Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

гофман

Грамматический словарь

Го́фман ф. 1а ~ 0

Сканворды для слова гофман

Полезные сервисы

гофман (hoffmann) фридрих

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

гофман (hoffmann) эрих

гофман (hofman) фриц

гофман (hofmann) август вильгельм

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

гофман (hofmann) иосиф (юзеф)

гофман август вильгельм

Энциклопедический словарь

Го́фман Август Вильгельм (Hofmann) (1818-1892), химик-органик, один из основоположников немецкой промышленности синтетических красителей, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1857). Исследования в области химии ароматических соединений, в частности красителей из анилина. Открыл способ синтеза алифатических аминов действием алкилирующих реагентов на NH3 (1850, реакция Гофмана), превращение первичных аминов в изонитрилы (1868) и др.

* * *

ГОФМАН Август Вильгельм - ГО́ФМАН (Hofmann) Август Вильгельм (1818-92), немецкий химик-органик, один из основоположников немецкой промышленности синтетических красителей, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1857). Исследования в области химии ароматических соединений, в частности красителей из анилина. Открыл способ синтеза алифатических аминов действием алкилирующих реагентов на NH3 (1850, реакция Гофмана), превращение первичных аминов в изонитрилы (1868) и др.

Энциклопедия Кольера

ГОФМАН Август Вильгельм (Hofmann, August Wilhelm von) (1818-1892), немецкий химик-органик, разработавший научные основы химии красителей. Родился в Гиссене 8 апреля 1818. Окончил Гиссенский университет, где его учителем был Ю.Либих. Получив степень доктора химии, стал его ассистентом (1843), а затем приват-доцентом Боннского университета (1845). С 1845 Гофман - первый директор основанного в том же году Королевского химического колледжа в Лондоне, в котором он проработал 20 лет. В 1865 возглавил кафедру химии в Берлинском университете и занимал эту должность вплоть до своей смерти. В 1868 основал Немецкое химическое общество. Центральная тема трудов Гофмана - синтез и исследование аминов. В 1843 он показал, что продукты, полученные в разное время Унфердорбеном (1826), Рунге (1837), Фрицше (1841), Зининым (1842) при разгонке каменноугольной смолы и считавшиеся разными веществами, на самом деле представляют собой одно и то же соединение, которое он вслед за Фрицше назвал анилином. В 1845 Гофман выделил из каменноугольного дегтя бензол. В 1850 показал, что при нагревании иодистого этила с аммиаком образуются амины. В 1881 предложил способ получения первичных аминов из амидов карбоновых кислот (реакция Гофмана). В 1856 в лаборатории Гофмана его ученик У.Перкин получил первый анилиновый краситель - мовеин. Сам Гофман синтезировал краситель анилиновый красный (фуксин), формальдегид, гидразобензол, изонитрилы. Гофман одним из первых признал и ввел в учебную практику новую систему атомных весов, выдвинутую С.Канниццаро и основанную на гипотезе А.Авогадро. Он разработал множество демонстрационных химических экспериментов, которые используются до сих пор. Его Введение в современную химию (Einleitung in die moderne Chemie, 1865) было одним из самых популярных научных пособий того времени. В 1888 Гофман получил дворянский титул. Умер Гофман в Берлине 5 мая 1892. ЛИТЕРАТУРА Быков Г.В. История органической химии. М., 1968 Джуа М. История химии. М., 1975

Полезные сервисы

гофман викт

Гуманитарный словарь

ГО́ФМАН Викт. (Виктор-Бальтазар-Эмиль) (1884-1911) - поэт, прозаик, критик, переводчик. Род. в семье мебельного фабриканта, австр. подданного. Писал и публиковал стихи уже в гимназич. годы. В 1902 сблизился с В. Я. Брюсовым и К. Д. Бальмонтом, испытав сильное влияние обоих. В 1903-08 учился на юрид. ф-те Моск. ун-та. В 1904 (фактически в янв. 1905) вышел первый сб. стихов Г. "Книга вступлений. Лирика. 1902-1904". Второйпоследний прижизн. поэтич.) сб. - "Искус" (СПб., 1910). Порвав с семьей, Г. занимается журнальной критикой, к-рую расценивает сам как "лит. поденщину", переводами, начав в то же время писать импрессионистскую прозу ("Любовь к далекой. Рассказы и миниатюры. 1909-1911". СПб., 1912). Под влиянием переутомления и неудовлетворенности результатами своего творчества Г. в нач. июля 1911, находясь в Париже, в состоянии неврастенич. депрессии покончил с собой. Оценивался современниками как один из наиб. талантливых поэтов в младшем поколении символистов.

Соч.: Соб. соч.: В 2 т. М., 1917 (2-е изд.: М., 1918).

