Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

ватт

Толковый словарь

Толковый словарь Ушакова

ВАТТ, ватта, муж. см. уатт.

Толковый словарь Ожегова

ВАТТ, , род. мн. ваттов и при счёте преимущ. ватт, муж. Единица мощности.

| прил. ваттный, -ая, -ое.

Популярный словарь

Словарь существительных

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Академический словарь

Орфографический словарь

ватт, , род. п. мн. ч. -ов, счетн. ф. ватт (ед. измер.)

Словарь ударений

Трудности произношения и ударения

Формы слов для слова ватт

Синонимы к слову ватт

сущ., кол-во синонимов: 2

Морфемно-орфографический словарь

Грамматический словарь

ватт м 1a②

Эпонимы

Ватт - единица мощности в Международной системе единиц СИ, обозн. Вт (междунар. W); названа по имени Дж. Уатта.

Джеймс Уатт - James Watt (1736-1819)

английский изобретатель, создатель универсальной паровой машины, член Лондонского королевского общества (1785 г.). С 1757 г. работал механиком в университете в Глазго. В 1763-1764 гг., налаживая модель паровой машины, пришел к выводу, что сократить расход пара можно отделением конденсатора пара от цилиндра. Используя эту идею, в 1765 г. построил экспериментальную машину, а в 1768 г. - первую большую паровую машину. В 1769 г. получил английский патент на свое изобретение - паровой двигатель (в 1774 г. постройка двигателя была завершена), в 1782 г. - на паровой двигатель с расширением. Дж. Уатт ввел первую единицу мощности - лошадиную силу (позднее его именем была названа другая единица мощности - ватт). Паровая машина Уатта благодаря экономичности получила широкое распространение и сыграла огромную роль в переходе к машинному производству.

Сканворды для слова ватт

Полезные сервисы

ватт-квадратный метр

Слитно. Раздельно. Через дефис

Полезные сервисы

ватт-секунда

Академический словарь

Слитно. Раздельно. Через дефис

Орфографический словарь

Синонимы к слову ватт-секунда

сущ., кол-во синонимов: 1

Морфемно-орфографический словарь

Большой словарь иностранных слов

Полезные сервисы

ватт-час

Толковый словарь

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Академический словарь

Слитно. Раздельно. Через дефис

Орфографический словарь

ватт-ча́с, , мн. ч. -ы́, -о́в

Формы слов для слова ватт-час

Синонимы к слову ватт-час

сущ., кол-во синонимов: 1

Морфемно-орфографический словарь

Новый словарь иностранных слов

Полезные сервисы

ваттварметр

Слитно. Раздельно. Через дефис

Полезные сервисы

ваттевиллит

Синонимы к слову ваттевиллит

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

ваттенс

ваттерфарер

Синонимы к слову ваттерфарер

сущ., кол-во синонимов: 2

Полезные сервисы

ваттефарер

ваттировать

Словарь галлицизмов русского языка

Полезные сервисы

ваттметр

Толковый словарь

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Академический словарь

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Слитно. Раздельно. Через дефис

Орфографический словарь

Словарь ударений

Формы слов для слова ваттметр

Синонимы к слову ваттметр

Морфемно-орфографический словарь

Грамматический словарь

Новый словарь иностранных слов

Словарь галлицизмов русского языка

Сканворды для слова ваттметр

Полезные сервисы

ваттность

Синонимы к слову ваттность

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

ваттный

Толковый словарь Ожегова

ВАТТ, , род. мн. ва́ттов и при счёте преимущ. ватт, м. Единица мощности.

Орфографический словарь

Морфемно-орфографический словарь

ва́тт/н/ый (от ватт/).

