Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

кельтская

Синонимы к слову кельтская

сущ., кол-во синонимов: 1

кошка (142)

Полезные сервисы

кельтская раса

Энциклопедический словарь

КЕЛЬТСКАЯ РАСА - КЕ́ЛЬТСКАЯ РАСА, см. Альпийская раса (см. АЛЬПИЙСКАЯ РАСА).

Большой энциклопедический словарь

КЕЛЬТСКАЯ РАСА - см. Альпийская раса.

Полезные сервисы

кельтская церковь

Энциклопедический словарь

КЕЛЬТСКАЯ ЦЕРКОВЬ - КЕ́ЛЬТСКАЯ ЦЕ́РКОВЬ, понятие, принятое в историографии для характеристики особенностей организации церковной жизни римской Британии, Ирландии, Шотландии, Уэльса и Бретани в античности и Средние века.

Распространение христианства на Британских островах

Христианство было распространено на Британских островах во 2-3 вв. миссионерами из Галлии и Рима. В 4 в. церковь была достаточно зрелой, чтобы послать епископов на Соборы в Арле (314) и Аримине (359). Сохраняя прочные связи с континентом, кельтская церковь оказалась под влиянием некоторых еретических учений, прежде всего, пелагианства (см. ПЕЛАГИАНСТВО). В 421 последователи Пелагия (см. ПЕЛАГИЙ) нашли убежище на родине учителя. Для искоренения ереси св. Герман Оксеррский дважды посещал Британию (429, 447). Первые миссии в Шотландии, Уэльсе и Ирландии не обнаруживают расхождений с континентальной или римскими традициями.

Разница в практике с Римской церковью

С приходом в Британию саксов (см. САКСЫ) многие города, опора христианской церкви, были разрушены и лежали в запустении, контакты общин Корнуэлла, Уэльса, а также Ирландии с Римом и континентом ослабли, традиции оказались законсервированными. Именно с этого времени практику кельтской церкви с определенной долей условности можно рассматривать в оппозиции к римским обычаям. Миссия св. Августина Кентерберийского (см. АВГУСТИН (апостол Англии)) (603), имевшая целью привести кельтское богослужение и организацию в соответствие с римскими образцами и поставить кельтскую церковь под контроль апостольского престола, не повлияла коренным образом на религиозную жизнь в Британии. Лишь в 664 на Соборе в Уитби были приняты римские нормы, постепенно распространившиеся в Шотландии и победившие в Уэльсе, Ирландии только после английского завоевания (вторая половина 12 в.). Большинство известных нам документов кельтской церкви непосредственно связаны с Ирландией и Уэльсом.

Структура кельтской церкви. Особенности богослужения

Монастырская структура кельтской церкви, в которой административной единицей была монастырская парухия, а не епископский диоцез,- результат организации церкви на территориях, где отсутствовали города с римскими муниципальными институтами управления, ставшими опорой епископской власти. Родоплеменная структура общества и отсутствие верховной королевской власти обусловили формирование особой системы церковного управления. Аббаты играли решающую роль при назначении епископов. В Килдаре (см. КИЛДАРЕ) аббатиссы назначали аббатов мужской половины сдвоенного монастыря и монастырей парухии св. Бригиты (см. БРИГИТА (святая)). Многие основатели монастырей принадлежали к местной аристократии и королевским фамилиям, должность аббата или епископа, которые могли быть одним лицом, наследовалась внутри одного рода и, таким образом, политическая и даже религиозная позиция монастырских парухий во многом зависела от политической конъюнктуры. Опорные пункты наиболее сильной парухии св. Колумбы (см. КОЛУМБА), придерживавшейся «кельтских» норм, размещались на землях рода Уи Нейлов, противостоящего южным родам Эоганахтов, на территории которых значительно было влияние «римской» партии. Известны случаи совмещения титула короля и сана епископа. Так, автор большого глоссария и Псалтыри Кашела Кормак мак Куленан (см. КОРМАК МАК-КУЛЕНАН) (ум. 908) был одновременно и королем Мунстера, и епископом Кашела. Собор в Уитби наиболее ярко продемонстрировал влияние светских владык на принятие решений в области духовной практики.

