этих системах ствол закрепляется неподвижно, а затвор во время выстрела либо совершенно не сцеплен со стволом (свободный затвор - рис. 3; например, у пистолета-пулемёта Дегтярева образца 1940 и пистолета-пулемёта Шпагина образца 1941), либо сцеплен так, что расцепление (отпирание) происходит под действием давления пороховых газов на дно гильзы (полусвободный затвор - рис. 4; например, у английского пистолета-пулемёта Томпсона образца 1928).

в) Системы оружия, в которых действие автоматики основано на использовании отвода пороховых газов в специальную газовую камору, расположенную обычно в передней части ствола, куда через газоотводное отверстие в стволе поступают пороховые газы после того, как пуля минует это отверстие. В газовой каморе помещается подвижный поршень, с которым соединён шток затворной рамы (рис. 5; например, у ручного пулемёта Дегтярева образца 1927 и автомата Калашникова) или стебля затвора (рис. 6; например, у крупнокалиберного пулемёта Шпитального и Владимирова). Под давлением пороховых газов шток вместе с затвором или стеблем затвора перемещается назад, производя отпирание затвора и извлечение гильзы. Обратное движение подвижных частей и заряжание производятся действием возвратной пружины. Положительные качества автоматики этого типа определили её широкое применение в современных образцах автоматического оружия. Высокий режим огня А. о. вызывает весьма быстрое нагревание ствола, в связи с чем важную роль играет система его охлаждения. В первых образцах станковых пулемётов широко применялось водяное охлаждение, что нередко затрудняло их боевое применение при отсутствии воды, а также приводило к увеличению массы и габаритов. Современные пулемёты и другие виды А. о. в основном имеют воздушное охлаждение стволов. В единых пулемётах, используемых в качестве станковых и ручных, обеспечивается смена нагревшихся стволов в боевых условиях.

Лит.: Материальная часть стрелкового оружия, кн. 1-2, М., 1945-46; Благонравов А. А., Основания проектирования автоматического оружия, М., 1940; Горов Э. А., Гнатовский Н. И., Основания устройства автоматического оружия, Пенза, 1960.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

АВТОМАТИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ, смотри в статье Оружие.

Полезные сервисы

автоматическое управление

Иллюстрированный энциклопедический словарь

АВТОМАТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ, управление техническим объектом (процессом, прибором, машиной, системой) в соответствии с заданной программой без непосредственного участия человека. Осуществляется с помощью технических средств, обеспечивающих автоматический сбор и обработку данных о состоянии управляемого объекта (датчики, анализаторы, преобразователи, ЭВМ и др.) и формирование необходимых управляющих воздействий на его исполнительные органы (формирователи, усилители, преобразователи, регуляторы, исполнительные механизмы и др.).

Полезные сервисы

автоматическое управление и регулирование

Энциклопедия Кольера

С первых шагов цивилизации человек пытался механизировать труд. Он очень быстро нашел пути замены мускульной энергии механической; высшей точкой этого начального периода технического прогресса была промышленная революция 18 в. Новая эпоха началась, когда человек научился производить и распределять энергию. К 20 в. в передовых странах механическая энергия, получаемая от пара, текущей воды и электричества, в основном заменила энергию человека и животных. Когда стали доступны большие количества энергии, интерес общества сместился на управление такой энергией. Следующий важный этап в развитии техники, называемый иногда второй промышленной революцией, начался в 1930-х годах. Эта революция была связана не с изобретением принципиально новых механических устройств, а скорее с реализацией некоторой идеи, а именно идеи саморегулирования (рис. 1), которая является фундаментальной характеристикой неисчислимых естественных процессов. Хотя существование саморегулирующихся процессов в природе было замечено людьми давно, только в 20 в. были сформулированы и систематически разработаны принципы автоматического регулирования. Применение этих принципов открыло новую эру в технике и промышленности.

См. также АВТОМАТИЗАЦИЯ.

Рис. 1. АРАБСКИЕ ВОДЯНЫЕ ЧАСЫ (1 в. н.э.) иллюстрируют одно из ранних применений принципа саморегулирования.

Рис. 1. АРАБСКИЕ ВОДЯНЫЕ ЧАСЫ (1 в. н.э.) иллюстрируют одно из ранних применений принципа саморегулирования.

Понятие обратной связи. Важной особенностью большинства управляемых процессов является обратная связь. Понятие обратной связи можно легко проиллюстрировать с помощью простого примера моряка, управляющего кораблем с помощью рулевого колеса (рис. 2). Штурвальный выдерживает курс судна в соответствии с заданными командами. Этот метод управления, обозначаемый термином "управление с разомкнутым контуром", страдает несколькими серьезными недостатками. Так, при изменении характеристик привода - исполнительного механизма, изменяющего положение руля, - судно будет сбиваться с курса, если рулевой не имеет никакой информации о действительном направлении движения.

