I м.
Специалист в области богословия [богословие I]; теолог.
II м.
Ученик старшего класса духовной семинарии (в Российском государстве до 1868 г.).
I м.
Специалист в области богословия [богословие I]; теолог.
II м.
Ученик старшего класса духовной семинарии (в Российском государстве до 1868 г.).
БОГОСЛО́В, богослова, муж.
1. Специалист по богословию.
2. В старину - ученик духовной семинарии по классу богословия (ист.).
БОГОСЛО́В, -а, м
Человек, являющийся специалистом в области теологии, богословия;
Син.: теолог.
Блаженный Августин - один из виднейших христианских богословов.
богосло́в, богосло́вы, богосло́ва, богосло́вов, богосло́ву, богосло́вам, богосло́вом, богосло́вами, богосло́ве, богосло́вах
сущ., кол-во синонимов: 11
ахун (5)
библейник (1)
богословник (1)
вербист (1)
кенотик (1)
муджтахид (3)
мулла (6)
муфтий (2)
теолог (3)
улем (3)
улема (1)
проповедующий слово Божие (Мин. мес. окт. 5).
БОГОСЛОВЕСЬНИК|Ъ (1*), -А с. То же, что богословьць:
что же б҃ословесни(к) по всему вѣща ГБ XIV, 59б.
БОГОСЛОВЕСЬНЫИ (10) пр. Проповедующий божие учение, богословский:
о вл҃ко стадо богословесьных твоихъ овьць. и имъже м˫а бѣ пастоуха створилъ ЖФП XII, 27в; ненавид˫а же испьрва добра золодѣи врагъ. вид˫а себе побѣжаѥма съмѣрениѥмь. б҃ословесьнааго отрока. Там же, 29б; проповѣданоую вѣроу оутвьржаѥмъ. б҃гословесьны˫а о ст҃мь д҃сѣ гласы. любѩще.. (ϑεολόγους) КЕ XII, 40б; г҃и iс҃е х҃е... помози моѥи хоудости рекыи б҃ословѣсными оусты своими СбЯр XIII, 172; Того григорь˫а сло(в). о словесѣ(х). и о сбиратели иоуль˫анѣ и о написаньи б҃ословеснѣ. ГБ XIV, 201г.
БОГОСЛОВИ|Ѥ (64), -˫А с. Богословие, теология, христианское учение:
О богословии и правѣи вѣрѣ (περὶ ϑεολογίας) КЕ XII, 3а; ѡ б҃гословиi i ѡ правовѣрнѣи вѣрѣ. КР 1284, 17г; за(х)рi˫а (ж) писе(ц)... мно(го) написавъ б҃ословi˫а ст҃ы(х) книгъ. Псалт 1296, 337 (запись); б҃ословиѥ сложению расоужению исто||чникъ. (ϑεολογίας) ПНЧ 1296, 118 об. - 119; сего ради Пилатъ, вѣдыи ѥго, ˫ако ѥсть любоистець и любоправитель, чюдеса Х(с)ва всего ч(с)тивь˫а ѥго и б҃ословь˫а, въ свiтцѣ написавъ, извѣстова ѥмоу (τὰ... δόγματι) ГА XIII-XIV, 141г; и б҃ословь˫а ||=и б҃иихъ таинъ съподоблѩѥтьсѩ. (ϑεολογίας) Там же, 227б-в; Григории, б҃ословью тезъ (τῆς ϑεολογίας) Там же, 228г; Раздрушивъ еоуномиево противле(н)е б҃ословець въсходи(т) на предлежащее б҃ословье. и о безмѣрнѣмь мудрьствуе(т). ГБ XIV, 54б; многы же таины сказавъ ему б҃ословь˫а. (τῆς ϑεολογίας) ЖВИ XIV-XV, 122б;
||=прославление бога:
много пѣтоѥ и чьстьноѥ б҃ословиѥ. УСт XII/XIII, 252 об.
I ср.
1. Научная дисциплина, изучающая отношение человека к Богу [Бог I] и Бога к человеку, систематически излагающая и истолковывающая религиозное учение; теология.
2. Совокупность доктрин какой-либо религии.
II ср.
Название старшего класса духовной семинарии (в Российском государстве до 1868 г.).
БОГОСЛО́ВИЕ, богословия, мн. нет, ср.
1. Учение о догматах какой-нибудь религии.
2. В старину - название старшего из трех двухгодичных классов духовных семинарий (риторика, философия, богословие; ист.).
Богословие
-я, только ед., с.
Совокупность церковных учений о Боге и догматах религии.
Теоретики богословия возлагали большие надежды на... попытку примирить идеализм с материализмом (Грекова).