Особая кельтская пасхалия была ни чем иным, как римским 84-годичным циклом, который в Риме был изменен Викторием Аквитанским в 457 уже после проповеди св. Патрика (см. ПАТРИК) и после принятия ирландским духовенством предписания Льва I по исчислению Пасхи (455). Даже в Риме полный переход на александрийскую систему счета произошел только в 525, когда Дионисий Малый (см. ДИОНИСИЙ Малый) принес с Востока пасхальные таблицы на 532-626 гг., а в Галлии - окончательно лишь при Карле Великом (см. КАРЛ Великий).

Другим отличием кельтской церкви была особая форма тонзуры (см. ТОНЗУРА) - от уха до уха - по-видимому, восходящая к местной дохристианской традиции друидов (см. ДРУИДЫ). Пасхалия и тонзура - единственные серьезные разногласия в религиозной практике Рима и кельтской церкви. IV Латеранский собор (см. ЛАТЕРАНСКИЕ СОБОРЫ) (1215), на который ирландский епископат послал внушительную делегацию, не принял каких-либо постановлений по общим вопросам Ирландской церкви и осудил лишь конкретные случаи захвата церковной собственности, попросив короля Коннахта Кахала Кробдерга (1189-1224) считаться со свободой церковных выборов и воспрепятствовать злоупотреблениям при наследовании церковных чинов. Т. е. к этому времени вопрос об особой религиозной практике кельтской церкви уже не стоял.

Сами представители кельтской церкви не рассматривали себя в оппозиции Риму. Подлинные документы св. Патрика не обнаруживают разногласий с римской традицией. Письма св. Колумбана (см. КОЛУМБАН), адресованные папам, проникнуты огромным уважением к апостольскому престолу и духом единоначалия. Оппозиционность континентальным епископам - следствие общеевропейской неунифицированности богослужения и теологии.

Среди важных особенностей кельтской церкви, однако, не противоречащих континентальным нормам, стали нормы монашеской жизни, соединившие в себе элементы восточного монашества и учений Кассиана (см. КАССИАН Иоанн) и Цезария Арелатского. Наиболее впечатляющим аспектом «кельтского» христианства стало паломничество Христа ради, вначале в форме анахоретского движения, быстро превратившегося в пасторское и миссионерское. В данном случае дохристианская практика добровольного ухода в изгнание обрела второе дыхание под впечатлением от египетского подвижничества и примеров из сочинений Сульпиция Севера, Иеронима (см. ИЕРОНИМ Стридонский) и Кассиана. Обращение англосаксов и пиктов - заслуга ирландских миссионеров, деятельность которых засвидетельствована даже в Киевской Руси.

Кельтские миссионеры в славянских землях

В житии Мариана Скотта (ум. 1088) рассказывается, что некто Маврициус посещал Киев и основал там миссию. Об этом же случае говорится в письме к Вратиславу, королю Богемии. Имеются сведения о второй ирландской миссии из Вены в 12 в., уничтоженной монголами. Лингвисты предполагают, что первое переложение основных христианских молитв на славянский язык было сделано за 60 лет до миссии Кирилла и Мефодия (см. КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ (святые)). Перевод и организация первых общин в Моравии ставятся в заслугу некому Добдагреку (ирл. Dub-da-chrich), который был сподвижником настоятеля монастыря Св. Петра ирландца Виргилия (ирл. Fergil), в духе кельтской церкви исполнявшего одновременно обязанности архиепископа Зальцбурга.

Источники по истории кельтской церкви

Об основных вехах в истории кельтской церкви, как ее представляли сами ирландцы, можно узнать из «Каталога святых Ирландии» (8 в.), сохранившегося в единственном списке (Codex Salmanticensis, Брюссельская библиотека). Первый период (432-544) обозначается как «ordo sanctissimus», когда жили 350 св. епископов, основателей церквей: франков, римлян, бриттов и ирландцев. Все они признавали главенство Патрика (см. ПАТРИК), имели единые тонзуру, литургию, пасхалию и придерживались традиции «духовного брака», рассматривая женщин как consortes, партнеров в религиозной жизни. Во время второго периода («ordo sanctior», 544-98) действовали 300 св. епископов и священников, имевших единые тонзуру и пасхалию, но различные литургии (одна была заимствована у Давида, Гильдаса и Докко в Британии). Они отказались от практики женского служения. Третий период («ordo sanctus», 598-664) включает в себя 100 святых, в большинстве своем священников, которые жили, как эремиты (см. ОТШЕЛЬНИЧЕСТВО), имели разные литургии, тонзуры и пасхалии.

