Достоевский, ого, м. разг. Шутл.
Человек, который по блату может доставать дефицитные товары.
• А кто помнит, как тогда [в 1962 г.] называли человека, который все доставал по блату? Достоевский, его называли Достоевский. РТ, 27.12.97.
Достоевский, ого, м. разг. Шутл.
Человек, который по блату может доставать дефицитные товары.
• А кто помнит, как тогда [в 1962 г.] называли человека, который все доставал по блату? Достоевский, его называли Достоевский. РТ, 27.12.97.
ДОСТОЕВСКИЙ
Известная всему миру фамилия одного из величайших русских писателей - «географическая». Предки Федора Михайловича Достоевского - выходцы из белорусского местечка Достоев. Кстати, фамилия Достоев также бытует в России.
ДОСТОЕВСКИЙ
Фамилия великого писателя напоминает о том, что предки его владели селом Достоево, которое до сих пор существует в Брестской области. (Ф)
ДОСТОЕВСКИЙ
Известная всему миру фамилия одного из величайших русских писателей - «географическая». Предки Федора Михайловича Достоевского - выходцы из белорусского местечка Достоев. Кстати, фамилия Достоев также бытует в России.
- Писатель, вложивший топор в руки Раскольникова.
- «Идиотский» автор.
- В честь какого писателя была названа республика ШКИД?
- Какой писатель стал символом «русской души» на Западе?
- Писатель, увлёкший натуру утончённую (песен.).
- Русский писатель-классик, произведения которого в вузах США и Англии обязательны для прочтения на юридических факультетах.
- Кто из русских писателей ввёл слово «стушеваться»?
- Русский писатель, сказавший, что «красота спасёт мир».
- Русский писатель, автор романа «Бесы».
- Русский писатель, автор романа «Идиот».
- Русский писатель, автор романа «Братья Карамазовы».
- Русский писатель, автор романа «Бедные люди».
- Русский писатель, автор романа «Преступление и наказание».
- Русский писатель, автор романа «Униженные и оскорблённые».
- В романе Бориса Акунина «Ф. М.» герои ищут пропавшую рукопись этого писателя.
- Проигравшись в пух и прах, он писал из Висбадена Тургеневу с просьбой выслать 100 талеров.
- Русский писатель, который провёл за границей 4 года, спасаясь от кредиторов.
- В музее этого литератора есть зал, где хранятся 74 топора самых различных форм.
- Он отсиживал в Омском остроге за «преступное вольнодумство, приведшее к противозаконным поползновениям».
- К 180-летию со дня рождения этого писателя открыли сразу два памятника: в Омске и в Старой Руссе.
- За одно лето 1862 года он объездил Германию, Францию, Швейцарию, Италию, Англию, после чего написал «Зимние заметки о летних впечатлениях».
- В «деле петрашевцев» этот отставной инженер-поручик 27 лет от роду значился одним из самых опасных преступников.
- В его «Дневник писателя» вошли фантастический рассказ «Бобок», очерк «Столетняя», рассказ «Мужик Марей».
- Он объединил два своих ранних рассказа «Чужая жена» и «Ревнивый муж» в один - «Чужая жена и муж под кроватью».
- Казнь этого будущего классика русской литературы отменил Николай I.
- Малая планета.
ДОСТОЕВСКИЙ Михаил Михайлович - ДОСТОЕ́ВСКИЙ Михаил Михайлович (1820-64), русский писатель, журналист. Брат Ф. М. Достоевского (см. ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович). Издатель журналов «Время» (см. ВРЕМЯ (журнал)) и «Эпоха» (см. ЭПОХА (журнал)). Публицистика в духе почвенничества (см. Почвенники (см. ПОЧВЕННИКИ)). Литературно-критические статьи. Повести в традициях натуральной школы (см. НАТУРАЛЬНАЯ ШКОЛА). Переводы.
ДОСТОЕВСКИЙ Михаил Михайлович (1820-64) - русский писатель, журналист. Брат Ф. М. Достоевского. Издатель журналов "Время" и "Эпоха". Публицистика в духе почвенничества (см. Почвенники). Литературно-критические статьи. Повести в традициях натуральной школы. Переводы.
ДОСТОЕ́ВСКИЙ Фед. Мих. (1821-81) - писатель. Род. в семье врача моск. Мариинской больницы для бедных. Окончил инж. уч-ще в СПб (1843). Недолгое время служил, в 1844 вышел в отставку и занялся литературной деят-ностью. Первое же произв. "Бедные люди" (1846) принесло Д. широкую изв-ть и признание В. Г. Белинского, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова. В 1840-е гг. опубл. Также пов. "Двойник" (1846), "Хозяйка" (1847), "Белые ночи" (1848) и др.
С 1847 Д. стал участником кружка петрашевцев, на одном из собраний читал письмо Белинского к Н. В. Гоголю. В апр. 1849 вместе с др. чл. кружка был арестован и приговорен к смертной казни. 22 дек. 1849 после инсценировки расстрела на Семеновском плацу в Пб. казнь была заменена четырьмя годами каторги, к-рую Д. отбывал в Омском остроге (1850-54), и дальнейшей службой в армии (1854-59). В кон. 1859 Д. приехал в Пб. и вернулся к лит. деят-ности. Опубл. пов. "Дядюшкин сон" (1859) и "Село Степанчиково и его обитатели" (1859), осн. на впечатлениях от сурового режима каторжных работ, "Записки из Мертвого Дома" (1860-62), роман "Униженные и оскорбленные" (1861), пов. "Записки из подполья" (1864). По определению самого писателя на каторге он пережил "перерождение убеждений". Д. разочаровался в социально-утопич. теориях, имеющих, с его точки зрения, наносный, "западнич." характер, и пришел к мысли о глубинной противоречивости, иррациональности человеч. природы, сдерживающее начало для к-рой можно найти лишь в религ. вере. В журн. "Время" (1861-63) и "Эпоха" (1864-65), издаваемых вместе с бр. Михаилом, Д. развивает философию почвенничества, призывая к духовному сближению интеллигенции и крест-ва на основе принятия ею нар. ценностей и верований.