Лит.: Айхенвальд Ю. В. Гофман // Айхенвальд Ю. Силуэты рус. писателей. 2-е изд. М., 1913. Вып. 3; Ходасевич В. В. Гофман: (К 25-летию со дня смерти) // Возрождение. 1936. № 4042; Анненский И. Книги отражений. М., 1979. С. 368-369.

Полезные сервисы

гофман иосиф

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

гофман к

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

ГОФМАН К. - см. Хофман К.

Полезные сервисы

гофман модест людвигович

Гуманитарный словарь

ГО́ФМАН Модест Людвигович (1887-1959) - поэт, критик, литературовед. Сын чиновника. Окончил 1-й Петерб. кадет. корпус (1905), учился на ист.-филол. ф-те Петерб. ун-та (1905-10), где вошел в поэтич. "Кружок молодых" (С. Городецкий, В. Пяст и др.); тогда же сблизился с Вяч. Ивановым и др. поэтами-символистами. В 1907 - секр. ж. "Оры", во время полемики о "мистич. анархизме" издал в поддержку Вяч. Иванова брошюру "Соборный индивидуализм". Автор поэтич. сб. "Кольцо. Тихие песни скорби" (СПб., 1907) и "Гимны и оды" (СПб., 1910), интересный экспериментами по использованию античных размеров в рус. стихе. Составитель и ред. изв. антологии "Книга о рус. поэтах последнего десятилетия" (СПб., 1909), где был также автором вступ. статьи и очерков о З. Гиппиус, Д. Мережковском, Ф. Сологубе, А. Блоке, С. Городецком. С нач. 10-х гг. отходит от поэтич. творчества, специализируясь в обл. истории и теории лит-ры; активно участвует в работе пушкинского семинария С. А. Венгерова. В 1917-19 работает в Чернигове. Ред. полного собр. соч. Е. А. Баратынского (т. 1-2. Пг., 1914-15), опубл. дневник А. Н. Вульфа и док-ты из архива Вревских ("Пушкин и его современники", вып. 21-22. Пг., 1916), неопубл. стихотворений А. А. Дельвига (Пг., 1922), А. С. Пушкина (Неизданный Пушкин. М.; Пг., 1923). Остро поставил вопросы текстологич. работы в пушкиноведении ("Пушкин. Первая глава науки о Пушкине". 2-е изд. Пг., 1922). Выехав в авг. 1922 в Париж для переговоров с известным специалистом А. Ф. Онегиным о судьбе его собрания, в СССР не вернулся. Автор мн. книг по истории рус. лит-ры на рус. и франц. языках.

Соч.: Поэзия К. Ф. Рылеева. Чернигов, 1917; Пушкин. Его общественно-политич. взгляды и настроения. Чернигов, 1918; А. С. Пушкин. Чернигов, 1919; Деревня в произведениях Некрасова. Чернигов, 1919; Пушкинский музей А. Ф. Онегина в Париже. Париж, 1926; Пушкин: Психология творчества (Вторая глава науки о Пушкине). Париж, 1928; Пушкин - Дон-Жуан. Париж, 1935.

Полезные сервисы

гофман фон фаллерслебен (hoffmann von fallersleben) август генрих

гофман фон фаллерслебен август

гофман фон фаллерслебен август генрих

Энциклопедический словарь

Полезные сервисы

гофман фриц

гофман эрих

гофман эрнст карлович

Гуманитарный словарь

Полезные сервисы

гофман эрнст теодор

гофман эрнст теодор амадей

Энциклопедический словарь

Го́фман Эрнст Теодор Амадей (1776-1822), немецкий писатель-романтик, композитор, художник. Романтическая ирония и фантазия, мистический гротеск (роман «Элексир дьявола», 1815-16) и иррациональность повседневного, темы безумия и реальности иллюзорного в фантастических повестях-сказках «Золотой горшок» (1814), «Песочный человек» (1817), «Крошка Цахес» (1819), сатирический роман «Житейские воззрения Кота Мурра» (1820-22), новеллахтом числе «Музыкальные страдания Иоганнеса Крейслера, капельмейстера», 1810). Основные конфликты - столкновение грубой «прозы жизни» и романтического идеала, противостояние филистерства тонкой душе художника - осмыслены с точки зрения проницательно-трезвого авторского взгляда. Один из основоположников романтической музыкальной эстетики и критики, автор одной из первых романтических опер «Ундина» (1814). Поэтические образы Гофмана претворили в своих сочинениях Р. Шуман (фортепианный цикл «Крейслериана»), Ж. Оффенбах (опера «Сказки Гофмана»), П. И. Чайковский (балет «Щелкунчик»), в XX в. - П. Хиндемит (опера «Кардильяк»).