Синонимы:
теоло́гия
Родственные слова:
богосло́в, богосло́вский
Этимология:
От греческого theos ‘Бог’ и logos ‘учение’.
Энциклопедический комментарий:
Под богословием понимается набор богословских дисциплин, каждая из которых излагает различные стороны вероучения и культа. Богословие представляет собой систему обоснования и защиты религиозных учений о Боге, его качествах, признаках и свойствах. Приводит доказательства истинности догматики, религиозной нравственности, правил и норм жизни верующих и духовенства, установленных той или иной религией. Одна из основных предпосылок богословия - концепция личного абсолютного Бога, сообщающего человеку знание о себе в откровении.
БОГОСЛО́ВИЕ, -я, ср
Учение о Боге, его свойствах, качествах, признаках, доказательство истинности какого-л. вероучения, обоснование религиозной нравственности, правил и норм жизни духовенства и верующих, а также совокупность церковных дисциплин, излагающих различные компоненты этой системы;
Син.: теология.
Богословие стало развиваться по-настоящему, когда началась борьба с ересями (прот. А. Шмеман).
БОГОСЛО́ВИЕ -я; ср. Систематическое изложение и истолкование какого-л. религиозного учения, догматов какой-л. религии; теология. Профессор богословия. Читать б.
* * *
богосло́вие (теология), совокупность религиозных доктрин о сущности и действии Бога, построенная в формах философского умозрения на основе текстов, принимаемых как Божественное Откровение. В отличие от всякой автономной мысли, в том числе философии, богословие отводит разуму вспомогательную роль - он только разъясняет и истолковывает «слово Божие», наличие которого предполагает существование его адресата - «народа Божия» и неразрывную связь богословия с социальной организацией типа христианской церкви и иудаистской или мусульманской общины.
* * *
БОГОСЛОВИЕ - БОГОСЛО́ВИЕ, то же, что теология (см. ТЕОЛОГИЯ).
БОГОСЛОВИЕ - то же, что теология.
БОГОСЛО́ВИЕ - обозначение христ. научных дисциплин, имеющих своим предметом Бога, Богооткровение, Божественное домостроительство, различные аспекты жизни церкви: догматическое (систематическое) Б., основное (апологетическое), библейское, нравственное, пастырское, литургическое, сравнительное (некогда "обличительное"), патрология. Вначале отцы Церкви называли Б. Священное Писание, позднее - изложение вероучительных истин христианства (в частности, учение о Троице, см. три "Слова о богословии" св. Григория Богослова). У Дионисия Псевдо-Ареопагита различаются апофатическое, катафатическое и мистическое Б. Всякое Б. мистично, поскольку являет божественную тайну, данную Откровением, но мистику часто противополагают Б. как область, не доступную познанию, как неизреченную тайну, сокровенную глубину, как то, что может быть скорее пережито, чем познано. Первые шаги Б. - преодоление влияния иудаизма, язычества, ересей (прежде всего гностицизма). "Золотой век" Б. - 4-8 вв., эпоха семи Вселенских соборов, период, в к-рый сформулированы триадологические и христологические догматы. В последующий период для Востока существенно Б. св. Григория Паламы, а для Запада схоластика, повлиявшая позднее и на Вост. Б. В строгом смысле слова Б. - сознат. усилие христианина вслушиваться в слово Откровения, к-рое Бог провозгласил историческими событиями, стремление постичь Откровение на основании научных методов, размышлений и логических выводов. В восточной аскетической традиции наиб. существ. для Б. считается молитвенное созерцание, вовлеченность в жизнь Церкви, участие в таинствах.
С принятием крещения Русь постепенно усваивала разл. эл-ты византийского наследия, в т. ч. и богословский. Однако глубокому и прочному усвоению его интеллект. культуры, опирающейся на высшие достижения греч. филос. гения, здесь препятствовали недостаточный уровень собств. просвещенности, удаленность от греко-византийских культурных центров. Христ-во было воспринято Русью в значит. мере эмоционально и мифологически, без должной богослов. основы. Это придало чувств. непосредственность и душевную теплоту рус. православию, но также привело с течением времени к его отрыву от традиции вост. богослов. мысли и к зависимости от зап. теологич. школ. Данному обст-ву способствовало отсутствие православных богословских центров за пределами России после овладения турками христ. Востоком, в силу чего православные богословы вынуждены были получать образование в католич. и протестантских ун-тах. Церковная жизнь порождала и оригин. произв., хотя регулярное богослов. образование, необходимое для формирования богословской науки, сложилось значительно позднее. Наряду с пер. свято-отеч. агиографич. и богослужебных текстов появлялись поучения ("Слово о законе и благодати" митр. Илариона, поучения Новгород. еп. Луки Жидяты - 11 в.), описания паломничеств и церковно-ист. событий. Проникновение с 14 в. через Новгород и Псков зап. влияния, проявление ереси стригольников, а затем жидовствующих (кон. 15 в.) вызвали подъем богословской активности. Архиеп. Геннадий собирает первый полный список Библии: преп. Иосиф Волоцкий в "Просветителе" осуществляет практически первый опыт рус. богословия; Зиновий Отенский, опровергая учение Феодора Косого, впервые в рус. лит-ре приводит развернутые доказательства бытия Божия и обличает антитринитарные взгляды ("Истины проказания"). Переводит и истолковывает правосл. учение преп. Максим Грек; св. митроп. Макарий изд. Четьи-Минеи.
