Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

вико джамбаттиста

Энциклопедический словарь

Ви́ко Джамбаттиста (Vico) (1668-1744), итальянский философ, один из основоположников историзма. Исторический процесс, по Вико, имеет объективный и провиденциальный (см. Провиденциализм) характер; все нации развиваются по циклам, состоящим из 3 эпох: божественной (безгосударственное состояние, подчинение жрецам), героической (аристократическое государство) и человеческой (демократическая республика или представительная монархия). Основное сочинение - «Основания новой науки об общей природе наций» (1725).

* * *

ВИКО Джамбаттиста - ВИ́КО (Vico) Джамбаттиста (1668-1744), итальянский философ, один из основоположников историзма (см. ИСТОРИЗМ). Исторический процесс, по Вико, имеет объективный и провиденциальный (см. Провиденциализм (см. ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ)) характер; все нации развиваются по циклам, состоящим из 3-х эпох: божественной (безгосударственное состояние, подчинение жрецам), героической (аристократическое государство) и человеческой (демократическая республика или представительная монархия). Основное сочинение «Основания новой науки об общей природе наций» (1725).

* * *

ВИ́КО (Vico) Джамбаттиста (23 июня 1668, Неаполь - 21 января 1744, Неаполь), итальянский ученый и философ.

Биография, труды

Родился в многодетной семье бедного книготорговца. Учился в иезуитской школе, но, неудовлетворенный уровнем обучения, оставил ее. Усиленно занимаясь самообразованием, приобрел обширные и разносторонние знания. Изучал древние языки, историю, право, философию, литературу и т. д. Латинский и итальянский языки, Цицерон (см. ЦИЦЕРОН), Вергилий (см. ВЕРГИЛИЙ (поэт)), Гораций (см. ГОРАЦИЙ), Данте (см. ДАНТЕ Алигьери), Петрарка (см. ПЕТРАРКА Франческо), Боккаччо (см. БОККАЧЧО Джованни) стали на всю жизнь его излюбленной стихией. Был адвокатом, домашним учителем. Испытывая материальную стесненность, писал на заказ стихи, речи, статьи и т. д.

В 1698, приобретя благодаря своим произведениям и филологической учености известность, был избран профессором риторики Неапольского университета. Создал ряд научных сочинений: «О современном научном методе» (1709), «О древнем итальянском мировоззрении, выводимом из основ латинского языка» (1710), «Четыре книги о деяниях Антонио Караффы» (1716), «О едином основании и единой цели всеобщего права» (1720), «О постоянстве законов» (1721) и др. Новаторские идеи в области юриспруденции помешали Вико занять кафедру права в университете.

В 1725 был издан главный труд Вико «Основания Новой науки об общей природе наций». Книга сразу же была раскуплена и вызвала оживленную полемику. Она вызвала острый интерес читающей публики, и сделала его имя известным ученому миру Европы, но и, вместе с тем, была встречена непониманием со стороны коллег на его родине. Впоследствии Вико развивал идеи своего сочинения, подготовил еще два его существенно переработанных издания, вел полемику со своими критиками. Написал интеллектуальную автобиографию «Жизнь Джамбаттисты Вико, написанная им самим» (1728).

В 1735 был назначен официальным историографом Неаполитанского королевства, что избавило его от докучливых материальных хлопот. В последние годы жизни Вико преподавал риторику и латинскую литературу у себя дома.

Основные идеи

Своими наставниками признавал Платона (см. ПЛАТОН (философ)), Тацита (см. ТАЦИТ), Гуго Гроция (см. ГРОЦИЙ) и Фрэнсиса Бэкона (см. БЭКОН Фрэнсис (философ)). Испытал также влияние М. Фичино (см. ФИЧИНО Марсилио), Пико делла Мирандолы (см. ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА Джованни), Джордано Бруно (см. БРУНО Джордано), Галилео Галилея (см. ГАЛИЛЕЙ Галилео), Никколо Макиавелли (см. МАКИАВЕЛЛИ Никколо).

Стремясь расширить возможности родного языка, Вико написал «Новую науку» не на латыни, как свои прежние произведения, а на итальянском, точнее, на замысловатом неаполитанском диалекте (единый национальный язык еще не сложился), что наряду с темной и запутанной манерой изложения затрудняет понимание идей этого произведения. В построении книги был использован аксиоматико-дедуктивный метод, что сближает ее с геометрическим трактатом.

Вико критиковал субъективизм, пристрастность, присущие отдельным людям и народам, а также методы экстраполяции, господствавшие в гуманитарном знании. Субъективизм и чрезмерный рационализм он полагал недостатками философии Декарта, которая была частым объектом его выпадов.

Свою историософию определял как «светское рационализированное богословие». Законы общества установлены «провидением» или «божеством», но фактически исторический процесс разворачивается в силу естественных, внутренних причин и имеет объективный характер. В деятельности людей реализуется естественный детерминизм, исторические законы, которые регулируют и направляют стихийную борьбу людей за осуществление их интересов. Новаторство Вико заключалось и в том, что существенная роль в его концепции была отведена принципу единства человечества, что предполагало подчинение всех народов и государств универсальным законам общественного развития.