С сер. 1860-х гг. создается своеобразный цикл романов, "пятикнижие Д.", объединенный не сквозными героями, а кругом поставленных проблем и худож. принципов ("Преступление и наказание", 1866; "Идиот", 1868; "Бесы", 1871-72; "Подросток", 1875; "Братья Карамазовы", 1879-80). В них Д. соединяет интерес к повседневности, зачастую в исключит., криминальных проявлениях, и предельное обобщение, выявление глубинных тенденций современности (Д. наз. свой метод "фантастич. реализмом", "реализмом в высшем смысле"). Жанр романов Д. определялся как "филос. роман" (М. М. Бахтин). Большинство персонажей романов - идеологи, обладающие необычайной самостоятельностью, независимостью от авторской воли, исповедующие и испытывающие на себе ту или иную филос. или идеологич. систему. Сюжет романов строится как "большой диалог", столкновение и испытание на прочность этих идей. В "пятикнижии" Д. постоянно обращается к проблемам "крови по совести" во имя всеобщего блага, возможности существования в мире "положительно прекрасного чел.", опасности левого экстремизма, феноменологии духа, отринувшего веру в Бога, соотношения рационального и иррационального в человеч. жизни, рус. и зап. менталитетов, представленным в эстетич. ракурсе, в структуре нового типа романа. В последние годы жизни мн. из этих проблем Д. ставит прямо, в своеобразном публицистич. журн.-цикле "Дневник писателя" (1873-81). Произнесенная в июне 1880 на пушкинском празднике в Москве речь о Пушкине и смерть Д. вызвали большой резонанс в рус. об-ве, но его худож. творчество не было адекватно воспринято современниками. Интерес к Д. возрождается на рубеже 19 и 20 вв., когда писатель объявляется "ясновидцем духа" (Д. С. Мережковский), "величайшим русским метафизиком", к-рый "сделал великие открытия о человеке" (И. А. Бердяев) и т. д. В 20 в. Д. становится одной из самых авторитетных фигур в мировой культуре, оказывающей громадное влияние на лит-ру, философию, обществ. мысль в целом.
Ф. М. Достоевский
Достое́вский Фёдор Михайлович (1821-1881), русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1877). В повестях «Бедные люди» (1846), «Белые ночи» (1848), «Неточка Незванова» (1849, не окончена) и других поставил проблему нравственного достоинства «маленького человека» в условиях социального неравенства. В повести «Двойник» (1846) дал психологический анализ расколотого сознания. Участник кружка М. В. Петрашевского. В 1849 был арестован и приговорён к смертной казни, заменённой каторгой (1850-54) с последующей службой рядовым. В 1859 возвратился в Санкт-Петербург. «Записки из Мёртвого дома» (1861-62) о трагических судьбах и достоинстве человека на каторге. Вместе с братом М. М. Достоевским издавал «почвеннические» журналы «Время» (1861-63) и «Эпоха» (1864-65). В романах «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1868), «Бесы» (1871-1872), «Подросток» (1875), «Братья Карамазовы» (1879-80) и других - философское осмысление социального и духовного кризиса России, диалогическое столкновение самобытных личностей, носителей своей «идеи», поиски истины, Бога, общественной и человеческой гармонии. В публицистическом «Дневнике писателя» (1873-81) - размышления о судьбах и призвании русского народа, войне и мире, о нравственности с христианской точки зрения. Творчество Достоевского оказало мощное влияние на русскую и мировую литературу.
* * *
ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович - ДОСТОЕ́ВСКИЙ Федор Михайлович (1821-81), русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1877). В повестях «Бедные люди» (1846), «Белые ночи» (1848), «Неточка Незванова» (1849, не окончена) и др. описал страдания «маленького» человека как трагедию социальную. В повести «Двойник» (1846) дал психологический анализ расколотого сознания. Участник кружка М. В. Петрашевского (см. ПЕТРАШЕВСКИЙ Михаил Васильевич), Достоевский в 1849 был арестован и приговорен к смертной казни, замененной каторгой (1850-1854) с последующей службой рядовым. В 1859 возвратился в Санкт-Петербург. «Записки из Мертвого дома» (1861-1862) - о трагических судьбах и достоинстве человека на каторге. Вместе с братом М. М. Достоевским издавал «почвеннические» журналы «Время» (1861-1863) и «Эпоха» (1864-1865). В романах «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1868), «Бесы» (1871-1872), «Подросток» (1875), «Братья Карамазовы» (1879-1880) и др. - философское осмысление социального и духовного кризиса России, диалогическое столкновение самобытных личностей, страстные поиски общественной и человеческой гармонии, глубокий психологизм и трагизм.
Публицистический «Дневник писателя» (1873-1881). Творчество Достоевского оказало мощное влияние на русскую и мировую литературу.
* * *
ДОСТОЕ́ВСКИЙ Федор Михайлович [30 октября (11 ноября) 1821, Москва - 28 января (9 февраля) 1881, Петербург, похоронен в Александро-Невской лавре], русский писатель.
«Я происходил из семейства русского и благочестивого»
Достоевский был вторым ребенком в большой семье (шестеро детей). Отец - сын униатского священника, врач московской Мариинской больницы для бедных (где и родился будущий писатель) - в 1828 получил звание потомственного дворянина. Мать - из купеческой семьи, женщина религиозная, ежегодно возила детей в Троице-Сергиеву лавру, учила их читать по книге «Сто четыре священные истории Ветхого и Нового Завета» (в романе «Братья Карамазовы» воспоминания об этой книге включены в рассказ старца Зосимы о своем детстве). В доме родителей читали вслух «Историю Государства Российского» Н. М. Карамзина, произведения Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина. С особым одушевлением Достоевский вспоминал в зрелые годы о знакомстве с Писанием: «Мы в семействе нашем знали Евангелие чуть не с первого детства». Ярким детским впечатлением писателя стала также ветхозаветная «Книга Иова».
С 1832 семья ежегодно проводила лето в купленном отцом селе Даровое (Тульской губернии). Встречи и разговоры с мужиками навсегда отложились в памяти Достоевского и служили в дальнейшем творческим материалом (рассказ «Мужик Марей» из «Дневника писателя» за 1876).
Начало учения
В 1832 Достоевский и его старший брат Михаил (см. Достоевский М. М. (см. ДОСТОЕВСКИЙ Михаил Михайлович)) начали заниматься с приходившими в дом учителями, с 1833 обучались в пансионе Н. И. Драшусова (Сушара), затем в пансионе Л. И. Чермака. Атмосфера учебных заведений и оторванность от семьи вызывали у Достоевского болезненную реакцию (ср. автобиографические черты героя романа «Подросток», переживающего глубокие нравственные потрясения в «пансионе Тушара»). Вместе с тем годы учебы отмечены пробудившейся страстью к чтению. В 1837 умерла мать писателя, и вскоре отец отвез Достоевского с братом Михаилом в Петербург для продолжения образования. Больше писатель не встретился с отцом, скончавшимся в 1839 (по официальным сведениям, умер от апоплексического удара, по семейным преданиям, был убит крепостными). Отношение Достоевского к отцу, человеку мнительному и болезненно подозрительному, было двойственным.