Рис. 2. СИСТЕМА С РАЗОМКНУТЫМ КОНТУРОМ на примере управления судном путем фиксации штурвала в одном положении. Это не обязательно обеспечит нужный курс корабля, поскольку ветер или сильное волнение моря может изменить этот курс.

Рис. 2. СИСТЕМА С РАЗОМКНУТЫМ КОНТУРОМ на примере управления судном путем фиксации штурвала в одном положении. Это не обязательно обеспечит нужный курс корабля, поскольку ветер или сильное волнение моря может изменить этот курс.

Если бы рулевой постоянно следил за курсом судна по компасу, сравнивал его с заданным и вращал штурвал так, чтобы уменьшить выявленную ошибку, судно приблизительно выдерживало бы нужный курс (рис. 3). Можно заметить, что в этом случае штурвальный выполняет три основные функции - обнаруживает отклонение действительного исполнения от заданного, принимает решение о коррекции действия и реализует его с помощью штурвала. Эти действия по обнаружению и коррекции ошибки, а также по управлению показаны на рис. 3 как обратная связь от управляемой величины к управляющей. В такой системе фигурирует не только направление движения корабля, задаваемое положением штурвала, но и само положение штурвала зависит от этого направления. Взаимозависимость двух величин - положения штурвала и курса судна - определяет концепцию, называемую в инженерной среде обратной связью, а термин "автоматические системы управления" обычно относится к автоматическим системам, построенным на этой концепции; часто такие системы называются также "системами управления с обратной связью" или "системами с замкнутым контуром".

Рис. 3. В СИСТЕМЕ С ЗАМКНУТЫМ КОНТУРОМ (с обратной связью) штурвальный имеет информацию о действительном курсе судна, так что он может применить корректирующее управление, чтобы сохранить нужный курс.

Рис. 3. В СИСТЕМЕ С ЗАМКНУТЫМ КОНТУРОМ (с обратной связью) штурвальный имеет информацию о действительном курсе судна, так что он может применить корректирующее управление, чтобы сохранить нужный курс.

Теперь можно дать формальное определение систем с замкнутым контуром: система с замкнутым контуром есть система, в которой истинное состояние управляемой переменной (называемое "выход") непрерывно сравнивается с желаемым состоянием (называемым "вход"), и сигнал, пропорциональный разнице между этими двумя состояниями, воздействует на управляющий элемент с целью уменьшить ошибку. В этом определении ничего не говорится об энергии, требуемой для изменения выхода, или об энергии, имеющейся на входе. Как правило, на вход системы управления подается небольшая энергия, а энергия для выхода черпается из внешнего источника. Таким образом, особенностью большинства систем автоматического управления является значительное усиление мощности.

Принцип действия и проектирование. Автоматические системы управления могут быть разделены на две основные группы: стабилизирующие и следящие. В следящих системах (сервомеханизмах) входной сигнал меняется произвольно и зачастую непрерывно, тогда как в стабилизирующих ему задается фиксированное значение, а цель управления - сохранить выход постоянным, несмотря на флуктуации нагрузки. Термостат, у которого выходом является фиксированная температура, и стабилизатор напряжения, выходом которого служит нужное напряжение в сети, являются примерами стабилизирующих систем. В качестве примеров сервомеханизмов можно назвать радиолокационные и артиллерийские системы наведения и автопилоты, управляющие положением и направлением движения летательных аппаратов.

См. также СЕРВОМЕХАНИЗМ. Автоматическая система управления не может функционировать без некоторой ошибки, потому что именно эта ошибка является источником управляющего сигнала. Задача проектировщика системы управления - сделать эту ошибку как можно меньше и тем самым увеличить чувствительность системы. Эта задача связана с определенными ограничениями, что становится ясно из следующего примера. Система управления с обратной связью, показанная на рис. 4, нужна для наведения тяжелого орудия с высокой точностью; она состоит из детектора ошибки, усилителя и серводвигателя. Ключевым элементом системы является прибор, который обнаруживает рассогласование угловых направлений цели и орудия, вырабатывая пропорциональный ему сигнал. Этот "сигнал ошибки", обычно очень малый, усиливается и прилагается в виде напряжения к одной из обмоток возбуждения электродвигателя, который развивает вращающий момент, пропорциональный указанному напряжению. Этот вращающий момент перемещает ствол орудия в направлении, приводящем к уменьшению ошибки.

Рис. 4. УПРАВЛЕНИЕ ПО РАССОГЛАСОВАНИЮ (ошибке) на примере автоматического прицела артиллерийского орудия.

Рис. 4. УПРАВЛЕНИЕ ПО РАССОГЛАСОВАНИЮ (ошибке) на примере автоматического прицела артиллерийского орудия.

Если направление на цель изменяется, то орудие следует за ним. Однако по инерции орудие будет проскакивать нужное положение, приводя к появлению ошибки с противоположным знаком. Это, в свою очередь, заставит серводвигатель повернуть орудие в обратном направлении. Следовательно, орудийный ствол может рыскать туда-сюда, проскакивая правильное положение. Такой режим работы системы управления называется "автоколебательным" и является принципиальным ограничением управления с обратной связью. (Например, при запаздывании сигнала обратной связи на 180° происходило бы усиление колебаний.) Поэтому главная проблема, которая встает перед проектировщиком систем управления, заключается в предотвращении неконтролируемых колебаний при одновременном сохранении высокой чувствительности системы к управляющему сигналу. Первым очевидным решением является минимизация запаздывания сигнала обратной связи путем использования приборов с малым временем реакции. Это может улучшить устойчивость системы, но обычно не решает проблемы полностью. Кроме того, в большинстве практических ситуаций проектировщик вынужден использовать существующие элементы системы, что диктуется соображениями веса и стоимости. Вторая и наиболее распространенная процедура - применение в контуре корректирующих звеньев (рис. 5), нейтрализующих эффект западывания. При отсутствии таких компенсаторов управляющий сигнал представляет собой усиленную ошибку и имеет тот же знак, что и ошибка. Если компенсатор вырабатывает составляющую сигнала, пропорциональную производной от ошибки по времени, то общий управляющий сигнал будет уменьшаться и станет отрицательным прежде, чем система "промахнется". Это воспрепятствует вхождению системы в режим автоколебаний. Такой способ компенсирующего управления называется "фазовым упреждением" или "управлением с дифференцирующей цепочкой".

Рис. 5. БЛОК-СХЕМА системы управления с корректирующим звеном.

Рис. 5. БЛОК-СХЕМА системы управления с корректирующим звеном.

Вернемся к нашему примеру об управлении курсом корабля. На любом достаточно большом корабле его реакция на поворот штурвала настолько замедленна, что, если рулевой перекладывает штурвал вправо только тогда, когда корабль явно отклоняется влево от правильного курса, это вызовет лишь увеличение амплитуды колебаний относительно курса. По этой причине рулевой должен предвидеть каждое отклонение и, чтобы уменьшить колебания, раньше перекладывать штурвал в противоположном направлении. Другим видом компенсирующего элемента является прибор с интегрирующей цепочкой, который игнорирует малые быстро флуктуирующие сигналы ошибки и принимает во внимание только монотонную составляющую. Это уменьшает эффект обратной связи на высоких частотах, но сохраняет его силу на низких частотах. Поскольку большинство систем управления с обратной связью адекватно реагирует только на низкочастотные сигналы, такая компенсация повышает точность. В большинстве систем управления упомянутые компенсаторы могут быть механическими или электрическими, и проектировщик имеет полную свободу в их подборе для достижения наилучшей эффективности. Еще один метод улучшения управления - введение дополнительных (вторичных) контуров обратной связи, в которых могут вырабатываться любые нужные составляющие сигнала. В конкретной ситуации проектировщику предоставляется выбор комбинации из самых последних методов, обеспечивающих правильное проектирование системы управления. В рассмотренных выше случаях предполагается, что управляемый процесс или объект неизменны, а система управления и компенсирующие элементы подгоняются под процесс. С ростом потребности в управлении во многих отраслях промышленности и техники нет ничего необычного в том, что сами установки проектируются так, чтобы получить максимум преимуществ от использования последних достижений теории управления. В таких случаях сама установка становится частью системы управления. Действительно, по мере усложнения систем с обратной связью среди конструкторов и специалистов по управлению растет осознание того, что, хотя различные части системы, например ракеты, могут исследоваться и анализироваться независимо, сама система должна проектироваться как единое целое. Этот аспект проектирования сложных систем приобрел важное значение и получил название "системного анализа", или "системотехники".

См. также СИСТЕМОТЕХНИКА.