* * *

ГОФМАН Эрнст Теодор Амадей - ГО́ФМАН Эрнст Теодор Амадей (1776-1822), немецкий писатель-романтик, композитор, художник. Тонкую философскую иронию и причудливую фантазию, доходящую до мистического гротеска (роман «Эликсир дьявола», 1815-16), сочетал с критическим восприятием реальности (повесть «Золотой горшок», 1814; сказки «Крошка Цахес», 1819, «Повелитель блох», 1822), сатирой на немецкое мещанство и феодальный абсолютизм (роман «Житейские воззрения Кота Мурра», 1820-22). Один из основоположников романтической музыкальной эстетики и критики, автор одной из первых романтических опер «Ундина» (1814). Поэтические образы Гофмана претворили в своих сочинениях Р. Шуман (см. ШУМАН Роберт (композитор)) («Крейслериана»), Ж. Оффенбах (см. ОФФЕНБАХ Жак) («Сказки Гофмана»), П. И. Чайковский (см. ЧАЙКОВСКИЙ Петр Ильич) («Щелкунчик»), в 20 в. - П. Хиндемит (см. ХИНДЕМИТ Пауль) («Кардильяк»).

Большой энциклопедический словарь

Энциклопедия Кольера

ГОФМАН Эрнст Теодор Амадей (Hoffman, Ernst Theodor Amadeus) (1776-1822), немецкий писатель, композитор и художник, в чьих фантастических рассказах и романах воплотился дух немецкого романтизма. Эрнст Теодор Вильгельм Гофман родился 24 января 1776 в Кенигсберге (Восточная Пруссия). Уже в раннем возрасте обнаружил таланты музыканта и рисовальщика. Изучал право в Кенигсбергском университете, затем двенадцать лет служил судейским чиновником в Германии и Польше. В 1808 любовь к музыке подвигла Гофмана занять пост театрального капельмейстера в Бамберге, шесть лет спустя он дирижировал оркестром в Дрездене и Лейпциге. В 1816 вернулся на государственную службу советником Берлинского апелляционного суда, где и прослужил вплоть до смерти, последовавшей 24 июля 1822. Литературой Гофман занялся поздно. Наиболее значительны сборники рассказов Фантазии в манере Калло (Fantasiestcke in Callots Manier, 1814-1815), Ночные рассказы в манере Калло (Nachtstcke in Callots Manier, 2 vol., 1816-1817) и Серапионовы братья (Die Serapionsbrder, 4 vol., 1819-1821); диалог о проблемах театрального дела Необыкновенные страдания одного директора театров (Seltsame Leiden eines Theaterdirektors, 1818); рассказ в духе волшебной сказки Крошка Цахес по прозванию Циннобер (Klein Zaches, genannt Zinnober, 1819); и два романа - Эликсир дьявола (Die Elexiere des Teufels, 1816), блистательное исследование проблемы двойничества, и Житейские воззрения кота Мурра (Lebensansichten des Kater Murr, 1819-1821), отчасти автобиографическое произведение, исполненное остроумия и мудрости. К числу наиболее известных рассказов Гофмана, входивших в упомянутые сборники, принадлежат волшебная сказка Золотой горшок (Die Goldene Topf), готическая повесть Майорат (Das Mayorat), реалистически достоверный психологический рассказ о ювелире, который не в силах расстаться со своими творениями, Мадемуазель де Скюдери (Das Frulein von Scudry) и цикл музыкальных новелл, в которых на редкость удачно воссозданы дух некоторых музыкальных сочинений и образы композиторов. Блистательная фантазия в сочетании со строгим и прозрачным стилем обеспечили Гофману особое место в немецкой литературе. Действие его произведений почти никогда не происходило в далеких краях - как правило, он помещал своих невероятных героев в повседневную обстановку. Гофман оказал сильное воздействие на Э.По и некоторых французских писателей; несколько его рассказов послужили основой для либретто знаменитой оперы - Сказкок Гофмана (1870) Ж.Оффенбаха. Все произведения Гофмана свидетельствуют о его талантах музыканта и художника. Многие свои творения он иллюстрировал сам. Из музыкальных сочинений Гофмана наибольшей известностью пользовалась опера Ундина (Undine), впервые поставленная в 1816; среди его сочинений - камерная музыка, месса, симфония. Как музыкальный критик он проявил в своих статьях такое понимание музыки Л.Бетховена, каким могли похвастать немногие из его современников. Гофман так глубоко почитал Моцарта, что даже переменил одно из своих имен, Вильгельм, на Амадей. Он оказал влияние на творчество своего друга К.М.фон Вебера, а на Р.Шумана сочинения Гофмана произвели такое сильное впечатление, что он назвал свою Крейслериану в честь капельмейстера Крейслера, героя нескольких сочинений Гофмана.