Стимулом для развития богослов. образования явилась борьба на Ю.-З. с зап. влиянием и унией (1596). В Киеве в 1615 была учреждена Братская школа, впосл. Киево-Могилян. коллегия (с 1701 академия), где очень сильно было влияние зап. схоластич. богословия. Таковы, напр., тр. выпускника Киево-Могилянской коллегии, местоблюстителя патриаршего престола Стефана Яворского ("Камень веры"). Др. выпускник ее - Феофан Прокопович, испытав латинское влияние, позднее симпатизировал протестантизму и вел со Стефаном принцип. спор, касавшийся не только догматич. тонкостей, но и практич. вопросов. Их последователи образовали, по существу, два направления богословской науки и церковной жизни. Сторонники Стефана делали акцент на обряде и таинстве, делах, подчеркивали значение личного подвига человека. Сторонники Феофана - на личной вере, настроении: указывали на необходимость участия христианина в обществ. благоустройстве, защищали связь религии, политики и христ-ва. В 1685 в Москве была открыта Славяно-греко-латинская академия (в 1697 была преобразована по типу Киевской).
Расцвет Б. относится к 19 в., в основе его - реформы духовного образования (первая - в 1808, последние - в 1869, 1884 и 1910. Был осуществлен первый полный рус. пер. Библии. Выдающийся богослов этой эпохи - митрополит Филарет (Дроздов), авторитет как в вопросах Св. Писания, так и в вероучительных и церковно-практич., известный проповедник. В это время появились относит. самостоят. богословские системы (архиепископа Филарета Гумилевского, митрополита Макария, епископа Сильвестра); были написаны истории Рус. Церкви (митрополита Евгения Болховитинова, А. Горского, архиепископа Филарета Гумилевского, Е. Голубинского); изд. тр. по церковному праву (епископа Иоанна, Соколова, Скворцова); значительно возросло влияние проповедников (архиепископа Иннокентия). Очень сильна была церковно-историч. наука (В. В. Болотов, А. П. Лебедев).
Спор славянофилов и западников во многом способствовал пробуждению в об-ве интереса к православию; все больше представителей светской культуры осознавали себя христ. мыслителями (А. С. Хомяков, Вл. Соловьев, К. Леонтьев и др.); в лит-ре религ.-нравств. проблематика стала важнейшей (Достоевский, Лесков, Л. Толстой); старчество (Оптина пустынь), лучшие представители православной духовности (напр., св. Феофан Затворник, епископ Игнатий Брянчанинов) и вся православная церковная культура оказывали все большее влияние на об-во и, что важно, на интеллигенцию, выходцы из к-рой начали приходить в церковную науку. Ими было творчески усвоено лучшее из рус. и др.-церков. богословского наследия и сказано мн. нового, прежде всего в религ. философии, к-рую невозможно отделить от богословия и без к-рой Б. в России невозможно представить (священник П. Флоренский, Е. Н. Трубецкой, прот. С. Булгаков, И. А. Бердяев, Л. П. Карсавин и др.). Мн. из представителей первой волны эмиграции из России после окт. 1917 оказали сильное влияние на филос.-богословскую мысль Запада и способствовали появлению православных духовных школ (св. Сергия в Париже и св. Владимира в Нью-Йорке), продолжающих и в наст. время успешно осуществлять православное свидетельство.
Представление о Б. в России можно получить в богословских ж. (выходили до 1918): "Христианское чтение" (осн. 1821), "Православный собеседник" (1855), "Богословский вестник" (1892), "Тр. Киевской духовной академии" (1860), "Православное обозрение" (1860-91); "Вера и разум" (1884), "Странник" (при к-ром в СПб. проф. Лопухиным была начата в 1890 "Православная Богословская энциклопедия") и др. (см. также ж. рус. зарубежья: "Путь", "Новый град", "Вестник русского студенческого христ. движения"). Наиб. обстоят. анализ и историю Б. в России см. у прот. Г. Флоровского в кн. "Пути русского богословия", а также в энциклопедии "Христианство" (Т. 1-3, 1933-95).