Позднейший взгляд на кельтскую церковь

Уже в классическое средневековье вместе с проникновением в общеевропейскую традицию кельтской литературы образы представителей кельтской церкви стали мифологизироваться и подаваться в эзотерическом свете. Современное представление о кельтской церкви как об уникальном конфессиональном институте раннего христианства восходит к работам первых англиканских исследователей по истории Британии и Ирландии. В их работах одной из достойных тем изучения признавалась кельтская или раннеирландская церковь, независимая от папского престола. Римские католики, говорил Ф. Хатчинсон, выступая в Палате лордов (1731), отступники от апостольской чистоты ранней церкви, которая существовала в Ирландии, как и в остальном мире. С его точки зрения ирландцы были добрыми англиканами, а св. Патрик (см. ПАТРИК), по словам Роланда Дэвиса (1716), не был папистом, но настоящим наставником в католической (вселенской) вере, установленной сейчас законом. По его мнению, в англиканизме ирландцы восстановили свою истинную веру.

В то же время нельзя отрицать своеобразие Кельтской церкви как духовного института, оказавшегося под сильным влиянием местных культурных и социальных систем. В раннесредневековой Ирландии процветало уникальное сословие ученых - филидов (см. ФИЛИДЫ), благодаря деятельности которых оказалось возможным слияние местной и христианской традиций. Прежде всего, это сказалось в неповторимости ирландской литературы, особом отношении к тексту и языку, нарушающем правило троязычия. В определенной мере это можно сказать и о валлийской литературе. Культурный синтез также проявился в почитании Ветхого Завета наравне с Новым, например, для оправдания нехристианских социальных норм (многоженство, ограничение дарений церкви и т.д.).

Полезные сервисы

кельтские языки

Энциклопедический словарь

Ке́льтские языки́ - группа родственных языков, относящихся к индоевропейской семье. Включает: вымершие - галльский, кельтиберский, мэнский, корнский, лепонтийский; живые - ирландский, гэльский, валлийский, бретонский.

* * *

КЕЛЬТСКИЕ ЯЗЫКИ - КЕ́ЛЬТСКИЕ ЯЗЫКИ́, группа родственных языков, относящихся к индоевропейской семье (см. ИНДОЕВРОПЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ) языков. Включают: галльский, кельтиберский; гойдельские языки, ирландский, мэнский, гэльский (гаэльский); бриттские языки: валлийский (уэльский, кимрский), корнский и бретонский.

Большой энциклопедический словарь

КЕЛЬТСКИЕ ЯЗЫКИ - группа родственных языков, относящихся к индоевропейской семье языков. Включают: галльский, кельтиберский; гойдельские языки, ирландский, мэнский, гэльский (гаэльский); бриттские языки: валлийский (уэльский, кимрский), корнский и бретонский.

Словарь народов и культуры

Кельтские языки

(Celtic languages), группа индоевропейских языков, включающая ирланд. гэльский, шотл. гэльский, мэнский, валлийский, корнский и бретонский яз. К.я. первоначально были распространены по всей Европе, от Испании до Малой Азии (совр. Турции), но затем поглощены др. индоевроп. яз., прежде всего романскими. Ни один из этих континентальных яз. не сохранился; скудные сведения о них могут быть получены при анализе топонимов и немногочисл. надписей. Инсулярные (островные) яз. сохранились лучше. Их можно подразделить на две группы: гойдельскую, включающую ирланд. гэльский, шотл. гэльский (эрский) и мэнский, и бретонскую, к-рая состоит из валлийского, корнского и бретонского яз. Самые ранние свидетельства относятся к ирланд. яз, - это рунические надписи 4 в. н.э. Расцвет ирланд. яз. датируется 11 в., но после 16 в. он уступил свои позиции англ. Ирланд. - офиц. яз. Ирландской Республики, где в наст, время на нем говорит прибл. 31% населения. Шотл. гэльский был заимствован из Ирландии в 5 в. н.э. и вскоре развился в самостоятельный диалект, хотя ирланд. сохранялся как лит. яз. вплоть до 17 в. На шотл. гэльском говорят в наст, время ок. 100 тыс. чел. в сев.-зап. части Шотландии и на Шотландских (Гебридских) о-вах. Мэнский к сер. 20 в. перестал быть живым разговорным яз. Валлийский известен с 8 в. н.э.; у него богатая ср.-век. поэтическая традиция. Упадок валлийского яз. в 19 в. связан с пром. рев-цией, когда значит, часть англоязычного населения в поисках работы мигрировала в Уэльс на фабрики и шахты; к нач. 20 в. говорящие на валлийском яз. оказались в меньшинстве. Однако он возродился после 2-й мировой войны и в наст, время является офиц. яз. Уэльса (ок. 750 тыс. говорящих). Бретонский яз. проник в Бритэни (Бретань) в 5 в. н.э. с Британских о-вов; его использование не поощрялось во Франции вплоть до 1950-х гг., и сейчас на нем говорят ок. 500 тыс. чел. Корнский яз. исчез в нач. 19 в.