Большой словарь иностранных слов

Полезные сервисы

ватто

Грамматический словарь

Словарь галлицизмов русского языка

ВАТТО нескл. Watteau. Вероятно от имени фр. художника Антуана Ватто (1684 - 1721). Складки ватто на спине. Мягкие складки на спине платья, идущие от горловины до пола. СТИТ 1983 4 32. Одной из характерных деталей костюма тех лет - складка "Ватто" - особый покрой спинки платья, в котором полотнище ткани, заложенное на плечах и у ворота более или менее глубокими складками, свободно ниспадало, переходя в шлейф. Коршунова Костюм 9. . В сер. 19 в. вошли в моду Б. под названием "Ватто", по имени фр. художника 18 в. А. Ватто: "Рукава-буф из белого крепа, коротенький приподнятый бантом Watteau. Бант Watteau состоит из двух петель довольно длинных и сцепленных в роде копья. Мода 1856 7 опис. илл. 7. // Кирсанова 27. Костюмы с панье "Ватто", т. е. драпированные сзади на турнюре, и с двойной юбкой, окаймленной сборками, пелерины различных фасонов, поддернутые сзади на кокарду < на уровне турнюра> и гладкие, во всеобщем употреблении. Всемир. иллюстрация 1869. // Костюм 3 12. На Поленьке напудренный парик с вколотою в него розою и короткое платьице ватто. Спутники Чехова 225. Евгения одета была во все черное, повидимому, очень простое, с широкой складкой "ватто" за плечами, платье. Н. Энгельгардт Под знаком Сатурна. // РВ 1903 4 472.à la Watteau во вкусе Ватто? - Это манто только ушить и шляпку à la Vateau <так>. Т. Барвенкова На мели. // СВ 1891 3 1 217. || мн. Картины этого художника. Правда картины на стенах ее комнат.. - эти сомнительные Буше, поддельные Ватто, жалкие Лагрене .. при распродаже покупается на вес золота. Михайлов Хлеба и зрелищ. Дело 1876 2 1 8.

Словарь иностранных слов

Сканворды для слова ватто

Полезные сервисы

ватто (watteau) антуан

ватто антуан

Энциклопедический словарь

Ватто́ Антуан (Watteau) (1684-1721), французский живописец и рисовальщик. В бытовых и театральных сценах, так называемых галантных празднествах, отмеченных изысканной нежностью красочных нюансов, трепетностью рисунка, воссоздал мир тончайших душевных состояний («Паломничество на остров Киферу», 1719-1718).

* * *

ВАТТО Антуан - ВАТТО́ Антуан (полн Жан Антуан Ватто, Watteau) (10 октября 1684, Валансьенн - 18 июля 1721, Ножан-сюр-Марн), французский живописец и рисовальщик. В бытовых и театральных сценах - галантных празднествах, отмеченных изысканной нежностью красочных нюансов, трепетностью рисунка, воссоздал мир тончайших душевных состояний.

Антуан Ватто родился во фламандском городе Валансьенне, вскоре отошедшем к Франции, в восемнадцать лет пешком пришел в Париж, без денег, без работы, без покровителей. Работал в живописной мастерской известного маршана Мариетта на мосту Нотр-Дам; около 1704-1705 стал учеником знаменитого художника-декоратора Клода Жилло, писавшего также сценки из жизни актеров. С 1707-08 работает у Клода Одрана, резчика по дереву. Благодаря Одрану, исполнявшему обязанности хранителя живописной коллекции Люксембургского дворца, Ватто познакомился с серией полотен Рубенса (см. РУБЕНС Питер Пауль), посвященных истории Марии Медичи, произведениями фламандских и голландских мастеров, оказавших сильное воздействие на технику и колорит его работ.

Ранние картины

Ранние небольшие жанровые картины - с изображением забавной уличной сценки («Сатира на врачей», ок. 1708, Москва, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), бродячего шарманщика с сурком («Савояр», 1716, Санкт-Петербург, Эрмитаж), эпизодов из солдатской жизни («Бивуак», ок. 1710, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина; «Рекруты, догоняющие полк», ок. 1709, Нант, Музей изящных искусств; «Военный роздых», ок. 1716, Эрмитаж) - обнаруживают остроту и оригинальность восприятия мира, художник, несомненно, ищет ценности не в претенциозном искусстве эпохи Людовика XIV (см. ЛЮДОВИК XIV Бурбон), а обращается к искусству 17 века - крестьянским жанрам Луи Ленена (см. ЛЕНЕН), графике Калло (см. КАЛЛО Жак), фламандским мастерам.

В период 1712-19 гг. Ватто увлекает написание сцен из театральной жизни. В полотнах «Актеры французского театра» (ок. 1712, Эрмитаж), «Любовь на итальянской сцене» (Берлин, Художественные музеи), «Арлекин и Коломбина» (ок. 1715, Лондон, Галерея Уоллес), «Итальянские комедианты» (1716-19, Вашингтон, Национальная галерея) он использовал зарисовки понравившихся поз, жестов, мимики актеров, которые делал в театре, ставшем для него пристанищем живых чувств. Полон высокой поэзии печальный и добрый образ наивного простака, героя ярмарочного театра Жиля в костюме Пьеро в полотне «Жиль» (Париж, Лувр).