богосло́вие, богосло́вия, богосло́вий, богосло́вию, богосло́виям, богосло́вием, богосло́виями, богосло́вии, богосло́виях
сущ., кол-во синонимов: 11
апологетика (9)
герменевтика (2)
гомилетика (1)
миссиология (1)
пневматология (2)
сотериология (1)
теология (3)
христология (1)
цанит (1)
экклезиология (2)
эсхатология (1)
▲ теория
↑ религия
богословие - церковное учение.
богослов.
патристика.
теология. теолог.
гомилетика. патрология. догматика.
экзегетика. апологетика. экклексиология.
улемы.
теодицея.
веданта.
См. согласие
БОГОСЛОВИЕ, ТЕОЛОГИЯ
(греч.-Бог, учение, букв.: учение о Боге): система раскрытия, обоснования и защиты религиозных учений о Боге, его признаках и свойствах, а также совокупность церковных дисциплин, излагающих различные компоненты этой системы; комплекс доказательств истинности догматики, религиозной нравственности, правил и норм жизни верующих и духовенства. Каждая религия имеет собственное богословие: православное, католическое, протестантское, исламское и т. д. Так, в православии насчитывается несколько богословских дисциплин: основное богословие, или апологетика, догматическое, нравственное богословие, сравнительное богословие, пастырское и др. В католицизме сложились такие радикальные формы богословия, как теология освобождения, теология прогресса, а в протестантизме - теология кризиса, теология революции, теология культуры, теология надежды и даже теология смерти Бога.
преподавать учение о Боге (Мин. мес. февр. 12).
БОГОСЛОВ|ИТИ (20), -ЛЮ, -ИТЬ гл.
1.Рассуждать о боге:
оубо премоудрыи Платонъ б҃ословивъ ре(ч): что же сы ѥсть присно, рожени˫а не имыи, и что ѥсть бываѥмоѥ присно (ϑεολογῶν) ГА XIII-XIV, 48б; б҃гословѩщюю многымъ бесѣдованиѥмь (δογματίζοντες) Там же, 266а; Довлѣю(т) вѣща речена˫а о б҃зѣ. не предлежи(т) бо ми б҃ословити. но о пло(т)стѣмь вспри˫атьи о х(с)вѣ смотреньи и сшествии. ГБ XIV, 6г.
2. Прославлять, восхвалять бога:
х(с)ъ же по обоему е(с) б҃ъ и чл҃вкъ. ово оубо сыи присно. на(с) же ради быва˫а послѣже. изрѩднѣе первѣе б҃ословити. ГБ XIV, 53б.
3. Объявлять:
такоже и въ Иер(с)лмьскоую цр҃квь б҃ословимъ, новаго Гаи˫а цр҃квь повелѣ именовати. (ϑεσπῖσας) ГА XIII-XIV, 143б.
4. Благословлять:
радуисѩ ст҃а˫а тр҃це. и сп҃си ѥлико правѣ б҃ословѩща˫а. и сп҃си же ни ѥдиномоу погибнути. ГБ XIV, 132в.
БОГОСЛОВЛЕНИ|Ѥ (4*), -˫А с.
1.Богословие, теология:
Анаксагоръ Ѡклажанинъ, и Платонъ Афинѣ˫анинъ к симъ изидоша, б҃ословленiемь и фисилогиѥмь, рекше родословиѥмь, лоучьше наоучитисѩ ѡ(т) нихъ надѣюще(с). (ϑεολογίαν) ГА XIII-XIV, 93в; нѣ(с) б҃ословлень˫а предлежащеѥ на(м). (ϑεολογία) ГБ XIV, 54в.
2. Благословление:
аще ли ка˫а невольна˫а ноуждѩ. на то привлѣчеть ˫а съ б҃гословлѥниѥмь. и повелѣниѥмь съ прѣдъсто˫ащиимь се да творѩть. (μετ’ εὐλογίας) КЕ XII, 57а; и разу(м) извѣстъ приемлѩ. и въсланѩнье(м) на перси ѡ(т) самого словесе того при˫а скровенаго бж(с)тва силу б҃ословлень˫а. ГБ XIV, 73а.