Лингвистика

Ке́льтские языки́ -

группа языков индоевропейской семьи (см. Индоевропейские языки). В 1‑м тыс. до н. э. К. я.

были распространены на значительной части Европы (ныне это часть

Германии, Франции, Великобритания, Ирландия, Испания, Северная Италия),

доходя на востоке до Карпат и через Балканы до Малой Азии. Позднее зона

их распространения сильно сократилась; языки мэнский, корнский, кельтиберский,

лепонтийский, галльский вымерли, живыми К. я.

являются ирландский, гэльский, валлийский и бретонский. В современной кельтологии принято делить К. я. либо по

географическому признаку - на континентальные и островные, либо по

признаку фонетическому - различному

рефлексу индоевропейского лабио-велярного *kʷ, которое в островных

К. я. в гойдельской подгруппе (ирландский, гэльский, мэнский) отражается

как k, а в бриттской подгруппе (валлийский, корнский, бретонский) даёт

p. Из континентальных К. я. кельтиберский принадлежит к q-ветви, а

лепонтийский и галльский - к p-ветви, хотя в галльском есть

свидетельство пережиточного сохранения индоевропейского *kʷ (ср.

Equos - название месяца из галльского календаря).

Представляя собой особую группу, К. я. вместе с тем имеют

разнообразные связи с различными индоевропейскими языками. Ближе всего

они стоят к италийским языкам, с которыми ряд

учёных объединяют их в одну итало-кельтскую группу. А. Мейе полагал, что

италийские и К. я. отделились от общеиндоевропейского праязыка одновременно и поэтому представляют один и

тот же индоевропейский диалект. Общие для них

особенности: родительный падеж ед. ч. на ‑i в склонении существительных

с основой на ‑o‑ (ирл. огамич. MAQI, галльское

Segomari, лат. dominī), формы глаголов отложительных и глаголов со средним или

страдательным значением (др.-ирл. 1‑е л. ед. ч. наст. вр.

изъявительного наклонения labrur ‘говорю’,

ср. с лат. loquor). Древнеирландские формы

глагола в настоящем времени сослагательного

наклонения на ‑ā‑ имеют точное соответствие в латинском языке: 1‑е л. ед. ч. scrībam ‘писал бы’,

1‑е л. мн. ч. scrībāmus наряду с изъявительным наклонением основы на

‑о‑/‑е‑ scrībō. Оба типа сослагательного наклонения на ‑ā- и ‑s‑

родственны формам аориста других индоевропейских языков.

Резкие отклонения от древнего индоевропейского типа свойственны

островным К. я.: многочисленные комбинаторные

фонетические изменения (аспирация, лениция, палатализация и лабиализация согласных),

впоследствии частично закрепившиеся как исторические чередования; инфиксация местоимений в формах глагола, так называемые спрягаемые предлоги;

специфическое употребление отглагольных имён (называемых в кельтологии

инфинитивами), сохраняющих именное управление, иногда примыкающих к глаголу в словообразовательном отношении, но не входящих в

глагольную парадигму; порядок слов в предложении

по схеме VSO. Эти и многие другие черты грамматического строя выделяют

К. я. среди других индоевропейских языков. Некоторые кельтологи

(Ю. Покорный, Г. Вагнер) объясняли своеобразие К. я. влиянием на них

неиндоевропейского субстрата, однако большинство

лингвистов (Д. Грин, Ф. Кортландт, В. Майд) считает вышеуказанные черты

островных К. я. историческими инновациями на том основании, что в

континентальных К. я., а также, видимо, в архаичном ирландском языке

подобные явления отсутствовали. На протяжении истории строй живых К. я.