Тончайшие нюансы человеческих переживаний - иронии, печали, тревоги, меланхолии - раскрываются в его маленьких картинках с изображением одной или нескольких фигур в пейзаже («Лукавница», 1715, Лувр; «Капризница», ок. 1718, Эрмитаж; «Меццетен», 1717-19, Нью-Йорк, Метрополитен-музей).

Герои этих сцен обижены и застенчивы, неловки, насмешливы, лукавы и кокетливы, часто печальны. Ироничная отчужденность, которая всегда сквозит в картинах Ватто придает им оттенок ирреального, фантастического и ускользающего миража. Изящество и виртуозная легкость письма, переливчатая гамма карминных, зеленых, сиреневых цветов, многообразие тональных оттенков вторят поэтической игре в чувства, которую воплощают эти образы-характеры. Персонажи Ватто далеки от реальности, словно разыгрывая пантомиму, они изображают безмятежную жизнь в совершенно особом мире на грани театра и реальности, мире, созданном воображением художника.

Паломничество на остров Киферу

Так называемые галантные сцены Ватто - «Радость жизни» (ок. 1715, Лондон, Галерея Уоллес), «Венецианский праздник» (Эдинбург, Национальная Галерея Шотландии) изображают мир мечты с оттенком грусти. За «Паломничество на остров Киферу» Ватто был принят в члены Французской Академии (1717-18, Лувр, Париж; поздняя версия - Шарлоттенбург, Берлин). Эта живописная элегия Ватто строится не на коллизии, действии (неясно даже, отплытие или возвращение изображено на полотне), но лишь на едва уловимых оттенках настроения, общей поэтической и эмоциональной атмосфере. Композиция «Паломничества» лишена устойчивости - герои то группами устремляются вглубь картины, то расходятся парами, то вдруг обращаются к зрителю жестами или взглядом. Персонажи словно подчиняются «видимой» музыке - волнами подымающиеся и падающие линии, объединяющие все шествие, почти танцевальные движения пар, паузы, чередования цветовых пятен создают ощущение слышимой мелодии.

Иконография «галантных празднеств» («fetes galantes») восходит к «садам любви», известным еще с эпохи средневековья. Однако в отличие от парковых идиллий рококо (см. РОКОКО) «сады любви» Ватто олицетворяют не просто праздник прекрасной природы, в красочно утонченных полотнах зыбкая поэзия чувств и размышлений о человеческом бытии на земле окрашена в проникновенно печальные лирические интонации. В 1719-20 тяжело больной художник посетил Англию (возможно, надеясь на советы английских врачей), где пользовался большим успехом; впоследствии искусство Ватто оказало значительное влияние на английскую живопись середины - второй половины 18 века.

По возвращении в Париж для лавки «Великий монарх», принадлежащей Жерсену, у которого измученный болезнью Ватто попросил приюта, он написал одно из самых знаменитых своих произведений и единственное, которым он был доволен, «Вывеску лавки Жерсена» (1720, Берлин, Художественные музеи). По словам самого Жерсена, «написана она была за неделю, да и то художник работал только по утрам; хрупкое здоровье не позволяло ему работать дольше». Бытовая сцена с изображением интерьера лавкистиле «антикварных лавок» Д. Тенирса (см. ТЕНИРС Давид)) полна метафор - размышлений о своем времени: приказчики упаковывают в ящик портрет короля Людовика XIV - возникают ассоциации и с названием лавки, и с забвением ушедшего века. Последние дни Ватто провел в Ножане недалеко от Парижа, куда перевез ворох театральных костюмов, реквизит для будущих картин, и где написал образ Христа для местной церкви. В манере Ватто, никогда не поднимаясь, однако, до высоты своего учителя, работали французские художники Патер и Ланкре (см. ЛАНКРЕ Никола).