Центральной частью философии истории Вико является теория общественного круговорота, согласно которой все народы развиваются по циклам, состоящим из трех эпох, аналогичных периодам детства, юности и зрелости в жизни человека. Это «век богов», «век героев» и «век людей». Развитие идет по восходящей линии, каждая стадия своим развитием отрицает себя, смена эпох осуществляется путем общественных переворотов, обусловленных социальными конфликтами, на складывание которых оказывают влияние и имущественные отношения. Цикл завершается кризисом и распадом общества, при котором все стороны социального организма переживают деградацию; далее следует начало нового цикла. Вико стремится брать общественный процесс в целостности взаимодействующих сторон: каждый «век» имеет свое право, нравы, язык, религию, социальные и экономические институты. Основой обобщений для «Новой науки» была преимущественно история Древнего Рима.

«Век богов» характеризуется первобытной дикостью, «безудержной звериной свободой», отсутствием государства. Власть считается принадлежащей богам, которые правят посредством жрецов. Господствуют страх и благочестие. Происходит борьба «отцов семей» с «домочадцами и слугами», для обуздания которых первые учреждают государство и наделяют вторых участками земли, что и полагает начало «веку героев».

В «век героев» «отцы семей» трансформируются в знать, в «феодалов», «домочадцы и слуги» - в «простой народ». Таковыми были, в частности, римские патриции (см. ПАТРИЦИИ) и плебеи (см. ПЛЕБЕИ). Государство имеет аристократический характер. Знать, «феодалы» удерживают власть силой и обманом, господствует право силы. Люди чувствуют себя детьми богов, полубогами, они честолюбивы и воинственны. Этот период движим борьбой «феодалов» и «простого народа». Материал для иллюстрации «века героев» видел в поэмах Гомера.

«Век людей» - высшая стадия цикла - учреждается вследствие победы «простого народа» над «феодалами». Государство имеет форму демократической республики или ограниченной монархии, устанавливается гражданское, политическое равенство. Общественный строй приобретает гуманный характер, будучи основанным на разуме, совести и долге; фунционирует рациональное право. Возникают ремесла, науки, философия и искусство, отсутствовавшие в первые два периода. В это период преодолеваются межнациональные и межгосударственные границы, происходит тесное взаимодействие народов, человечество становится единым; важную роль в этом играет торговля. Но развитие демократических свобод и равенства приводит к анархии, разрушению общества и переходу к новому «веку богов».

Вместе с тем, Вико допускал существование исключений, не охватываемых его концепцией (Карфаген (см. КАРФАГЕН) и т. д.).

Важными достижениеми Вико были распространение историзма (см. ИСТОРИЗМ) и привнесение диалектики в рассмотрение многих сфер общественной жизни, которые исследовались как взаимодействующие друг с другом, в чем он превосходил своих современников - французских просветителей.

Помимо проблем философии истории, в главном произведении Вико обстоятельно излагаются вопросы истории, философии права, филологии (сравнительное языкознание) и т. д. Важными средствами для познания истории считал язык, мифологию, законодательство, погребальные и свадебные обряды и т. д. Преклоняясь перед «Одиссеей» и «Илиадой» как важнейшим историческим источником, доказывал, что Гомер (см. ГОМЕР) является мифической фигурой. Был истовым энтузиастом развития наук (выступал за установление единства наук) и распространение просвещения.

Энциклопедия Кольера

ВИКО Джамбаттиста (Vico, Giambattista) (1668-1744), итальянский философ и историк, предвосхитивший методы историко-культурных и этнологических исследований. Родился в Неаполе 23 июня 1668 в семье книготорговца. Обучался в нескольких школах, в том числе в иезуитском коллегиуме. В очень раннем возрасте заинтересовался философскими вопросами, новой философией Декарта, изучал метафизику и гражданское право, читал Платона, Тацита, Макиавелли. В 1699-1708 был профессором риторики университета Неаполя. Вико стремился получить должность профессора гражданского права; когда ему было в этом отказано, погрузился в изучение вопроса о происхождении естественного права, занимавшего философов 17 и 18 вв. В ходе исследований Вико расширил рамки поставленных задач и в работе Основания новой науки об общей природе наций (Principi di una scienza nuova d'intorno alla comune natura delle nazione.., или просто Scienza nuova), выдержавшей несколько изданий (в частности, в 1725, 1730 и посмертно в 1744) и множество исправлений, попытался не только описать историю естественного права, но и найти идеальную схему всеобщей истории. Вико выдвинул циклическую теорию развития общества. Согласно его концепции, циклы развития, по которым Провидение шаг за шагом ведет человечество от варварства к цивилизации, история проходила от древнейших времен до эпохи заката Рима и вновь от "нового варварства" темных веков к эпохе Просвещения. Мысль о руке Провидения носит религиозный характер - Вико был верным сыном Церкви, - однако в то же время на него повлияли идеи Пико делла Мирандолы, Гоббса, Фрэнсиса Бэкона, Гуго Гроция и даже Декарта. Его собственная мысль оказала воздействие на Кузена, Мишле, Гердера, Гегеля, Конта, Кроче, Джентиле, Шпенглера. Другое направление влияния - традиция "понимания" в лице В.Дильтея и Р.Дж.Коллингвуда. Отдельные идеи Вико, например о взаимной враждебности общественных классов, оказались близки марксизму. Другие его сочинения - Жизнь Джамбаттисты Вико, написанная им самим (1725, с дополнениями в 1728 и 1731) и по-латыни De antiquissima Italorum sapientia (О древней мудрости итальянцев, 1710).

Умер Вико в Неаполе 23 января 1744.

ЛИТЕРАТУРА

Вико Д. Основания новой науки об общей природе наций. М., 1940

Полезные сервисы