В Инженерном училище (1838-43)
С января 1838 Достоевский учился в Главном инженерном училище (впоследствии всегда считал, что выбор учебного заведения был ошибочным). Он страдал от военной атмосферы и муштры, от чуждых его интересам дисциплин и от одиночества. Как свидетельствовал его товарищ по училищу, художник К. А. Трутовский, Достоевский держался замкнуто, однако поражал товарищей начитанностью, вокруг него сложился литературный кружок. В училище оформились первые литературные замыслы. В 1841 на вечере, устроенном братом Михаилом, Достоевский читал отрывки из своих драматических произведений, которые известны только по названиям - «Мария Стюарт» и «Борис Годунов», - рождающим ассоциации с именами Ф. Шиллера и А. С. Пушкина, по-видимому, самыми глубокими литературными увлечениями молодого Достоевского; зачитывался также Н. В. Гоголем, Э. Гофманом, В. Скоттом, Жорж Санд, В. Гюго. По окончании училища, прослужив меньше года в Петербургской инженерной команде, летом 1844 Достоевский уволился в чине поручика, решив полностью отдаться литературному творчеству.
Начало литературного труда
Среди литературных пристрастий Достоевского той поры был О. де Бальзак: переводом его повести «Евгения Гранде» (1844, без указания имени переводчика) писатель вступил на литературное поприще. Одновременно Достоевский работал над переводом романов Эжена Сю и Жорж Санд (в печати не появились). Выбор произведений свидетельствовал о литературных вкусах начинающего писателя: ему не чужда была в те годы романтическая и сентименталистская стилистика, нравились драматичные коллизии, крупно выписанные характеры, остросюжетное повествование. В произведениях Жорж Санд, как вспоминал он в конце жизни, его «поразила... целомудренная, высочайшая чистота типов и идеалов и скромная прелесть строгого сдержанного тона рассказа».
Триумфальный дебют
Зимой 1844 Достоевский задумал роман «Бедные люди», работу над которым он начал, по его словам, «вдруг», неожиданно, но отдался ей безраздельно. Еще в рукописи Д. В. Григорович, с которым он в то время делил квартиру, доставил роман Н. А. Некрасову, и они вместе, не отрываясь, ночь напролет читали «Бедных людей». Под утро они пришли к Достоевскому, чтобы выразить ему восхищение. Со словами «Новый Гоголь явился!» Некрасов передал рукопись В. Г. Белинскому, который сказал П. В. Анненкову: «... роман открывает такие тайны жизни и характеров на Руси, которые до него и не снились никому». Реакция кружка Белинского на первое произведение Достоевского стала одним из самых известных и имевших продолжительный резонанс эпизодов в истории русской литературы: почти все участники, включая Достоевского, позднее возвращались к нему и в воспоминаниях, и в художественных произведениях, описывая его и в прямой, и в пародийной форме. Роман был напечатан в 1846 в «Петербургском сборнике» (см. ПЕТЕРБУРГСКИЙ СБОРНИК) Некрасова, вызвав шумные споры. Рецензенты, хотя и отмечали отдельные просчеты писателя, почувствовали громадное дарование, а Белинский прямо предрекал Достоевскому великое будущее. Первые критики справедливо заметили генетическую связь «Бедных людей» с гоголевской «Шинелью», имея в виду и образ главного героя полунищего чиновника Макара Девушкина, восходивший к героям Гоголя, и широкое воздействие гоголевской поэтики на Достоевского. В изображении обитателей «петербургских углов», в портретировании целой галереи социальных типов Достоевский опирался на традиции натуральной школы (см. НАТУРАЛЬНАЯ ШКОЛА) (обличительный пафос), однако сам подчеркивал, что в романе сказалось и влияние пушкинского «Станционного смотрителя». Тема «маленького человека» и его трагедии нашла у Достоевского новые повороты, позволяющие уже в первом романе обнаружить важнейшие черты творческой манеры писателя: сосредоточенность на внутреннем мире героя в сочетании с анализом его социальной судьбы, способность передавать неуловимые нюансы состояния действующих лиц, принцип исповедального самораскрытия характеров (не случайно избрана форма «романа в письмах»), система двойников, «сопутствующих» главным героям.
В литературном кругу
Войдя в кружок Белинского (где познакомился с И. С. Тургеневым, В. Ф. Одоевским, И. И. Панаевым), Достоевский, по его позднейшему признанию, «страстно принял все учение» критика, включая его социалистические идеи. В конце 1845 на вечере у Белинского он читал главы повести «Двойник» (1846), в которой впервые дал глубокий анализ расколотого сознания, предвещающий его великие романы. Повесть, сначала заинтересовавшая Белинского, в итоге его разочаровала, и вскоре наступило охлаждение в отношениях Достоевского с критиком, как и со всем его окружением, включая Некрасова и Тургенева, высмеивавших болезненную мнительность Достоевского. Угнетающе действовала на писателя необходимость соглашаться почти на любую литературную поденщину. Все это мучительно переживалось Достоевским. Он стал «страдать раздражением всей нервной системы», появились первые симптомы эпилепсии, мучившей его всю жизнь.
Достоевский и петрашевцы
В 1846 Достоевский сблизился с кружком братьев Бекетовых (среди участников - А. Н. Плещеев, А. Н. и В. Н. Майковы, Д. В. Григорович), в котором обсуждались не только литературные, но и социальные проблемы. Весной 1847 Достоевский начал посещать «пятницы» М. В. Петрашевского (см. ПЕТРАШЕВСКИЙ Михаил Васильевич), зимой 1848-1849 - кружок поэта С. Ф. Дурова, состоявший также в основном из петрашевцев. На собраниях, носивших политический характер, затрагивались проблемы освобождения крестьян, реформы суда и цензуры, читались трактаты французских социалистов, статьи А. И. Герцена, запрещенное тогда письмо Белинского к Гоголю, вынашивались планы распространения литографированной литературы. В 1848 вошел в особое тайное общество, организованное наиболее радикальным петрашевцем Н. А. Спешневым (см. СПЕШНЕВ Николай Александрович)(имевшим значительное влияние на Достоевского); общество ставило своей целью «произвести переворот в России». Достоевский, однако, испытывал некоторые сомнения: по воспоминаниям А. П. Милюкова, он «читал социальных писателей, но относился к ним критически». Под утро 23 апреля 1849 в числе других петрашевцев писатель был арестован и заключен в Алексеевский равелин (см. АЛЕКСЕЕВСКИЙ РАВЕЛИН) Петропавловской крепости.