Энциклопедия Кольера

ВАТТО, ЖАН АНТУАН

(Watteau, Jean Antoine)

(1684-1721), французский живописец и рисовальщик. Родился в Валансьенне в 1684. В 1698-1701 Ватто учился у местного художника Жерена, по настоянию которого копировал произведения Рубенса, Ван Дейка и других фламандских живописцев. В 1702 Ватто уехал в Париж и вскоре нашел учителя и покровителя в лице Клода Жилло, театрального художника и декоратора, который писал картины со сценами из жизни современного театра. Ватто быстро превзошел в мастерстве своего учителя и ок. 1708 поступил в мастерскую декоратора Клода Одрана. В 1709 Ватто безуспешно пытался завоевать гран-при Академии художеств, однако его работы привлекли внимание нескольких влиятельных лиц, среди которых были меценат и знаток живописи Жан де Жюльенн, торговец картинами Эдм Франсуа Жерсен, банкир и коллекционер Пьер Кроза, в доме которого художник жил некоторое время, и др. В 1712 Ватто был представлен к званию академика и в 1717 стал членом Королевской академии живописи и скульптуры. Умер Ватто в Ножан-сюр-Марн 18 июля 1721.

Ватто был одним из самых известных и оригинальных французских художников 18 в., который на основе традиций фламандского и голландского искусства создал новый стиль - рококо. В зрелые годы Ватто изучал живопись Рубенса, в частности цикл его картин, посвященных Марии Медичи и украшавших стены Люксембургского дворца. Среди рисунков художника сохранилось несколько набросков с этих панно. В основе любимой темы Ватто - изображения галантных празднеств - лежит картина Рубенса Сады Любви. Другой столь же важный источник творчества Ватто - рисунки венецианских мастеров из коллекции его друга и покровителя Пьера Кроза. Особенно сильное впечатление произвели на художника работы Тициана и Паоло Веронезе, а также пейзажные рисунки Доменико Кампаньолы. Работы парижских учителей Ватто, Жилло и Одрана, стали для него образцами утонченного вкуса, проявившегося в создании изысканных арабесок из фигур и растений, отразивших художественные пристрастия - начала 18 в. В изображении театральных сценок он был последователем Жилло. В стиле Ватто чувствуются все эти источники, однако в очень оригинальном сплаве. Его ранние работы - сцены в тавернах, изображения бивуаков и военных лагерей, написанные во фламандской традиции, - обладают качествами, предвосхищающими зрелый стиль мастера. Однако сюжеты, наиболее полно отвечающие вкусу самого Ватто, - это образы персонажей итальянской комедии (Жиль, Лувр; Мецетен, Нью-Йорк, музей Метрополитен) и галантные празднества. Жанр галантных празднеств представляет собой сценки с модно одетыми дамами и изящными кавалерами на фоне природы. Однако Ватто наполняет их чувством тоски по недостижимому миру мечты. Даже костюмы - изящные вариации на темы современной моды - являются плодом фантазии художника. Одна из самых знаменитых картин Ватто, выдающийся пример взаимопроникновения и перевоплощения театра и реальности, - Паломничество на остров Киферу (1717), одна версия которой находится в Лувре, а другая - в Берлине, в замке Шарлоттенбург. Сюжет картины заимствован из пьесы 18 в. и представлен как галантное празднество, происходящее в саду перед статуей Венеры, с золотой ладьей и резвящимися амурами на заднем плане, что свидетельствует о приготовлениях к путешествию на остров богини любви. Чувственная сторона сюжета приглушена и смягчена. В высочайшем художественном мастерстве передачи фактуры тканей Ватто является наследником живописных традиций Рубенса и Веронезе, однако мазок у него более тонкий и текучий. Легкие и изящные фигурки персонажей Ватто кажутся почти бестелесными. В отличие от объединенных в мощном движении пышнотелых персонажей Садов Любви Рубенса, они свободно размещены в пространстве картины, образуя волнистую линию, направленную поперек картинной плоскости и удаляющуюся вглубь, по направлению к кораблю. Почти все картины Ватто небольшого размера. Это типичные образцы стиля рококо. В них ритмическая организация фигур и предметов обстановки обладает красотой и вычурностью декоративных арабесок, ставших особенно модными в эту эпоху. Здесь декоративный эффект возникает из легких и сложных по рисунку круглящихся линий, образованных фигурами персонажей и листвой деревьев. Мечтательная красота и лиризм произведений Ватто остались неповторимыми в истории европейского искусства; его ученики и последователи Никола Ланкре и Жан Батист Патер изображали мир театра и сценки галантных празднеств гораздо более прозаично, чем их учитель.

ЛИТЕРАТУРА

Чегодаев А.Д. Анитуан Ватто. М., 1963 Герман М.Ю. Ватто [[Альбом]]. М., 1984

Полезные сервисы

ватто, антуан

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Полезные сервисы

ватты

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Орфографический словарь

Синонимы к слову ватты

сущ., кол-во синонимов: 3

Словарь иностранных слов

Полезные сервисы