Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

детско-юношеские спортивные школы

Энциклопедический словарь

Де́тско-ю́ношеские спорти́вные шко́лы (ДЮСШ), см. в статье Спортивные школы.

Большой энциклопедический словарь

ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЕ Спортивные школы (ДЮСШ) - см. в ст. Спортивные школы.

Полезные сервисы

детско-юношеские спортивные школы (дюсш)

Энциклопедический словарь

ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЕ СПОРТИВНЫЕ ШКОЛЫ (ДЮСШ) - ДЕ́ТСКО-Ю́НОШЕСКИЕ СПОРТИ́ВНЫЕ ШКО́ЛЫ (ДЮСШ), см. Спортивные школы (см. СПОРТИВНЫЕ ШКОЛЫ).

Полезные сервисы

детско-юношеский

Слитно. Раздельно. Через дефис

де/тско-ю/ношеский

Орфографический словарь

де́тско-ю́ношеский

Морфемно-орфографический словарь

де́т/ск/о/-ю́н/ош/еск/ий.

Полезные сервисы

детское

Крылатые слова

Детское Село, переименованное в 1920-х гг. из Царского Села.

Полезные сервисы

детское время

Поговорки

Разг. Шутл. Ещё рано (о вечернем времени). ЗС 1996, 480; Глухов 1988, 34.

Синонимы к слову детское время

нареч, кол-во синонимов: 1

рано (51)

Полезные сервисы

детское место

Энциклопедический словарь

Де́тское ме́сто - у человека и многих животных то же, что плацента.

* * *

ДЕТСКОЕ МЕСТО - ДЕ́ТСКОЕ МЕ́СТО, у человека и многих животных то же, что плацента (см. ПЛАЦЕНТА).

Синонимы к слову детское место

сущ., кол-во синонимов: 2

послед, плацента

Полезные сервисы

детское образование

Словарь народов и культуры

Детское образование

(nursery education), см. Дошкольное образование.

Полезные сервисы

детское производство

Крылатые слова

XIX в. Вывеска над игрушечной лавкой на Офицерской улице.

Полезные сервисы

детское село

Энциклопедический словарь

Де́тское Село́ - см. Пушкин (город в Ленинградской области).

* * *

ДЕТСКОЕ СЕЛО - ДЕ́ТСКОЕ СЕЛО́, название г. Пушкин в Ленинградской обл. в 1918-1937.

Большой энциклопедический словарь

ДЕТСКОЕ СЕЛО - название г. Пушкин в Ленинградской обл. в 1918-1937.

Гуманитарный словарь

ДЕ́ТСКОЕ СЕЛО́ - назв. Царского Села в 1918-37, сохраняется доныне как название железнодорожной станции. Связано с размещением во дворцах и особняках Царского Села после Революции многочисленных дет. колоний, председателем к-та которых была жена наркома просвещения Н. А. Луначарская-Розенель. Переименование состоялось 5 нояб. 1918, спустя неск. дней после убийства М. С. Урицкого, в связи с чем первоначально Д. С. называлось "Детское Село Урицкого", хотя официально такое назв. не вводилось. Встречающаяся в лит-ре информация о названии "Д. С. им. тов. Зиновьева" не соответствует действительности.

Синонимы к слову детское село

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

детское слово

Пятиязычный словарь лингвистических терминов

Полезные сервисы

детской неожиданности

Синонимы к слову детской неожиданности

прил., кол-во синонимов: 3

Полезные сервисы

детскость

Толковый словарь

ж.

отвлеч. сущ. по прил. детский 2.

Толковый словарь Ушакова

ДЕ́ТСКОСТЬ, детскости, мн. нет, жен. (разг.). Ребячество характера; неразумность, наивность, свойственные детям. В ее рассуждениях была какая-то детскость.

Толковый словарь Ожегова

ДЕ́ТСКИЙ, -ая, -ое.

Академический словарь

-и, ж.

Свойство по прил. детский (во 2 знач.); сходство с ребенком.

Детскость выражения ее [Кити] лица в соединении с тонкой красотою стана составляли ее особенную прелесть. Л. Толстой, Анна Каренина.

А вот в этом, в какой-то наивной детскости своих увлечений, был весь Иван Иванович. Сартаков, Козья морда.

Гуманитарный словарь

ДЕ́ТСКОСТЬ - категория антропологии и эстетики, знаменующая вечное качество человека. В лит-ру и иск-во понимание ребенка и его специфич. мира приходит с европ. романтизмом: от плоских просветит. представлений о детях как уменьшенных копиях взрослых осуществлен переход к осознанию дет. мира в его специфике и собств. мифологии. В романтизме дети раскрывают генезис культуры, в них "дана как бы этимологизация жизни… ее первослово" (Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. Л., 1973. С. 43). Внимание к "детству человечества", определившее векторы фольклорных, религиоведческих и историко-мифологич. штудий эпохи романтизма, послужило стимулом для развития педагогики и философии ребенка.

В отечественной традиции долгое время существует заданная веком модель ребенка как агрегата врожденных свойств (у М. Е. Салтыкова-Щедрина ребенок еще Порфиша Головлев, но уже Иудушка по облику и манерам). Рус. христ-во наследует стереотипы "дитя - благословение Божие", смысловые сцепления Д., правды и праведности и религ. контексты вовлеченности детей в вину родителей. На православный образ Д. кардинально влияют новозаветные представления о младенце как Славе Божией ("В устах их хвала свершена" - Мф 21, 16) и детях как бесспорных наследниках спасения (Мф 18, 10, 19, 14). Д. противостоит не взрослости, а греховности. Мир взрослых - это мир утраченных ценностей, ложных кумиров, дискредитированного языка и искаженной историчности. В детях жизнь освящается, в них сбываются заветные надежды и горние планы Божьего Домостроительства. Понятая т. о. Д. сближается со святостью, что подчеркнуто участием детей в литургии и сакральной сюжетике. Писания и иконописи, в истории мучеников и, главное, в каноне лика Христа-ребенка, в образе к-рого отражено противоречие между телесным видом отрока и несмирно-серьезным, всеведающим взглядом. "Князь-Христос" Ф. Достоевского (Мышкин) подан в атрибутах ангельской Д. (что не снимет с него трагич. вины за роковые для судеб других события). В ребенке у Достоевского осуществляется санкция спасительного присутствия в зараженном ложью, безблагодатном мире взрослых. Собор спасаемых душ, по Достоевскому, - не оргия взрослых, а Детский Собор и "детская церковь" (М. Бахтин). Точку зрения здравого смысла выражают мужик и ребенок у Л. Толстого, призвавшего писателей учиться у крест. детей реалистич. письму. Сходные убеждения, усиленные евангельским образом "детей-мудрецов" (Мф 11, 25), высказал Л. Шестов: "Мы должны были бы учиться у детей и ждать от них откровений" ("На весах Иова Странствования по душам". Париж, 1975. С. 187).

Отечественная теология знает образ "святейшего детства", поданный нам эпизодом Вхождения во храм Приснодевы: "В нем заключена великая святыня человеч. детскости, со всеми в ней таящимися возможностями и упованиями. Этот образ святейшего детства, посвященного Богу, во всей его беззащитности, но вместе и неотразимости, сладкою силою овладевает сердцем. От него отречься, ему изменить в забвении или слепотством значило бы лишить себя святыни и своего собств. детства, к-рое помимо сознания хранится в глубине души" (Булгаков С. "Восхождение ко Христу" / Вестник РХД (Русское христианское движение). 1971. № 100 (2). С. 33). Д. есть человеч. софийность (мудрость), просветляющая телесную плотность естества и мистически сопряженная с Софией Небесной. Софиология устанавливает в детстве срединный топос ответственной встречи "горнего" и "дольнего". На яз. ангелологии дитя есть человекоангел, что выше самого ангела, существа бесплотного: вместе с тем ребенок - во плоти сущий ангел, ангелочеловек. Так в детях "установляется некое срединное переходное состояние между ангельским и человеч. миром, - дет. мир, одинаково чуждый и греховной плоти, и свободы от плоти. Окончат. раскрытие природы и предназначения этого дет. мира переходит за грань этого века. Он имеет онтологич. основание в том освящении дет. возраста, к-рое дано Спасителем, прошедшим и младенчество в Своем воплощении" (Булгаков С. "Друг Жениха. О православном почитании Предтечи. Экскурс первый". Париж, 1927. С. 224; ср. Друскин Я. С. "Вблизи вестников". Вашингтон, 1988. С. 55-56, 65-67). Рай заселен детьми, если существует ад, в нем обитают взрослые.

Детское и взрослое в быте 20 в. охотно меняется местами: мода одела женщин в детские "матроски", а мужчин украсила дет. прическами, голосовые манеры общения имитируют дет. интонации. Приметой декадентской лит-ры стали образы детей-самоубийц, детей-циников. На этом фоне еще можно расслышать призывы П. Флоренского к пониманию детского мышления как особой формы восприятия и познания мира ("Обратная перспектива" / Соч. М., 1990. Т. 2. С. 61). Дети вошли в круг проблем рус. философии любви. С одной стороны, герой-эстет ром. Ф. Степуна говорит: "В метафизич. плане ребенок всегда свидетельство о творч. бессилии любви" (Н. Переслегин. Париж, 1929. С. 261, сходная мысль принадлежит Бердяеву), а с другой - В. Розанов писал о детях как о явлении святости посреди обезбоженного быта. Ходовой в эстетич. теориях становится аналогия худож. творчества и дет. игры (А. Горнфельд, А. Белый, ранний А. Луначарский, Л. Выготский). Исключит. место Д. заняла в пришвинской концепции "творческого поведения": "Игра - это есть допускаемая ложь: "будто правда"". Этой игрой и наполнена основная жизнь ребенка, и это же детское "будто" сохраняется у художников и переходит в большую сознат. игру, называемую иск-вом" (Соч. В 6-ти т. М., 1957. Т. 6. С. 454).

В центре картины мира А. Платонова помещен ребенок как главная ценность и объект культа. Дети - осн. аргумент космодицеи и оправдания человека. Следуя Достоевскому, автор "Чевенгура" и "Котлована" убежден, что мир, в к-ром гибнут дети, не готов для жизни. Д. трактуется Платоновым как подлинная взрослость и наоборот: думать о "прочих" (платоновский дериват "другого") во всей полноте сочувствия способно лишь дет. существо, душа к-рого - это туго свернутый бутон возможностей материнства-отцовства-братства ("Джан", опубл. 1964, "Река Потудань", 1937). "Дети - спасители Вселенной" - такова формула Платонова. Платоновская мифология детства находит неожиданное усиление в мистике предметного дет. мира, к-рую мы встречаем у Д. Андреева. В "Розе Мира" рассказано о последней судьбе игрушек: память о тепле дет. ладошек будит спящие в них души, и за чертой бытия они становятся живыми существами. Философию детства развивали Вяч. Иванов ("Младенчество", 1918), Б. Пастернак ("Детство Люверс", 1922, "Охранная грамота", 1931), реж. А. Тарковский.

Лит.: Егоров И. Свящ. Христос и дети. Церковное обновление. 1907. №7; Семенов Тян-Шанский А. О детях. Вестн. РХД. 1953. № 32 (2); Исупов К. Г. Две модели творч. поведения (Достоевский и Пришвин) / Проблемы творчества Достоевского. Тюмень, 1979; Гулыга А. В. Философия детства. Лит. Грузия. 1985. № 9; Горичева Т. Детскость // Горичева Т., Мамлеев Ю. Новый град Китеж. Филос. анализ рус. бытия. Париж, 1989.

Евразийская мудрость от А до Я.

ДЕТСКОСТЬ -

стремление умышленно сохранить или удержать в себе детскую ментальность. Вкус к абсолютному, «свежесть чувств», целостность восприятий, непосредственность и жажда чистоты - таковы позитивные характеристики этой установки, к которой обычно относятся благожелательно, или даже с поощрением, художники и писатели, но которая вызывает совершенно иную реакцию у психологов. Последние не преминули отметить негативный аспект детскости, которым так долго пренебрегали: с полным основанием они увидели в ней признаки бегства от жизни, удобного убежища, укрывающего от ответственности, риска и компромиссов, выпадающих на долю «взрослого поведения». Современная психология отмечает такую особенность: если детскость и в самом деле остается привилегией прежде всего художника и поэта, она также является в некоторой степени и отклонением (наблюдаемым у умственно отсталых и психически больных людей). Мировоззрению детскости противостоит социальная ответственность и мир человеческого труда.

Орфографический словарь

де́тскость, -и

Формы слов для слова детскость

де́тскость, де́тскости, де́тскостей, де́тскостям, де́тскостью, де́тскостями, де́тскостях

Синонимы к слову детскость

недоразвитость, незрелость, инфантилизм, ребячество, ребячливость, инфантильность

Грамматический словарь

де́тскость ж 8a

Сканворды для слова детскость

- Мальчишеские рассуждения взрослого мужчины.

Полезные сервисы