БОГОСЛОВ|О (2*), -ЕСЕ с. Одна из ипостасей Троицы, бог-сын:
Аполинарии соуринъ. безоумна х҃а рещи дьрзноу. въ оума бо мѣсто ре(ч). бѣаше в немь б҃ъслово. (ὁ ϑεὸς λόγος) КР 1284, 388а; напослѣдь же пришедъше [вм. пришедъ], дрѣвле Моисѣѥвi ||=˫авивъ ты [книги] ˫ако б҃ослово абьѥ заповѣдь дасть (ϑεὸς λόγος) ГА XIII-XIV, 219-220.
БОГОСЛОВ|Ъ (75), -А с. То же, что богословьць:
вѣща великии б҃ословъ iѡанъ. ГБ XIV, 88в.
В сост. им. личн.:
iѡ҃а б҃ослова. Стих XII (3), 71 (приписка); iѡ҃ б҃ословъ КН 1280, 571б; iѡа҃не б҃ослове ПрЛ XIII, 36а; оу ивана. б҃ослова. ЛН XIII-XIV, 168 об. (1352); григории б҃ословъ СбУв XIV, 69; григори˫а б҃ослова ЗЦ к. XIV, 28в; iо҃а б҃ословъ Пал 1406, 6а.
Богосло́вские месторожде́ния - железорудные, в Свердловской области. Выявлены в 1940-50-х гг. По происхождению контактово-метасоматические. Разведанные запасы магнетитовых руд 138 млн. т с содержанием Fe 41-50%. Разрабатываются подземным способом.
* * *
БОГОСЛОВСКИЕ МЕСТОРОЖДЕНИЯ - БОГОСЛО́ВСКИЕ МЕСТОРОЖДЕ́НИЯ железорудные, в Свердловской обл. Выявлены в 1940-50-е гг. По происхождению контактово-метасоматические. Разведанные запасы магнетитовых руд 138 млн. т с содержанием Fe 41-50%. Разрабатываются подземным способом.
БОГОСЛОВСКИЕ МЕСТОРОЖДЕНИЯ железорудные - в Екатеринбургской обл. Выявлены в 1940-50-е гг. По происхождению контактово-метасоматические. Разведанные запасы магнетитовых руд 138 млн. т с содержанием Fe 41-50%. Разрабатываются подземным способом.
прил.
1. соотн. с сущ. богословие I, богослов I, связанный с ними
2. Свойственный богословию [богословие I], характерный для него.
БОГОСЛО́ВСКИЙ, богословская, богословское. прил. к богослов и к богословие. Богословский факультет (в загр. университетах). Богословские споры.
БОГОСЛО́ВСКИЙ -ая, -ое. к Богосло́вие и Богосло́в. Б-ие понятия. Б-ие споры. Б-ое образование. Б. факультет.
богосло́вский, богосло́вская, богосло́вское, богосло́вские, богосло́вского, богосло́вской, богосло́вских, богосло́вскому, богосло́вским, богосло́вскую, богосло́вскою, богосло́вскими, богосло́вском, богосло́вск, богосло́вска, богосло́вско, богосло́вски
См. духовный...
БОГОРОДИЦКИЙ БОГОРОДСКИЙ БОГОСЛОВСКИЙ БОГОЯВЛЕНСКИЙ
Фамилии семинарского происхождения. Такие фамилии часто давались семинаристам прихожанам храмов, названных в честь богородицы. Богоявленский - по храмам, названным в честь религиозного праздника богоявления. (Ф) А вот еще одна "боговая" фамилия, не связанная с прыздниками - Богословский.(Э)
- Российский композитор, автор оперы «Соль».
- Российский эстрадный композитор.
- Российский композитор, автор музыкальной комедии «Одиннадцать неизвестных».
- Российский композитор, автор песни «Темная ночь».
- Российский композитор, автор песни «Спят курганы».
Богосло́вский Михаил Михайлович (1867-1929), историк, академик РАН (1921), АН СССР (1925). Труды и публикации документов по истории абсолютизма, местного управления в XVII-XVIII вв., дворянства, материалы для биографии Петра I (т. 1-5).
* * *
БОГОСЛОВСКИЙ Михаил Михайлович - БОГОСЛО́ВСКИЙ Михаил Михайлович [13 (25) марта 1867, Москва - 20 апреля 1929, там же], историк, академик АН СССР (1925; академик РАН с 1921 ).
Окончил историко-филологический факультет Московского университета (1886-1890). Его преподавателями были: П. Г. Виноградов (см. ВИНОГРАДОВ Павел Гаврилович), В. О. Ключевский (см. КЛЮЧЕВСКИЙ Василий Осипович). Возглавлял кфедру русской истории до 1925. Сотрудничал с журналами «Русское богатство», «Научное слово». В 1916-1917 был членом редакционного совета критико-библиографического журнала «Исторические известия». В 1916 по инициативе Богословского вместе с другими учеными произошло возобновление работы Исторического общества при Московском университете. С 1921 руководил секцией русской истории Научно-исследовательского института истории факультета общественных наук Московского университета и Общим историческим разрядом Государственного исторического музея. Ему принадлежат труды и публикации документов по истории абсолютизма, местного управления в 17-18 вв., дворянства; незаконченная, вышедшая посмертно, подробная и научная биография Петра I- «Материалы для биографии» (т. 1-5). Его книги «Областная реформа Петра Великого. Провинция 1719-1727» вышла в 1902, «Быт и нравы русского дворянства в первой половине 18 в.» - в 1906, двухтомник «Земское управление на русском Севере в 17 в.» - в 1909, 1912. Также он автор работ о культуре 18 в., истории исторической науки.
БОГОСЛОВСКИЙ Михаил Михайлович (1867-1929) - историк, академик АН СССР (1925; академик РАН с 1921 ). Труды и публикации документов по истории абсолютизма, местного управления в 17-18 вв., дворянства, материалы для биографии Петра I (т. 1-5) БОГОССКИЙ ХРЕБЕТ - на Б. Кавказе, в Дагестане. Длина ок. 70 км. Высота до 4151 м. Ледники.
БОГОСЛО́ВСКИЙ Никита Вл. (род. 1913) - композитор, писатель-сатирик. В 1927-28 занимался по композиции у Глазунова, окончил Ленингр. конс. по кл. композиции у П. Б. Рязанова и теор. дисциплинам у Х. С. Кушнарева, М. О. Штейнберга и В. В. Щербачева. С 1937 работает в обл. киномузыки. В 1946 ф. "Большая жизнь" (2-я серия, режиссер Л. Луков) с музыкой Б. был подвергнут резкой критике постановлением ЦК ВКП(б), и лишь после 1953 Б. получил возможность продолжить работу в кино. Автор 8 симфоний (1940-86), оперы "Соль" по И. Бабелю (1980), ок. 20 оперетт, струнных квартетов и б. 100 песен. Среди них: "Любимый город" (слова Б. Ласкина; к/ф "Большая жизнь", 1-я серия, 1939), "Шаланды, полные кефали..." и "Темная ночь" (слова Е. Агатова; к/ф "Два бойца", 1942), Песня Рощина ("Отчего же мы не встретились...", слова Н. Доризо; к/ф "Разные судьбы", 1956), "Три года ты мне снилась" (слова А. Фатьянова), "Помнишь, мама моя" (слова Н. Доризо) и др., создавшие Б. всенародную известность. В 1971-91 пред. Союза кинематографистов СССР. Нар. арт. СССР (1983). Автор статей, рассказов и фельетонов.
Соч.: Божества и убожества. М., 1964; Музей муз. М., 1968; Тысяча мелочей. М., 1973.
Лит.: Тарновский К. Н. Композитор Никита Богословский: Даты творч. жизни. М., 1984.
Богосло́вский Никита Владимирович (р. 1913), композитор, народный артист СССР (1983). Музыкальная лирическая драма «Незнакомка» (1982), музыкальная комедия «Раскинулось море широко» (1943) и др., песни (свыше 300), в том числе к кинофильмам (около 120) - «Спят курганы» (1939), «Любимый город» (1940), «Тёмная ночь» (1943).
* * *
БОГОСЛОВСКИЙ Никита Владимирович - БОГОСЛО́ВСКИЙ Никита Владимирович (22 мая 1913, Петербург - 4 апреля 2004, Москва), российский композитор, народный артист СССР (1983), классик советской песни.
Учился в Ленинградской консерватории (1930-34). С 1937 активно работал в кино. Автор более 300 песен, среди которых «Спят курганы» (из фильма «Большая жизнь»), «Любимый город» (из фильма «Истребители»), «Темная ночь», «Шаланды, полные кефали» (из фильма «Два бойца»), «Раскинулось море широко» (1943), «Романс Рощина» (из фильма «Разные судьбы»), «Три года ты мне снилась». Среди других сочинений: опера «Соль» (по И. Бабелю, 1981), музыкально-лирические драмы «Балаганчик» и «Незнакомка» (по А.Блоку, 1982), музыкальные комедии «Раскинулось море широко» (1943), «Весна в Москве» (1972), «Одиннадцать неизвестных» (1972), симфоническая повесть «Василий Теркин» (1950), симфонии, музыка к спектаклям.