Под следствием и на каторге
После 8 месяцев, проведенных в крепости, где Достоевский держался мужественно и даже написал рассказ «Маленький герой» (напечатан в 1857), он был признан виновным «в умысле на ниспровержение... государственного порядка» и первоначально приговорен к расстрелу, замененному уже на эшафоте, после «ужасных, безмерно страшных минут ожидания смерти», 4 годами каторги с лишением «всех прав состояния» и последующей сдачей в солдаты. Каторгу отбывал в Омской крепости, среди уголовных преступников («это было страдание невыразимое, бесконечное... всякая минута тяготела как камень у меня на душе»). Пережитые душевные потрясения, тоска и одиночество, «суд над собой», «строгий пересмотр прежней жизни», сложная гамма чувств от отчаяния до веры в скорое осуществление высокого призвания, - весь этот душевный опыт острожных лет стал биографической основой «Записок из Мертвого дома» (1860-1862), трагической исповедальной книги, поразившей уже современников мужеством и силой духа писателя. Отдельной темой «Записок» оказался глубокий сословный разрыв дворянина с простонародьем. Хотя Аполлон Григорьев преувеличивал в духе собственных убеждений, когда писал, что Достоевский «достиг страдательным п с и х о л о г и ч е с к и м процессом до того, что в «Мертвом доме» слился совсем с народом», однако шаг к такому сближению - через сознание общности судьбы - был сделан. Сразу после освобождения Достоевский писал брату о вынесенных из Сибири «народных типах» и знании «черного, горемычного быта» - опыте, которого «на целые томы достанет». В «Записках» отражен наметившийся на каторге переворот в сознании писателя, который он характеризовал позднее как «возврат к народному корню, к узнанию русской души, к признанию духа народного». Достоевскому ясно представилась утопичность революционных идей, с которыми он в дальнейшем остро полемизировал.
Возвращение в литературу
С января 1854 Достоевский служил рядовым в Семипалатинске, в 1855 произведен в унтер-офицеры, в 1856 в прапорщики. В следующем году ему было возвращено дворянство и право печататься. Тогда же он женился на М. Д. Исаевой, принимавшей еще до брака горячее участие в его судьбе. В Сибири Достоевский написал повести «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели» (обе напечатаны в 1859).
Центральный герой последней, Фома Фомич Опискин, ничтожный приживальщик с притязаниями тирана, лицедей, ханжа, маниакальный себялюбец и утонченный садист, как психологический тип стал важным открытием, предвещавшим многих героев зрелого творчества. В повестях намечены и основные черты знаменитых романов-трагедий Достоевского: театрализация действия, скандальное и, одновременно, трагическое развитие событий, усложненный психологический рисунок. Современники остались равнодушными к «Селу Степанчиково...», интерес к повести возник значительно позднее, когда Н. М. Михайловский в статье «Жестокий талант» дал глубокий анализ образа Опискина, тенденциозно отождествляя его, однако, с самим писателем. Много споров вокруг «Села Степанчиково...» связано с предположением Ю. Н. Тынянова о том, что в монологах Опискина пародируются «Выбранные места из переписки с друзьями» Н. В. Гоголя. Идея Тынянова спровоцировала исследователей на выявление объемного пласта литературного подтекста в повести, в т. ч. аллюзий, связанных с произведениями 1850-х гг., за которыми Достоевский жадно следил в Сибири.
Достоевский-журналист
В 1859 Достоевский вышел в отставку «по болезни» и получил разрешение жить в Твери. В конце года он переехал в Петербург и совместно с братом Михаилом стал издавать журналы «Время» (см. ВРЕМЯ (журнал)), затем «Эпоха» (см. ЭПОХА (журнал)), сочетая огромную редакторскую работу с авторской: писал публицистические и литературно-критические статьи, полемические заметки, художественные произведения. При ближайшем участии Н. Н. Страхова (см. СТРАХОВ Николай Николаевич) и А. А. Григорьева (см. ГРИГОРЬЕВ Аполлон Александрович), в ходе полемики и с радикальной, и с охранительной журналистикой, на страницах обоих журналов развивались «почвеннические» идеи (см. Почвенники (см. ПОЧВЕННИКИ)), генетически связанные со славянофильством, но пронизанные пафосом примирения западников и славянофилов, поисками национального варианта развития и оптимального сочетания начал «цивилизации» и народности, - синтеза, выраставшего из «всеотзывчивости», «всечеловечности» русского народа, его способности к «примирительному взгляду на чужое». Статьи Достоевского, в особенности «Зимние заметки о летних впечатлениях» (1863), написанные по следам первой заграничной поездки 1862 (Германия, Франция, Швейцария, Италия, Англия), представляют собой критику западноевропейских институтов и страстно выраженную веру в особое призвание России, в возможность преобразования русского общества на братских христианских основаниях: «русская идея... будет синтезом всех тех идей, которые... развивает Европа в отдельных своих национальностях».
«Униженные и оскорбленные» (1861) и «Записки из подполья» (1864)
На страницах журнала «Время», стремясь укрепить его репутацию, Достоевский печатал свой роман «Униженные и оскорбленные», само название которого воспринималось критикой 19 в. как символ всего творчества писателя и даже шире - как символ «истинно гуманистического» пафоса русской литературы (Н. А. Добролюбов в статье «Забитые люди»). Насыщенный автобиографическими аллюзиями и обращенный к основным мотивам творчества 1840-х гг., роман написан уже в новой манере, близкой к поздним произведениям: в нем ослаблен социальный аспект трагедии «униженных» и углублен психологический анализ. Обилие мелодраматических эффектов и исключительных ситуаций, нагнетение таинственности, хаотичность композиции побуждали критиков разных поколений низко оценивать роман. Однако в следующих произведениях Достоевскому удалось те же черты поэтики поднять на трагедийную высоту: внешняя неудача подготовила взлеты ближайших лет, в частности, напечатанную вскоре в «Эпохе» повесть «Записки из подполья», которую В. В. Розанов считал «краеугольным камнем в литературной деятельности» Достоевского; исповедь подпольного парадоксалиста, человека трагически разорванного сознания, его споры с воображаемым оппонентом, так же как и нравственная победа героини, противостоящей болезненному индивидуализму «антигероя», - все это нашло развитие в последующих романах, лишь после появления которых повесть получила высокую оценку и глубокое истолкование в критике.