претерпел значительные изменения. Древнеирландский отличался оппозицией

личных окончаний глагола - абсолютных и конъюнктных - в глагольных временах презенса, футурума, претерита

индикатива, презенса субъюнктива, где простой глагол имел абсолютную

форму, только если ему предшествовал союз или модальное наречие bés

‘возможно’. Однако, начиная со времени среднеирландского языка,

постепенно вырабатывается единая глагольная парадигма и

противопоставление абсолютных и конъюнктных форм глагола

утрачивается. По мнению ряда кельтологов (К. Х. Шмидт, Г. Льюис),

континентальные К. я. сохранили ряд архаичных черт, что помогает

выяснить последовательность исторических изменений во всей группе

К. я. В лепонтийском (частично также в кельтиберском и галльском)

сохранилось конечное ‑m, которое совпало с ‑n в других К. я. Большинство

галльских надписей имеет порядок слов SVO, в кельтиберском (надпись из

Боторриты) - SOV, возможно, что характерная для островных К. я.

последовательность VSO явилась результатом распространения одного

из возможных для индоевропейских языков типов построения предложения,

а для протокельтского надо принять реконструкцию SOV, что равно немаркированной

(конечной) позиции глагола в протоиндоевропейском.

Континентальные К. я. известны по различным источникам (иберийским,

этрусским, греческим, латинским), датированным примерно 5 в. до н. э. -

4 в. н. э. и подтверждающим принадлежность фиксированных языков к группе

К. я. Эти источники ограничены надписями, глоссами, монетными легендами. Старейшие надписи на

кельтиберском языке от 3-1 вв. до н. э. выполнены так называемым

иберийским письмом. Более поздние надписи (главным образом на камнях)

выполнены латинским алфавитом. Сохранилось

около 70 надписей на лепонтийском языке (район Северной Италии) от

3-2 вв. до н. э.; они выполнены вариантом этрусского письма, так же как

и относящиеся ко 2 в. до н. э. надписи на галльском языке из

Цизальпинской Галлии. Галльский язык представлен также галло-латинскими

билингвами, несколькими граффити на

вазах. Свыше 60 надписей из Нарбонской Галлии написаны греческим

алфавитом. Памятники галльского языка на основе латинского алфавита

(открыто свыше 100) большей частью относятся к нашей эре; наиболее

обширны галльский календарь из Колиньи и открытая в 1971 надпись из

Шамальера. Памятники континентальных К. я. играют важную роль в

реконструкции общего протокельтского языка и в выяснении исторического

развития всей группы К. я. в целом.

Из островных К. я. ирландский засвидетельствован с 4 в. так

называемыми огамическими надписями (см. Огамическое письмо) и с 7 в. - глоссами на основе

латинского алфавита. Гэльский язык ведёт начало от языка ирландских

переселенцев, обосновавшихся в Западной Шотландии и на острове Мэн в

5-6 вв. Немногочисленные письменные памятники имеются с 16 в. Мэнский

язык на острове Мэн вымер в 20 в. Валлийский известен со 2‑й половины

6 в.; письменные свидетельства (с конца 8 в.) представляют собой

валлийско-латинские глоссы, личные имена, топонимы и отдельные валлийские фразы в латинских текстах. Близко стоящий к

валлийскому корнский, известный по письменным данным с конца 9 в., вышел

из употребления в 18 в. Бретонский язык исторически продолжил язык той

части бриттов, которая в 5 в. переселилась из Британии в Бретань

(Франция). Наиболее ранние письменные памятники бретонского языка -

глоссы 9-11 вв. В начале н. э. бриттские диалекты были, видимо,

распространены по всей Британии, за исключением районов Шотландии к

северу от залива Фёрт-оф-Форт и района Клайда. К. Джэксон считает, что с

конца 6 в. можно говорить о валлийском, корнском и бретонском как об

отдельных языках. Между корнским и бретонским в области фонетики и морфологии так много сходного, что эти языки могут

вместе противопоставляться валлийскому.