Богосло́вский Никита Владимирович (р. 1913), композитор, народный артист СССР (1983). Мастер советской песни (свыше 300). Музыкальная комедия «Раскинулось море широко» (1943), музыкально-лирическая драма «Незнакомка» (1982) и др. Музыка для драматического театра, к кинофильмам (около 120), в том числе песни: «Спят курганы тёмные» (к фильму «Большая жизнь», 1939), «Любимый город» (к фильму «Истребители», 1940), «Тёмная ночь» (к фильму «Два бойца», 1943) и др.
Никита Владимирович Богословский.
БОГОСЛОВСКИЙ Никита Владимирович (родился в 1913), композитор. Мастер советской песни (около 300; многие из них к кинофильмам): "Спят курганы" (1939), "Любимый город" (1940), "Темная ночь" (1943). Музыка Богословского отличается задушевностью и теплотой лирического высказывания. Музыкальная драма "Незнакомка" (1982), музыкальная комедия "Раскинулось море широко" (1943) и др.
БОГОСЛО́ВСКО-ФИЛОСО́ФСКИЕ ЖУРНА́ЛЫ в России - издавались гл. обр. при духовных академиях ("Христианское чтение" (СПб.), "Богословский вестник", "Христианин", "Творения св. Отцов в русском переводе с прибавлением духовного содержания" и "прибавления к изданию Творений св. Отцов" (Москва), "Православный собеседник" (Казань), "Труды Киевской Духовной академии" (Киев). В Харькове издавался ж. "Вера и Разум". Существовали и частные изд. такого рода, напр., "Православное обозрение" (Москва). Филос. раздел играл здесь не первую роль, оставляя гл. место богословию (апологетика, экзегетика, литургика, гомилетика, каноника и пр.). В Б.-Ф. Ж. публиковались также переводы патристич. произведений. Б.-Ф. Ж. предназначались не только для духовных, но и светских читателей. Прекратили свое существование в 1917-18.
Расцвет рус. религиозно-филос. мысли в Зап. Европе в 1920-30-е гг. привел к возникновению там Б.-Ф. Ж. При Сергиевском Богосл. ин-те стала издаваться "Православная мысль", в Париже выходили также "Путь" и "Новый град". Мн. статей по богословско-филос. тематике помещено также в ж. "Вестник рус. студенческого движения" и "Вестник Рус. Западно-Европейского Патриаршего экзархата". На англ. яз. в США выходит орган Свято-Владимирской духовной семинарии "St. Vladimir’s Theological Seminary Quarterly".
В сов. России нек-рое кол-во статей по богословско-филос. тематике было помещено в "Журнале Моск. патриархии" и в "Богословских трудах". С кон. 80-х гг. произв. рус. религ. философов перепечатываются в светских журналах ("Вопросы философии" и др.). Возрождены издания дух. академий - "Христ. чтение" и "Богословский вестник". Издаются журналы частных христ. учебн. заведений и обществ ("Труды Высшей религиозно-философской школы", СПб.; "Преображение", СПб.; "Начала", М.; и др.).
преподавать учение о Боге (Мин. мес. окт. 26).
БОГОСЛО́ВСТВОВАТЬ, богословствую, богословствуешь, несовер. (книжн.). Иметь склонность к богословским спорам, разговорам; рассуждать на богословские темы.
богосло́вствовать, богосло́вствую, богосло́вствуем, богосло́вствуешь, богосло́вствуете, богосло́вствует, богосло́вствуют, богосло́вствуя, богосло́вствовал, богосло́вствовала, богосло́вствовало, богосло́вствовали, богосло́вствуй, богосло́вствуйте, богосло́вствующий, богосло́вствующая, богосло́вствующее, богосло́вствующие, богосло́вствующего, богосло́вствующей, богосло́вствующих, богосло́вствующему, богосло́вствующим, богосло́вствующую, богосло́вствующею, богосло́вствующими, богосло́вствующем, богосло́вствовавший, богосло́вствовавшая, богосло́вствовавшее, богосло́вствовавшие, богосло́вствовавшего, богосло́вствовавшей, богосло́вствовавших, богосло́вствовавшему, богосло́вствовавшим, богосло́вствовавшую, богосло́вствовавшею, богосло́вствовавшими, богосло́вствовавшем
БОГОСЛОВЬНЫИ (6*) пр.
1.Восхваляющий бога, благочестивый, набожный:
И си ре(к) старець и многа множаиша. ст҃ѣи его д҃ши и б҃ословному ˫азыку достоина. иоасафу д҃шею печалну сущу оутѣшаше. (ϑεολόγου) ЖВИ XIV-XV, 132г.