Семейные катастрофы и новая женитьба
В 1863 Достоевский совершил вторую поездку за границу, где познакомился с А. П. Сусловой (страстным увлечением писателя в 1860-е гг.); их сложные отношения, а также азартная игра в рулетку в Баден-Бадене дали материал для романа «Игрок» (1866). В 1864 умерла жена Достоевского и, хотя они не были счастливы в браке, он тяжело пережил потерю. Вслед за ней внезапно скончался брат Михаил. Достоевский взял на себя все долги по изданию журнала «Эпоха», однако вскоре прекратил его из-за падения подписки и заключил невыгодный договор на издание своего собрания сочинений, обязавшись к определенному сроку написать новый роман. Он еще раз побывал за границей, лето 1866 провел в Москве и на подмосковной даче, все это время работая над романом «Преступление и наказание», предназначенным для журнала «Русский вестник» М. Н. Каткова (в дальнейшем все наиболее значительные его романы печатались в этом журнале). Параллельно Достоевскому пришлось работать над вторым романом («Игрок»), который он диктовал стенографистке А. Г. Сниткиной (см. Достоевская А. Г. (см. ДОСТОЕВСКАЯ Анна Григорьевна)), которая не просто помогала писателю, но и психологически поддерживала его в сложной ситуации. После окончания романа (зима 1867) Достоевский на ней женился, и, по воспоминаниям Н. Н. Страхова, «новая женитьба скоро доставила ему в полной мере то семейное счастье, которого он так желал».
«Преступление и наказание» (1865-66)
Круг основных идей романа писатель вынашивал долгое время, возможно, в самом туманном виде, - еще с каторги. Работа над ним шла с увлечением и душевным подъемом, несмотря на материальную нужду. Генетически связанный с неосуществленным замыслом «Пьяненькие», новый роман Достоевского подводил итог творчеству 1840-1850-х гг., продолжая центральные темы тех лет. Социальные мотивы получили в нем углубленное философское звучание, неотделимое от нравственной драмы Раскольникова, «убийцы-теоретика», современного Наполеона, который, по словам писателя, «кончает тем, что п р и н у ж д е н сам на себя донести... чтобы хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям...». Крах индивидуалистической идеи Раскольникова, его попытки стать «властелином судьбы», подняться над «тварью дрожащею» и одновременно осчастливить человечество, спасти обездоленных - философский ответ Достоевского на революционные настроения 1860-х гг.
Сделав «убийцу и блудницу» главными героями романа и вынеся внутреннюю драму Раскольникова на улицы Петербурга, Достоевский поместил обыденную жизнь в обстановку символических совпадений, надрывных исповедей и мучительных сновидений, напряженных философских диспутов-дуэлей, превращая нарисованный с топографической точностью Петербург в символический образ призрачного города. Обилие персонажей, система героев-двойников, широкий охват событий, чередование гротесковых сцен с трагическими, парадоксалистски заостренная постановка моральных проблем, поглощенность героев идеей, обилие «голосов» (различных точек зрения, скрепленных единством авторской позиции) - все эти особенности романа, традиционно считающегося лучшим произведением Достоевского, стали основными чертами поэтики зрелого писателя. Хотя радикальная критика истолковала «Преступление и наказание» как произведение тенденциозное, роман имел огромный успех.
Мир великих романов
В 1867-1868 гг. написан роман «Идиот», задачу которого Достоевский видел в «изображении положительно прекрасного человека». Идеальный герой князь Мышкин, «Князь-Христос», «пастырь добрый», олицетворяющий собой прощение и милосердие, с его теорией «практического христианства», не выдерживает столкновения с ненавистью, злобой, грехом и погружается в безумие. Его гибель - приговор миру. Однако, по замечанию Достоевского, «где только он ни п р и к о с н у л с я - везде он оставил неисследимую черту».
Следующий роман «Бесы» (1871-1872) создан под впечатлением от террористической деятельности С. Г. Нечаева (см. НЕЧАЕВ Сергей Геннадиевич) и организованного им тайного общества «Народная расправа» (см. НАРОДНАЯ РАСПРАВА), но идеологическое пространство романа много шире: Достоевский осмыслял и декабристов, и П. Я. Чаадаева, и либеральное движение 1840-х гг., и шестидесятничество, интерпретируя революционное «бесовство» в философско-психологическом ключе и вступая с ним в спор самой художественной тканью романа - развитием сюжета как череды катастроф, трагическим движением судеб героев, апокалипсическим отсветом, «брошенным» на события. Современники прочитали «Бесов» как рядовой антинигилистический роман, пройдя мимо его пророческой глубины и трагедийного смысла. В 1875 напечатан роман «Подросток», написанный в форме исповеди юноши, сознание которого формируется в «безобразном» мире, в обстановке «всеобщего разложения» и «случайного семейства».
Тема распада семейных связей нашла продолжение в итоговом романе Достоевского - «Братья Карамазовы» (1879-1880), задуманном как изображение «нашей интеллигентской России» и вместе с тем как роман-житие главного героя Алеши Карамазова. Проблема «отцов и детей» («детская» тема получила обостренно-трагедийное и вместе с тем оптимистическое звучание в романе, особенно в книге «Мальчики»), а также конфликт бунтарского безбожия и веры, проходящей через «горнило сомнений», достигли здесь апогея и предопределили центральную антитезу романа: противопоставление гармонии всеобщего братства, основанного на взаимной любви (старец Зосима, Алеша, мальчики), мучительному безверию, сомнениям в Боге и «мире Божьем» (эти мотивы достигают кульминации в «поэме» Ивана Карамазова о Великом инквизиторе). Романы зрелого Достоевского - это целое мироздание, пронизанное катастрофическим мироощущением его творца. Обитатели этого мира, люди расколотого сознания, теоретики, «придавленные» идеей и оторванные от «почвы», при всей их неотделимости от российского пространства, с течением времени, в особенности в 20 веке, стали восприниматься как символы кризисного состояния мировой цивилизации.
«Дневник писателя». Конец пути
В 1873 Достоевский начал редактировать газету-журнал «Гражданин» (см. ГРАЖДАНИН (издание)), где не ограничился редакторской работой, решив печатать собственные публицистические, мемуарные, литературно-критические очерки, фельетоны, рассказы. Эта пестрота «искупалась» единством интонации и взглядов автора, ведущего постоянный диалог с читателем. Так начал создаваться «Дневник писателя», которому Достоевский посвятил в последние годы много сил, превратив его в отчет о впечатлениях от важнейших явлений общественной и политической жизни и изложив на его страницах свои политические, религиозные, эстетические убеждения. В 1874 он отказался от редактирования журнала из-за столкновений с издателем и ухудшения здоровья (летом 1874, затем в 1875, 1876 и 1879 он ездил лечиться в Эмс), а в конце 1875 возобновил работу над «Дневником», имевшим огромный успех и побудившим многих людей вступить в переписку с его автором (вел «Дневник» с перерывами до конца жизни). В обществе Достоевский приобрел высокий нравственный авторитет, воспринимался как проповедник и учитель. Апогеем его прижизненной славы стала речь на открытии памятника Пушкину в Москве (1880), где он говорил о «всечеловечности» как высшем выражении русского идеала, о «русском скитальце», которому необходимо «всемирное счастье». Эта речь, вызвавшая огромный общественный резонанс, оказалась завещанием Достоевского. Полный творческих планов, собираясь писать вторую часть «Братьев Карамазовых» и издавать «Дневник писателя», в январе 1881 Достоевский внезапно скончался.
ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович (1821-81) - русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1877). В повестях "Бедные люди" (1846), "Белые ночи" (1848), "Неточка Незванова" (1849, не окончена) и др. описал страдания "маленького" человека как трагедию социальную. В повести "Двойник" (1846) дал психологический анализ расколотого сознания. Участник кружка М. В. Петрашевского, Достоевский в 1849 был арестован и приговорен к смертной казни, замененной каторгой (1850-54) с последующей службой рядовым. В 1859 возвратился в Санкт-Петербург. "Записки из Мертвого дома" (1861-62) - о трагических судьбах и достоинстве человека на каторге. Вместе с братом М. М. Достоевским издавал "почвеннические" журналы "Время" (1861-63) и "Эпоха" (1864-65). В романах "Преступление и наказание" (1866), "Идиот" (1868), "Бесы" (1871-1872), "Подросток" (1875), "Братья Карамазовы" (1879-80) и др. - философское осмысление социального и духовного кризиса России, диалогическое столкновение самобытных личностей, страстные поиски общественной и человеческой гармонии, глубокий психологизм и трагизм. Публицистический "Дневник писателя" (1873-81). Творчество Достоевского оказало мощное влияние на русскую и мировую литературу.
ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ (портрет работы В.Г.Перова, 1872).
(1821-1881), русский писатель. Родился 11 ноября 1821 в Москве. Выпускник одного из лучших московских пансионов, поступил в Главное инженерное училище в Санкт-Петербурге. Болезненно чувствительный и склонный к меланхолии, Достоевский тяжело переносил казарменную обстановку училища, находя утешение в чтении и уже испытывая влечение к сочинительству. В 1843 он окончил училище и был командирован в Инженерный департамент. В 1844 подал в отставку. В 1846 появилась в печати его повесть в письмах Бедные люди. В.Г.Белинский во всеуслышание объявил ее первым опытом "социального романа" в России. Достоевский в одночасье стал знаменитостью, но его шумная слава была недолгой. Опубликованная вскоре повесть Двойник была принята холодно, равно как и другие восемь рассказов и повестей, напечатанных в 1846-1848. Их герои - болезненно восприимчивые к жизненным невзгодам "маленькие люди", доведенные до отчаяния убожеством своего существования. Автор и сам отнюдь не благоденствовал: всегдашний должник, он уже попал в литературную кабалу, от которой не избавился до конца жизни. Вдобавок его постигла нервная болезнь неизвестного происхождения и, по-видимому, временное нарушение психики; было и несколько приступов, схожих с эпилептическими. В эти годы в России происходило идеологическое размежевание. Достоевскому, с его происхождением и воспитанием, больше подходил благочестивый национализм славянофилов, но он поддался влиянию западнических воззрений, бытовавших в кружке Белинского. Более того, в 1847 он стал посещать сходки, на которых десятка два молодых людей обличали крепостничество, цензуру и административные злоупотребления, а порой даже царя, религию и семью. Достоевского привлекали неопределенные нравственные претензии социалистического учения, имевшего мало приверженцев в Санкт-Петербурге. Может быть, он даже помогал завести типографию (ее не довелось использовать), чтобы скрытно печатать запрещенные сочинения. В апреле 1849 он оказался за решеткой. После восьмимесячного одиночного заключения Достоевский с двадцатью товарищами был осужден на смертную казнь. По приказу царя их вывели на эшафот на столичной площади, зачитали приговор; облаченные в саваны, они предстали перед расстрельной командой и лишь затем услышали, что государь заменил расстрел ссылкой в каторжные работы. Достоевский получил четыре года каторги с последующей бессрочной армейской службой. Писатель отбывал срок в Омске, в Западной Сибири, разделяя участь обычных уголовных преступников и чувствуя враждебность к себе большинства товарищей по несчастью. Уже не осталось сомнений, что он болен эпилепсией; первый сильный припадок случился в 1850. Другим результатом тюремно-каторжной жизни стало прощание с юношеским радикализмом. Достоевский сделался пылким, хотя и не вполне ортодоксальным христианином и верноподданным гражданином. Постепенно он пришел к убеждению, что эта перемена произошла в нем под воздействием постоянного общения с простым русским народом, пусть даже это были грабители и убийцы. Он принял каторгу как справедливое наказание и даже как благодать. Отбыв каторжный срок, был зачислен рядовым в батальон, квартировавший в Семипалатинске. Здесь, назанимав денег, женился на вдове с девятилетним сыном. В декабре 1859, через десять с лишним лет после ареста, вернулся в столицу. За последний год ссылки Достоевский опубликовал две повести - фарсовую сатиру на провинциальное светское общество Дядюшкин сон и скрупулезный анализ феномена раба, получившего власть, - Село Степанчиково и его обитатели. В январе 1861 он основал ежемесячник "Время", издателем которого стал его брат Михаил Достоевский, не чуждый сочинительству и имевший деловой опыт. Федор Михайлович редактировал журнал, правил верстки и выступал в разнообразных жанрах, порой с резкими нападками на радикальную прессу. Более того, в первых же номерах журнала он опубликовал свой роман Униженные и оскорбленные и работал над Записками из мертвого дома, воспоминаниями о годах каторги. Печатавшееся из номера в номер "Времени", это глубоко человечное повествование описывало повседневную жизнь каторжан и было проникнуто чувством возмущения человеческой жестокостью. Записки возродили славу автора и поправили его денежные дела. Сбылась его давнишняя мечта о путешествии за границу. Летние месяцы 1862 он разъезжал по Западной Европе и, вернувшись, напечатал Зимние заметки о летних впечатлениях, где обличал низость, хищничество и упадок нравов - современный образ жизни Франции и Англии. Тогда же был написан рассказ-буффонада Скверный анекдот, сатира на отечественный псевдолиберализм. Журнал "Время" являлся оплотом консервативной мысли и неуклонно поддерживал официальную политику. Доверие к самодержавной власти было одним из "национальных принципов", который журнал всячески отстаивал. Но по недоразумению в мае 1863 он был запрещен. Летом Достоевский опять поехал за границу, на этот раз на занятые деньги; больная жена осталась дома. Писатель намеревался проконсультироваться у европейских специалистов относительно своей эпилепсии, которая прогрессировала. Неизвестно, виделся ли Достоевский с врачами, но в Висбадене у игорных столов его обуяла страсть к азартной игре; справиться с ней удалось лишь через восемь лет. Из Германии он поехал в Париж, где встретился с Полиной Сусловой, молодой женщиной, с которой у него была короткая любовная связь в Санкт-Петербурге. Вместе они отправились в Италию: он - по-прежнему страстно влюбленный, она - измученная неразделенной любовью к другому. Заняв у Сусловой денег на обратный путь, Достоевский осенью вернулся в Россию. В январе 1864 Михаил Достоевский добился разрешения возобновить издание журнала под другим названием - "Эпоха". В первом номере было опубликовано начало новой повести Достоевского Записки из подполья. За нескончаемым метафизическим монологом, выражающим взгляд на человеческую природу обитателя "подполья", следует его исповедь. В апреле 1864 скончалась жена Достоевского, еще через три месяца умер брат Михаил. Писатель принял на себя его многочисленные долги и продолжал издавать "Эпоху", заранее растрачивая свою долю будущего наследства богатой тетки; однако менее чем через год журнал прекратил существование. Достоевскому шел пятый десяток; его донимали болезни и кредиторы, на руках у него осталась вдова Михаила и четверо его сирот вдобавок к собственному пасынку и бедствующему пьянице-шурину. Чтобы не попасть в долговую яму, он взял у издателя большой аванс и с частью денег отправился в Висбаден, где вконец проигрался. Там начал вызревать замысел его Преступления и наказания. Вернувшись домой осенью, Достоевский продолжил работу над романом. Роман начал публиковаться в 1866: когда первая часть появилась в журнале, он был еще далеко не закончен. Достоевский называл его "психологическим анализом преступления". Впавший в нищету бывший студент Раскольников убивает с целью ограбления омерзительную старуху-процентщицу и подвернувшуюся под руку ее сестру. Он ускользает от подозрений, но, измученный душевными терзаниями, решает признаться в убийстве. Прежде чем отдать себя в руки полиции, он открывает всю правду девушке, которая пошла на панель, чтобы спасти семью от голодной смерти. Раскольников чувствует, что прегрешение Сони создает между ними некую связь. Чистая сердцем девушка следует за осужденным в Сибирь и способствует духовному возрождению Раскольникова. Понятно, что тонко чувствующий, мыслящий юноша - отнюдь не обыкновенный преступник. Болезненно замкнутый, горделивый, он совершает убийства механически, словно движимый внешней силой. Однако прозорливый следователь выражает позицию автора, когда говорит, что у Раскольникова "теоретически раздраженное сердце". "Раздражило" его, в частности, теоретическое предположение, будто некоторые "особенные" люди не связаны нравственными обязательствами. Достоевский считал свой роман предупреждением о том, что современные "нигилистические" устремления чреваты нравственным распадом. Достоевский прервал работу над Преступлением и наказанием в октябре 1866, так как был обязан представить издателю очередной роман. Он поспел к сроку, сочинив за двадцать пять дней роман Игрок. Его опыт по части азартных игр и, вероятно, отношения с Полиной Сусловой дали необходимый материал для этого сочинения, которое Достоевский диктовал стенографистке Анне Сниткиной. Вскоре после этого он женился на двадцатилетней Анне, которая стала преданной женой и умелой распорядительницей его писательских дел. В апреле 1867, через два месяца после бракосочетания, супруги по настоянию жены отправились за границу, скрываясь от кредиторов и спасая свой брак, поскольку пасынок Достоевского и вдова его брата всячески стремились его разрушить. Пребывание за границей затянулось на четыре с лишним года. Тоскуя по родине, о которой он только и мог писать, Достоевский ненавидел чуждый западный мир. Он постоянно проигрывался в рулетку - все эти годы он был рабом страсти к игре, а между тем любые накопления приходилось немедля высылать в Россию иждивенцам, так что супруги зачастую не имели денег на обед и закладывали носильные вещи. Вскоре их постигло жестокое горе: умерла Соня, их первенец. Лишь в середине первой зарубежной зимы Достоевский принялся за новый роман - Идиот. Роман печатался в журнале " Русский вестник " на протяжении 1868, и каждый раз Достоевский выбивался из сил, чтобы поспеть с высылкой очередных страниц. В этом объемистом произведении с разветвленным сюжетом и многочисленными персонажами действие развертывается последовательно и завершается преступлением по страсти. Достоевский хотел сделать главного героя воплощением нравственного совершенства, подобием Иисуса Христа. Но, отдавая себе отчет в том, что божество вряд ли может стать действующим лицом романа, он придал герою-человеку роковой недостаток: князь Мышкин - "идиот". Абсолютно самоотверженный, он терпим и внимателен к людям, и сердце его полно безграничным сочувствием ко всем, с кем сводит его судьба. В то же время в нем есть что-то от блаженного дурачка русской фольклорной традиции. Отсвет его лучезарной личности лежит на всех смутных перипетиях напряженного повествования, однако бессилен изменить течение событий, приводящих к трагической развязке: несчастье постигает его и трех самых близких ему людей. За Идиотом последовал Вечный муж, повесть об одураченном супруге, появившаяся в первых номерах журнала "Заря" за 1870. Достоевский замышлял тогда написать большой роман об атеизме, но оставил эту идею, начав работу над Бесами. Когда в январе 1871 был опубликован первый отрывок произведения, он жил еще за границей, но ко времени публикации последних глав, к декабрю 1872, супруги Достоевские уже более полутора лет находились в Санкт-Петербурге. У них теперь было двое детей, пасынок подрос. Представляя собой огромное, многоплановое повествование, переполненное кошмарными сценами безумия и злодейств, Бесы являются одновременно политическим и метафизическим романом. Пружиной сюжета служит убийство члена подпольного кружка, которое совершают его товарищи, дабы стать "повязанными кровью". Эта история основана на реальном событии, происшедшем в Москве 21 ноября 1869. Революционное движение, тогда лишь зарождавшееся, изображается как духовная угроза всему человечеству; Достоевский опасался, что социалисты воздвигнут на развалинах старого порядка научно спланированное, механическое, бездушное, коллективистское сообщество, в котором индивид обретет надежность существования ценою свободы и превратится в полнейшее ничтожество. События романа большей частью связаны со Ставрогиным, человеком многоликим, которого главарь террористов намеревается использовать в качестве вождя грядущей революции. Отчужденный от людей, лишенный религиозных верований, этот аристократ, воспитанный либералом, неспособен привязаться ни к чему, что сообщило бы хоть какой-то смысл его жизни. Отчетливо выраженный смысл романа в том, что бунтари и безбожники