Социолингвистический статус живых К. я.

различен. Ирландский язык является официальным языком (наряду с английским языком) в Ирландии. Валлийский язык, не

обладая официальным статусом, используется, однако, в прессе и на

радио, преподаётся как второй язык в школе (наряду с английским

языком). Бретонский и гэльский представляют каждый совокупность

региональных диалектов без устойчивой письменной литературной нормы и

используются в бытовом общении.

Льюис Г., Педерсен Х., Краткая сравнительная

грамматика кельтских языков, пер. с англ., М., 1954;

Королёв А. А. Древнейшие памятники ирландского языка, М.,

1984;

Pedersen H., Vergleichende Grammatik der

keltischen Sprachen, Bd 1-2, Gött., 1909-13;

Vendryes J., La position linguistique du

celtique, L., [1937];

Jackson K., Language and history in early

Britain, a chronological survey of the Brittonic languages, first to

twelfth century A. D., Edinburgh, 1953, repr. 1963, 1971;

Indogermanisch und Keltisch. Kolloquium der

Indogermanischen Gesellschaft, Wiesbaden, 1977.

В. Н. Ярцева.

Лингвистические термины

Языки, входящие в индоевропейскую семью и образующие в ней ветвь с рядом подгрупп. К кельтским языкам относятся ирландский, шотландский, уэльский (валлийский), бретонский и мертвые галльский, корнуольский.

Лексикология

Кельтские языки - Группа языков индоевропейской семьи, из которых живые распространены в Великобритании, Ирландии и на северо-западе Франции: ирландский, шотландский, мэнский (на о. Мэн между Британией и Ирландией), валлийский (уэльсский, кимрский), бретонский (в Бретани)

К мертвым кельтским языкам относятся кельтиберский (на северо-востоке Иберийского полуострова), галльский (в Галлии, нынешней Франции), ле-понтийский (в Северной Италии), корнский (в Великобритании) и др. Гипотеза об особом кельто-италийском языковом родстве не подтверждена. Некогда кельты расселялись в Европе очень широко, на востоке - вплоть до Волыни, Дуная и Малой Азии. Этимологами усматриваются некоторые кельтские заимствования в славянских языках.

Полезные сервисы

кельтский

Толковый словарь

прил.

1. Относящийся к кельтам, связанный с ними.

2. Свойственный кельтам, характерный для них.

3. Принадлежащий кельтам.

Толковый словарь Ушакова

КЕ́ЛЬТСКИЙ, кельтская, кельтское. прил. к кельты. Кельтский язык.

Толковый словарь Ожегова

КЕ́ЛЬТСКИЙ, -ая, -ое.

1. см. кельты.

2. Относящийся к кельтам, к их языкам, образу жизни, культуре, а также к местам их проживания, их внутреннему устройству, истории; такой, как у кельтов. Кельтские языки (индоевропейской семьи языков). Кельтская (альпийская) раса (входящая в состав индоевропейской расы).

Академический словарь

-ая, -ое.

прил. к кельты.

Кельтский эпос. Кельтские древности.

Орфографический словарь

ке́льтский

Словарь ударений

ке́льтский

Формы слов для слова кельтский

ке́льтский, ке́льтская, ке́льтское, ке́льтские, ке́льтского, ке́льтской, ке́льтских, ке́льтскому, ке́льтским, ке́льтскую, ке́льтскою, ке́льтскими, ке́льтском, ке́льтск, ке́льтска, ке́льтско, ке́льтски

Синонимы к слову кельтский

Морфемно-орфографический словарь

ке́льт/ск/ий.

Грамматический словарь

ке́льтский п 3a✕~

Словарь галлицизмов русского языка

КЕЛЬТСКИЙ, ЦЕЛЬСТКИЙ ая, ое. Отн. к кельтам, принадлежащий им. БАС-1. Цельсткий язык.1810. Д. В. Дашков Перевод двух статей Лагарпа. // Арзамас 2 12. - Лекс. Березин 1878: кельтские; Уш. 1934: ке/льтский.

Полезные сервисы

кельтский камень

Синонимы к слову кельтский камень

сущ., кол-во синонимов: 1

юла (32)

Полезные сервисы