2. Произнесенный богом, божественный:
А оубо и г҃ь нашь по вечери оученикомъ паскоу предасть. и таинѣи слоужьбѣ наоучи ˫а. но по б҃ословному. гла(с)у. не подобаѥть намъ. иже ѡ насъ оуказаниѥмь подобитисѩ. КР 1284, 115а; Св҃щеньныи василии великыи. иже глоубины дх҃вны˫а. б҃ословны гла(с)ы. испытова˫а (κατὰ τὴν ϑεολόγον φωνήν!) Там же, 332б.
3. Относящийся к богу, божественный:
i(с)съ... вѣсть кормити е҃ ю хлѣ(б) ʺе҃ в пустыни... и насыще(н)˫а останцi... в҃і҃ коша... то(л)... в҃і҃ бо коша избыто(к). иже по ест(с)ву и по о||бычаю. и б҃ословь˫а оученьѥ ˫а(в)лѩѥ(т). тр҃чьское бо и б҃ословное. ст҃ы˫а ради тр҃ца единого бж(с)тва. Г Б XIV, 85-86.
4. Богословский, церковно-юридический:
и на сборе ари˫аномъ инемъ инако гл҃щемъ. въставъ мелетии б҃ословнаго правила оуправлени˫а показа Пр 1383, 150а.
В сост. им. личн.:
Ст҃го григорь˫а б҃ословнаго ГБ XIV, 48а.
БОГОСЛОВЬЦ|Ь (303), -А с. Богослов, теолог, проповедник христианского учения:
˫ако же велить великыи б҃ословець григории. КР 1284, 88а; Григории великыи б҃ословець. бы(с) ѡ(т) страны каподокиискы˫а. ПрЛ XIII, 138г; ˫акоже вѣщаѥть Б҃ословець Григории. (ὁ Θεολόγος) ГА XIII-XIV, 233а; и бо(г)словца григори˫а на пр(с)тлѣ посадивъ. Пр 1383, 150а; видѣста... б҃цю... съ ан҃глы и пр(д)тчею. и с б҃гословцемь иоаномь. и со инѣми многими ст҃ми. СбЧуд XIV, 351в; б҃ословець. мелхисѣде(к) вѣща ГБ XIV, 3б; гл҃ть iоа(н) ѥуа(г)листъ и б҃ословець СбТ XIV/XV, 132; възлюбленыи его оуч҃нкъ иѡанъ еу(г)листъ и б(г)ословець. (ϑεολόγος) ЖВИ XIV-XV, 49в;
||=о проповеднике какой-л. религии:
Баю(т) б҃ословци елиньстии. ГБ XIV, 15а.
В роли им. личн.:
б҃о||словьцю. на пьрсьхъ възлегъшемоу. (τῷ... Θεολόγῳ) ЖФСт XII, 49-49 об.; богословьца отъ мѣрьныихъ творении (τοῦ Θεολόγου) КЕ XII, 12б; о нищелюбии сло(в) б҃ословьцѩ. УСт XII/XIII, 5 об.; Б҃гословцоу гл҃щю. КР 1284, 133г; съ възлюбленымъ б҃ословцемь. Пр 1383, 142а; ст҃аго пр(д)тчю и б҃гословца. (τοῦ Θεολόγου) ФСт XIV, 63а; Еда гл҃ть б҃ословець ГБ XIV, 55б; показа бо ми б҃гословець (ὁ ἐμὸς ϑεολόγος) ЖВИ XIV-XV, 9б; ˫акоже и б҃о||словець рече. Пал 1406, 38в-г. В сост. им. личн.:
иѡанъ б҃ословьць СкБГ XII, 18б; ст҃ааго григори˫а б҃ословьцѩ. (τοῦ ϑεολόγου) КЕ XII, 245б; великiи григории б҃ословець. КР 1284, 111г; iѡ҃на б҃ословца (τοῦ... ἰωάννου τοῦ ϑεολόγου) ПНЧ 1296, 87 об.; иѡана б҃ословьца. ПрЛ XIII, 133а; ѡ наказании григори˫а б҃ословчѩ. Там же, 33в; Кюрилъ Ѥр(с)лмьскыи, Григори Б҃ословець (ὁ ϑεολόγος) ГА XIII-XIV, 243г; Григории Б҃ословець. ЛЛ 1377, 40 (988); Iѡа(н) Б҃ословца. Там же, 119 об. (1169); по iѡ҃ану б҃ословцю. ГБ XIV, 179г.
БОГОСЛОВЬЧЬ (4) пр. притяж. к богословьць:
по оному свѩ||щенному г҃ласу б҃ословьцю (τοῦ Θεολόγου) ФСт XIV, 16б-в; ѡ(т) послань˫а б҃ословча. ГБ XIV, 3г; На мл҃тву клонитсѩ слово б҃ословче Там же, 213а.