АЛАЯ-ВИДЖНЯНА - АЛА́Я-ВИДЖНЯ́НА (санскр. - сознание-сокровищница), в буддийской школе йогачара (см. ЙОГАЧАРА) философское понятие о восьмом виде сознания. Оно понимается как сознание-сокровищница, в которой хранятся семена всех феноменальных элементов сознания, т. е. дхармо-частиц, а также результатов их действия, т. е. зародышей кармы (см. КАРМА). Алая-виджняна есть некий дискретный, постоянно меняющийся континуум частичек (семян), извлекаемых разумом и объективируемых через остальные виды сознания в качестве действий, речей, мыслей индивида в самсаре (круговороте перерождений). Все семена суть вспыхивающе-гаснущие мгновения, и эти вспышки являются внутренним (субъективным) светом сознания, среди них есть и такие, которые реализуются на духовном пути достижения состояния архата (см. АРХАТ) и будды (см. БУДДА). Природа алая-виджняны обволакивает вращающийся в череде рождений и смертей индивидуальный поток сознания. Но в то же время это как раз та природа, которая обща для всех особей, объединяя их даже с буддами. Согласно основоположнику йогачары Асанге (см. АСАНГА), состояние Просветления (бодхи) как высшая точка Пути знаменует прекращение действия сознания-сокровищницы, что не означает, однако, конец сознания. Наступает конец его объективирующей деятельности, но семена сохраняются в нейтральном положении, переставая пульсировать в свете состояния будды и нирваны. Будды потенциально способны явиться вновь в самсару, и даже в человеческом облике. Понятие сознания-сокровищницы получило дальнейшее развитие в Китае, Корее и отчасти в Японии, где Просветление стали толковать как прекращение восьмого сознания и появление девятого, абсолютно чистого сознания.