сгинут, как нечистые духи в евангельской притче, а исцеленная Россия обратится к Христу. Чтобы отдохнуть от изматывающего писательского труда, в 1873 Достоевский согласился редактировать консервативный еженедельник "Гражданин". Вещи то и дело закладывались в ломбард, хотя к его жалованью редактора прибавился еще один, до поры скудный источник доходов: в начале этого года жена Анна занялась изданием собрания его сочинений. У себя в журнале он публиковал обширные обзоры зарубежных событий, а также длинные беседы, в которых затрагивал множество разных тем, писал о гении русского народа. Обязанности редактора оказались обременительными, и Достоевский отказался от них в начале 1874; за этот год он написал роман Подросток, где затронул тему религиозного искупления. Издательское предприятие Анны приносило мало денег; не все долги были выплачены. Начиная с января 1876 Достоевский два года издавал ежемесячник "Дневник писателя", собственником и единственным автором которого был он сам. Это подборка нарочито субъективных комментариев к текущим событиям, размышлений и рассуждений по разнообразнейшим поводам, отчетов о сенсационных уголовных процессах, некрологов, автобиографических отступлений; вдобавок несколько рассказов и очерков. В начале 1878 Достоевский прекратил публиковать "Дневник" и принялся за Братьев Карамазовых, которые публиковались в 1879-1880. Смерть младшего из его троих детей омрачила в остальном сравнительно безмятежные три года работы над романом. Достоевский был принят в высшем обществе и даже представлен царю. О его популярности среди тех, кто не всегда разделял его верования, свидетельствует прием, который оказывали писателю на литературных вечерах и на открытии памятника Пушкину в Москве в июне 1880, когда он произнес знаменитую речь. Достоевский выразил свое убеждение, что России суждено сказать "новое слово". Братья Карамазовы - сложная, отлично выстроенная и психологически выверенная детективная история судебного дела об отцеубийстве. Карамазова, пожилого и весьма состоятельного человека, убил и ограбил его повар Смердяков, оказавшийся его незаконным сыном. Убийца находился под воздействием идеи, заброшенной в его сознание братом Иваном Карамазовым: раз Бога нет, то все дозволено. Другой его брат, Дмитрий, был арестован по подозрению в убийстве. Смердяков признается в преступлении, но лишь одному Ивану, и кончает жизнь самоубийством. Полагая себя косвенным виновником отцеубийства, Иван заболевает, и его свидетельство на суде, данное в полубреду, признают недействительным. Катерина Ивановна, невеста Дмитрия Карамазова, которую он бросил ради Грушеньки, поставляет суду косвенную улику, на основании которой Дмитрия осуждают на каторжные работы в Сибири. От основного сюжета ответвляются несколько побочных. Этот роман, как и прежние, - произведение щедрого сочинителя: на страницах Братьев Карамазовых появляется более полусотни персонажей - мужчин, женщин и детей. Основные герои, в особенности Карамазовы, изображены с той удивительной проникновенностью, которая свойственна перу Достоевского. Еще более усиливает воздействие книги напряжение чувств и мысли персонажей. Даже старик Карамазов, это воплощение похоти, озабочен проблемой бытия Божия. Дмитрий, неистовый повеса, взывает к Господу из глубины своего падения, провозглашает свою любовь к Нему. Иван, "мой социалист", как назвал этого мыслителя в письме Достоевский, восстает не против Бога - его он принимает, однако "мира Божьего" принять не может. В легенде о Великом инквизиторе он ставит под вопрос утверждение, что свобода выбора между добром и злом, верой и неверием представляет драгоценнейший дар, который принесло человеку христианство. Трагедия Ивана состоит в том, что он неспособен сделать этот выбор. Чтобы показать, чем грозит отторжение от Бога, Достоевский изображает заблудших и обреченных: нравственных уродов, самоистязателей, бунтарей, гордецов-сверхчеловеков, опустошенных и одержимых бесовскими наваждениями. И грешнику, и преступнику дана возможность искупления; через страдания ущербная душа может достичь целостности, но это почти всегда событие отдаленное, отодвинутое за рамки повествования. Жизненный охват и глубина Братьев Карамазовых делают их высшим достижением гения Достоевского и одним из величайших произведений мировой художественной литературы. Достоевский предполагал написать продолжение романа, но решил все же возобновить издание "Дневника писателя". Первый выпуск был опубликован в 1880, он заканчивается восторгами по поводу русских побед, завершивших завоевание Туркестана. За страницу до этого Достоевский наделяет соотечественников неутолимой жаждой "русского социализма": преображение национальных государств во вселенскую церковь, единение земных народов во имя Христа. Последнюю верстку текста Достоевскому принесли за день до смерти.
Умер Достоевский в Санкт-Петербурге 9 февраля 1881.
ЛИТЕРАТУРА
Гроссман Л. Достоевский, 2-е изд. М., 1965 Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений, тт. 1-30. Л., 1972-1988 Достоевский. Материалы и исследования, тт. 1-5. Л., 1974-1983 Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского, 4-е изд. М., 1979 Фридлендер Г.М. Достоевский и мировая литература. М., 1979 Бурсов Б.И. Личность Достоевского: Роман-исследование. Л., 1979 Селезнев Ю.И. Достоевский. М., 1981 Померанц Г. Открытость бездне: Встречи с Достоевским. М., 1990
Фёдор Михайлович Достоевский.
Портрет работы В.Г. Перова. 1872.
Достоевский, Федор Михайлович
ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович (1821 - 81), русский писатель. В повестях "Бедные люди" (1846), "Белые ночи" (1848), "Неточка Незванова" (1849, не окончена) и др. - страдания "маленького человека" как трагедия социальная. В повести "Двойник" (1846) дал психологический анализ расколотого сознания. Участник кружка М.В. Петрашевского, Достоевский в 1849 был арестован и приговорен к смертной казни, замененной каторгой (1850 - 1854). В 1859 возвратился в Санкт-Петербург. "Записки из Мертвого дома" (1861 - 62) - о трагических судьбах и достоинстве человека на каторге. Вместе с братом М.М. Достоевским издавал журналы "Время" (1861 - 63) и "Эпоха" (1864 - 65), выражавшие идеи почвенников. В романах "Преступление и наказание" (1866), "Идиот" (1868), "Бесы" (1871 - 72), "Подросток" (1875), "Братья Карамазовы" (1879 - 80) - осмысление социального и духовного кризиса России с христианской точки зрения, диалогическое столкновение самобытных личностей, носителей своей "идеи", страстные поиски общественной и человеческой гармонии, глубокий психологизм и трагизм. Публицистический "Дневник писателя" (1873 - 81).