ЛИТЕРАТУРА

Гофман Э.Т.А. Избранные произведения, тт. 1-3. М., 1962 Житомирская З.В. Э.Т.А.Гофман. Библиография русских переводов и критической литературы о нем. М., 1964 Берковский Н.Я. Э.Т.А.Гофман. - В кн.: Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л., 1973 Художественный мир Э.Т.А.Гофмана. М., 1982 Э.Т.А.Гофман: Жизнь и творчество. Письма, высказывания, документы. М., 1987

Полезные сервисы

гофман, иосиф

гофман, эрих

гофман, эрнст теодор амадей

Иллюстрированный энциклопедический словарь

<a href='/dict/эрнст' class='wordLink' target='_blank'>Эрнст</a> <a href='/dict/теодор' class='wordLink' target='_blank'>Теодор</a> <a href='/dict/амадей' class='wordLink' target='_blank'>Амадей</a> <a href='/dict/гофман' class='wordLink' target='_blank'>Гофман</a>.

Эрнст Теодор Амадей Гофман.

ГОФМАН Эрнст Теодор Амадей (1776 - 1822), немецкий писатель, композитор, художник. Романтическая ирония и фантазия, мистический гротеск (роман "Эликсир дьявола", 1815 - 16) и иррациональность повседневного, темы безумия и реальности иллюзорного в фантастических повестях-сказках "Золотой горшок" (1814), "Песочный человек" (1817), "Крошка Цахес" (1819), сатирический роман "Житейские воззрения Кота Мурра" (1820 - 22), новеллахтом числе "Музыкальные страдания Иоганнеса Крейслера, капельмейстера", 1810). Основные конфликты - столкновение грубой "прозы жизни" и романтического идеала, противостояние филистерства тонкой душе художника - осмыслены с точки зрения трезвого, проницательного авторского взгляда. По мотивам сказки "Щелкунчик и Мышиный король" (1819) создан балет "Щелкунчик" П.И. Чайковского. Поэтические образы Гофмана отражены в фортепьянном цикле "Крейслериана" Р. Шумана. Теоретик романтической музыкальной эстетики, автор одной из первых романтических опер "Ундина" (1814).

Полезные сервисы

гофманиада

Орфографический словарь

Полезные сервисы

гофмания

гофмановский

Орфографический словарь

Синонимы к слову гофмановский

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

гофманские капли

гофманский

Синонимы к слову гофманский

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

гофмансталь

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Грамматический словарь

Полезные сервисы

гофмансталь (hofmannsthal) хуго

гофмансталь гуго фон

Энциклопедия Кольера

ГОФМАНСТАЛЬ Гуго фон (Hofmannsthal, Hugo von)

(1874-1929), австрийский поэт, критик, издатель. Родился 1 февраля в Вене. Изучал право в Венском университете. Участвовал в Первой мировой войне, сохраняя при этом убежденность в ее губительном характере для Австрии. В июле 1929 старший сын Гофмансталя покончил жизнь самоубийством, а через несколько дней, 15 июля 1929, скончался и он сам. Гофмансталь поразительно рано достиг писательской зрелости и уже в двадцать пять лет был признанным мастером. Его первые драматические опыты отмечены универсальностью, глубиной и пластичностью выражения. Тяготея к символизму, они резко выделялись на фоне господствовавшего в то время натуралистического театра. Из ранних пьес наиболее значительны Смерть Тициана (Der Tod des Tizian, 1892), Алкеста (Alkestis, 1895), Фалунский рудник (Das Bergwerk von Falun, 1899). Пьеса Электра (Elektra, 1903) была использована Р.Штраусом в качестве либретто для одноименной оперы (1906); сотрудничество с Штраусом привело к созданию опер Кавалер роз (Rosenkavalier, 1911), Ариадна на Наксосе (Ariadne auf Naxos, 1912), Женщина без тени (Die Frau ohne Schatten, 1919), Арабелла (Arabella, 1933). Послевоенные перемены были восприняты Гофмансталем как серьезная угроза для европейского культурного наследия. Стремясь ей противостоять, он вместе с М.Рейнхардтом основал ежегодный Зальцбургский фестиваль. Вершина драматургии Гофмансталя - пьеса Башня (Der Turm, 1923; новая редакция 1927). Творчество Гофмансталя, литературного критика, переводчика, автора комедий (в их числе Трудный Характер - Der Schwierige, 1921), отличается исключительной многосторонностью. Переписка с Р.Штраусом опубликована в 1926.

ЛИТЕРАТУРА

Гофмансталь Г. Избранное: Драмы. Проза. Стихотворения. М., 1995

Полезные сервисы

гофмансталь хуго

гофмансталь хуго (гуго) фон

Энциклопедический словарь

Полезные сервисы

гофмансталь, хофмансталь (hofmannsthal) гуго (хуго) фон

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы