ж.
Одна из церковных служб у православных христиан, совершаемая вечером.
ВЕЧЕ́РНЯ, -и, род. мн род. -рен, дат. -рням, ж
Богослужение в христианской церкви, которое совершается вечером и содержит повествование о некоторых событиях библейской истории: сотворении мира Богом, грехопадении и раскаянии людей, приходе Спасителя в мир, страданиях и смерти Иисуса Христа.
После вечерни здесь (в храме) совершается великое водосвятие, и народ воспринимает его как кульминацию праздника (прот. А.Шмеман).
ВЕЧЕ́РНЯ -и; мн. род. -рен, дат. -рням; ж. В православном религиозном обряде: церковная служба, совершаемая после полудня. Пойти к вечерне.
* * *
вече́рня - церковная служба, совершаемая в вечерние часы; в праздничные дни соединяется вместе с утреней в составе всенощного бдения (всенощной).
* * *
ВЕЧЕРНЯ - ВЕЧЕ́РНЯ, в византийском обряде (см. ВИЗАНТИЙСКИЙ ОБРЯД) богослужение суточного круга (см. Богослужебный круг (см. БОГОСЛУЖЕБНЫЙ КРУГ)), восходящее к иудейскому обряду вечернего возжигания светильника (сохранился на Вечерне в церемонии входа (см. ВХОД (в богослужении)) в субботу или в канун праздника (см. ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ), во время которого перед священником несут горящую свечу). Новозаветная Церковь, следуя обычаю Ветхозаветной Церкви, начинает круг суточных церковных служб с вечера. Вечерняя молитва в первые века христианства совершалась с наступлением ночи и соединялась с Евхаристией (см. ЕВХАРИСТИЯ). Первоначально основу Вечерни составлял светильничный псалом 140 («Господи воззвах»), к которому прибавлялись древнейший христианский гимн «Свете тихий», восходящий ко 2 в. и приписываемый Афиногену Мученику, диаконские ектении (см. ЕКТЕНИЯ) и священнические молитвы (см. МОЛИТВА). Простой чин служб первых веков христианства постепенно усложнился и расширился: с 5 в. в общее употребление стал входить обычай за каждой службой петь по три псалма (см. ПСАЛМЫ) (ср. современный Часослов (см. ЧАСОСЛОВ)): на Вечерне - это псалмы 140, 141 («Гласом моим ко Господу воззвах»), 129 («Из глубины воззвах к Тебе, Господи»), к которым присоединяется псалом 116 («Хвалите Господа, вси языцы»). Далее, по Иерусалимскому Уставу, следовала молитва «Сподоби, Господи», которая была, вероятно, дополнением гимна «Свете тихий»; затем, по древнему чинопоследованию, полагались ектении и молитвы оглашенных (готовящихся к крещению (см. КРЕЩЕНИЕ (праздник))), что в современном богослужении опущено.
Вечерня начинается предначинательным псалмом 103 (104) («Благослови, душе моя, Господа! Господи, Боже мой, возвеличился еси зело»), посвященным благодарности Богу Творцу и прославлению Его за красоту всего творения. На Вечерне вспоминается также грехопадение людей, изгнавшее их от лица Божия (что символизируется закрытием царских врат (см. ЦАРСКИЕ ВРАТА) после каждения храма).
Существуют три вида Вечерни - вседневная (совершается в будние, непраздничные дни), малая (перед Всенощным бдением (см. ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ)) и великая (накануне праздничных и воскресных дней). На вседневной вечерне не совершается вход, читается рядовая кафизма (см. КАФИЗМА), сугубая ектения «Рцем вси» начинается с прошения «Помилуй нас, Боже» и читается в конце службы. Малая вечерня является сокращением вседневной. На ней не бывает светильничных молитв, великой ектении, кафизмы, малой ектении, поется не более четырех стихир (см. СТИХИРА), опускается ектения «Исполним вечернюю молитву». Великая вечерня совершается или отдельно от Утрени (см. УТРЕНЯ), или соединяется с ней (Всенощное бдение). На великой Вечерне поются первые три псалма первой кафизмы (псалмы 1-3), бывает вход, читаются паремии (см. ПАРЕМИЯ) праздника, поется большее количество стихир, чем на вседневной Вечерне, а также добавляется особая часть службы - лития (см. ЛИТИЯ), т. е. торжественный выход священнослужителей и народа в притвор храма с пением особых литийных стихир и четырьмя прошениями священника с заключительной главопреклоненной молитвой.
В латинском обряде (см. ЛАТИНСКИЙ ОБРЯД) также с древности существует служба суточного круга, именуемая Вечерней (Vesperae). Порядок чинопоследования вечерни в том виде, в каком она закрепилась в средние века, следующий: 5 псалмов с антифонами (см. АНТИФОН) (в монашеском Бревиарии (см. БРЕВИАРИЙ) - 4); краткое чтение (Capitulum - буквально «главка»); гимн (предписанный на данный день); Песнь Богородицы (Magnificat) с антифонами; молитва дня; завершение с отпустом (см. ОТПУСТ) (большая часть изменяемых разделов варьируется в зависимости от дня недели). В воскресенья и праздники предписываются 2 Вечерни: первая - вечером накануне, вторая - вечером в день праздника.
В результате богослужебной реформы после 2-го Ватиканского собора (см. ВАТИКАНСКИЕ СОБОРЫ) чин Вечерни несколько изменился: гимн; 2 псалма и песнь из Ветхого или Нового Завета; краткое библейское чтение (которое может быть заменено пространным); Песнь Богородицы с антифонами; прошения, завершаемые Молитвой Господней («Отче наш»); заключительная молитва и отпуст. Все названные тексты, кроме Песни Богородицы, Молитвы Господней и отпуста, изменяемые и берутся из Четырехнедельной Псалтири (см. ПСАЛТИРЬ) или из частного последования дня литургического года. Обычай совершать 2 вечерни по-прежнему сохраняется в воскресные дни и в праздники, имеющие ранг «торжества».
ВЕЧЕРНЯ - церковная служба, совершаемая в вечерние часы; в праздничные дни соединяется вместе с утренней в составе всенощного бдения (всенощной).
-и, род. мн. -рен, дат. -рням, ж.
Одна из церковных служб у христиан, совершаемая после полудня.
В селе зазвонили к вечерне. Тургенев, Льгов.
ВЕЧЕ́РНЯ - богослужение суточного цикла, один из двух "великих" (наряду с утреней) часов, восходящее к библейскому обряду вечернего возжигания светильника. Существует три вида В.: малая, вседневная и великая, смысловым и церемониальным центром к-рой является вход, совершаемый в субботу или в канун праздника. Само действо входа исторически связано с богослужебной церемонией, существовавшей в Храме Гроба Господня (Анастасисе). Совершающий В. священник выходит сев. дверьми из алтаря, становится перед Царскими вратами, а затем, после призыва диакона ко вниманию "Премудрость, про́сти!" - благословив молящихся, направляется в алтарь. Во время входа перед священником несут горящую свечу - в память о вечернем возжигании светильника еще в ветхозаветном богослужении. Тема света звучит и в исполняемой затем затем "вечерней песне" ("Све́те тихий") - одном из древнейших христианских гимнов, восходящих, вероятно, ко 2 в. (приписывается Афиногену Мученику, согласно заглавию греч. богослужебных книг). Время совершения В. на практике далеко не всегда соответствует ее названию: в соединении с литургией, предшествуя ей, она служится утром, в ряде случаев, после литургии или Царских часов - днем, в остальных случаях, в т. ч. на всенощном бдении, - вечером и начинается, как правило, в 18 час. Богослужебный текст В. содержится в Часослове.
Лит.: Никольский К., прот. Пособие к изучению устава богослужения Православной Церкви. 7-е изд. СПб., 1907. С. 164-234; Скабалланович М. Толковый Типикон. В. 1-2. Киев, 1910-13; Успенский Н. Д. Православная вечерня (Ист.-литург. очерк) // Богословские труды. Ст. 1. М., 1959 (1960).
одно из суточных богослужений, совершаемое вечером. Вечерня бывает малая, великая и вседневная.
Вечерня, и, ж.
Церковная служба у христиан после полудня.
► [Кулигин:] Никак народ от вечерни тронулся? // Островский. Гроза //; Стали было к вечерне звонить, да попадья не велит: поп в гостях, черти на погосте. // Пушкин. Капитанская дочка //
вече́рня, вече́рни, вече́рен, вече́рне, вече́рням, вече́рню, вече́рней, вече́рнею, вече́рнями, вече́рнях
См. богослужение...
- Церковная служба на закате дня.
- Картина Карла Брюллова.
- Опера итальянского композитора Джузеппе Верди «Сицилийская ...».