Сложные системы управления. Любые самые сложные системы управления - будь то самолет, ядерный реактор или даже государство - включают функции оценки состояния, выработки сигнала обратной связи и управления. Главная задача любой системы управления - сделать выходные сигналы близкими к нужным значениям как можно быстрее и точнее. Другой важной характеристикой системы управления является ее устойчивость, т.е. ситуация, когда ее выходные сигналы не превышают заданных пределов. Следовательно, устойчивость, быстродействие и точность рассматриваются в качестве основных целей при проектировании эффективной системы управления. Однако в некоторых системах увеличение быстродействия сверх определенного предела может вызвать снижение точности и даже привести к неустойчивости. Поэтому достижение наилучшего соотношения между этими характеристиками является одной из важнейших задач проектирования системы управления. В динамической системе, т.е. в такой системе, характеристики которой изменяются в зависимости от времени и места, три фактора осложняют задачу управления: 1) система имеет большое число входов и выходов; 2) имеется неточность в измерении характеристик или знании системы; 3) поскольку характеристики системы все время изменяются, может оказаться затруднительным расчет требуемых управляющих сигналов. Чтобы количественно оценить влияние входов системы на ее выходы, нужна математическая модель этой системы. Для этого может быть применен компьютер. Вообще, компьютер используется во всех сложных системах, выполняя операции оценки состояния, выработки сигнала обратной связи и управления. В 1960-х годах были разработаны основы современной математической теории оптимального управления. Они позволяют генерировать управляющие сигналы, которые оптимизируют тот или иной показатель эффективности - например, время, энергию, расход топлива или стоимость - в больших системах, для которых могут быть разработаны точные математические модели.

Адаптация, обучение и искусственный интеллект. В реальном мире большинство систем не только изменяются в зависимости от времени и места, но и не могут быть представлены точными математическими моделями. Необходимость управлять такими системами привела к созданию новых теорий адаптации, обучения и самоорганизации. Это, в свою очередь, привело к появлению сложных систем управления с обратной связью, в которых компьютер выполняет эксперименты над системой, исследует ее характеристики в процессе работы и меняет стратегию управления. Можно сказать, что такие системы управления имитируют адаптивные способности живых организмов в изменяющихся и неопределенных условиях среды. Таким образом, вообще говоря, адаптивная система управления требует двух различных операций: идентификации характеристик управляемой системы и настройки параметров управляющей системы с учетом динамики управляемой. Другой областью исследований, оказывающей существенное влияние на проектирование сложных автоматических систем, является теория обучения. Идеи, развитые в математической психологии, могут быть применены к проектированию систем, использующих обратную связь по состоянию, что позволяет выбрать оптимальное действие из конечного набора действий. Распознавание образов - одна из форм обучения, нашедшая применение в некоторых современных системах с обратной связью. Если управляемая система имеет конечное число состояний, а параметры оптимального управления, соответствующие каждому состоянию, сохраняются в памяти компьютера, то скорость адаптации системы управления может быть существенно повышена с помощью устройства распознавания. Например, на космическом корабле распознавание состояния по измерениям температуры, влажности, давления, вибраций, радиации и т.п. является задачей распознавания образов. Кроме исследований, упомянутых выше, многое делается в области разработки искусственного интеллекта, который включает более высокие уровни обратной связи, такие, как поиск информации, перевод с одного языка на другой, игры, доказательство теорем и решение комплексных проблем. Эти идеи начинают находить применение в различных областях современной науки и технологии. Электроника и компьютерные технологии, особенно разработка микропроцессоров, открыли новые пути применения теорий управления, основанных на сложных формах обратной связи. Человечество вступает в эру, где какие-либо применения будут ограничиваться только состоянием теории и воображением проектировщика.

См. также

ИНТЕЛЛЕКТ ИСКУССТВЕННЫЙ;

КОМПЬЮТЕР;

ЭЛЕКТРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ;

ИНФОРМАЦИИ НАКОПЛЕНИЕ И ПОИСК;

ИНФОРМАЦИИ ТЕОРИЯ.

ЛИТЕРАТУРА

Нетушил А.В. и др. Теория автоматического управления. М., 1983 Абдуллаев Н.Д., Петров Ю.П. Теория и методы проектирования оптимальных регуляторов. Л., 1985 Первозванский А.А. Курс теории автоматического управления. М., 1986 Зайцев Г.Ф. Основы автоматического управления и регулирования. Киев, 1988

Полезные сервисы

автоматическое устройство (какое)

Идеография

техническое устройство

автоматический

регулятор.

терморегулятор.

уставка.

исполнительный механизм.

серво...

сервомеханизм. сервомотор. сервокомпенсатор.

сельсин.

электроавтоматика. i термостат.

пневмоавтоматика. пневмоника. i гомеостат.

стабилизатор.

робототехника. робот - автоматический манипулятор.

автооператор. автопилот.

станок - автомат. | автоматическая линия.

блок - аппарат.

реле - электрический замыкатель;

переключающий элемент, преобразующий плавное изменение входной величины

в скачкообразное изменение выходной. релейный.

параметрон.

магнитный пускатель. | биакс.

коммутатор. | нумератор.

пульт.

Полезные сервисы